Данная статья посвящена празднованию Наурыза в Казахстане и Афганистане. На сегодня по данной проблеме написана не мало работ, но сравнительный анализ празднования и выявления специфических особенностей с учетом традиционного празднования Наурыз, не была специальным объектом исследования для исследователей. Это праздник сохранения национальных и исторических традиций, также является одним из древнейших праздников, который объединяет разные культуры и народы, в том числе Казахстан и Афганистан. Наурыз был включен в 2009 году в Репрезентативный список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества, а также имеет статус культурного наследия, который способствует сохранению ценностей мира и солидарности между поколениями и внутри семьи, а также примирения и добрососедства, тем самым способствуя дальнейшему укреплению интеграции народов
Праздник Наурыз - один из самых древних праздников на Земле. Он отмечается уже более пяти тысяч лет как праздник весны и обновления природы многими народами Передней и Средней Азии, а по некоторым данным и у восточных славян. Исторические сведения об этом празднике встречаются в трудах многих античных и средневековых авторов. По восточному летоисчислению он соответствует иранскому Новому году (Навруз). Из поколения в поколение передавали традиции празднования Наурыза казахи, узбеки, уйгуры. Таджики называли его «Гульгардон» или «Гульнавруз», татары – «Нардуган», а древним грекам он был известен как «Патрих».
Корни праздника можно отыскать в древних языческих обрядах. Сама по себе форма празднования с глубокой древности несла в себе принципы любви к природе. Несмотря на давность, этот праздник сохранился в народной памяти, и в настоящее время приобрел новый духовно-этический смысл. Термин «Наурыз», как известно, означает новый день или время обновления или древний восточный «Новый год». По сравнению с другими традиционными празднованиями «Нового года» разных народов его истинность и планетарность подтверждена тем, что он начинается в день весеннего равноденствия или начала нового солнцестояния. То есть, это взаимосвязь космоса и земли предвещает новый импульс, обновление, возрождение природы и всего живого, в том числе и человека. Значение слова «наурыз» – словосочетание, корнями являются персидские слова «нау» (новый) и «руз» (день). Но надо иметь в виду тот факт, что в коптском словаре (Египет) существует слово «нияру». Впоследствии, греки, по своему обычаю, изменили произношение иностранного слова, присоединив к корню «нияру» букву «с». Получился «ниярус», наподобие «антони-антонис». Что интересно, коптское слово «нияру» переводится как «дни». И еще один интересный факт, связанный со словом «нияру».
Нияру – название весеннего периода, а именно дней, соответствующих мартовским дням. Интересен тот факт, что в коптском языке существует и слово «ниярус», которое дословно переводится как «празднество благодатных дней». И согласно лингвистическим исследованиям египетских, а именно коптских ученых, прародителем персидского слова «науруз» является коптский корень «нияру». Как известно, что коптская культура существовала еще до происхождения календарей, и возможно более молодая культура Месопотамии впоследствии переняла это слово от коптов. Это говорит о том, что изучение происхождения слова «Наурыз» остается открытым [1].
На территории стран бывшего Содружества Независимых Государств, праздник Наурыз, в основном широко отмечается в республиках Средней Азии, как Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан. По древнему летоисчислению этот день обычно совпадал с 22 марта - днем весеннего равноденствия. Поэтому казахи назвали месяц март - Наурыз. Считалось, что в этот день происходит обновление в природе, гремит первый весенний гром, происходит набухание почек на деревьях, буйно прорастает зелень. Следует отметить, что Наурыз мейрамы как нерелигиозный праздник весны и обновления имеет общие корни и параллели с проводами зимы и многими другими значимыми моментами в жизни всех народов Казахстана. Если в этот день рождались мальчики, их называли по традиции Наурызбаями или Наурызбеками, а девочек просто Наурыз или Наурызгуль. Если в этот день выпадал снег, то это считалось добрым знаком. Даже девичью красоту в казахских легендах сравнивают с белым снегом Наурыза, поскольку в марте месяце обычно идет мягкий пушистый снег с особенной белизной.
В далеком прошлом казахи называли Наурыз Днем улуса - народа или Великим днем улуса. В народе повелось: чем щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет год. Отсюда и изобилие праздничных обычаев и атрибутов. Накануне праздника весеннего равноденствия люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились находившиеся в ссоре, ибо, как утверждали старики, когда Наурыз входит в их дома, все болезни и неудачи должны обходить их стороной. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой, а в день Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их. Празднование Наурыза начиналось традиционной встречей рассвета, связанного со старинным ритуалом – «Если увидишь родник - расчищай его исток». Встречая рассвет, все взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки лопаты, кетмени, собирались в условленном месте у родника или арыка и производили его расчистку. Затем все вместе под руководством почтенных стариков производили посадку деревьев. При этом по установившейся традиции произносились слова: «Пусть останется в памяти от человека дерево, нежели стадо», «Срубил одно дерево - посади десять».
После исполнения ритуальных мероприятий три человека в образе жыршы - зазывалы (глашатая) обходили все улицы, площади, дворы и звали всех на праздник. Они одевались в яркие, праздничные костюмы. Ими могли быть персонажи казахских сказок - Алдар Косе, Жиренше и красавица Карашаш. После этого начиналось праздничное представление. Люди веселились, поздравляли друг друга с наступлением Нового года, желали друг другу добра, пели песни, которые издавна были сложены специально для этого праздника - Наурыз жыр, устраивали борьбу мужчины с женщиной, состязания в скороговорках - жанылтпаш, отгадывании загадок - жумбак. В эти дни готовилось много еды, которая символизировала достаток и изобилие в наступающем году. В полдень на установленном месте у селения резали быка и варили из его мяса блюдо «бель-котерер», что означает «выпрямляющий стан», поскольку бык считался одним из самых сильных животных, и пища из него давала людям силу и выносливость.
Дастархан накрывали в каждой семье. Трапеза приурочивалась к полудню, до и после которой мулла читал молитвы в честь предков. По завершении старший по возрасту из присутствующих давал благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало семьи. У казахов при праздновании Наурыза обязательным являлось присутствие числа «7», которое олицетворяет семь дней недели - единицы времени вселенской вечности: перед аксакалами ставились семь чаш с напитком Наурыз-коже, приготовленным из семи сортов семи видов злаков. В состав семи компонентов обычно входили мясо, соль, жир, лук, пшеница, курт, ирим-шик (творог) [2].
В эпоху сложения тоталитарной системы, когда все национальное было признано несущественным, а все упоминания о традиционном наследии причислены к анахронизмам и пережиткам древности, Наурыз мейрамы был отменен (1926 г.) Впервые после долгих лет забвения в Казахстане он праздновался в 1988 году и, как ни странно, получил широкий общественный резонанс. Официальное признание Праздник Наурыз приобрел 15 марта 1991 года после выхода Указа Президента Казахской ССР «О народном празднике весны – Наурыз мейрамы». Президент страны объявил 22 марта, день весеннего равноденствия, праздничным днем – «Наурыз мейрамы», а с 2009 года праздник отмечается 3 дня подряд, начиная с 21 марта. Эти три дня в Казахстане объявлены нерабочими. С этого времени началось широкое празднование «Наурыз мейрамы» по всей республике. Безусловно, современные очертания праздника существенно отличаются от их прежнего содержания. Это не только театрализованные представления и богато убранные юрты, вкусно приготовленный наурыз-коже, но и проведение благотворительных акций, народно-спортивных игр, уход за зелеными насаждениями, посадка деревьев, очистка парковых и других зон отдыха, улиц и площадей. В наши дни «Наурыз мейрамы» стал общенародным праздником весны, труда и единства.
Сегодня этот праздник одинаково дорог всем народам, живущим в многонациональном Казахстане. Таким образом, древний праздник Наурыз гармонично трансформировался в современную жизнь, сохранив преемственность традиций древности [3].
Празднование Hаурыз во все периоды истории Афганистана, является как один из старейших праздников арийцев в наследие тысячи лет. Также является Наурыз одним из ценных традиционных праздников одним из основных показателей культуры страны Афганистан. Итак, Наурыз в Афганистане имеет более 3000 летнюю историю и уходит глубокими корнями в зороастрийскую религию и празднуется сегодня как один из крупнейших в стране, от древних времен до наших дней, первый день первого месяца солнечного года, когда день и ночь равны. Праздник Наурыз сопровождается спортивными соревнованиями и развлечениями, проводятся бузкаши (конные скачки), борьба, народные танцы, дартс игры, игры в мяч, запускают воздушных змей [4]. С появлением и распространением ислама, в празднование Наурыза приходят и религиозные элементы. Это получило дальнейшее развитие и сохранилось до сих пор. В Афганистане подготовка к празднику начинается за сорок дней. В мавзолей четвертого Халифа ислама Али «Хайдар», которая расположена в исторической провинции Балх, с разных уголков страны собираются немощные и инвалиды. Днем и ночью они молятся Аллаху с надеждой, что он услышит их наврузную молитву. Считается, что Бог слышит искренние молитвы людей в эти дни [5]. В Мазари Шериф, где люди считают, похоронен Имам Али торжества имеют религиозное измерение. Праздник начинается с поднятия зеленого религиозного флага. В течение нескольких недель, пока Янда не завершится во второй церемонии на 13-й день Нового Года, город будет принимать десятки тысяч посетителей со всей Афганистане. Поднятие жанда (флага), у мавзолея Хазрат Али, в Мазари- Шариф, Кабуле и преследует свою традицию. Каждый человек может взять флаг и поставить его на свое место, если флаг удастся быстро поставить, то год сулит быть удачным и процветающим. Так же в эти дни по всей стране расцветают розы, что также считается праздничным. Регион Балх отличается особым изобилем роз.
В первый день Нового года, великолепные церемонии, проходят в храме, в размере сотен тысяч соотечественников со всех уголков страны и даже соседи по Центральной Азии приезжают, чтобы посетить его. В Мазари-Шарифе, Новый год, определенным образом связан с цветком под названием "Роуз Бар» (или Праздник Розы) проводится. В Новый год дома, сады и парки, дороги и улицы делаются безопасными и чистыми. Особое внимание уделяется чистоте парка Храма Мазари. В первый день Нового года, десятки тысяч людей собираются у могил, приписываемых Али ибн Аби Талиба с утра. Губернатор, наряду с руководителями государственных органов, судей и высокопоставленных чиновников и священнослужителей собираются во дворе гробницы, а затем в знак уважения играют музыку, и после прочтения первой главы Корана и выступления губернатора завершается молитвой благословения. Чтобы наступающий год был счастливым, запрещается плакать, нервничать, сердиться, наказывать детей [6]. В Афганистане готовят «Семь фруктов», а не «Семи син», который является общим в Иране. Семь фруктов, как фруктовый салат, сделанной из 7 различных сухофруктов: изюм, сенжэд (Senjed) (сухофрукты из лоха дерева), фисташка, фундук, чернослив (сухой плод сливы) и грецкий орех (или миндаль или другой вид плода сливы). Также готовят «Самонаг»- это особый тип сладкого блюдо из ростков пшеницы, который имеет большое значение в празднований. Женщины устраивают особую вечеринку для его приготовления, распевая хором специальную, также традиционные.
Фестиваль Гули Сурх, что буквально означает красный цветок фестиваля, является старым праздником, отмечаемый только в Мазари-Шариф в течение первых 40 дней в году, когда цветут тюльпаны. Люди путешествуют из разных уголков страны в Мазари-Шариф для того, чтобы посетить фестиваль. Он отмечается наряду с проведением Церемонии поднятия флага, которая проводится в священной Голубой мечети Мазари. Это место считается в основном для суннитских афганцев, местом похоренения Али ибн Аби Талиба, четвертого халифа ислама [7]. В этот день люди идут в гости к друзьям и родственникам, чтобы поздравить и приветствовать новый год и пожелать счастья. В рамках празднования тысячи паломников из разных городов Афганистана приходят в Мазари-Шариф. Мавзолей Мазари служит в качестве гостевого дома для путешественников и паломников, но места обычно не хватает и люди идут домой и празднуют праздник вместе со своими друзьями [8].
Итак, Наурыз является одним из древнейших праздников, который объединяет разные культуры и народы, в том числе Казахстан и Афганистан. Это праздник сохранения национальных и исторических традиций на обширной земле древней Арианы.
Таким образом, Наурыз был включен в 2009 году в Репрезентативный список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества. Это нашло отражение в 2010 году, когда Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию, признающую 21 марта Международным днем Наурыза, а также имеет статус культурного наследия, который способствует сохранению ценностей мира и солидарности между поколениями и внутри семьи, а также примирения и добрососедства, тем самым способствуя дальнейшему укреплению интеграции.
- kazreligiya.kz
- Пустафина Р.М. Представления, культы, обряды у казахов, Алма-Ата 1992, С.116-
- kazakhstan.orexca.com.
- khorshed.org/
- www.h-obaidi.com
- www.cultureofiran.com/nowruz_in_Аfghanistan.