В статье рассматривается деятельность Совета по делам религий при Совете Министров СССР в период 60-70-е гг. ХХ в. Показаны основные направления работы Совета, связанные с установлением контроля над всеми сторонами жизнедеятельности религиозных объединений. Особое внимание уделялось такой проблеме как выявление и учет действующих конфессиональных объединений, служителей культа, а также как пресечение деятельнос-ти незарегистрированных объединений. В частности, государство стремилось поставить под свой контроль мусульманские, протестантские организации, состоящие преимущественно из лиц немецкой национальности. Высокая степень религиозности немецкого населениявызвала серьезную обеспокоенность у партийных и советских органов.
Советы по делам религий в союзных и автономных республиках, в краях, областях имели своих уполномоченных со своим аппаратом, которые контролировали религиозную жизнь на местах. Республиканские уполномоченные, как правило, находились вне критики, несмотря на то, что в их работе было много недостатков. Например, грубое вмешательство во внутренние дела религиозных организаций. Советы были надежными помощниками коммунистической партии и советского государства в деле борьбы с религией.
В 60-70-е годы ХХ века после прекращения «хрущевских гонений» на религию произошли некоторые изменения в отношениях между конфессиями и государством, но изменения эти были лишь внешнего плана. Внутренних изменений в отношении религии не произошло, что было вполне объяснимо.
Государственная религиозная политика по-прежнему характеризовалась жестким контролем за деятельностью конфессиональных организации. В обществе продолжала доминировать установка властей на отмирание религии в условиях построения социалистического общества.
Партийно-государственные органы усматривали в ней враждебную силу и в соответствии с таким подходом строили свои отношения с религиозными структурами. Всеохватывающий диктат привел к утверждению монополии государства над духовной сферой общества.
Наиболее ярко это проявилось в объединении всех религиозных объединений в одном центре. В 1965 г. Советы по делам Русской Православной Церкви и религиозных культов, созданные в 1943-1944 гг. были преобразованы в Совет по делам религий при Совете Министров СССР как специальный орган по контролю за религиозными организациями в СССР. Принятие данного решения было продиктовано необходимостью устранить параллелизм в работе этих органов, а также сокращением расходов на содержание государственного аппарата. Возглавил Совет В.А. Куроедов, осуществлявший руководство религиозной политикой государства в последующие 20 лет.
Изучение деятельности Совета по делам религий позволяет глубже охарактеризовать особенности конфессиональной политики государства в течение последних десятилетий XX века, помогает глубже понять религиозную ситуацию в современном Казахстане.
Деятельность этого органа ярко показывала двойственность религиозной политики государства послевоенного периода в целом: с одной стороны, она была направлена на ликвидацию религии в советском обществе;с другой стороны, наличие Совета по делам религий признавало существование конфессий в стране и необходимость включения их в советские реалии.
В сферу его интересов входили регистрация и снятие с регистрации религиозных объединений, контроль за их деятельностью; «политико-воспитательная» работа с духовенством; контроль за процессом воспроизводства кадров духовенства; изучение современного богословия; контроль за соблюдением советского законодательства; рассмотрение жалоб верующих на жесткость административных санкций со стороны государства. Особая роль Совета по делам религий отводилась внешним сношениям.
Совету вменялось в обязанности всемерно способствовать изживанию религиозности среди населения, оказание содействия в урегулировании сложного комплекса взаимоотношений между государством и религиозными объединениями, а также контроля за соблюдением и исполнением действующего законодательства о свободе совести.
Но в задачи Совета по делам религий не входила прямая атеистическая пропаганда, в первую очередь он был призван к осуществлению надзора за соблюдением законодательства о культах: «Следует сказать и о том, что Совет по делам религий никакой научно-атеистической пропаганды не ведет – это совсем не его функция; этим делом занимаются общественные организации», писал в своей книге «Религия и Церковь в Советском государстве» председатель Совета В.А. Куроедов [1].
Совет по делам религий в союзных и автономных республиках, в краях, областях имели своих уполномоченных со своим аппаратом, которые контролировали религиозную жизнь на местах.
За время деятельности Совет по делам религий при Совете Министров СССР и его уполномоченные находились вне критики, несмотря на то, что в его работе было много недостатков, как, например грубое вмешательство во внутренние дела религиозных организаций. О том насколько сильна была власть Совета по делам религий, его уполномоченных свидетельствовало, введение так называемой регистрации – документа, подтверждающего, что священнослужитель зарегистрирован в этом качестве в конкретной общине. Без этого документа не мог исполнять обязанности ни один служитель культа в СССР.
Лишение регистрации означало для священнослужителей потерю работы и средств к существованию. Это был мощный инструмент давления, которым пользовались уполномоченные Совета для подчинения подведомственного им духовенства. С Советами согласовывали все свои действия религиозные организации, начиная с Патриарха, который привозил на утверждение в Совет протоколы заседания Синода, до настоятеля приходской церкви просившего, разрешения на колокольный звон или церковную процессию.
Совет по делам религий формально подчинялся Совету Министров СССР, но выполнял непосредственные указания, поступавшие от идеологического отдела ЦК КПСС. Председатель Совета и республиканские уполномоченные на местах регулярно готовили документы, справки для отдела пропаганды и агитации центрального и республиканского комитетов партии, характеризирующие состояние и деятельность религиозных организации на местах. Вместе с тем деятельность Советов осуществлялась в непосредственном контакте с КГБ СССР, а точнее с управлением, занимающимся борьбой с идеологическими диверсиями.
В исследуемый период приоритетным направлением государственной политики в религиозной сфере явился вопрос об упорядочении сети действующих религиозных объединении, в особенности выявление и регистрация религиозных общин, находящихся на нелегальном положении. Этот тезис красной нитью проходит через все Постановления Совета, принятые 70-е годы.
В этот связи партийно-правительственными структурами принимаются ряд решений, в частности, Постановление Совета Министров СССР от 23 июня 1969 г. «О неудовлетворительном состоянии контроля за выполнением законодательства о религиозных культах» и постановлении ЦК КПСС от 16 июля 1971 года «Об усилении атеистического воспитания населения». В данных документах говорилось о неудовлетворительном состоянии контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах в республике, а также отмечалась необходимость улучшения научно-атеистической пропаганды и устранения допущенных недостатков в данной сфере. Совет Министров СССР постановлением от 23 июня 1969 г. потребовал упорядочить процесс регистрации религиозных общин, разобраться с каждым из незарегистрированных религиозных объединений и определить какое из них подлежит регистрации в соответствии с действующим законодательством, а в отношении других принять меры для прекращения их деятельности [2].
С целью практической реализации выдвинутых директив с конца 60-х г. в Казахстане органами власти повсеместно активизируется деятельностькомиссии содействия по контролю за соблюдением законнодательства о религиозных культах при исполкомах городских и районных Советов. Данные комиссии начали функционировать еще в начале 60-х г., но на первых порах они в основном бездействовали и определенное время по-настоящему не приступали к своей практической деятельности.
Комиссии действовали при исполкомах сельских и поселковых Советов. К участию в их работе, как правило, привлекались депутаты местных Советов,представители партийных, комсомольских, профсоюзных организаций, работники финансовых органов, юристы, учителя и др. Возглавляли их обычно заместитель председателя соответствующего исполкома Совета народных депутатов. Комиссии содействия не обладали административными правами и не могли отдавать каких-либо распоряжений. Они действовали на общественных началах.
Основной задачей комиссий содействия являлось оказание помощи исполкома соответствующего Совета народных депутатов в осуществлении контроля за соблюдением Конституции союзных и автономных республик, за правильностью применения и исполнения законодательства о религиозных культах. Говоря о функционировании этих новых государственных органов, нужно отметить, что в целом они способствовали установлению тотального контроля над религиозной сферой.
Важнейшей задачей органов, контролирующих деятельность религиозных организаций республики, включая вертикальные и горизонтальные структуры, явилось выявление и учет действующих конфессиональных объединений, а также служителей культа.
Придавая серьезное значение состоянию религиозной обстановки на местах Совет по делам религий утверждает ряд Постановлении по областям Казахской ССР. Так, в 17 апреля 1973 года принимает Постановление «О состоянии контроля за соблюдением законодательства о культах и мерах по пресечению деятельности религиозных фанатиков в Кустанайской области» и в этом же году 24 октября Постановление «О состоянии контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах Алматинской области Казахской ССР».
Необходимо отметить, что принятые Советом по делам религии постановления на общесоюзном, республиканском и областном уровне в целом поднимали одни и те же проблемы – существование значительного количества религиозных объединений, действующих без регистрации, отсутствие их должного учета, отказ в регистрации служителей культа и религиозных объединений. В решениях Совета отмечалась необходимость усиления контроля за деятельностью конфессиональных объединений путем их выявления и учета.
Так, в записке отдела по делам мусульманской и буддийской религии при Совете по делам религий при СМ СССР в ЦК КПСС от 2февраля 1968 г. сообщается: «Наличие большого числа незарегистрированных объединений делает ислам, по существу, единой не поддающейся контролю религией в стране» [3]. В этом же документе отмечалось, что незарегистрированные мусульманские объединения условно делилсь на 2 группы: действующие систематически и действующие по большим религиозным праздникам. Действующие систематически мусульманские группы в ряде случаев имели постоянное молитвенное помещение и служителя культа. Они собирались в старых заброшенных мечетях, а чаще всего в приспособленных для коллективного моления сторогжках при кладбищах. Другие группы, как правило, не имели постоянных молитвенных помешений и собирались на полевых станах, в колхозных садах, на кладбищах, на «святых местах» для совершения праздничных молений [3].
В Постановлении от 26 августа 1974 года Совета по делам религий при СМ СССР «О состоянии и мерах улучшения контроля за соблюдением законодательства Казахской ССР» подчеркивалось, что «у многих должностных лиц сложилось неправильное представление, будто бы отказ в регистрации религиозных общин способствует снижению религиозности населения и ведет к затуханию веры». Вследствие этого, в документе особо отмечалось, что незарегистрированные религиозные объединения, действующие небесконтрольно «являются очагами наибольшей активности, способствуют разжиганию фанатизма, а в ряде случаев национализма средиверующих немецкой национальности [4].
При исследовании документов тех лет нельзя не заметить, что протестантские организации в целом по стране и в Казахстане в частности находились под пристальным вниманием государственно-партийных структур. Этому во многом способствовало то, что большинство протестантских организаций состояло из лиц немецкой национальности. Высокая степень религиозности немецкого населения вызвала серьезную обеспокоенность у партийных и советских органов.
28 августа 1974 г. принимается постановление Совета по делам религии «О мерах по упорядочению сети религиозных объединений, состоящих из граждан немецкой национальности, и усиление контроля за их деятельностью»
В этом же году Совет по делам религии принял постановление «О состояниях и мерах улучшения контроля за соблюдением законодательства о культах в Казахской ССР». В целях реализации данных постановлений, в Казахстане в 1974 г. были зарегистрированы ранее действовавшие, которые учтены религиозные объединения – 6 ЕХБ, 3 лютеран, католики, АСД и меннониты. В целом, принятие этих постановлений значительно продвинуло вперед регистрацию немецких общин: если в 1971-1973 гг. было зарегистрировано всего две церкви, то в 1974-1975 гг. было зарегистрировано -22 [5].
Следствием данных мероприятий явилось сложившаяся тенденция к объединению верующих различных вероисповеданий. Так, в 70-е гг., Кустанайской, Талды-Курганской, Чимкентской областях отмечались случаи перехода на позиции баптизма меннонитов, лютеран, католиков. Наблюдался процесс слияния мелких религиозных обществ и групп в одно крупное. Так после регистрации общины лютеран в г. Алма-Ате прекратили самостоятельную деятельность и вниманиях в зарегистрированную общину 5 незарегистрированных, действовавших ранее в различных районах столицы Казахстана. Это во многом диктовалось стремлением выжить, сохранить свое существование в условиях широко пропагандируемой политики «воинствующего атеизма».
В целом, Совет по делам религий и его уполномоченные в республиках как специальный государственный по контролю за религиозными организациями страны являлся формально подчинялся Совету министров СССР, но выполнял непосредственные указания, поступавшие от идеологического отдела ЦК КПСС. В своей деятельности Совет всемерно стремился к изживанию религиозности среди населения, сокращению числа религиозных организаций.
- Куроедов В.А. Религия и Церковь в Советском государстве. М.: Политиздат, 1982. С. 257. 2. ЦГА РК Ф. 2079, д.112, л. 10
- ЮКГОА Ф.1353,оп.2, д.44, л. 100
- ЦГА РК Ф.2079, оп.1, д.129, л. 19
- ЦГА РК Ф. 1709 оп1, д. 104 л. 6, 20, 21