Актуальные проблемы историографии истории скифов

Аннотация

Интерес к истории скифов возник в далеком прошлом, когда греки в своей истории переживали архаический период. Первыми рапсодами и историками были Гомер и Гесиод, воспевавшие героические события из жизни скифов. И уже начиная с ҮІІІ века до н.э. появляются множество античных трудов по истории этих номадов. Почти все письменные источники про скифов сумел собрать российский источниковед В.В.Латышев.

Уже в советское время и в постсоветский период массовым исследованием истории скифов занимаются археологи, антропологи, лингвисты, этнографы и пр. Но несмотря на это до сих пор остаются спорными некоторые важные вопросы истории скифов, в особенности их языка, прародины, расселения, антропологии и пр.  

Интерес к истории скифов у историков и филологов проявляется еще в начале ХҮІІІ века. Одним из первых историков России, исследовавший историю скифов, считается В.Татищев. В своей книге «От скифов до славян» автор, опираясь на многих греческих и латинских историков, рассматривает происхождение скифов, определение этнонима «скиф», традиции и быт этих номадов [1, 197].

Немаловажный вклад в изучении истории скифов внес сборник серии 1996-1997 годов «Древнейшие государства Восточной Европы» под редакции А.В.Подосинова. В этой серии А.И.Иванчик в разделе «Млекоеды и абии Илиады», обозревая гомеровскую Илиаду, останавливается на упоминании Гомером в Троянской войне млекоедов и абиев. В ходе исследования было утверждено, что эти млекоеды и абии Гомера и есть те самые скифы. Последователь и современник Гомера Гесиод прямо утверждал, что млекоеды и абии это скифы [2, 7-12].

Одними из представителей, поддерживающие иранскую языковую принадлежность скифов являются Г.М.Бонгард-Левин и Э.А.Грантовский. Они в своей книге «От Скифии до Индии», опираясь на труды иранистов В.Ф.Миллера и В.И.Абаева и ряда археологических памятников на территории Ирана утверждают, что родиной не только скифов, но и культуры «зверинного стиля» является территория нынешнего Ирана. Авторы использовав некоторые древние и современные названия рек   и имен мифических царей, а так же некоторую схожесть в мифологиях народов Кавказа и Ирана, определили скифов как ираноязычные народы [3, 16-25]. Этих авторов не удивляло то обстоятельство, что археологический памятник, найденный в Северо-западном Иране в 1947 году  относится  к ҮІІ веку до н.э., что такие же по идентичности памятники, найденные на территории Казахстана, Алтайе и в других регионах относились к более раннему периоду нежели ҮІІ век до н.э.

В противовес Бонгард-Левину и Грантовскому выступает Заур Гасанов. В своем грандиозном труде «Царские скифы» Гасанов проводит обильные исследования по изучению истории скифов. Гасанов не только смог утвердить, что скифы пратюркские народы, но и сумел дать идентичные критерии скифов с современными тюркскими народами, к примеру с казахами. Гасанов использовал разные методы изучения, комментировал труды многих скифологов, таких как Миллер и Абаев. В ходе изучения археологии, антропологии, традиций, религии, ритуалов, языка, этнических признаков, мифологии, этнонимики и ономастики скифов Гасанов пришел к единому выводу, что скифы или саки это и есть древние огузы, автохтонная территория которых являлась в свое время Центральная Азия. Так же Гасанов определяет хронологию скифов в понтийских степях ІХ в. до н.э. [4, 28,31,70,116-117]. Главным достижением работы Гасанова является опровержение теории советских скифологов об иранизации скифов. Работа была выполнена четко и ясно со всеми указанными источниками и результатами исследования.

Множество идентификаций и параллели скифов с другими древними народами можно заметить и в древних эпосах и легендах: в «Нартах», греческих мифах, в иранских сказаниях. Такие схожести можно рассмотреть при изучении эпосов и сказаний в труде отечественного исследователя А.Маргулана «Древние эпосы и сказания» [5, 62-63]. Для нашей научной работы в особенности важны некоторые идентификации казахских эпосов с древнегреческими. Идентификации заметны не только в сюжете, но и в персонажах.

Немаловажное значение имеет и работа Т.Журтбая «Дулыға» («Шлем»), в котором автор придерживается мнения Гасанова об конкретных ошибочных мнениях некоторых советских скифологов о происхождении пратюркских народов, в частности скифов. В своих рассуждениях автор книги придерживается такого мнения, что все дошедшие до нас скифские имена являются не иранскими или греческими или славянскими, а именно тюркскими. А рассказ Геродота о происхождении скифов, т.е. легенда о Таргитае, прародителе скифов, автор считает не мифом, а персонажем, реально существовавшим [6, 40-45]. Кроме Таргитая автор останавливается на деятельности и других скифских царей и мыслителей, таких как Ишпакай, Партатуа, Мадий, Анахарсис, Токсарис, Иданфирс, Атей и пр.

Видное место при изучении истории скифов занимает работа под общей редакции Б.А.Рыбакова «Археология СССР. Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время». Работа, на основе археологических раскопок, прослеживает расселение, хронологию, географические рамки, этнографию европейских скифов. Кроме этого работа дает краткий обзор периодизации изучения истории скифов в новое время и в советский период. Но несмотря на обильную изученность данной проблемы, работа никоем образом не ставит окончательную точку об хронологии истории скифов [7, 10].

Умеренный вклад в изучении истории скифов вносит У.Х.Шалекенов в своей книге «Цивилизация ариев Центральной Азии», в котором автор подробно описывает погребальный обряд племен бронзового и раннежелезного веков Центральной Азии, Северного Кавказа и Северного Причерноморья. Автор утверждает, что найденные во всех этих исторических регионах погребения имеют общие аналогии. В особенности в Центральной Азии в найденных могильниках и курганах, как утверждают археологи, вместе с покойником в могилу клали ценные вещи, оружие, верховую лошадь со всеми принадлежностями, если человек был знатным в их могилы помимо этого еще хоронили одну из жен усопшего и различные драгоценности. В самом Казахстане еще в 1960 году в археологическую карту были внесены около пяти тысяч памятников бронзового и раннежелезного веков, многие из которых идентичны памятникам скифского периода северного Причерноморья. Найденный в Иссыкском кургане «Золотой человек» ставит большую точку об идентификации скифских и сакских погребений [8, 92-100].

Важные исследования по изучению истории скифов преподносит нам труды О.Сулейменова. Его знаменитые произведения «Глиняная книга», «Код слова», «1001 слово», «Тюрки в доистории» и прочие книги затрагивают те самые важные детали истории, которые необходимы при идентификации скифов с огузами, протоказахами и другими тюркскими народами. Особенность автора в том, что он находит коренной источник слова путем исторического метода разбора этого слова. Именно он первым сумел дать пратюркское значение словам «скиф» и «сколот» [9, 202-2008].

Немаловажные и очень интересные сведения по изучению истории скифов предоставляет работа Ж.Бейсенбайұлы «Орталық Азиядағы арғытүрік сипатты мәдениеттер: этнотектік аспектілер». Автор в своей работе рассматривает проблемы прародины скифов и киммерийцев. Интересно то, что автор работы пытается раскрыть генеологию самих киммерийцев, не отрицая того случая, что быть может и они являлись пратюркскими народами [10, 234-282].

Интересные исследования прослеживаются в статье В.А.Шнирельмана «Арийцы или тюрки? Борьба за предков в Центральной Азии». Автор работы рассматривает исторические взгляды некоторых казахстанских ученых. Например, казахский археолог Р.Б.Исмагилов еще в советское время утверждал, что прародина скифов расположено далеко на Востоке, где находились Гиперборейское море и Рифейские горы. Кроме этого он уверял, что происхождение царских скифов в Северном Причерноморье произошло путем прихода в эти места сакских племен из Семиречья, и что все эти племена тюркоязычные народы [11, 197-198].

О военном снаряжении скифов предоставляет книга А.И.Мелюковой «Вооружение скифов». Работа считается полным описанием вооружения скифов, начиная от доспехов и панцирей и заканчивая дротиками и копьями. Работа прослеживает подробные описания каждого атрибута вооружения: мечи и кинжалы, лук и стрелы, копья и дротики, защитные панцири и кольчуги, боевые топоры и пращи. Так же работа дает археологические данные и пояснения к ним в виде таблиц [12, 65-78].

Статистические данные о численности войск народов в древности дает научная статья А.А.Сланова «Численность армий иранских народов древности». Автор предоставляет численность войск персов и скифов во время скифского похода Дария, македонцев и скифов во время скифского похода Зопириона, македонцев и саков во время македонского похода в Среднюю Азию и др [13, 178-180].

Йорданов Ст. в своей статье «Исследования о мифо-эпических народах Балкан и Северного Причерноморья» рассматривает один из самых древних античных источников про скифов гомеровские произведения. Именно Гомер первым упоминает скифский народ как «абиями», «глактофагами» и «гиппомолгами». В статье автор потверждает сведения Гомера и другими источниками поздних античных историков, таких как Эсхил, Страбон, Николай Дамаский и др [14, 84-100]. Мифические образы и персонажи гомеровских произведений имеют важное место при изучении истории скифов. Важные сведения об истории скифах рассматриваются в статье А.А.Клейменова «К вопросу о северопричерноморских планах Александра Македонского». Автор трактует работы двух античных историков Арриана и Курция Руфа о походе А.Македонского против саков и скифов. До сих пор многих волнует вопрос, каких номадов сумел победить Александр, а каких он просто от себя ограничил? Используя все имеющиеся источники автор статьи попытался дать более оптимальную версию этих событий [15].

Некоторые сведения предоставляет Махортых С.В. в труде «Киммерийцы на Северном Кавказе». Автор изучая историю киммерийцев, затрагивает некоторые моменты из жизни скифов. По его мнению к истории скифов невозможно подойти без изучения истории киммерийцев [16].

Освещает некоторые подробности о расселении скифов на северном побережье книга  А.Белова «Русь Арийская». Книга сама по себе посвещена изучению прародины арийцев и индоарийцев, но в результате исследования автор приходит к выводу, что прародиной не только европейских скифов, но и ранних арийцев является территория Казахстана и Южной Сибири. Автор, в своих рассуждениях, в основном опирается на археологические и антропологические данные, что по своей сути дают более точные сведения нежели письменные источники [17, 8-14].

Взаимосвязь, схожесть и идентификация скифов с другими древними народами изучалась еще  с античных времен, когда еще сам Геродот называл саков азиатскими скифами. Так же у Гомера и Гесиода имеются комментарии о гиппомолгах, голоктофагах и абиях, которые сходны не только со скифами но и с киммерийцами. В современном периоде истории скифов по разным причинам и сходствам стали приближать и к спартанцам. В особенности в политическом и социально-экономическом отношении: такая же форма правления, сильно обособленный военный характер, дикий нрав по сравнению с другими греческими городами и государствами, сходство в вооружении, военная демократия у обоих прототипов и пр. [18, 313-314] [19, 183-184]. Более убедительные факты сходства этих двух народов попытался выявить А.В.Зайков в статье «Спартано-скифские параллели в античной литературе и вопрос о причинах их появления». За основу сходства автор берет божество Артемиду, вокруг которого некоторые ритуалы были идентичны лишь двум народам античного мира: скифам и спартанцам [20, 7-23].

Важные моменты истории скифов рассматривал известный совесткий скифолог М.И.Артамонов. по его научным расчетам скифы прибыли на территорию Северного побережья Черного моря не в ҮІІ веке до н.э. как утверждали многие скифологи и данные из некоторых письменных источников, а намного раннее в последней трети ІІ тысячилетия до н.э. почти все археологические находки ведут к тому, что срубная культура берет свое начало далеко на востоке в центре Азии. И только оттуда они стали вытеснять катакомбную с Северного Причерноморья на юг Кавказа и Переднюю Азию [21, 12-14].

Другой советский скифолог М.И. Ростовцев в своей книге «Эллинство и иранство на Юге России» утверждает, что южные степи России были еще заселены в период неолита и энеолита видимо скотоводами. Странно то, что автор комментирует о сильном влиянии на южные земли России два могучих культурных очага, одну из которых (западную) он расматривает, а что касается второй (видимо восточной) автор промалчивает [22, 21-22]. Далее при рассмотрении истории киммерийцев, автор заключает сильное родство этих народов с фракийцами, имея лишь некоторые древние топонимические названия, хотя схожести этих двух прототипов в погребениях, ритуалах, фольклоре и тем более языка он не демонстрирует. Интересен еще тот факт, что автор комментирует будто скифы все таки смогли подчинить себе некоторые народы киммерийцев и, что синды, меоты, савроматы это и есть остатки тех самых киммерийцев [22, 30]. Вывод обычный, многие скифские народы, перечисляемые Геродотом и многими другими античными историками, по мнению Ростовцева, это остатки тех народов, которых поработили скифы, а сами скифы это и есть «царские скифы».

После греческой колонизации на территории Южной России появляются греческие торговые города. Это было время греков и кочевых воинственных скотоводов, которые по-началу не вели военные действия между собой. Складываются греческие мифы об аргонавтах, Геракле, Ахилле, Персее, Одисее и многих других. Во многих мифах встречались кентавры, циклопы и др., образы которых греки изымали у скифов, аримаспов и пр., т.е. у тех народов, которые были незнакомы или мало знакомы эллинам. Это время было взрывом греческих рапсодов, историков, философов и пр. В своих произведениях они часто затрагивали проблему происхождения скифов, их обычаи и традиции, язык и ритуалы. Знаменитыми сборниками источников почти всех античных сведений о скифах считаются издания В.В.Латышева «Известия древних писателей о Скифии и Кавказе» [23][24][25][26] [27][28]. О воинственности скифов прослеживается и в труде А.А. Инкова «Еще раз о «скифском» походе Зопириона». Автор подробным образом освещает причины, ход и конец этой скифо-македонской войны, исход которой стало «белым пятном» в истории завоевательных походах А.Македонского [29, 4-14]. Эта война снова показала, что скифы никогда никому не подчинялись и всегда были готовы защитить свои владения.

Обоснованные размышления по изучению истории скифов предлагает книга А.П. Смирнова «Скифы». Уже в начале книги автор утверждает, что из трех легенд о происхождении скифов у Геродота, правдоподобна и научно обоснованна лишь третья легенда, в котором повествуется, что скифы прибыли на территорию Северного Причерноморья с Востока. Так же автор указывает, что скифы были прародителями раннежелезной эпохи на территории нынешней Южной России [30, 1014]. Автор определяет завоевательную политику скифов военной демократией. Автор комментирует действия скифов в Передней Азии из библейской книги Иеремии, в котором скифов описывают жестокими и сильными воинами, не щадившие ни малых ни старых людей. В отличии от других скифологов, Смирнов уверяет, что скифы не были представителями срубной культуры, а являлись как и киммерийцы племенами катакомбной культуры [30, 40-41].

Объективное исследование по изучению истории скифов проводил Тамара Т.Райс в своей работе «Скифы: Строители степных пирамид». Исследуя археологические памятники и письменные источники по истории скифов, автор приходит к выводу, что прародиной скифов является территория Алтая. О языке скифов автор лишь полагает версии многих историков, но уверен в одном: все кочевники Великой степи, вероятней всего говорили на одном языке, как сейчас почти все кочевники в Азии говорят на тюркских языках [31, 13]. Автор в своей книге рассматривал в основном этнографические особенности скифов, сближая сибирских и алтайских скифов с южнорусскими скифами. Отличительной особенностью книги от других исследований является смелое утверждение автором о расовых и антропологических несхожестях скифов со славянами [31, 34].

Немаловажные сведения представляет книга В.И.Гуляева «Скифы. Расцвет и падение великого царства». Автор споставляет исследования и исторические версии некоторых советских скифологов. Например, он комментирует мнение Гракова об автохтонности скифов в Северном Причерноморье. Эта гипотеза дает версию, что прямыми предками скифов являлись племена срубной культуры эпохи бронзы и насчитывается серединой ІІ тысячилетия до н.э. Такой версии Гракова свои доводы противопоставляет Тереножкин, считающий, что скифы прибыли из глубин Азии в ҮІІ веке дон .э. уже с сформировавшейся культурой своенравной «триады» [32, 92-99].

Более обоснованные и близкие к истине сведения встречаются у Б.Н. Гракова.  В своем очер-   ке «Скифы» автор пытается определить хронологические рамки истории скифов в Северном Причерноморье. [33, 18-21.]. Очерк Гракова изложение не только политической и экономической жизни скифов, но и подробные описания и рассуждения хозяйства, материальной культуры, религиозных обрядов, торговых отношений и пр.

Попытки рассмотреть проблемы происхождения скифов имеются у украинского скифолога В.Ю.Мурзина. В своей монографии «Происхождение скифов: Основные этапы формирования скифского этноса» автор сопоставляя научные доводы многих советских скифологов, пытается найти объективные факторы происхождения скифов на территории Северного Причерноморья. Рассматривая научные интересы таких историков как В.А. Ильинская, А.И. Тереножкин, М.И. Артамонов, Б.Н. Граков, А.А. Иессен и многих-многих других, автор делит их на два лагеря: скифологов полагавших, что скифы были переселенцами и , что скифы были автохтонами [34, 4]. Представители теории, что скифы были переселенцами, к примеру А.И. Тереножкин, утверждал, что скифы произошли задолго до ҮІІ века до н.э. в глубинах Азии, где формировалось так же и их культура: оружие, снаряжение коня, зверинный стиль [34, 5.].

Интересные и очень важные моменты истории скифов рассматривает Г.В.Вернадский в своей книге «Древняя Русь». Во второй главе своей книги автор прямо утверждает, что скифы перебрались на территорию Южной России из Казахстана [35, 36]. Большое внимание автор уделяет на искусство скифов характеризующий их зверинный стиль. Все орнаменты на оружиях или же на сосудах, а так же на многих обычных предметах были связаны с животными, такими как пантера, тигр, олень, лошадь, бык и пр. Такие вещи часто встречаются и при арехологических раскопок в Казахстане и Сибири, хотя и отличаются утонченностью. Причина тому, что европейские скифы-цари заказывали такие вещи уже искусным греческим мастерам. Так же автор утверждает, что оттенки этого зверинного стиля позднее уже встречается и в самой Греции и других исторических регионах [35, 39]. К примеру, греческие образы минотавра (быке с человеческим телом) и кентавров (полулюдей, полулошадей), так же грифоны, сциллы, гидры и харибды, все эти мифические чудовища напоминают нам скифский зверинный стиль. Так же нельзя не упоминуть самого А.Македонского, золотой шлем которого идентичен голове барана.

 

  1. Татищев В.Н. От скифов до славян. Часть первая. М.,
  2. Подосинов А.В. Древнейшие государства Восточной Европы. М.,1999.
  3. Бонгард Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. М.,1983.
  4. Гасанов З. Царские скифы. Нью-Йорк,
  5. Марғұлан Ә. Ежелгі жыр, аңыздар. Алматы,
  6. Жұртбай Т. Дулыға. Т.1. Алматы,
  7. Археология СССР. Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. Под общей редакцией академика Рыбакова Б.А. М.,
  8. Шалекенов У.Х.-Баласагуни. Цивилизация ариев Центральной Азии. Тараз,
  9. Сулейменов О. Собрание сочинений. Тюрки в доистории. Т.5. Алматы,
  10. Бейсенбайұлы Ж. Орталық Азиядағы арғытүрік сипатты мәдениеттер: этнотектік аспектілер. Астана,
  11. Шнирельман В.А. Арийцы или тюрки? Борьба за предков в Центральной Азии //Политическая концептология. № 4,
  12. Мелюкова А.И. Вооружение скифов. М.,1964.
  13. Сланов А.А. Численность армий иранский народов древности // Теория и практика общественного развития. № 3.
  14. Йорданов Ст. Исследования о мифо-эпических народах Балкан и Северного Причерноморья: социокультурная характеристика гомеровских ΑΒΙΟΙ // Античный мир. Харьков,
  15. Клейменов А.А. К вопросу о северопричерноморских планах Александра Македонского // Научные ведомости Белгородского государственного университета. №1. Выпуск 21.
  16. Махортых С.В. Киммейцы на Северном Кавказе // АН Украины ИА. Серия «Скифы: Экономика и история». Киев, 1994.
  17. Белов А. Русь Арийская. М.,
  18. Салгараев М. Т. Теоретические взгляды на изучение истории скифов // Тюркский мир: От Якутии до Средиземного моря через Кыргызстан. Материалы международной тюркологической научно-практической конференции. Бишкек, 25-26 марта
  19. Салгараев М.Т. Новые рассуждения о скифах // Материалы международной научно-практической конференции. Том І. Туркестан, 27 ноября
  20. Зайков А.В. Спартано-скифские параллели в античной литературе и вопрос о причинах их появления // Античная древность и средние века. Екатеринбург, 2004. Выпуск
  21. Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы. Л.,
  22. Ростовцев М.И. Эллинство и иранство на Юге России. М.,
  23. Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории.Том С.-П.,1890.
  24. Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. // Вестник древней истории.Издание 4. М., 1947.
  25. Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. // Вестник древней истории. М., 1947.№№1-4; 1948. – №№1-4; 1949.-№№1-4.
  26. Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории.Том ІІ. Выпуск 1. С.-П., 1904.
  27. Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории.Том І. М., 1948.
  28. Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории.Том Выпуск 2. С.-П.,1906.
  29. Инков А.А. Еще раз о «скифском» походе Зопириона // Научные труды МГУ. №1.
  30. Смирнов А.П. Скифы. М., 1966.
  31. Райс Т. Скифы: Строители степных пирамид // Загадки древних цивилизаций. М.,
  32. Гуляев В.И. Скифы. Расцвет и падение великого царства. М.,
  33. Граков Б.Н. Скифы. М.,
  34. Мурзин В.Ю. Происхождение скифов: Основные этапы формирования скифского этноса. Киев,
  35. Вернадский Г.В. Древняя Русь. Нью-Хейвен,
Год: 2017
Город: Алматы
Категория: История
loading...