Рассматриваемая историографическая статья посвящена научной деятельности известного американского ученого кочевниковеда А.М. Хазанова. В труде профессора Анатолия Хазанова “Кочевники и внешний мир” освещен феномен номадизма, который, по мнению автора, заключается не только в его уникальности, специализированности, но и в широкой распространенности. Показывается неразрывная и необходимая связь кочевников с внешним миром, т.е. с оседлыми обществами с иными системами хозяйства. Проводится сравнительный анализ евразийского типа номадизма и аналогичной хозяйственной деятельности других регионов.
В настоящей статье монография А.М. Хазанова рассматривается как уникальное исследование по номадизму. Ученый стал одним из первых в науке, кто попытался охватить весь комплекс проблем. Его монографию можно квалифицировать как самый полный научный вклад в номадологию.
Характер исследования А.М. Хазанова представляет собой классификацию и типологизацию кочевых моделей. По ходу своего исследования автор всесторонне обосновывает и пытается решать такие важные вопросы, как генезис кочевого скотоводства, неустойчивого положения кочевого общества, трудности модернизации номадов.
Известно, что основой любого общества является хозяйственная деятельность – совокупность природных ресурсов и производственных отношений, экономической, материально-технической платформы, а также результаты деятельности человека, используемые для создания, поддержания, улучшения условий и средств существования, жизнеобеспечения человеческого общества. Поэтому изучение процесса развития хозяйства различных этносов является важнейшей задачей современной исторической науки, включая этнологии.
В истории Казахстана с ликвидацией колхозов и совхозов, которые в свое время разрушили традиционную систему сельского хозяйства республики, актуальным становится обращение к историческим основам традиционного хозяйства казахов. В настоящее время в Казахстане предпринимаются шаги по восстановлению экономики сельского хозяйства, возрождению на государственном уровне ее традиционной специфики.
С древнейших времен на территории Казахстана основой жизни наших предков было скотоводческое хозяйство. В связи с этим большое научное значение представляет изучение хозяйственной деятельности казахов. Традиционное хозяйство народов, населяющих Евразию, несмотря на высокие темпы его урбанизации и модернизации, привлекает внимание и в наши дни.
Общеизвестно, что хозяйственно-культурный тип каждого этноса напрямую связан с природно-климатическими, экологическими и прочими факторами. В условиях аридной зоны, не вполне пригодной для ведения земледельческого хозяйства, представляющей более рискованным, единственным, оправданным способом производства являются различные виды скотоводческого хозяйства – кочевое, полукочевое, стойловое. Территория распространения кочевого типа хозяйства в прошлом была распространена на огромной территории различных регионов Казахстана, Центральной Азии, Среднего и Ближнего Востока, Северной и Северо-Восточной Африки.
Поэтому не случайно, что исследуемая нами проблема, издавна представляют большой интерес для ученых специалистов разных стран и народов. На начальном этапе такие исследования в основном обращали внимание на те или иные особенности в ведении и развитии такой хозяйственной деятельности. Начиная со второй половины XIX века, особенно в XX столетии появилось большое количество интересных оригинальных работ по данной проблеме, как на Западе, так и в СССР, а также после его распада – в ряде независимых стран постсоветского пространства.
Не остается в стороне и кочевой тип хозяйственной деятельности казахского народа. Значительный вклад в его исследование внесли С.Е. Толыбеков [1-2], В.Ф. Шахматов [3], А.М. Хазанов [4], Г.Е. Марков [5], Н.Э. Масанов [6] Д.Кшибеков [7], Н.Н. Крадин [8], А.И. Оразбаева [9].
К числу перечисленных выше ученых специалистов относится и имя известного обществоведа, историка, этнографа А.М. Хазанова.
Анатолий Михайлович Хазанов (родился в 1937 г., г. Москва), социальный антрополог и этнолог. В 1960 г. окончил исторический факультет Московского государственного университета. В 1966 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1976 г. – докторскую. Анатолий Михайлович является одним из крупнейших специалистов в области истории кочевничества народов Средней Азии и Причерноморья, теории кочевниковедения. Занимался проблемами этноархеологии и первобытной истории. В 1960-1985 гг. работал в Институте этнографии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР. В 1960-1984 гг. участвовал в этнографических и археологических экспедициях в Центральной Азии, Дагестане, Калмыкии, на Кавказе и Украине. А.М. Хазанов – автор 16 книг, в том числе «Очерков истории военного дела сарматов» (М., 1971), «Золото скифов» (М., 1975), «Социальной истории скифов: основные проблемы развития древних кочевников евразийских степей» (М., 1975), «Кочевники и внешний мир» (Кембридж, 1984), а также более 250 статей и других научных публикаций.
В 1985 г. эмигрировал в Израиль. В 1985-1990 гг. был профессором факультета социологии и социальной антропологии Еврейского университета в Иерусалиме. С 1995 г. А.М. Хазанов – профессор социальной антропологии в университете Висконсин-Мадисон (США), с 1990 г. – член Лондонского Королевского общества.
Монография «Кочевники и внешний мир» было подготовлено автором к печати в 1979 году в Москве, но была опубликована на английском языке лишь в 1984 году в США. Затем она была переиздана в 1994м и впервые вышла на языке оригинала только благодаря третьему, казахстанскому изданию в 2002 году в издательстве «Дайк-пресс» в Алматы. Монография была переиздана в Институте востоковедения им. Р.Б. Сулейменова Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан. По нашему мнению, данное обстоятельство связано с многолетним научным сотрудничеством маститого ученого с казахстанскими коллегами из Института истории и этнологии имени Ч.Ч. Валиханова, Института археологии имени А.Х. Маргулана, Института востоковедения имени Р.Б. Сулейменова Комитета Науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, Института номадов Министерства информации и культуры Республики Казахстан и Казахсткого национального университета имени аль-Фараби. Так, например, А.М. Хазанов в 1997-1999 годы был координатором научного проекта «Скотоводство в республиках Центральной Азии и Казахстана», в котором были задействованы Висконсинский университет (США), Институт востоковедения им. Р.Б. Сулейменова КН МОН РК и КазНУ им. аль-Фараби
Рассматриваемая нами 3-е казахстанское издание состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии.
Считаем, что данная работа является очень ценным и во многом уникальным исследованием по номадизму. А.М. Хазанов по-новому попытался охватить в исследуемом аспекте весь комплекс проблем междисциплинарного характера – исторического, социоантропологического, социологического, этнографического, экономического, географического, экологического и частично лингвистического. По своему замыслу данная монография с самого начала претендовала стать комплексным и полным научным вкладом в номадологию.
Во-первых, Анатолий Михайлович рассматривает генезис кочевого скотоводства, включая классификацию и типологию кочевых моделей. Главной мыслью автора является то, что «номадизм – это особый вид производственной экономики… Скотоводство является не только способом жизнедеятельности, но также образом жизни» [10, с. 15]. Значимость первой части монографии заключается в классификации различных форм скотоводства, которые выводит из значимых компонентов географических и экологических условий. Например, автор считает, что каждому региону Казахстана свойственна определенная форма скотоводства. Не остается в стороне и вопрос об объективных трудностях в функционировании кочевого хозяйства т.к. в ходе исторического, социально-экономического развития перед кочевниками всегда стоял неизбежный выбор: приспособить ведение кочевого хозяйства к суровым реалиям природногеографического фактора и как адаптироваться к внешнему миру и экологическим реалиям.
В водной главе автор дает развернутый анализ экономическому аспекту номадизма как главной особенности и ее трансформации к реалиям современного индустриального общества. В ней приводится подробная классифиция основных видов скотоводства у разных этносов, занимающихся кочевым и полукочевым хозяйственным типом.
Раскрывая главный феномен номадизма, А.М. Хазанов подчеркивает органическое единство последнего с внешним миром и природой, в хозяйственном, культурном и социальном отношениях, включая взаимодействие кочевников с оседло-земледельческой цивилизацией. Особое место в работе занимает анализ различных типов кочевого и полукочевого скотоводства с учетом исследования эколого-географических факторов.
Во второй главе поднимается не менее важный вопрос, как происхождение номадизма. Автор выделяет три причины перехода к кочевому скотоводству:
а) хозяйственно-технологическое (одомашнивание определенных видов животных, изобретение колеса, создание особого вида жилище и т.д.);
б) конкретно-побудительное (климатическое);
в) благоприятный социально-политический фон.
Ученый не исключает причину хозяйственной экспансии в распространении номадизма.
В третьей главе автор исследует внутреннюю или врожденную структуру номадизма, т.е. социальнополитическую систему. По его мнению, номадизм не является ни особой социально-экономической формацией, ни особенным способам производства и не сводится к адаптации кочевого скотоводства к природно-климатическим условиям. По мнению ученого приоритетной особенностью данного исторического феномена является разностороннее взаимоотношение номадов с оседлым населением. На его взгляд связь номадов с внешним миром осуществляется посредством оседания, торгово-экономических отношения, политико-дипломатических взаимоотношений.
В четвертой главе – «Способы адаптации номадов к внешнему миру» автор выделяет два основных типа адаптации кочевников к внешнему миру – экономическую и социально-политическую [10, с. 323]. При этом он считает, что до него почти все исследователи считали аксиомой относительную автаркичность кочевого хозяйства. «Будучи неавтаркичным, номадизм любого типа не может функционировать в изоляции» [10, с. 323]. По мнению А.М. Хазанова внешний мир выступает по отношению к номадам не пассивным фоном, а активной силой взаимодействия, вызывая рост социальной дифференциации и имущественного неравенства среди номадов. При этом основные формы взаимодействия номадов и оседлых обществ заключались в седентаризации (оседании), торговле и торговом посредничестве, политической зависимости (вхождение оседлых обществ в состав кочевых государств и наоборот).
Значительным вкладом ученого в исследование номадизма заключается в определении роли и значения кочевых государств в истории Евразии. А.М. Хазанов подходит к пониманию исторической роли номадизма, исходя из своего следующего основного тезиса: кочевое хозяйство постоянно нуждалось в средствах оседло-земледельческого и городского мира, которое нередко осуществлялось путем завоевания подчинения последних и получения необходимых или добавочных продуктов и товаров.
В монографии исследователь выделяет три ведущих пути эволюции сосуществования кочевых и оседлых обществ: а) оседлые территории отпадают или же погибает городская культура, происходит повторная упрощение социально-политических отношений; б) усиление и конечная победа седентаризационного (оседлого образа) процесса, в результате чего кочевое общество перестает быть самим собой, то есть исчезает; в) комбинация общей социально-экономической и политической системы кочевого и оседлого обществ, в основе которого – разделение труда.
Этот вариант является переходной стадией к одному из предыдущих и ведет к вынужденному решению дилеммы – оседать или оставаться кочевниками. Обычно, отмечает автор, эта дилемма возникала перед правящим классом, представленным кочевой аристократией или кочевой династией: сосредоточить свое внимание на правлении государством в целом и его оседлым субобществом или же сохранить свое прежнее положение в кочевом субобществе, а значит, идти против интересов государства [11].
Признавая грандиозную роль кочевников в политической истории Евразии и Африки, автор и здесь отмечает, что завоевания номадов были возможны только благодаря ослаблению и дезинтеграции оседлых государств. Справедливости ради А.Х. Хазанов обращает внимание на тот факт, что тезис об опустошительности вторжений кочевников нуждается в тщательной проверке в каждом отдельном случае. “Слишком часто для объяснения экономического упадка в оседлых странах кочевникам отводит- ся роль козлов отпущения” – с этим выводом автора нельзя не согласиться. Особенно это было характерно для российской (потом – советской), венгерской, польской, румынской историографии и других исторических школ Восточной Европы. Следствием этого стал миф о “татаро-монгольском иге” и исторической роли этого региона, якобы выступавшего плотиной против варваров и спасшего Западную цивилизацию [11].
А.М. Хазанов считает, что после распада СССР история кочевников вновь стала заложником необъективного и идеологизированного подхода с большим налетом национализма. Это характерно как для России, Монголии и Китая, так и для молодых независимых государств Центральной Азии [10, с. 476].
В своей заключительной оценке исторической роли кочевников автор опирается на собственные выводы в отношении всего исторического процесса на планете. При этом он отрицает как эволюционизм, так и марксизм. Все важнейшие прорывы в истории человечества, резюмирует Анатолий Михайлович, были результатом уникальной комбинации различных факторов и происходили считанное количество раз или только однажды. Это касается и возникновения кочевого скотоводства. Отрадно, что на формирование столь далеко идущего тезиса автора подвигло именно изучение номадов. Главную критику автор направляет против марксистской (точнее, советско-сталинистской) теории социально-экономических формаций. В то же время А.М. Хазанов критикует, хотя и вскользь, сторонников концепции стагнации и заблокированного развития, которые зачастую ищут причину этого во вторжениях кочевников. Причем критикует их он не из-за предвзятого отношения к исторической роли номадов, а из-за того, что западноевропейская модель воспринимается как естественная для всех других регионов и обществ [11].
Таким образом, фундаментальный труд А.М. Хазанова обогащает исследование хозяйственнокультурных типов кочевников с использованием новых методик и концепций. Признавая большую значимость научных публикаций автора по анализу основных элементов производственного процесса и социально-политической системы в кочевой среде, отметим, что они внесли значительный вклад в исследование хозяйственно-культурных типов насельников евразийских степей, включая казахов.
- Толыбеков С.Е. Кочевое общество казахов в XVIII начале XIX века. – Алма-Ата,
- Толыбеков С.Е. Общественно-экономический строй казахов в XVIII начале XIX веках. – Алма-Ата,
- Шахматов В.Ф. Казахская пастбищно-кочевая община. – Алма-Ата, 1964.
- Хазанов А.М. Характерные черты кочевых обществ Евразийских степей. – IX МКАЭН. – М., 1973.
- Марков Г.Е. Кочевники Азии. – М., 1976.
- Масанов Н.Э. Проблемы социально-экономической истории Казахстана на рубеже XVIII-XIX веков. –
- Алма-Ата, 1984; Он же. Кочевая цивилизация казахов. – Алматы-Москва, 1995. 7 Кшибеков Д. Кочевое общество: генезис, развитие, упадок. – Алма-Ата, 1984.
- Крадин Н.Н. Кочевники Евразии. – Алматы,
- Оразбаева А.И. Цивилизация кочевников евразийских степей. – Алматы,
- Хазанов А.М. Кочевники и внешний мир. – Алматы,
- Лаумулин М. Кочевник кочевнику рознь. Рецензия на книгу А.Хазанова “Кочевники и внешний мир” // Континент. – – 21 ноября 4 декабря.