Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Мировая политика с гендерных позиций: феминистские теории международных отношений

Феминизм – теория и практика отстаивания социально-политических прав женщин, а вслед за этим – формирование массового женского движения. Практика их деятельности стала предметом новых политических исследований в отечественной науке сравнительно недавно, в то время как в мировой истории это течение имеет устойчивые традиции и довольно длительный опыт.

Исследователи и участники движения по-разному понимают феминизм, давая ему то узкие, то широкие определения. В самом широком смысле феминизм – это «активное желание женщин изменить свое положение в обществе» [1].

Не существует единой феминистской теории. Феминистские идеи развивались на основе нескольких различных философских систем верований, поэтому женское движение состоит из различных параллельных ориентаций. Само слово «feminism» (от лат. femina – женщина) придумал французский теоретик социализма Ш. Фурье в начале XIX века [2]. Он писал о «феминистке», «новой женщине», которая изменит общественную жизнь и в то же время сама изменится в обществе, основанном на ассоциации и взаимности. Фурье был убежден, что «расширение прав женщин – это главный источник социального прогресса» [3, с. 174]. Изобретенный термин употреблялся им самим же на французском языке. Использование слова «феминизм» для описания идеологии равноправия женщин в обществе известно, согласно англо-американским историкам, с 1894 г.

К началу XX в. термин «феминизм» используется борцами за женские права не только в США, Великобритании и других странах Западной Европы, но также в менее промышленно развитых странах, таких как Россия, Япония, Индия, Египет, Турция, Аргентина. Хотя в «Толковом словаре живого русского языка» В. Даля в 1882 г. не было статьи об этом понятии, но хорошо известно, что российское общество в конце XIX – начале XX вв. называло «феминизмом» стремление женщин из образованных слоев общества самостоятельно и организованно добиваться признания своих прав в обществе [4].

Хотя феминизм как идеологическая и политическая сила возникает в XIX в., феминистические идеи и трактаты о необходимости расширения прав женщин в обществе можно обнаружить в очень ранние периоды человеческой истории. Одним из первых документов феминизма считается «Декларация прав женщины и гражданки», написанная и опубликованная французской писательницей Олимпией де Гуж в 1791г. В «Декларации» заявлялось, что игнорирование, забвение женских прав, «тирания сильного пола» являются причиной национального несчастья и нравственного разложения, что женщина рождена свободной и по праву равна мужчине [5].

Феминистские вызовы формируют основание для включения гендера как изменчивой категории в международные отношения: гендер как теоретический конструкт в международных отношениях и гендер как поддающийся трансформации метод знания и формирующий международные отношения [6]. Таким образом, рассматриваются три эпистемологии, обычно упоминаемые в феминисткой литературе, такие как феминистский эмпирицизм, теоретические позиции феминисток и феминистский постмодернизм.

Многие теории феминизма выявляют гендерный состав международных организаций и характер международного экономического управления: мужское господство при принятии решений и маскулинные привилегии и приоритеты, такие как рост производства, рациональная конкурентоспособность, которые имеют гендерно-исключающий результат.

Международные организации развивают политику, которая поддерживает и бросает вызов неравенству мужчины и женщины. С. Витуорт утверждает, что Международная организация труда начала подвергать сомнению собственную политику, которая имеет также гендерно-дискриминационные действие. Далее, Уайтворз и Хоскинз обсуждают влияние женщин на политические процессы внутри и за пределами этих международных организаций, в которых господствуют мужчины. Они исследуют присутствие женщин в международных организациях, которые в значительной степени занимают позиции секретарей или ассистентов в этой бюрократической политике мужчин, а также исследуют женщин, которые организуются вокруг определенных проблем, существующих в международных организациях. Ученые-феминистки подвергают сомнению установленные структуры международных организаций, которые продолжают поддерживать отсутствие женщин на уровне принятия решений. Речь не идет о том, чтобы женщины не участвовали или их опыт неуместен в международных отношениях, а потому, что женские жизни и опыт не были эмпирически исследованы в контексте мировой политики.

Р. Грант и К. Ньюланд утверждают, что международные отношения были чрезмерно сфокусированы на конфликте и анархии, а также на искусстве управления государством, что способствовало формированию стратегии, чрезмерно сосредоточенной на конкуренции и угрозах [7]. Данная трансформация идет по пути «феминизации» всех видов социальных, национальных, государственных и международных отношений. Российские исследователи Белова Е. и Савчук Г. в работе «Феминизм как феномен западнo-eвропейской цивилизации» (1999) подчеркивают, что «как философская идея и организованное общественное движение феминизм характерен исключительно для западной цивилизации. Феминизм зарождается в то время, когда традиционный взгляд на общество как структуры, которую невозможно изменить заменяется взглядом на общество как на изменчивую реальность, вместе с которой изменяется и мировоззрение людей. Появляется понимание того, что навязываемые обществом ценности, нормы и правила на самом деле есть не что иное, как продукт этого общества» [8].

Анализ исследования внешней политики раскрывает новые независимые области выработки политики и исследования. Например, эмпирические исследователи анализируют постоянный гендерный разрыв во внешней политике. Международное признание женских, гей и лесбийских прав как прав человека имеет последствия для внешней политики государства, так же как политика отдельно взятой страны, которая признает гендерную специфику прав человека и повлияла на инструменты и декларации прав человека (лесбийский, женский, гей) на глобальном уровне [9].

Женщины являются важными активистами социальных движений, выступая за мир, экологическую справедливость, а также в поддержку международного женского движения. Д. Стинстра [10] утверждает, что в последние 150 лет женщины организовывались и действовали на глобальном уровне в рамках:

  • суфражистского движения;
  • международного женского движения за мир;
  • конференции Организации Объединенных Наций, которые собрали вместе правительства и неправительственные организации, чтобы обсудить и разработать стратегии в поддержку прав женщин;
  • региональных женских сетей для постколониального устойчивого развития.

Так, американский писатель Белл Хукс считает, что хотя феминистская борьба имела цель положить конец патриархальному превосходству, различные группы женщин могут осознать разнообразие и сложность женского опыта и их отношений с властью [11].

Включение гендера как аналитической категории в систему международных отношений было следствием политического мятежа женщин. Второй феминистский вызов к канонам международных отношений утверждает, что женщины не изучались в международных отношениях, потому что концептуальная рамка всего поля до сих пор не гендеризирована, так как она извлечена из политического и социального контекста патриархального уклада. Феминистки спорят, например, что ключевые понятия международных отношений, такие как власть, суверенитет, автономия, анархия, безопасность, и основные единицы анализа, такие как мужчины, государство и международная система, являются неотделимыми от патриархального разделения публичного/общественного и частного/приватного. Они идентифицированы с мужским опытом и формами знания в публичной сфере, где доминируют мужчины в противоположность частной сфере, исторически определенной для женщин. Согласно этому представлению, международные отношения не только гендерно пристрастны и построены на исключении женщин и женских атрибутов, но также гендер является всеобщей категорией.

Доминирующие теории «malestream» (мейлстрим), такие как реализм и неореализм, требуют объяснить мир, как он есть, которые формируют наше поведение с конкретными последствиями для реальных мировых акторов и событий [12]. Они ответственны за создание мира, какой он есть, за воспроизводство глобальных гендерных иерархий и другие социальные иерархии типа раса, класс и этничность. Теоретизирование, как отмечает Берчилл, – это «процесс, посредством которого мы придаем значение этому объективированному миру». Концептуальная рамка и уровни анализа, превалирующие в международных отношениях существенным образом, это оспариваемые попытки придать смысл мировой политике. Феминистские перспективы в международных отношениях, их неспособность видеть общие исторические, культурные, политические сконструированные границы гендерного государства ограничивают их способность объяснить историческое изменение и непрерывность в мировой политике.

К середине ХХ в. появляется ряд теорий, которые пoдчepкивают политическую сущность феминизма. Американская исследовательница Э. Кляйн в своей книге «Гендерная политика от сознания до массовой политики» (1984) характеризует феминизм как политическую идеологию, отстаивающую равные роли мужчин и женщин в обществе и утверждающую, что женщины не получают поддержки в семье, не имеют доступа к рынку из-за дискриминации в обществе и неадекватного отношения к этой проблеме социальных институтов [13]. По мнению английского социолога К. Видон, феминизм представляет собой политику, направленную на изменение существующего соотношения сил между мужчинами и женщинами в социуме [14]. То есть, обоими авторами подтверждается политическая сущность теории феминизма, которая стала идеологией политической борьбы женщин за равные с мужчинами права и возможности.

В конце 1980-х годов феминистские исследовательницы постепенно переходят от критики патриархата и изучения специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Женские исследования постепенно перерастают в гендерные исследования, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными.

В этом контексте необходимо выделить оформившуюся в феминистском дискурсе теорию «материнского мышления» (maternity tthhiinnkk-ing), положения которой сводятся к двум постулатам: «женщины, особенно матери, в силу своего «особого предназначения» являются противниками насилия и войны, а в силу своих социальных и культурных характеристик они более способны к миротворческой деятельности». Наиболее обстоятельно причины существования такого феномена объяснила теоретик культурного феминизма С. Руддик, которая считает, что

«материнское мышление» основывается на охранительной роли, которая в свою очередь вырабатывает этическую установку оберегать окружающий мир, в том числе и от насилия. Здесь ещё раз можно увидеть, что «пол» – это не только биологическое определение, но и уникальная категория в культуре [15].

Итак, феминизм рассматривается как теория, как социальная практика и как идеология. Появление термина «феминизм» было связано с необходимостью выделения групп людей, выступающих не только за возрастающую социальную роль женщин, но также и за право женщины определять себя как самостоятельную личность. С точки зрения феминистской политической теории, в целом, научно-теоретические разработки эпохи раннего феминизма не подвергали анализу властные отношения или какие-либо политические программы. Однако важен факт, что уже в то время публично обсуждалась роль женщин в обществе, включая признание феминистских перспектив, и уже тогда такие дебаты носили международный характер. Однако, в силу того, что в последние столетия и приватная, и публичная роли женщины расширились и претерпели изменения, определение феминизма также расширилось и стало включать политические, культурные, экономические, ceкcyальные, расовые и этнические составляющие.

 

Литература 

  1. Delmar О. Reader. Feminism / Ed. by М. Humm. – New York: Haworth Press, 1987. – 108.
  2. uttle L. Encyclopedia of Feminism. – New York: Longman, 1986. – 107.
  3. Фурье Ш. Теория четырех движений и всеобщих судеб. – М., 1938. – С.
  4. Коллонтай А.М. Избранные статьи и речи. – М., 1972. – С.
  5. Rendall , uttle L. Feminism // Reader А. / Ed.by М. Humm. – New York: Oxford University press, 1992. – P.72.
  6. rue Feminism // heories of International relations / Scott Burchil and Andrew Linklater. – New York: St. Martin’s Press, 1998. – P. 280.
  7. Grant R., Newland K. (eds). Gender and International Relations. – London: Penguin, 1991. – 4.
  8. Белова Е., Савчук Г. Феминизм как феномен западноевропейской цивилизации // – М.: ИСЭПН, 2004. – 262 с.
  9. Violette La, Whitworth S. No Safe Haven: Sexuality as a Universal Human Right and Gay and Lesbian Activism in International Politics. – Boston: Boston University Press, 1994. – 563 p.
  10. Stienstra D. Women’s Movements and International Organizations. – oronto: en Days for World Development, 1994. –ХІІ.
  11. Hooks Yearning: race, gender and cultural politics. – London: urnaround, 1990. – P. 187.
  12. Peterson C., Runyan A.S. Global Gender Issues – Boulder, CO: Westview Press, 1993. – P. 3.
  13. Klein E. Gender Politics: From Consciousness to Mass Politics. – Cambridge: Harvard University Press, 1984. – 207 р.
  14. Weedon C. Feminist Practice and Poststructuralist heory. – Oxford: Basil Blackwell, 1987. – P.
  15. Ruddick Maternal hinking. oward a Politics of Peace. – Boston: Boston Press, 1995. – Р. 170.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.