«Насилие» как явление выступает одним из ключевых проблемных вопросов в международных отношениях, в истории которых данный феномен использовался в качестве средства (инструмента) для достижения целей государствами, отдельными личностями, организациями и т.д. «Насилие» и «субъект политики» – два неразделимых понятия, их взаимосвязь представлена на арене междуна родных отношений. Борьба за власть, участие в конфликте, применение насилия, обеспечение бе зопасности являются неотъемлемыми атрибутами мировой политики, которая представляет собой сферу довольно многообразную, постоянно обновляемую и во многом непредсказуемую. В статье предпринята попытка проанализировать проблемы и перспективы насилия как феномена 21 века, показаны пути недопущения силовых, насильственных методов в политике.
Проблема насилия в теории международных отношений
После окончания холодной войны казалось, что мир вошел в стадию длительного бесконфликтного существования. В академических кругах эта позиция была выражена в публикациях американского ученого Ф. Фукуямы о конце истории как эре соперничества идей и утверждения либеральных принципов организации человеческого общества. Однако события развивались в ином направлении. Резко увеличилось количество локальных и региональных конфликтов с применением насилия. Усилилась тенденция к размыванию границ между внутренними и международными конфликтами.
С крахом биполярной системы участие в региональных конфликтах и процессе их урегулирования превратилось в ключевую проблему деятельности крупнейших международных организаций, в одно из важнейших направлений внешней политики ведущих мировых держав. Резко возросли масштабы международных операций по поддержанию мира, а сами эти операции имеют преимущественно военизированный характер и направлены на «силовое умиротворение» противоборствующих сторон.
В условиях глобализации конфликты создают серьезную угрозу мировому сообществу в связи с возможностью их расширения, опасностью экологических и военных катастроф, высокой вероятностью массовых миграций населения, способных дестабилизировать ситуацию в сопредельных государствах. Сегодняшний конфликт уже мало напоминает собой характерное для Вестфальской системы мира «классическое» противоборство государств. Трансформация международной системы изменила параметры и масштабы применения насилия: столкновения, характерные для биполярного мира, уступили место конфликтам «нового поколения». Сегодняшний мир – доказательство того, что человечество не может жить в бесконфликтном мире. Межэтнические и религиозные противоречия существовали и существуют в целом ряде европейских стран. В 2002 г. в Нидерландах в рамках Международной программы исследований причин нарушения прав человека (РЮОМ) был опубликован отчет, посвященный динамике конфликтов в современном мире. По данным отчета, в 2001 г. в мире было зафиксировано 23 конфликта «высокой интенсивности», унесших жизнь 125 тыс. человек, 79 «конфликтов низкой интенсивности» (в каждом из которых погибло от 100 до 1 тыс. человек), а также 38 «конфликтов с элементами насилия», где погибли от 25 до 100 человек в каждом случае. И лишь в 35 странах современного мира не было вообще зафиксировано военных конфликтов. Таким образом, конфликты стали тревожным симптомом современной геополитической реальности.
Каковы же причины широкого распространения конфликтов и как следствие – высокой геополитической нестабильности современного мира? Исторические аналогии здесь напрашиваются сами собой: в начале XX столетия Германия являлась страной, в которой больше половины населения было моложе 25 лет и жило в бедности, накапливая «в молодой крови нации» жажду реванша. Спонтанное развитие ситуации в Германии привело к победе фашистской партии и развязыванию Второй мировой войны. В арсенале современных политтехнологов имеется тревожная статистика: к 2020 г. население беднейших регионов мира будет состоять в основном из молодежи – контингента наиболее беспокойного в политическом отношении. По данным доклада ЦРУ за 2001 г., ожидалось, что население в возрасте до 30 лет к 2020 г. составит, соответственно, в Азии – 47%, на Ближнем Востоке и в Северной Африке – 57%, в зоне к югу от Сахары – 70%. При этом в большинстве стран не будет условий для успешной интеграции молодежи в общество. Все это позволило американским политикам предположить, что бесправная и разгневанная молодежь, лишенная всякой надежды, будет самым яростным оппонентом международного порядка [1].
Политическое насилие на современном этапе
Современное политическое насилие принимает более скрытые и неоднозначные формы, приобретает новые черты: становится более ожесточенным, затяжным и трудно управляемым. Резня в Руанде в апреле – июле 1994 года – не менее чудовищна, чем нацистский Холокост, казавшийся прежде воплощением запредельного зла, сотворенного людьми. Геноцид в Руанде – не просто пример применения насилия, – это акт безумия, который не может быть оправдан. Беспрецедентный масштаб насилия и характер осуществлявшегося в этой стране геноцида позволяет предположить, что люди, планировавшие и разжигавшие его, намеревались возбудить массовую ненависть, и в этом отражается их понимание феномена, подмеченного еще Тацитом: «Человеку свойственно ненавидеть того, кому он причиняет вред» [2]. Вовлекая такое количество населения в расправы над тутси и представителями интеллигенции хуту, организаторы геноцида заставили сотни тысяч своих соплеменников обагрить руки кровью, чем усиливали ненависть к жертвам и охватывали общей виной все большие массы хуту. Более того, в связи с неуклонно набирающей темпы тенденцией глобализации международных отношений, с развитием мировых телекоммуникационных систем многие конфликты последнего десятилетия XX в. – начала XXI в., зародившись как внутренние или локальные, нередко приобретают более широкое значение, достигающее мирополитических масштабов. Так, в Северной Ирландии уже несколько десятилетий – то стихая, то вспыхивая с новой силой – идет гражданская война между католиками и протестантами, унесшая уже более трех тысяч жизней [3]. Протестантское большинство провинции выступает за сохранение союза с Великобританией. Католическое меньшинство, в свою очередь, жаждет воссоединения с Ирландией. На протяжении нескольких десятилетий основными способами борьбы представителей обеих общин были ожесточенные уличные столкновения и террористические акты. Последние, в основном, проводятся боевиками Ирландской республиканской армии (ИРА) как на территории Ольстера, так и в самой Великобритании. В этот конфликт (а также в его урегулирование) в той или иной степени оказались втянуты не только Великобритания и Ирландия, но и в целом мировое сообщество в лице США, международных организаций НАТО и ООН. После терактов 11 сентября сепаратисты подверглись беспрецедентному давлению со стороны США. Белый дом пригрозил, что поведет борьбу с ИРА наравне с Усамой бен Ладеном, что «разберется» с теми влиятельными американцами ирландского происхождения, кто оказывал ИРА политическую и финансовую поддержку. Тем не менее боевики ИРА отказываются разоружаться, что сохраняет напряженность в данной провинции, которая продолжает оставаться одним из проблемных регионов мировой политики [4].
В Руанде, где насилие носило межэтнический характер, также можно отчетливо проследить тенденцию перерастания столкновений локального характера в региональные войны, которые превращаются в международные и принимают хроническую форму. Резня в Руанде перекинулась через ее границы, вовлекая в орбиту конфликта другие страны – Бурунди, Уганду, Зимбабве, Анголу и Намибию. Так, этнический взрыв в одном из государств региона явился детонатором серьезнейшего политического кризиса на обширных пространствах Центральной Африки.
Распространение и последствия, которые оно влечет за собой, неизбежно приобретают морально-нравственное измерение, постоянно привлекающее внимание как исследователей, так и политических практиков. Стремительное нарастание в наше время жестокости, истребительности и разрушительности войны, обретение ею способности уничтожить человечество и саму планету Земля сделали неотложно-практической необходимость свести насилие к минимуму.
В 1994 году эта «страна тысячи холмов», была обескровлена геноцидом, в ходе которого погибли 800 тысяч человек, ее экономика лежала в руинах. За 20 лет Руанда сильно изменилась в лучшую сторону. Сегодня в Руанде живут 11 миллионов человек, ее ВВП на душу населения вырос в пять раз. Уровень бедности снизился на 25% и к 2020 году страна собирается повысить уровень жизни, перейдя от экономики, основанной преимущественно на сельском хозяйстве, к экономике, базирующейся на сфере услуг. Страна ставит своей целью развитие экспорта, в первую очередь природных ресурсов и товаров легкой промышленности. Сильными сторонами Руанды являются то, что 96% детей учатся в школе и благодаря программе «Компьютер каждому ребенку» изучают информатику уже с начальных классов. В 2012 году на 2 миллиона 300 тысяч учеников начальной школы приходилось 115 тысяч компьютеров. Страна делает ставку на образованную молодежь, чтобы обеспечить экономический рост сферы услуг, инвестиции в который выросли с 800 миллионов долларов в 2012 году до 1,4 миллиарда в 2013 году [5].
Сегодня уже трудно не согласиться с тем, что насилие в современной мировой политике – проблема, носящая глобальный характер. Широкое распространение и опасные последствия его применения сделали необходимым рассмотрение насилия в данном аспекте. П. Аснер, описывая современное состояние международных отношений, ставит диагноз, в соответствии с которым роль силы «скорей, не столько упраздняется или в необходимой мере снижается, сколько попросту становится менее непосредственной, более неопределенной, не такой предсказуемой и поддающейся расчетам» [6].
Стремительное нарастание в современном мире жестокости, истребительности и разрушительности войны, обретение ею способности уничтожить человечество и саму планету Земля сделали неотложно-практической необходимость поиска новых путей выхода из сложившейся ситуации. После Второй мировой войны на Западе появилось множество исследований, посвященных поиску альтернатив войне. Особенно активно разрабатывалась теория ненасильственного сопротивления.
Тем не менее существующая концепция ненасилия, выступающая против насилия, при всех своих зримых достоинствах, к сожалению, не может остановить происходящие в мире конфликты, творимое зло и решить все глобальные проблемы современности.
Принимая во внимание тот факт, что суть, характер и методы разрешения конфликтов существенно меняются в зависимости от конкретных исторических условий, можно говорить о том, что меняется характер и содержание насилия. С каждым днем народы всего мира как бы все более и более сближаются пространственно друг с другом. Примером тому может служить просветительская акция 3 марта 2009 года в Санкт-Петербурге у станции метро Балтийская активисты молодежного движения «Молодежь за права человека» раздавали листовки с информацией из Всеобщей Декларации прав человека. Также желающие молодые люди оставляли свои подписи под петицией «О претворении в жизнь Всеобщей Декларации прав человека». Это было связано с событиями в Руанде 1994 года, одним из самых кровавых инцидентов в истории человечества за последние десятилетия. Народность хуту начала массовые убийства представителей народности тутси. По скорости убийств эта резня превзошла скорость убийств в немецких концентрационных лагерях в период Второй мировой войны.
17-21 сентября 2014 года в Кракове-Освенциме прошел международный конгресс «Молодежь Европы за мир без насилия», в котором приняли участие около 1500 молодых людей из 8 европейских стран (Венгрии, Италии, Польши, России, Румынии, Словакии, Украины и Чехии). Таким образом,молодежь мира, проводя такие акции, показывала свою позицию в отношении актов насилия.
Позиция молодежи в политическом процессе актуальна и для современного Казахстана. Актуальность этой проблемы обусловлена рядом причин. Во-первых, молодежь – наиболее динамичная и энергичная социальная группа, которая будет определять развитие общества и государства через несколько лет. Во-вторых, молодежь предопределяет структуру занятости населения и его трудовую активность на ближайшие десятилетия. Поэтому от сегодняшнего положения молодежи зависит экономическое развитие государства и его мощь. В силу этих причин обращение политических сил Казахстана к молодежи, изучение и решение ее проблем, привлечение молодых людей к участию в политическом процессе становятся необходимостью и приобретают особую актуальность.
Изменение характера насилия в современных международных отношениях
С трансформацией всей системы международных отношений претерпели изменения характеры насилия международных конфликтах. В числе таких тенденций выделяется изменение источников конфликтов и насилия, повышение разрыва в доходах между регионами в рамках одной страны, неразвитость институтов и механизмов для урегулирования и разрешения конфликтных ситуаций, а также недостаточное развитие культуры согласия в обществе, общая слабость и неразвитость институтов и механизмов, призванных обеспечить урегулирование конфликтных ситуаций в современном мире. Насилие становится затяжным и трудно управляемым. В течение всей войны в Руанде миротворческие усилия посредников оказывались тщетными, не позволяя положить конец взаимному истреблению хуту и тутси, показав, что мировое сообщество до сих пор не имеет инструментов для предотвращения геноцида, который может носить открытый характер. Конфликты в современном мире и применяемое в них насилие носят все более ожесточенный характер. И важно отметить возрастание роли информационного элемента. Сегодня с помощью СМИ мы можем проследить за происходящими событиями в любой точке Земного шара, что может послужить катализатором в эскалации той или иной конфликтной ситуации.
Принимая во внимание тот факт, что насилие представляет собой весьма эффективный (ибо позволяет устранить противника и тем самым окончательно решить определенную политическую задачу), следует все же учитывать, что это зачастую не оправданный способ достижения целей и решения политических проблем. Применение насилия позволяет осуществлять глубокие преобразования общественных отношений.
Заключение
Важнейшие общечеловеческие проблемы не в состоянии решить самостоятельно ни одна нация, ни одна страна. Чтобы избежать насилия в разрешении глобальных международных проблем, необходимы объединенные целенаправленные и созидательные усилия всего человечества, людей всей Земли, концентрация их желания, разума и воли.
Феномен насилия, в силу масштабов своего распространения и тех последствий, которые оно влечет за собой, представляет большую теоретическую значимость и неизбежно приобретает морально-нравственное измерение. Концепция ненасилия, с моральной точки зрения, несравненно гуманнее, чем использование насилия. Формы насилия в современных международно-политических конфликтах не меняются, изменения касаются характера и содержания насилия. Насилие представляет собой весьма распространенный, но зачастую не оправданный способ достижения целей в мировой политике.
Литература
- Динамика современных геополитических конфликтов //http://nicbar.narod.ru/geoproblemy
- Военные преступления: Геноцид. Террор. Борьба за правосудие. – М.: Юрист, 2000. – С. 73.
- Золотарев В.А. Сражения будущего // Независимое военное обозрение. – 2002. – № 31. – С.29.
- Аснер П. Насилие и мир: от атомной бомбы до этнической чистки. – СПб., 1999. – С.
- Руанда: 20 лет после геноцида http://ru.euronews.com/2014/04/07/special-mass-in-kigali-to-mark-rwanda-genocide-anniversary/
- Гусейнов А. А. Этика ненасилия // Вопросы философии.№ 3.С. 74.