Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Адвентистская ветвь в протестантизме и ее современное состояние в Казахстане: социально религиеведческий анализ

В статье профессора А.И.Артемьева проведен социально-религиеведческий анализ одной из крупных протестантских церквей – Адвентистов Седьмого Дня.

Автор кратко рассказывает об истории этой Церкви и ее «прорицательнице» Элен (Елене) Уайт. На основе  ее трудов и главных социально–религиозных источников он рассматривает учение Адвентистов Седьмого Дня  и организационную структуру Церкви.

Большое место в статье занимает история проникновения адвентизма в Россию и Казахстан, его современное состояние. Не обошел автор и историю раскола, создание сектантского направления Адвентистов – реформистов.

В 2016 году исполнилось 130 лет со дня основания первой общины Адвентистов Седьмого Дня в Царской России и 110 лет со дня официального признания Церкви АСД в Российской империи. Это – в определенной мере повод, чтобы вспомнить историю Церкви, поговорить о ее современном состоянии, тем более, что в Казахстане ее общины начали свою религиозную деятельность еще в начале прошлого столетия.

Сама же конфессия ведет свое начало с 30-х годов XIX века. Именно тогда, а точнее – летом 1831 г., проповедник баптистской общины г. Хэмптона (США) Уильям Миллер (1782 1849) объявил, что вычислил дату второго пришествия Христа – 21 марта 1843 г.

Свои размышления он изложил в книге «Свидетельства из Священного Писания и истории о втором пришествии Христовом в 1843 и его личном царствовании 1000 лет».

Она вышла в свет в 1831г. Его сторонников стали называть миллеритами, хотя сам он первоначально не порвал с баптистской общиной, в которой состоял с 1816г., и основными её  принципами. Начатое им движение было межденоминационным (к примеру, к нему присоединился методист И.Лич). По своим формам оно имело некоторое сходство в ривайвелизмом.[1]

Правда, последователи Миллера впоследствии дали его словам несколько другое толкование, стараясь более не называть точной даты второго пришествия. Они заявляли, что в 1844 г. Христос вступил в «святая святых» небесного храма.

В ходе дискуссии вокруг основ вероучения миллериты раскололись на несколько направлений: Адвентисты Седьмого Дня, две Церкви Бога, Христианская Церковь Пришествия, Христианская Церковь Первозванного Адвента. Среди них самым крупным являются Адвентисты Седьмого Дня.[2] Как пишет пастор Церкви, магистр богословия Даниил Павелко, «в названии Церкви соединены два основополагающих понятия: Второе пришествие Христа (от лат. «adventus» пришествие), которое положит конец власти греха и принесет спасение всем принявшим Его своим Господом и Спасителем, и седьмой день недели – суббота, являющаяся памятником сотворения мира. Таким образом, в названии Церкви соединено два величайших акта: изначальный – сотворение мира, и заключительный – Второе Пришествие Христа в мир, когда Бог установит Свое вечное царство. Адвентизм представляет собой дальнейшее развитие протестантской Реформации (вторая волна А.А.), начавшейся в Европе в 16 столетии. Целью Реформации было восстановить Христианскую Церковь такой, какой она была у истоков своего образования, когда Христос и апостолы учредили ее. Стремясь  к  чистоте  христианского  учения,  реформаторы  основывали  свою  веру  на  Священном Писании: «Sola skriptura», или «только Библия».[3]

«Прорицательницей» движения Адвентистов Седьмого Дня стала Элен (Елена) Уайт (1827  – 1915), провозгласившая откровение о праздновании субботы вместо воскресенья и «санитарскую реформу» запрет на употребление свинины, чая, кофе, табака, алкоголя, на использование ряда медикаментов.

Элен Уайт родилась 26 ноября 1827 г. в США недалеко от городка Горхем, штат Мэн. Элен и ее сестра Елизавета были близнецами и являлись самыми младшими в семье простых американских фермеров Роберта и Юники Хармон.

Они были методистами (первоначально – направление в англиканстве, относящееся к т.н. протестантизму «второй волны»). Но затем и родители, и их дети подпали под влияние проповедей У.Миллера, за что в 1843г. вся семья была исключена из методистской церкви.

Элен присоединилась к зарождающемуся движению адвентистов, а выйдя замуж в 1846 году, она, вместе с мужем Джеймсом Уайтом, все последующие годы посвятила служению Богу и людям.

Наследие Элен Уайт, в котором она разработала основные положения этого протестантского направления, довольно обширно. Её «Свидетельства для Церкви» составили 9-томный цикл. Так, к 2000-летию Рождества Христова на русском языке был издан 5-томник ее трудов, в который вошли: «Патриархи и пророки», «Пророки и цари», «Желание веков», «Деяния апостолов» и «Великая борьба». Кроме того, издана своеобразная энциклопедия семейной жизни под названием «Христианский дом».

В трудах Э.Уайт нашли отражение такие библейские доктрины, как Св. Троица, Божий план искупления, воплощение Сына Божия, его смерть и воскресение. Она дала свое толкование сложному и постоянно оспариваемому вопросу о законе и благодати, проблеме греха в плане спасения человека Христом. К примеру, в «Правилах счастливой жизни» она писала: «Каким бы ни было ваше прошлое, какими бы ни были ваши разочарования в настоящем, если вы придете ко Христу такими, какие вы есть, слабые, беспомощные и отчаявшиеся, наш сострадательный Спаситель встретит вас, когда вы будете далеко, заключит вас в Свои объятия бесконечной любви и облечет в одежду праведности».[4] Ее перу принадлежит объяснение истин о Седьмом дне – субботе Господней, о святилище, о состоянии  человека  после  смерти,  о  тысячелетнем  царстве  и  т.д. В  своих произведениях Э. Уайт неуклонно подчеркивала роль и значение Библии в духовном опыте людей.

Развивая идеи Реформации о восстановлении Христианской Церкви такой, какой «она была у истоков образования, когда Христос и апостолы учредили ее», и многое взяв из баптизма, адвентисты седьмого дня внесли в свою доктрину ряд новых положений, в частности, об уже начавшемся втором пришествии Христа и учение о том, что душа человека умирает и воскресает вместе с телом.

Адвентисты Седьмого Дня верят, что:

  • единственным и непреложным символом веры является Библия;
  • все 66 канонических книг Ветхого и Нового Заветов являются богодухновенным мерилом и основанием христианской веры;
  • вся Вселенная, видимый и невидимый мир, созданы великим и Всесильным Творцом, триединым Богом – Отцом, Сыном и Святым Духом;
  • человек создан по образу и подобию Божьему свободной и мыслящей личностью, поэтому в вопросах совести и религии все в одинаковой мере имеют право на свободу выбора;
  • грех вошел в мир у истоков истории человечества. Грех есть разрыв взаимоотношений между Богом и людьми; грех есть нарушение Закона Божьего;
  • Закон Божий – Десять заповедей – это вечный и неизменный закон любви и счастливой жизни.

Он является фундаментом нравственности для всех поколений людей во все времена;

  • Иисус Христос – Сын Божий – в определенное Богом время пришел в наш мир, чтобы совершить спасение и искупление человека от греха. Он жил на земле как Сын Человеческий во плоти, в то же время являясь Сыном Божьим. Его Божественная природа была облечена в человеческое естество;
  • Иисус Христос открыл людям характер Бога невидимого и показал пример любви человека к человеку;
  • Христос умер за наши грехи и является нашим Спасителем, если мы доверяем Ему. Он воскрес в первый день недели по Писанию и вознесся во славе спустя сорок дней после воскресения;
  • человек должен оберегать свое духовное и физическое здоровье и вести здоровый образ жизни, воздерживаясь от вредных привычек, алкоголя, курения, наркотиков и всего, что разрушает человеческое тело и душу;
  • человек не имеет в самом себе бессмертия, поэтому со смертью прекращается физическая и духовная жизнь человека. Сознание и бессмертие, согласно Евангелию, верующий человек обретет только после воскресения из мертвых, которое совершится при Втором пришествии Христа;
  • каждый человек может получить прощение всех своих грехов и спасение через веру в Иисуса Христа. Именно поэтому в АДС крестят во имя Отца, Сына, Святого Духа только тех людей, которые сознательно верят и дают обещание служить Богу и Соблюдать Его заповеди;
  • Христос основал на земле Свою Церковь, которая объединяет людей, принимающих Его как своего Спасителя и желающих соблюдать все, что Он заповедал. Следуя повелению Христа, Его последователи проповедуют Евангелие – Благую весть о спасении и служат нуждам людей.

В «Церковном руководстве» сказано, что в Церкви адвентистов седьмого дня «осуществляется представительная форма церковного правления», т.е. авторитет церкви «представлен в лице всех ее членов, а исполнительные обязанности по управлению церковью возложены на представительные органы и служителей», при этом признается равенство всех рукоположенных служителей.

Для адвентистов седьмого дня характерны четыре уровня организации: от отдельного верующего к Всемирной Церкви

  1. Местная Церковь (община), представляющая собою сообщество отдельных верующих.
  2. Местная конференция (или местное поле/миссия), которая объединяет общины в границах отдельного государства, области, территории.
  3. Унионная конференция (или унионная миссия), объединяющая целый ряд конференций, миссий или полей в пределах более обширной территории.
  4. Генеральная Конференция – самая крупная организационная структура, объединяющая все унионы во всех частях мира. Дивизионы – это отделения Генеральной Конференции, обладающие административной властью на закрепленной за ними территории.

«Каждый член церкви имеет право голоса в избрании служителей церкви. Церковь избирает служителей местной конференции. Делегаты, избранные местными конференциями, избирают служителей унионных конференций, а делегаты, избранные унионными конференциями, избирают служителей Генеральной Конференции. При такой организации каждая конференция, каждое учреждение, каждая община и каждый член церкви имеет прямо или через представителей право голоса в избрании служителей, исполняющих руководящие обязанности в Генеральной Конференции».

«На всех четырех уровнях Церкви действует целый ряд учреждений. Адвентисты седьмого дня, будучи последователями Христа, осознают свою ответственность в том, чтобы служить с полной отдачей в осуществлении евангельской миссии, следуя примеру Господа и Его апостолов. В своей всемирной миссионерской работе они продолжают дело своих предшественников в развитии учреждений образования, воспитания, здравохранения, издательств и других».

В соответствии с теологией и основными принципами Церкви АСД подобные учреждения с самого их основания были неотъемлемыми частями Церкви, непосредственными инструментами в выполнении ее Божественной миссии. Церковь АСД использует все свои учреждения в качестве элементов служения в области здравохранения, производства здоровых продуктов питания, издательского дела и образования; они неотделимы от общей миссии Церкви – нести евангельскую весть всему миру.

Все многочисленные подразделения Всемирной Церкви – общины, конференции, учреждения здравоохранения, издательства, школы и другие организации – находят организационное единство в Генеральной Конференции АСД, где они имеют свое представительство. Через них Всемирная Церковь осуществляет евангельскую работу во имя Христа, отвечая нуждам погрязшего в грехе мира.[5]

В Россию идеи адвентизма[6] проникли уже в середине XIX века через печатную литературу, которую высылали западноевропейские переселенцы из Америки своим родственникам, жившим на берегах Днепра, в Крыму, Поволжье и на Кавказе. Первая адвентистская община была образована во время посещения России миссионером Конради в 1886 году. Тогда в Крыму, в местечке Бердыбулат, приняли крещение 19 немецких поселенцев. К 1891 году последователи адвентистского учения уже были в Поволжье, на Дону, в Крыму, на реке Молочной (Украина), в Кубанской области, в Бессарабии, на Волыни, в Привислинском и Прибалтийском краях. Подготовка библейских работников велась в Гамбурге, где с 1889 по 1899 год постоянно обучалось несколько студентов из России. Начиная с 1899 года, для русских студентов было открыто отделение во Фриденсау (Германия). В конце 90-х годов XIX века и в первые годы ХХ века евангелизация успешно проходит и в таких крупных городах, как Рига, Петербург, Киев, и др. Всего в России к 1901 году было 37 общин, 1288 членов и 13 проповедников.

С провозглашением 17 апреля 1905 года религиозной свободы и после выхода особого циркуляра министра внутренних дел от 1906 года, юридически признававшего Церковь АСД как религиозную организацию, условия для пропаганды адвентизма значительно улучшились. В 1907 году в Риге было учреждено трактатное общество, распространявшее литературу на русском, немецком, латышском, эстонском и польском языках. Здесь же находился центр управления всем движением в России, которое выделяется в самостоятельную «Российскую Унионную конференцию» под председательством Ю.Г.Бетхера. В мае – июне 1909 года русская делегация уже участвовала в работе 37-й сессии Генеральной конференции в Такома-Парке. К 1911 году, когда Адвентистская церковь получила статус независимой конференции, ее весть распространялась далеко за пределы европейской части России. Общины адвентистов были в Сибири, Казахстане, Туркестане и Закавказье. С дальнейшей демократизацией общественного строя и стабилизацией положения в стране адвентизм продолжает успешно   развиваться:   было   разрешено   издавать   журналы   «Благовестник»,   «Голос   истины», «Адвентистской вестник» в адвентистском издательстве «Патмос».

В период сталинского лихолетья волна репрессий не обошла и многих членов Церкви АСД, особенно ее служителей. Кратковременная оттепель в отношении к верующим была лишь во время Великой Отечественной войны, на освобожденных от захватчиков территориях стали вновь регистрировать ее общины.

Но в 1960 году Всесоюзный совет АСД был распушен.

Церковь вновь обрела организационное единство лишь в конце 70-х годов. Начиная с 1979 года, стала развиваться издательская деятельность. Большим событием для адвентистов явилось открытие в 1998 году в пос. Заокском Тульской области Духовной Академии и издательства «Источник жизни».

В Казахстане адвентисты седьмого дня появились в начале прошлого столетия. В 1902  году первые адвентистские общины уже действовали в г.г.Усть-Каменогорске и Семипалатинске, п.Рождественка Акмолинской области, в Кустанайской области.

В 2012 году Церковь АСД в Казахстане отметила свое стодесятилетие.

В настоящее время в Астане создан республиканский Центр Адвентистов Седьмого Дня – Казахстанская конференция Церкви христиан-адвентистов седьмого дня. Организационно он входит в Южный унион, объединяющий также среднеазиатские и кавказские региональные структуры. Центр Южного униона – г. Алматы.

Унионы объединяются в дивизионы, создаваемые по региональному признаку. Всего в мире – 13 дивизионов, каждый из которых имеет свою «Доктрину дивизиона».

Дивизионы подчиняются высшему органу – Генеральной конференции. Ее президент избирается сроком на пять лет. Ему подчиняются 13 президентов дивизионов и 5 освобожденных вицепрезидентов, которые координируют работу в регионах.

Центр по странам СНГ находится в г. Заокском.

В 2005 году мне довелось участвовать в Международной конференции «Протестантизм в Евразии: гражданское согласие, толерантность и патриотизм (к 60-летию победы над фашизмом)». Она проходила в Заокском Тульской области. Ее организаторами выступали Заокская Духовная академия и Заокский Христианский гуманитарно-экономический институт.

В работе конференции приняли участие ученые-религиеведы, лидеры многих конфессий и деноминаций, а также чиновники, работающие в сфере государственно-церковных отношений, что подтвердило веротерпимость и толерантность Адвентистов, их истинное миролюбие.

Поездка в Заокский дала мне возможность глубже познакомиться с этой протестантской конфессией, получить, как говорится, из «первых рук» ответы на интересовавшие меня вопросы, а так как с некоторыми адвентистскими руководителями я был знаком ранее, то это значительно облегчило  наше общение.

В Алматы открыт филиал заочного отделения Заокской духовной академии. Для верующих Казахстана издается ежемесячная газета «Благовестник».

Сегодня Церковь АСД совершает служение в 220 странах мира.

Какие же главные проблемы стоят сегодня перед структурно и теологически оформленной Международной организацией адвентистов?

Главная из них – отступничество. Этому посвящены серьезные исследования адвентистских идеологов  (например,  Рене  Санда,  Микеле  П.  Буонфиглио  и  др.)  В  Международном  институте христианского служения и его дочерних учебных заведениях на местах читаются специальные курсы по данной проблеме.

К примеру, Заокским издательством «Источник жизни» в 2000 году издано 2-х томное учебное пособие  «Пути  благовестия».  В  нем  причины  отступничества  объясняются  следующим образом:

«Отступничество – это скорее социологическая, чем теологическая проблема. Только 2% из тех, кто уходит из Церкви, больше не верят в ее учение. Остальные 98% уходят потому, что у них возникают осложнения в области личных взаимоотношений, и они, как правило, формулируют их так: «В Церкви нет любви»; «когда у меня возникла серьезная проблема, никому не было до меня дела»; «я остался в полном одиночестве, потому что, когда я стал адвентистом, все друзья отвернулись от меня»; «в Церкви сформировались замкнутые группы друзей, в которые почти не возможно попасть». [7]

И здесь трудно что-либо возразить или добавить.

Какой же выход? «Если мы хотим, пишет Рене Санд, чтобы дверь отступничества оставалась закрытой, мы должны культивировать в церкви понимание следующего важного принципа: миссионерская работа не заканчивается в момент крещения. Неизменно теплое и дружеское отношение к новообращенным так же важно, как и библейские занятия с теми, кто не знает Господа. Наша цель – не просто крестить людей, но спасти их, а крещение само по себе не может удовлетворить всех их потребностей. Новообращенные должны влиться в церковь и стать настоящими учениками Иисуса. Для достижения положительного результата надо применять метод «дружеского евангелизма». [8]

Думается, что для религиеведов именно эти положения представляют особый интерес.

Помимо Церкви Адвентистов седьмого дня в период Первой мировой войны (1914-1918) в рамках адвентизма возникло направление Адвентистов-реформистов. Началом ему послужило отношение верующих к военной службе (в августе 1914 г. в Германии адвентисты Седьмого Дня признали необходимым участие членов церкви в военных действиях с применением оружия). Это привело к расколу, и в 1929 г. на съезде в г. Готе (Германия) он был официально закреплен, и оформилась организация Адвентистов-реформистов. Вероучение и культ у адвентистов-реформистов те же, что и у адвентистов Седьмого Дня. Отличительными особенностями является категорический отказ от участия в военной службе и более жесткое следование «санитарной реформе», предполагающий полный отказ от употребления в пищу мяса. На территории бывшего Советского Союза, в том числе  и Казахстана, Адвентисты-реформисты никаких контактов с миром не осуществляют. Они находятся в глубоком подполье. [9] Потому совершенно справедливо отнести их к религиозной секте.

Адвентисты же Седьмого дня в каждой стране своего служения хотят «быть патриотами и вместе со всеми гражданами… отечества, независимо от их этнической или религиозной принадлежности, ...активно участвовать в его экономическом и духовно-нравственном возрождении» [10].

 

  1. Ривайвелизм – совокупность христианских движений в англоязычном мире (первоначально – в США), придающих принципиальное значение личному обращению, покаянию и эмоциональной стороне веры, а также миссионерству (подробнее об этом см.: Религиоведение: Энциклопедический словарь. – М.: Академический проект, 2006. – С. 918-919).
  2. См.: Элбакян Е.С. Адвентисты. // Религиоведение: Энциклопедический словарь. – С. 19-21.
  3. Павленко Даниил. Церковь адвентистов седьмого дня. // Религии в Казахстане. Хрестоматия. Часть 2. (Составители Артемьев А.И., Колчигин С.Ю., Цепкова И.Б.) – 2 издание Алматы:изд-во «Бастау», 2011– С. 232.
  4. Цит.по: Религии в Казахстане. Хрестоматия. – С.240.
  5. См.: Церковное руководство адвентистов седьмого дня. – М., 2000. – С. 33-35.
  6. Здесь использованы материалы, предоставленные автору руководителями Заокского и республиканского центров адвентистов седьмого дня, а также «Истории Церкви адвентистов Седьмого дня России», автором которой является доктор богословия, кандидат философских наук Евгений Зайцев (Заокский: «Источник жизни», 2008. – С. 544).
  7. Пути благовестия: В 2 т. – Том 1. – Заокский: «Источник жизни», 2000. – С. 6. 8 Там же. – С.11.
  8. Подробнее об этом см.: Элбакян Е.С. Адвентисты. // Религиоведение: Энциклопедический словарь. – С. 19-21.
  9. Зайцев Е.В. Социальное служение Церкви АСД: к вопросу о патриотизме. // Протестантизм в Евразии: гражданское согласие, толерантность и патриотизм (к 60-летию Победы над фашизмом). Материалы XII Международной научно-практическое конференции. Апрель – выпуск III – Заокский, 2005. – С.41.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.