Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Важные моменты истории г. Жалал-Абад

В статье рассмотрены исторические основы формирования города Жалал-Абад и взгляды автора по этому поводу, а также основные моменты развития города. Автором исследованы легенды, исторические документы об основании города, их роль. Изучены материалы об условиях жизни населения города, о роли города в социально- экономическом развитии региона, о дальнейшем его развитии и о заселении города и региона русскоязычным населением. Дано сведение о причинах восстание южной части Кыргызстана против Коконского ханства. Заключи- тельную часть статьи завершает сведение о современном состоянии города. 

На юге Кыргызстана в живописной местности, утопая в тени садов, раскинулся город Жалал-Абад. Город расположен на высоте 730 метров над уровнем моря в восточной части Кок-Артской долины у подножья небольших гор Аюб-Тоо, переходящих восточнее в Маркайские горы, достигающие 2077  метров над уровнем моря. Если поднятся на холмы Аюб-Тоо, то с них хорошо видно на западе невысокие Сузакские горы с ярко выраженными красноцветными толщами медового периода. На севере высятся покрытие вечными снегами Ферганский хребет и горы Бабаш-Ата с величественным трехглавым пиком Ветера.

На юге в ясную погоду хорошо в голубой дымке видны покрытие вечными снегами  вершины Алайского хребта. В пяти километрах от города на высоте 975 метров над уровнем моря находится Жалал-Абадский курорт – главная примечательность города.

Об основании города Жалал-Абада существуют три легенды. Одна из легенд связывает  название города с именем хорезмского героя XIII века Жалал эд-Дина. В ней рассказывается о том, что  когда войска монгольского завоевателя Чингиз-хана захватила Хорезм, Жалал эд-Дин, сын шаха  Мухамеда бежал в Афганистан и там в долине реки Кабул собрал войска, с которыми перешел через горы Гиндукуш и вышел в Кугартскую долину. И здесь, на месте расположения города произошла кровопролитная битва между войсками Жалал эд-Дина и монгольскими завоевателями. В этой битве было  разбито  войско Жалал эд-Дина, а сам он погиб в схватке.

Легенда гласит, что на месте гибели Жалал эд-Дина возник город Жалал-Абад, а в Афганистане – на месте сбора войска возник другой город, носящий имя Жалал-Абад (1, с.23).

Другая легенда тесно связывает историю возникновения города с курортом, в котором рассказывается, что на месте нынешнего курорта во второй половине XVII века Кокандский хан имел собственную дачу, где он лечился. Дачей управлял писарь (секретарь) по имени Жалалид-дин. Жалал ид-дин переселил из нынешней территории Узбекистана 40 хозяйств безземельных дехкан, среди  которых  разделил  по жребию заболоченную территорию. Отсюда пошло название места Чек-Кишлак. После осушки и освое- ния в отдельных местах болот появились посевы и кибитки. В последствии кишлак стал называться Жалал-Абадом или благоустроенным Жалалом.

Третья легенда повествует о том, что в период Кокандского ханства в Узгене жил богатый бек, у которого был красивый слуга по имени Жалал (красивый). Бек приревновал его к своей жене и приказал Жалала убить. Предупрежденный женою бека, темной ночью Жалал бежал и скрылся в камышах (на территории нынешнего города), сделал себе шалаш и стал в нем жить. Для того, чтобы питаться, он стал  из камыша плести берданы и обменивать их у пастухов на скот. Постепенно рядом с кибиткой Жалала появились другие строения. Так появился кишлак названный по имени Жалал (2.с, 8-9).

Однако, все легенды противоречивы и не имеют серьезных обоснований, можно лишь согласиться с тем, что название города связано с именем мужчины, по всей вероятности, первым со своей семьей поселившимся из-за нужды в таком заболоченном месте, какой она была не более 200 лет назад или же с названием красивой местности.

На наш взгляд, история города тесно связана с курортом, или же источником Хазрети-Аюб, минераль- ная вода которого обладает большимы лечебными свойствами для многих болезней. Слово “Абад” в переводе с персийского языка означает “обжитое людми место”. Кроме этого, слово Желал на языке урду, персийском и арабском, означает “слава, святое место, величие”. Таким образом, имя города могла бы означать или “место славы”, или “святое место”, или же “место, поименованное именем Желала” (3,с.2). По нашему мнению, название “святое место” ближе к истине, так как народ считал источник, носящий имя пророка Аюба, имеющий целебную минеральную воду, “святым местом” и приходили сюда к паломничеству. И по сей день много людей приходят сюда к паломничеству как на святыню.

По материалам архива, город Жалал-Абад возник во время Кокандского ханства в первой половине XIX века. В то время по Кок-Артской долине шел торговый путь из Ферганской долины, по которому перегоняли скот на Памир и обратно и первое время кишлак Жалал-Абад играл роль караван-сарая для проезжающих купцов, а в последствии пунктом оптовой продажи скота.

Слава источников, расположенных на склонах Аюб-Тоо распространилась далеко за пределы города, к ним стали стекать больные со всей Ферганской долины. В начале XIX века здесь была  построена  крепость Кокандского ханства. Кроме обслуживания приезжих паломников на минеральные источники, местное население занимался выращиванием сельскохозяйственных культур. С увеличением населения кишлака развивался гончарное дело, появились мастерские, оказывающие услуги населению. В дальнейшем появились промышленные мастерские, которые создали условия появлению малых предприятий перерабатывающей отрасли.

До 1876 года южная часть Киргизии находилась под властью кокандского хана. Местное население жестоко эксплуатировалось. Особенно тяжелой была для народов налоговая политика кокандского хана. Зякет, фитир и ушур – виды налогов и податей, ежегодно собираемые в пользу кокандского хана,  являлись чрезмерно обременительными. Сбор их носил характер массового вымогательства и грабежа.

Возмущение народных масс выливалось против кокандского восстания. Особенно сильным восста- нием против кокандского хана было восстание кыргызов в 1873-1874 годах, которым была охвачена вся Южная Киргизия. К восставшим присоединились узбекское население южных районов Киргизии, г. Оша, Сузака, Андижана. В восстании принимали участие кыргызский народ кыргыз-кыпчак. “В это трудное и злостное время, - писал Худояр-хан, - люди, которых я считал верными и надежными..., с войском перешли на сторону моих врагов – бунтовщиков кыргызов, и соединившись с ними, пошли на меня войной” (4, с.242).

Восставшие были разгромлены, но оно расшитало устои кокандского хана и усилило тягу населения Южной Киргизии к принятию русского подданства.

В 1870 году в городе появились первые русские переселенцы, прибывшие вместе с русским гарнизо- ном. Был построен военный госпиталь. С 1876 года город Жалал-Абад был включен в состав Кукандского уезда Ферганской области Российской империи, а в 1877 году получил статус города. Именно в этом году и появились сведения в официальных документах о населенном пункте по имени Желал-Абад (6, с.2). Вследствии массововго переселения русского народа в долине Кок-Арт возникли русско населенные села Благовещенко, Ивановка (нынешний Көк-Жаңак), Михайловка (Жерге-Тал), Дмитриевка (Таран-Базар), Архангельское (Жоон-Кунгой) (4, с.43).

Участок железной дороги Андижан – Карасу – Джалал-Абад был открыт в 1915 году. Линия являлась частной, была построена Обществом Ферганской железной дороги. После революции 1917 года железно- дорожная линия была национализирована.

В 1928 году был введён в эксплуатацию участок Джалал-Абад – Багиш (протяжённость 14 километ- ров), в 1932 году – участок Багиш – Кок-Янгак (протяжённость 15 километров). Линия на Кок-Янгак предназначалась в первую очередь для вывоза угля.

На протяжении длительного времени станция Джалал-Абад была конечным пунктом маршрутов пассажирских поездов дальнего следования в Ферганской долине. До станции Кок-Янгак следовали  только пригородные поезда, на участке Карасу – Ош также курсировали только пригородные поезда, а с 1978 года движения не стало (несмотря на то, что город Джалал-Абад в то время был одним из районных центров Ошской области, численность населения Джалал-Абада была в несколько раз меньше числен- ности населения Оша). Среди причин такого положения – наличие в Джалал-Абаде пункта технического обслуживания локомотивов и сооружений для экипировки вагонов, чего никогда не было в Оше, лёгкий профиль пути на участке Карасу – Джалал-Абад, а также, вероятно, дань традиции – станция Джалал- Абад   возникла   раньше,   чем   станция   Ош,   город   Джалал-Абад   исторически   является   основными «железнодорожными воротами» региона.

В разное время от Джалал-Абада отправлялись прямые поезда (либо прицепные вагоны) до Москвы, Фрунзе (Бишкека), Куйбышева (Самары) и других городов СССР.

В  1993  году  был  отменён  последний  пассажирский  поезд  дальнего  следования  Джалал-Абад  – Ташкент – Бишкек. Приблизительно тогда же прекратилось и движение пригородных поездов.

Город Жалал-Абад, вносивщий немалый вклад в развитие бывшего СССР и заодно процветающийся сам, перенес немалые трудности в начале приобретения независимости. Пережив немалые потрясения в условиях перехода к рынку, все таки город встал на путь развития.

В 1991 году, с принятием независимости, Джалал-Абад получил статус областного центра, а в 2007 году, город отпраздновал свое 130-летие.

Сегодняшний Джалал-Абад, вполне современный индустриальный город, с хорошо развитой социальной инфраструктурой.

Здесь функционируют банки и другие финансовые объекты, широко развита оптовая и розничная торговля. Промышленность представлена заводом по переработке древесины, предприятиями пищевой, легкой, хлопковолоконной, мукомольной и машиностроительной  отраслей.  Основным  источником дохода для города служит кыргызско-канадское нефтеперерабатывающее СП – «Кыргыз Петролеум Компани».

В Джалал-Абаде расположены библиотеки, разбиты парки,  существует  городской  исторический музей, организованный в 1971 году.

 

  1. Материалы Жалал-Абадского исторического краеведческого музея. - Джалал-Абад, – 123 с.
  2. Чормонов Б., Тимирбаев В. Город Жалал-Абад (краткие очерки по краеведению). - Ф.: “Кыргызстан”, 1973. -С. 8-9.
  3. История Узбекистана. - Том II. - С.
  4. Вощинин В. Очерки новога Туркестана. – СПб., - С. 43.
  5. Болащенко С. Железнодорожная линия Карасу – Джалал-Абад – Кок-Янгак. -
  6. www.fakty-o.ru. Факты о Жалал-Абаде.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.