Назир Турекулов – видный общественно-политический деятель и выдающаяся творческая личность

В статье рассматривается видный общественный и политический деятель Назир Турекулов, дается анализ его общественно-политической деятельности и творчества. Вместе с этим даются рекомендации в отношении персоналии личности.

В этой статье мы попытались дать общий обзор общественно-политической деятельности и творчеству Н.Турекулова. до сегодняшнего времени его творческую деятельность исследовал Жолтай Алмашев Жумат, а его политическую деятельность всесторонне изучал Тайыр Мансуров. Но с научной точки зрения его личность еще не полностью изучена. В дальнейшем требуется отдельное изучение его общественно-политической деятельности и творчества. Потому что всесторонне культурная и гражданская личность как Н.Турекулов оставил в своем творческом наследии много ценностных ориентиров, отвечающих потребностям политического и духовного общества. 

Усиление колонизации и массовое изъятие земель в начале ХХ века привели к обострению отношений не только с царской администрацией, но и внутренних противоречий в казахском ауле и неминуемо вызвали брожение среди интеллигенции и простого народа. В рассматриваемый период времени национально-освободительное движение, как и само казахское общество, были неоднородным. Наряду с сохранением родоплеменных отношений и остатков кочевой демократии начинали складываться новые социально-экономические условия, связанные с проникновением капиталистических отношений в степь. Ввиду того, что процесс капитализации только развивался, формировавшаяся национальная буржуазия не могла играть ведущую роль в политической жизни. Малочисленный и распыленный по мелким предприятиям казахский пролетариат, не имевший политической организации и ориентации, также не мог возглавить национально-освободительную борьбу. В этих условиях руководство освободительным движением взяла на себя духовно-интеллектуальная элита, наиболее последовательно выражавшая идею национальной независимости.

Какое бы время не было есть личности, способствующие развитию общества, достигая феноменальных высот. Такие люди делают все во благо народа, его процветания, обретения независимости, для всего человечества в целом. Н.А.Назарбаев в своей книге «В потоке истории» не раз отмечает роль видных деятелей государства, об их месте в истории становления страны [1].

Назир Турекулов – советский партийный и государственный деятель, дипломат, журналист, филолог. Образование незаконченное высшее экономическое, так как на время участия в национальноосвободительном движении 1916 года учился на экономическом факультете Московского государственного университета им. Плеханова. Работал инструктором во Всероссийском земском союзе на Западном фронте, затем в Тургайской области. С 1917 года вступил в ряды партии левых эсеров. В 1918 году был назначен секретарем исполкома Кокандского Совета, одновременно председатель организации левых эсеров. В сентябре 1918 года стал членом Коммунистической партии, добровольно записался служить в ряды Красной Армии, был назначен начальником политуправления Конной Армии в Туркестане. С этого момента начался стремительный взлет его революционной и партийной карьеры. Одновременно расцвел публицистический талант Турекулова, он показал себя незаурядным организатором культурно-массовой и просветительской работы. Будучи членом совдепа Коканда, он принимает самое активное участие в создании его печатного органа «Халык газетасы» («Народная газета»), организует выпуск первого номера журнала «Инкилоб» органа ЦК Компартии Туркестана. Являясь членом редколлегии этих и других изданий, он не только много редактирует и контролирует качество перевода, но и сам регулярно публикуется на их страницах. Уже тогда его статьи были отмечены глубиной понимания, аналитичностью и превосходным стилем [2].

Кроме того, Назир оказывал посильную помощь и в издании журналов «Хакикат» («Истина»), «Билим очагы» («Очаг знания»), «Туркмен ели» («Туркменский народ») и других, которые уже в  1923 году распространялись далеко за пределами Туркестана (Кашгар, Кульджа, Поволжье, Бухара, Хива и т.д.).

Восхождение к вершинам власти Назира Турекулова, избранного весной 1918 года секретарем Ревкома Кокандского совдепа, было поистине стремительным. Через три года он уже находился на самой верхней ступени партийной и государственной иерархии, став в мае 1921 года председателем ТуркЦИКа, членом Среднеазиатского бюро ЦК РКП (б) и членом реввоенсовета Туркестанского фронта. За это время он успел побывать и членом Президиума областного ревкома города Скобелево, и начальником политуправления Конной армии в Туркестане, и комиссаром просвещения Туркестана, и ответственным секретарем ЦК КП Туркестана, редактором ряда газет и журналов, в том числе «Вестника просвещения и коммунистической культуры». В 1920 году редактор газеты «Иштракюн» (Ташкент), органа краевого мусульманского бюро. В 1920-1921 гг. нарком просвещения Туркестанской Автономной Советской Социалистической Республики. С 19 июля 1920 года по 22 октября 1920 года председатель ЦИК Туркестанской АССР. В сентябре – ноябре 1921 года ответственный секретарь ЦК КП (б) Туркестана, член Среднеазиатского бюро РКП (б). В 1920-1921 гг. член Туркестанской комиссии ВЦИК и СНК РСФСР, а также Туркестанского бюро ЦК РКП (б).

С 19 июля по 12 сентября 1920 года председатель Исполнительного бюро Временного ЦК КП(б) Туркестана; позже до сентября 1922 года, ответственный секретарь ЦК КП(б) Туркестанской АССР.  В 1920-1921 годах народный комиссар просвещения Туркестанской АССР. С 26 ноября 1920 года по 19 мая 1922 года член РВС Туркестанского фронта. С мая 1921 по июнь 1922 года председатель ЦИК Туркестанской АССР. В 1922 году член исполнительной комиссии Средазбюро ЦК РКП (б). Став, по сути дела, одним из руководителей Туркестана, Н.Турекулов часто выезжал в различные области  этой обширной республики, стараясь на местах вникнуть в суть проблем, возникающих перед новой властью, он выступал на различных съездах, встречался с рабочими, красноармейцами и дехканами на собраниях и митингах. Причем он с самого начала усвоил для себя, что одним из важнейших качеств народного руководителя является умение как прислушиваться к голосу масс, так и быть внимательным к каждому человеку. Его спокойный тон и неизменная политкорректность создавали такую обстановку, при которой посетители не стеснялись в буквальном смысле излить ему свою душу.

С 1922 по 1928 год председатель правления Центрального издательства народов Востока (Центроиздат), возглавлял восточное издательство. Член Президиума Всесоюзной научной ассоциации востоковедения. На посту председателя правления Центрального издательства народов СССР он много сделал для развития просвещения и книжного дела. Он редактировал книги на русском и тюркских языках, отдельные издания выпускались с его предисловиями На юбилейном заседании, посвященном  пятилетию  Центроиздата  в  июне  1928  года,  его  председатель  с  чувством  гордости отмечал:

«...Центроиздат  положил начало приобщению  многомиллионных  масс различных  национальностей Союза к советской культуре, и за короткий срок своего существования создал базу для книжной продукции, которую совершенно не знают другие страны. За пять лет им выпущено 59 959 713 оттисков учебной, научно-популярной, общественно-политической, художественной, сельскохозяйственной и другой литературы на языках свыше 50 национальностей. Наряду с созданием, укреплением и развитием непериодической печати, Центроиздат уделяет серьезное внимание вопросам создания, улучшения и распространения национальной периодики. Достаточно сказать, что в настоящее время им издается 21 периодическое издание на 12 языках” [3].

Занимался проблемой латинизации тюркских письменностей, автор проекта латинизации тюркского алфавита, представил проект нового тюркского алфавита (1923-1928). Он также становится активным участником 1-го Всесоюзного тюркологического съезда (Баку, 1926). Вообще, Назир Турекулов проявил себя и как крупный филолог. Он является автором «Социально-политического словаря русско-узбекского языка» (Ташкент, 1922). Он занимался проблемой латинизации тюркских письменностей, был автором проекта латинизации тюркского алфавита, посвятив этому вопросу ряд статей в журналах «Жизнь национальностей», «Новый Восток» (К вопросу о латинизации тюркских алфавитов // Новый Восток. 1925, № 10/11, с. 218–222; Новые задачи // Новый Восток. 1928, № 20/21, с. XII–XXII) и др. Назир Турекулов один из первых редакторов, один из основоположников издательства в Москве, возглавлял Центральное издательство народов Востока. Подтянул к себе таких видных тюркских деятелей творчества как казах Букейханов, Жумабаев, узбек Аблони, башкир Вилданов.

В подшивках узбекских газет и журналов, изданных в 20-е годы можно найти не только его публицистические статьи, но и стихи опубликованные под псевдонимом “Дервиш”. И ещё одним талантом обладал Назир Турекулов – талантом художника. Сохранилось несколько его карандашных рисунков. Эта легендарная личность не уставала заниматься самообразованием. И этот яркий, энергичный, молодой, харизматичный деятель не мог быть не замечен руководством страны – в октябре 1922 года его переводят в Москву на должность председателя правления Центрального издательства народов Востока (Центроиздат) при ЦИК СССР. Турекулов отлично понимал значение своей новой работы и всю энергию и талант издателя, редактора, просветителя, публициста, учёноголингвиста – он ещё заместитель ректора Института народов Востока – вкладывает развитию культур разных народов в многонациональном государстве [4].

Как мы уже упомянули, возглавляя Центроиздат, Турекулов параллельно вел преподавательскую работу в Институте народов Востока и, кроме всего прочего, был включён в резерв Наркоминдела. И когда возникла необходимость срочно заменить Карима Хакимова на посту полпреда в Аравии, лучшей кандидатуры, чем Назир Турекулов не нашлось. На І Всесоюзном съезде учителей, состоявшемся в 1925 году, он выступил с докладом на тему «Национальный вопрос и школа», где поднял проблемы национальных культурно-просветительных учреждений, строительства зданий для национальных школ в регионах, развития женского образования в тех национальных республиках и областях, где женщины не могли обучаться в общих школах, создания специальных профтехнических и сельскохозяйственных школ и т.д. Эти вопросы с одобрения делегатов были внесены в резолюцию съезда. Стоит отметить, что Назир Турекулов, в отличие от большинства руководителей, которые после установления Советской власти косо поглядывали на религию, задумывался о влиянии ислама на историю человечества. В годы службы на посту председателя ТуркЦИКа он старался достичь разумного компромисса в отношениях новой власти и религии. Одно только его решение подписать постановление о переносе выходного дня с воскресенья на пятницу – мера, свидетельствующая о его гражданской смелости. Так же в начале двадцатых годов Турекулов издал указ, объявивший три дня Курбан айта – почитаемого мусульманского праздника – выходными [5].

Организовал «Народную газету» и активно участвовал в общественно-политической жизни страны. 20 лет служил Советской власти при этом не раз защищал казахские и исламские интересы. Доказательство этому записи академика НАН РК Рахманкула Бердибая: «После установления Советской власти руководящие должности сторонились вопросов религии. А вот Турекулов с самого начала глубоко понимал значение религии для истории человечества, и поэтому не был в их числе, высоко ценил достоинства религии. Мы видим по его многочисленным статьям и  докладам  его резкие объяснения по этому поводу. В статье «Ислам и коммунизм» Назир повествует об истории возникновения ислама, о сплочении наций и народностей благодаря религии, об установлении предела человеческой совести и свободного убеждения».

Еще один удивительный поступок Турекулова во время председательства в Центральном исполнительном комитете Туркестанской республики его поступок на который решается не каждый видный государственный деятель. По Рахманкулу Бердибаю известно, что он подписал Указ 7 декабря 1921 года о переходе выходного дня с воскресенья на пятницу, этот поступок даже и не снился не одному государственному деятелю того времени. В начале 20-х годов он подписал Указ о трех выходных днях Курбан айта для всего мусульманства. Этот шаг описывает его как смелого руководителя своего времени, в пример руководителям-марионеткам Советской власти [6]

В 1923–1928 гг. Турекулов находился на государственной службе в Москве.

6 декабря 1919 года в статье «Йажуж-Мажуж и Восток» опубликованном в Дервише, он упомянул Йажуж Мажуж в лице Англии, подсекавшей на весь исламский мир. Чудовище революция издает звуки из Москвы: Калькутта, Кахира, Тегеран объединившись с Египтом, Ираном, Индостаном должны быть одним фронтом. Россия, Турция, Афганистан должны стать их щитом. Такими религиозными терминами он дает грамотный анализ состоянию мировой политики. Также он не упускал религиозных статей, песен и вносил в них свои коррективы. В 1925 году в русском издательстве «Коммунистическая революция» статья «Каково мнение исследующее Ислам?» исследуется противоположное мнение Е.Федорова «О будущем религий Средней Азии», дает противоположные отзывы, всесторонне исследует и указывает на не доработки. После исследует творчество узбекского деятеля Неймата Хакима, который читает лекции в Ташкенте перед общественностью о том, что пророк Мухаммед посланник Аллаха или простой человек? Хочет убедить общественность, что пророк простой человек. Назир уверяет, что отстранив народ от религии, он этим ничего не добьется, Назир критикует не только узбекских просветителей, но и казахских поэтов-писателей таких как Сакен Сейфуллин. В основном его творчество 1914-1922 годов его религиозные суждения в статье «Асау Тулпар» критикует сборник его песен «День Айт». Во-первых, он не знает Ислам, во-вторых, требует религиозной грамотности от своих коллег – сказал Турекулов о Сейфуллине [7].

Назир Турекулов высказывался об атеизме в стране Советов, о том, что вера пропадает под натиском внешних сил. В 1927 году в издательстве «Муштум» опубликована статья «Вера» в которой дается анализ «Ислам и коммунизм в философии понятие – ислам, ислам и только ислам». В Москве не получается быть набожным и это меня расстраивает. Мое состояние не такое как раньше, в тот момент мне представилась не лучшая мысль. Вы спрашиваете что это? Это наше отстранение от религии и это меня пугает – отвечает Турекулов. Многие соотечественники восхваляли атеизм, а слова Турекулова находившегося на руководящей должности – это смелый поступок. Он является знатоком Ислама и, представляя интересы своего народа, не всегда был односторонним. Может это результат его дальновидной политики, для своего народа он считал правильным использовать не арабскую графику, а латиницу. В своем труде «Зачем нужен новый алфавит» он всесторонне исследует графику вплоть от каменного века до принятия арабской графики, поддерживающий такой видный деятель как Ахмет Байтурсынов.

Здесь он задается вопросом «Откуда арабы научились писать?» и занимается исследованием истории арабов, спрашивают у Жоржа Зейдана и приходит к мысли, что арабская графика появилась на сто лет раньше исламской религии. Он исследует различные алфавиты в разделе «Зачем нужен новый алфавит?» приводит доказательства принятия Ахметом Байтурсыновым 10 лет назад именно арабского шрифта. Благодаря Байтурсынову на сегодня мы различаем слово «тор» от «түр»,  «тұр» от «тур», он исправил орфографические ошибки. Далее на вопрос «Зачем нам дальний  латинский, лучше взять близкий русский?» он смело ответил преимущества перехода на латиницу: «Фронт использования русского алфавита мал. Русские пользуются этим шрифтом только со смежными племенами. Фронт использования латинского шрифта широк. Им будем общаться на многонациональной арене». Это показывает дальновидность, образованность Тюракулова, на сегодня в независимом Казахстане переход на латиницу одна из актуальных проблем. Совмещая мусульманское воспитание с европейской культурой он показал, что является интеллигентом своего времени.

В феврале 1923 года он избирается председателем группы ученых Средней Азии участвующих в разработке нового алфавита. На службе в Центральном издательстве в своей книге «Новый алфавит. Для взрослых» дает транскрипцию для широких масс казахским звукам в стиле латинского шрифта [8]. Далее он занимал должность проректора учебного просвещения в Институте восточных языков. До этого он стоял у истоков открытия в Ташкенте высшего педагогического института Казахского просвещения. Помог А.Диваеву в выпуске сборника произведений Абая Кунанбаева. Поручает Султанбеку Кожанову устроить  на  работу в  газету  «Акжол» Магжана  Жумабаева, переехавшего  в Ташкент. Позже в Москве помогает Жумабаеву поступить в Высший литературный институт культуры. Таким образом при помощи Турекулова в свет выходит сборник «Жусип хан» Жумабаева. Всячески оказывал помощь и Алихану Букейханову в издании его сборников «Ер Сайын», «Ер Таргын», «Козы Корпеш – Баян Сулу», «Двадцать три траура», «Тысяча и одна пословица».

В 1926 году вышел в свет его труд «Об иноземных словах» Турекулов уделяет особое внимание сохранению родного языка, сторонник закона сингармонизма, внес лепту как ученый-лингвист. Возглавлял Центральное издательство Восточных народов на протяжении 6 лет и достиг своего пика в журналистике. Его вершина – журнал «Темирказык». Он без утайки публиковал статьи в издательствах Ташкента и Москвы о последствиях Российского колониализма на народы Туркестана. Он открыто заявлял, что Царская Россия принимала Туркестан в качестве сырьевого придатка,  тем самым всячески препятствовала культурному развитию региона. Во 2-м номере журнала «Военная мысль» от 1921 года была опубликована статья «Ферганская проблема» Назира Турекулова под псевдонимом «Дервиш». Автор, в данной статье анализируя тяжелейшее положение в Фергане, указывает на грубейшие ошибки советских органов в деле проведения продовольственной политики  и тяжелую судьбу коренного населения [9].

Являясь большевиком, у него были теплые отношения с участниками Алашской интеллигенции. Он был продолжателем алашских идей в кулуарах советской власти. Каким он не занимал высшие номенклатурные посты, никогде не разлучался с национальных интересов. С далеких 1917 годов переписывался с Алиханом Букейхановым и выполнял его поручения. Назир вступил в ряды большевиков только тогда, когда было создано правительство Алаш. После признания группой, возлавлявшей Букейхановым Советского правительства Назир первый установил с ними контакт. В своем письме находившегося в Москве Алихана Букейханова Ахмету Байтурсынову писал: «Наш Назир предложил выпустить книгу про Шокана, Ыбырая, Шангерея. Я согласился. Сам буду писать про Шангерея. Ты возьми Ыбырая. Сам Назир напишет про Шокана» [10]. Обратите внимание как пишет Букейханов «Наш Назир», о какой связи свидетельствует лишь это слово.

Известный ученый Бейсенбай Кенжебаев так описывает встречу с народным вождем Алиханом Букейхановым в кабинете Назира Турекулова: «В один из наших визитов в кабинет Турекулова там сидел Букейханов. Познакомились. Алеке: Учитесь, учитесь, дети. Время ваше» подытожил он. Позже узнал, что Букейханову давал поручения с переводом. В кабинете Турекулова мы встречали многих видных деятелей тюркского мира. В своих разговорах он не раз повторял о создании устного народного творчества тюркских народов. Академик Рахманкул Бердибай о Назире Турекулове подчеркивал его смелость в общении после признания националистами таких видных деятелей Алихана Букейханова и Ахмета Байтурсынова. Этот факт свидетельствует о том, что он был знатоком истории казахского народа, ценил вклад интеллигенции в культурное развитие региона. Расстреляв  не в чем не повинного в 1937 году Турекулова наверное мы предполагаем не смогли простить ему связь с деятелями Алашорды. По крайней мере, это стало камнем преткновения в его участи.

И сегодня в стране идет целенаправленная работа по возрождению исторического сознания общества. Только зная историю своего народа и страны, начинаешь понимать особую ценность обретенной в конце прошлого столетия независимости. История казахского народа показывает, что борьба за свободу и независимость страны никогда не прекращалась. Не последнюю роль в этой многовековой борьбе сыграли и представители национальной интеллигенции рубежа XIX и ХХ столетий. Представители казахской управленческой элиты, научной и творческой интеллигенции заложили фундамент казахской государственности, приняли активное участие в процессе национально-территориального размежевания Средней Азии и воссоединения казахских земель [11].

 

Список литературы

  1. Назарбаев Н.А. В потоке истории. Алматы: Атамyра. 1999. С. 12-14.
  2. Торекулов Н. Шығармалар. – Сочинения: Дипломат. – Алматы; Казахстан, 1997. – 314 с. (24).
  3. Тøреyyлyлы Н. Орталыy баспаныy бес жылдығы. «Темірyазыy». Сəуір, 1996, №1(4). Шымкент, 1996,38-б. 4 {ожакеев Т. «Темірyазыy журналы жайында». «Темірyазыy». Сəуір, 1996, №1(4). Шымкент, 1996, 5-б.
  4. Мансуров Т., Полпред Назир Тюракулов. Дипломат, политик, гражданин. – М.: Реал-Пресс, 2003. –10-14 с. 6 Бердибай Р. Тçб3 бір тçркіміз. – Астана: Фолиант, 2004. -344 б.
  5. Тøреyyлов Н. Yлт мəселесі жайында // Темірyазыy. 1923. №2-3, І-6б. 8 Тøреyyлов Н. Жаyа əліппе неге керек? М.1924.
  6. Тøреyyлов Н. Жат сøздер туралы. – М. КСРО халыyтарыныy кіндікбаспасы, 1924. -12 б.
  7. Ана тілі. Сағымбай Жyмағул. Алты алаштыy ардағы. 2 тамыз
  8. Тyрсyн Х.М. Алаш nəм Тçркістан. – Алматы: «Ел шежіре», 2013. 400 б.
Год: 2016
Город: Алматы
Категория: История