Борьба и конкуренция за региональное и мировое господство между крупными державами ожесточается. Ожесточенная борьба ведется между такими геостратегическими действующими лицами как США, Китай и Россия. Политика США дает основание объединить усилие России и Китая для полного разрушения однополярного мира. Для обеих государств таким инструментом является организация БРИКС, которая провела свой VI. саммит 15 июля 2014 г. в Бразильском городе Форталеза. Анализ этого и предыдущих саммитов показывает, что Россия и Китай в долгосрочной перспективе стремятся создать новую мировую финансовую систему и новую архитектуру глобального экономического управления. Основная цель защитить национальные экономики БРИКС и их союзников от финансового диктата США и одновременно закладывать фундамент многополярного мира, где интересы Китая и России учитывались бы на глобальном уровне.
Борьба и конкуренция за региональное и мировое господства между державными государствами ожесточается. По наблюдению можно зафиксировать, что это борьба и конкуренция активизировались в таких регионах как Ближний Восток и Восточная Европа.
Ожесточенная борьба ведется между такими геостратегическими действующими лицами как США, Китай и Россия. США все еще остается основным геостратегическим действующим лицом на Евразийской шахматной доске, чьи интересы представлены буквально во всех ее уголках. Однако, внешнеполитические позиции Вашингтона ослабевают и самое главное на пятку Вашингтона наступает Китай [1].
Поднебесная империя, то есть Китай действуя сугубо прагматично, ловко использует различные разногласия между двумя другими державами (США и Россией) в своих интересах. Тем самым Китай не растачивая свои ресурсы применяет мягкую силу во внешней политике и делает ставку на будущее, веря в то, что станет сверхдержавой.
Россия же утратив былое величие, все еще стремится наверстать упущенное делая ставку на интеграционные процессы. Основная цель укрепить свой позиции на ближнем зарубежье или по крайней мере не потерять хоть какое-то влияние на пост-советском пространстве.
Обеим государствам (Китаю и России) противостоит США и его союзники на Западе. С одной стороны они активно укрепляют сотрудничество с Юго-Восточно Азиатскими партнерами и создают новый геополитический Римленд в отношении Китая. В этой связи США стремится сохранить свой гипердержавный статус и притормозить (на какое-то время) глобальное влияние поднебесной империи [2]. С другой стороны противодействуя Российским интеграционным проектам, ставят своей задачей до минимума снизить влияние России на постсоветском пространстве. Выражаясь языком бывшего Госсекретаря Хиллари Клинтон, США постарается замедлить или предотвратить интеграционные процессы во главе которой стоит Россия [3].
Именно вышеупомянутые действия США дают основание объединить усилие России и Китаю для полного разрушения однополярного мира. Для обеих государств таким инструментом является организация БРИКС, которая провела свой VI. саммит в 15 июле 2014 г. в Бразильском городе Форталеза.
Немного о предыдущах саммитах [4]: Анализ предыдущих саммитов дает полное основание пологать, что Россия и Китай в долгосрочной перспективе стремятся создать новую мировую финансовую систему (новую архитектуру глобального экономического управления). Основная цель защитить национальные экономики БРИКС и их союзников от финансового диктата США и одновременно закладывать фундамент многополярного мира, где интересы Китая и России учитывались бы на глобальном уровне. Рассмотрим коротко итоги саммитов БРИКС:
Первый саммит прошел 16 июня 2009 г. в Екатеринбурге (Россия), где впервые в истории встретились лидеры России, Индии, Бразилии и Китая. На саммите был поднят две основные вопросы: a) глобальная продовольственная безопасность, b) создание более независимой мировой финансовой системы от экономики США. На саммите был принят Совместное заявление по глобальной продовольственной безопасности и подтверждена необходимость многосторонней дипломатии при центральной роли ООН в борьбе с глобальными вызовами и угрозами.
Второй саммит был организован Бразилией 15 апреля 2010 г. Главной темой саммита была преодоление последствий финансового кризиса. Подписан меморандум, главной целью которого является создание инфраструктуры финансового обеспечения для сотрудничества стран БРИК. Предложено было использовать национальные валюты в качестве более удобного инструмента для взаимных торговых расчетов и изучить возможности создание единой межбанковской системы.
Третий саммит состоялся 13 апреля 2011 г. в городе Санья (Китай). Главной темой саммита была укрепление экономического сотрудничества. Подписана декларация и план действий из 23 пунктов, в которой утверждалось будущее реформирование международной валютной системы и основы дальнейшего сотрудничества стран БРИКС. Большое внимание было уделено ситуации в Ливии и лидеры стран единогласно осудили военное вмешательство в эту страну.
Четвертый саммит организации была проведена 28 марта 2012 г. в Нью-Дели (Индия). Главная тема саммита стала проблемы мировой экономики, разработка антикризисных мер, ситуация в Сирии. Подписана Делийская декларация и два межгосударственных соглашений, целью которого является предоставление взаимных кредитов в национальных валютах и затронута идея создание единого банка развития стран БРИКС для финансирования внутренних проектов и помогать развивающимся странам, в частности во время экономических кризисов. Участники выступили за постепенный вывод МВФ из под контроля США.
Пятая встреча лидеров БРИКС прошла 26 марта 2013 г. в южно-африканском городе Дурбане. Тема саммита – БРИКС и Африка: партнерства в целях развития, интеграции и индустриализации. На саммите были рассмотрены вопросы оздоровления международной финансовой системы. По итогам саммита обнародована Этеквинская декларация и Этеквинский план действий, а также создан Деловой совет стран БРИКС. В декларации дана оценка текущей мировой политической и экономической ситуации. В свою очередь в декларации было подчеркнута, что основная цель стран БРИКС – поступательное развитие организации и его трансформация в полноформатный механизм текущей и долгосрочной координации по широкому кругу ключевых проблем мировой экономики и политики [5]. Общие подходы на архитектуру глобального управления были изложены нижеследующим образом: "Господствующая архитектура глобального управления регулируется институтами, которые были созданы в условиях, когда международный ландшафт во всех его аспектах характеризовался совершенно иными вызовами и возможностями. В то время, когда происходит структурная перестройка глобальной экономики, мы твердо намерены разрабатывать новые модели и подходы к более справедливому развитию и всеобъемлющему глобальному росту с упором на взаимодополняемость и использование сильных сторон экономик наших стран" [6].
На саммите были затронуты вопросы мировой политики. В частности, была подтверждена актуальность Женевского коммюнике группы действий по Сирии и совпадение взглядов на ключевые международные проблемы. В свою очередь, Китай и Бразилия договорились о торговле в собственных валютах на сумму 30 миллиардов в год в долларовом эквиваленте. Таким образом они вывели почти половину своего товарооборота из долларовой зоны.
Особенность VI. саммита: Очередной саммит БРИКС состоялся в июле 2014 г. в Бразилии, в городе Форталезе. Девиз саммита – «Инклюзивный рост: устойчивые решения». Естественно, важное место на встрече заняли международные проблемы, вопросы создания Банка развития и Пула валютных резервов БРИКС. В Форталезе были приняты два важных решения, бросающих вызов экономическому порядку, созданному Западом после Второй мировой войны. Лидеры БРИКС подписали соглашение о резервном фонде (Contingent Reserve Arrangement) – альтернативе Международного валютного фонда (МВФ). Первоначальный размер пула валютных резервов составит 100 миллиардов долларов. В случае если на национальные валюты стран-участниц будет совершена спекулятивная атака, они смогут использовать валюту из резерва. Доля Китая, обладающего крупнейшим международным резервом, составляет 41 миллиард, Бразилия, Индия и Россия вкладывает по 18 миллиардов, ЮАР – 5 миллиардов. Китай в обозримом будущем не нуждается в такой поддержке, но остальные государства в случае необходимости могут не стучать в двери МВФ, а воспользоваться сначала поддержкой БРИКС [7].
Наряду с резервным фондом, ставшим альтернативой МВФ, БРИКС учредил и инвестиционный банк – аналог Всемирного банка (ВБ). Стартовый капитал нового банка развития (New Development Bank) составит 50 миллиардов долларов. Через некоторое время эта сумма возрастет до 100 миллиардов. В отличие от резервного фонда, вложить деньги в этот банк и стать его партнером может любая развивающаяся страна. Банк нацелен на финансирование таких долгосрочных инвестиций развивающихся экономик, как всевозможные инфраструктурные проекты, возобновляемые источники энергии [8].
Эти два института в ближайшем будущем не смогут стать конкурентами МВФ и Всемирного банка. Но в дальнейшем, по мере повышения экономического веса и ресурсов БРИКС, им удастся стать альтернативой МВФ и ВБ, называемых «братьями-близнецами Вашингтона». Следует отметить, что БРИКС не отказался от идеи реформирования МВФ в той форме, которая отразит трансформацию балансов сил в мировой экономике. Форталезская декларация практически в ультимативной форме предупреждает Запад и, прежде всего, не расположенный к реформам американский Конгресс: «Мы по-прежнему разочарованы и серьезно обеспокоены невыполнением планов по реформированию МВФ, основанных на решениях, которые были приняты в 2010 году». Далее страны БРИКС выразили требование провести необходимые реформы к концу года и до января 2015 года достичь окончательной договоренности по новой формуле расчета квот. Кроме того, члены БРИКС не преминули заметить, что промедление с созданием более равноправной структуры этого фонда «негативно сказывается на его легитимности, репутации и эффективности» [9].
В свою очередь, китайский лидер Си Цзиньпин заявил по поводу учреждения нового банка развития:
«Он поможет повысить право голоса стран БРИКС в сфере международного финансирования». Китай ведет подготовку к созданию своего собственного независимого банка инвестиций в инфраструктуру Азии. Если эти действия нацелены на снижение значения Международного банка и МВФ, то новые организации должны будет еще завоевать доверие международного сообщества [10].
В совместной декларации глав государств БРИКС в часть, касающуюся международной политики, включена фраза об осуждении односторонних экономических санкций. Заявление приняло форму защиты России в украинском вопросе и критики давления с помощью санкций со стороны стран Запада. Мировой порядок может пошатнуться, если не менять систему двойных стандартов.
Выводы
Развивая различные форматы сотрудничества в БРИКС, его участники исходят из того, что их количество и институализация – не самоцель. Интенсивность и содержательность взаимдействия в рамках конкретной международной структуры должны определять необходимость создания постоянных институтов, но не наоборот. Иначе БРИКС скатится к положению бюрократической машины, обслуживающей саму себя. Если же говорить о долгосрочной цели развития БРИКС, зафиксированной в Дурбанской декларации, то это постепенная трансформация данного объединения в механизм координации стратегических и текущих действий участников по широкому кругу экономических и международно-политических вопросов.
БРИКС – важный локомотив развития «двадцатки», которая со времен глобального кризиса стала главным форумом международного экономического сотрудничества участвующих в нем стран. Позиция стран БРИКС служит для многих «новых экономик» в «двадцатке» базовым ориентиром. В первую очередь это касается вопроса о реформе МВФ. БРИКС последовательно выступает за сохранение и укрепление роли «двадцатки» как важного элемента системы глобального управления, больше отвечающего потребностям многополярной экономической системы XXI века, нежели недореформированные институты Бреттон-Вудса [11].
В СМИ часто поднимается вопрос о возможности расширения БРИКС. Оно вполне возможно, тем более что уже имеется список крупных стран из числа «новых экономик» (например Аргентина, Турция, Мексика), которые хотели бы пополнить ряды этого объединения. Однако, как представляется, участникам БРИКС сначала нужно отладить работу всех уже созданных механизмов диалога и сотрудничества и лишь затем обсуждать варианты расширения альянса.
Будущее БРИКС видится в постепенном превращении его в один из ключевых элементов системы глобального управления. Безусловно, сделать это можно только при опоре на широкий диалог и сотрудничество со странами с формирующейся рыночной экономикой и развивающимися странами. Такой диалог уже завязывается. Достаточно указать на работу «группы единомышленников» в «двадцатке», в которую, наряду со странами БРИКС, входят Аргентина, Индонезия и Мексика.
С другой стороны, члены БРИКС относятся к категории развивающихся стран, у каждой из которых есть свои проблемы. К примеру, увеличение мощи Китая неразрывно связано с рядом демографических и политических вызовов. Бразилия испытывает сложности в плане административного и социального устройства. Аналогичная ситуация наблюдается и в Южноафриканской Республике. Индия, в свою очередь, весьма уязвима с точки зрения внутриполитических и социальных кризисов.
Наличие определенных противоречий между рядом стран-участниц этого объединения, в особенности, китайско-индийские территориальные споры, отсутствие единства во внешней политике, слабая экономическая взаимозависимость, достаточно обширная пространственная разобщенность, «недружественная» позиция западных держав, мечтающих о распаде БРИКС, и ряд других факторов не позволяют рассматривать этот альянс как некую полноценную альтернативу НАТО или Европейского Союза.
Конечно, у членов БРИКС есть все эти национальные проблемы, однако если их удастся решить, то эти страны смогут добиться еще больших успехов. Но если такие проблемы, связанные, например, с политикой и безопасностью, не решать, то их негативные последствия могут отразиться на работе всей организации.
Сейчас в условиях кризиса на Украине России пришлось выйти из состава «Большой восьмерки», поэтому российская дипломатия активно борется за участие в более самостоятельной организации, в которой Москва могла бы играть решающую роль, а не быть в ней на положении гостя или стороннего наблюдателя. Для России это вопрос принципиальной важности [12].
Бразилия тоже хотела бы играть более независимую роль, а не оставаться в тени Соединенных Штатов. Китай, претендующий на положение мировой державы ввиду объема собственного бюджета, валютных запасов и экспорта в другие страны мира, также стремится заявить о себе в международных делах. Если учитывать все эти устремления, то получится, что БРИКС обладает огромным потенциалом и может стать новым полюсом силы в мировой политике.
В настоящий момент эта группа старается выработать свою структуру, укрепить своих активных членов и организовать их работу изнутри, чтобы заполучить все необходимые механизмы для своего развития. Понятно, что соперничество с другими блоками и странами будет непростым и что конкуренция в экономике приводит к противостоянию в политике. В заключение можно сказать, что в целом, создание БРИКС явилось отражением наметившейся в мировом развитии с наступлением нового столетия тенденции к формированию полицентричной системы международных отношений.
- Пономарева Е., “Гегемония США слабеет, но это еще далеко не конец”, 06.2014, http://www.mgimo.ru/news/experts/document252375.phtml
- Гусев Л., “Китай ловко лавирует между Обамой и Путиным”, 07.2014 http://www.mgimo.ru/news/experts/document258244.phtml
- Лукьянов Ф., “Хиллари Клинтон против "советизации" околороссийского пространства”, 12.2012, http://ria.ru/analytics/20121210/914133087.html
- Саммиты БРИКС, http://iori.hse.ru/brics/summits
- Коваленко Н., Черница П., “Подведены итоги саммита БРИКС в ЮАР”, 03.2013, http://rus.ruvr.ru/2013_03_28/Podvedeni-itogi-sammita-BRIKS-v-JUAR/
- Саммит БРИКС в Южно-Африканской Республике, 03.2013, http://kremlin.ru/news/17752,
- Сейфеттин Г., БРИКС бросает вызов гегемонии США, (Газета "Zaman", Турция), 05/08/2014, wfin.kz/прогнозы/briks-brosaet-vyzov-gegemonii-ssha.html
- “Сможет ли банк развития БРИКС внести свой вклад в мировой порядок?”, (газета “Nikkei”, Япония), 21/07/2014, inosmi.ru/world/20140723/221845808.html
- Авдокушин Е.Ф., Жариков М.В., Страны БРИКС в современной мировой экономике, М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2013. С.
- Шарко С.В. Геополитические аспекты БРИКС // Китай в мировой и региональной политике. История и современность/ Под ред. Е.И. Сафронова. М.: ИДВ РАН, – С. 79.
- Акаев А.А., Коротаев А.В., Малков С.Ю., Красанд М., Комплексный системный анализ, математическое моделирование и прогнозирование развития стран БРИКС: Предварительные результаты, С. 190.
- Насыров И., “Как Путин планирует перевернуть мировую финансовую систему”, 22.07.2014, http://expert.ru/2014/07/16/briks-sozdaet-alternativu-mvf-i-vsemirnomu-banku/