Правопорядок и подрастающее поколение

В статье на материалах Казахстана рассматриваются политологические аспекты воспитания правовой культуры подрастающего поколения как важного направления правопорядка, которые еще не изучены в казахстанской политической науке. Вместе с тем, уделено внимание и дискуссионным вопросам. 

Прежде всего, следует сказать, что вопросы правопорядка, правовой культуры еще недостаточно изучено в социально-политической литературе. Поэтому, на материалах Казахстана рассмотрим политологические аспекты воспитания правовой культуры подрастающего поколения как стержень правопорядка.  При этом надо отметить, что воспитание правовой культуры подрастающего поколения,  т.е. молодежи Казахстана мы рассмотрим как выражение основы правопорядка в стране.

Строительство демократического общества, новые условия жизни, многогранная воспитательная  работа казахстанского государства и общественных организаций, направленная на повышение политической сознательности, нравственной зрелости, образованности, на овладение современными достижениями науки и техники, на развитие всей духовной и материальной, политической и правовой культуры, позволили сформировать такие черты молодого поколения Казахстана, которые делают его носителем передовой идеи, в том числе правовой.

Овладение научным мировоззрением, социально-политических идейность и убежденность, верность общечеловеческим и патриотическим традициям, широта кругозора, высокая интеллектуальность и гуманизм, творческая смелость, честность и доброта, богатство чувств и переживаний, гармоническое единство внутренней и внешней, политической и правовой культуры – таковы наиболее характерные черты, присущие большинству юношей и девушек демократического, казахстанского общества.

Тем не менее при всех успехах в воспитании масс молодежи несомненным также является и тот факт, что высокие нравственно-политические качества и правовая культура не являются присущими всем  юношам и девушкам Казахстана. Среди них еще встречаются те, кто заражен потребительской  психологией,  проявляет недисциплинированность,  нигилизм, аполитичность,  преклонение перед ложными «ценностями» образа жизни, совершает порой аморальные поступки, правонарушения и преступления.

Все это не что иное, как проявление остатков прошлого сознания, чуждого передовой правовой и политической идеологии. К сожалению, эти остатки прошлого не сходят со сцены вместе с физическим уходом из жизни их носителей. В силу закономерностей отставания общественного сознания от развития общественного бытия, сложных форм преемственности духовного, социально-политического наследия поколений такие остатки прошлого сознания воспринимаются и сохраняются отдельными представителями нового поколения.

Объективное требование общественно-политического, правового развития в условиях демократиического общества заключается в том, чтобы усилить и расширить правовоспитательную работу среди казахстанской молодежи [1], обеспечить её всеобъемлющий характер, находя пути подхода к каждому молодому человеку. Новые условия требуют во многом и качественного совершенствования соответствующей работы. Сделать это возможно лишь при условии неуклонного и последовательного повышения эффективности всех средств, призванных обеспечивать идейно-политическую, правовую закалку казахстанской молодежи, её комплексное воспитание, в том числе воспитание правовой культуры и правопорядка.

Казахстанскому праву принадлежит значительное место в формировании у молодежи правомерного поведения, трудолюбия, идейной убежденности, патриотической самоотверженности, культуры межнационального общения, дисциплины. Казахстанское право и его неразрывная часть – законодательство о молодежи построены на научной основе.

Именно поэтому роль права Казахстана как средства направления и регулирования поведения молодежи, вовлечения её в активную производственную и общественно-политическую деятельность в современных условиях объективно возрастает. Эта закономерность возрастания воспитательной роли казахстанского права получила широкое признание, как в науке, так и в жизни.

Однако объективно возрастающая воспитательная роль казахстанского права не сможет быть достаточно эффективной, если не будет поддержана целенаправленной деятельностью по воспитанию правовой культуры молодежи. Смысл воспитания правовой культуры состоит в усвоении каждым молодым человеком основных принципов и направленности казахстанского, международного права, в выработке правильной правовой ориентации, в приобретении не только знаний основ законодательства,  но и в формировании глубокого уважения к казахстанскому праву, превращающегося в личное убеждение, в потребность и привычку соблюдать закон и правопорядок.

Следует сказать, что воспитание правовой культуры казахстанской молодежи направлено на формирование правосознания молодого человека. Являясь индивидуальным правосознанием конкретной личности, правовое сознание молодого человека формируется в  чрезвычайно  сложной,  целостной системе взаимодействия внешних и внутренних факторов, включающих как объективные условия жизни казахстанского общества, всей общественно-политической практики, так и внутренний мир казахстанца, его психофизиологические особенности.

Воспитание правовой культуры молодежи не охватывает всего процесса формирования индивидуального правосознания личности и правопорядка, но оно является решающим, определяющим фактором в этом процессе. Следует также подчеркнуть, что формирование правосознания – это не единственная цель воспитания правовой культуры, ибо его важной задачей является также и повышение правовой культуры, правовой, общественно-политической   активности казахстанской молодежи.

Проблеме воспитания правовой культуры казахстанской молодежи в общетеоретических, политологических работах не всегда уделялось необходимое внимание, а между тем проблема эта чрезвычайно важная, актуальная.

Как известно, важной составной частью работы по формированию научного мировоззрения юношей и девушек Казахстана, их высоких моральных, политических качеств является воспитание правовой культуры. Отмечая специфику методов воспитания правовой и политической культуры казахстанской молодежи, вместе с тем надо сказать, что это вовсе не означает выведения его за пределы целостной системы комплексного воспитания. Необходимо указать на тесное взаимодействие и связь воспитания правовой культуры с нравственным, трудовым, политическим и т.д.

В нашей научной литературе справедливо отмечается, что в генезисе социально отклоняющегося, в  том числе преступного, поведения наиболее значимы не пробелы в объеме правовой информации, а искажение нравственной-политической позиции в сфере оценки правовых факторов. Нравственнополитическая позиция молодого казахстанца формируется в итоге систематического влияния на его сознание норм прогрессивной морали, научной политики и правовой культуры при взаимодействии всех направлений комплексного воспитания. Следует также учитывать, что потребность и  привычка  соблюдать закон будут тем успешнее закрепляться в сознании каждого молодого казахстанца, чем глубже и нагляднее будет выделяться правовой аспект в других формах воспитания. Таким образом, политологическая проблема воспитания правовой культуры казахстанской молодежи является многоаспектной и комплексной. Для её разрешения требуется философское, юридическое, социологическое, социальнопсихологическое, педагогическое рассмотрение большого числа факторов и зависимостей.

Наиболее важными составными частями воспитания правовой культуры молодежи Казахстана, на наш взгляд, являются его теоретические, организационные основы, социально-психологические, полити-  ческие особенности формирования правосознания.

Известно, что морально-политические качества молодых людей, уважение к требованиям казахстанских законов, к установленному правопорядку формируются новым укладом нашего общества, демократиическим образом жизни. Важнейшее значение в становлении правосознания и правовой культуры казахстанской молодежи имеют: идеологическая работа государственных органов и общественных организаций; социальные политические условия, практический жизненный опыт молодых людей; деятельность правотворческих, правоприменительных и правоохранительных органов, обучение и воспитание в семье, школе, средних и высших учебных заведениях; деятельность средств массовой информации и пропаганды.

Воздействие всех этих факторов на наш взгляд, должно быть согласованным и скоординированным. Представляется возможным следующим образом обобщенно выразить направленность такого воздействия: дать правовые, политические знания, воспитать убеждения, побудить к правомерным поступкам, поднять нравственную, политическую и правовую культуру.

Следует сказать, что социально-политическое учение рассматривает поведение человека как сознательную  деятельность,  как  внешний акт  целенаправленной  активности  сознания  [2]. Поэтому для выяснения причин и мотивов, побуждающих казахстанца действовать, необходимо выявить внутренние источники активности самого сознания. К таким источникам обычно относят потребности, интересы и убеждения. Опираясь на эту трактовку, при политологическом исследовании правомерного поведения целесообразно выделять два основных аспекта: во-первых, саморегулирование, формирование под влиянием условий общественного бытия внутренней потребности юношей и девушек поступать в соответствии с требованиями норм права и, во-вторых, подчинение их поведения воздействующим на сознание внешним правовым, политическим и моральным факторам.

Среди казахстанских исследователей нет единого мнения по поводу роли потребностей в поведении казахстанца. Одни по существу приравнивают потребности к таким факторам поведения казахстанца, как интересы, желания, стремления, цели. Другие считают потребности главным фактором лишь импульсивного поведения казахстанца, отрицают или умаляют их роль. Третьи объявляют потребности основным фактором (или основой факторов) человеческих дел и поступков.

Признание потребностей в качестве решающего (в социально-психологическом плане) фактора поведения казахстанца является, на наш взгляд, правильным.

Для обеспечения правомерного поведения казахстанца важнейшим является наличие потребности индивида в соблюдение закона. Превращение общественной потребности соблюдения норм казахстанского права и научной морали и политики в субъективную установку каждого юноши и девушки  – главная задача воспитания правовой культуры молодежи. Но это станет возможным лишь тогда, когда необходимость соблюдать несложные, основные правила всякого человеческого общежития станет привычкой и нормой жизни молодых людей.

Чтобы гарантировать устойчивость правомерного поведения каждого юноши и девушки Казахстана, необходимо повышение их правового, политического и нравственного сознания до такого уровня, когда уважение к праву, к закону станет личным убеждением, а объективная потребность соблюдать закон превратится в субъективную привычку. Говоря о привычке к исполнению норм права, следует иметь в виду, что сферы её применения могут быть различны: во-первых, привычка к исполнению той или иной нормы права и морали, во-вторых, привычное отношение к исполнению правовых, нравственных требований в целом, т.е. восприятие права и морали как руководства к действию. Вместе с тем необходимо отметить, что важнейшей общегосударственной задачей должно быть формирование у казахстанской молодежи привычной готовности сообразовывать свои действия с требованиями казахстанских правовых, политических норм, добиваясь точного и безусловного выполнения требований закона.

Привычная готовность к исполнению казахстанского закона должна быть обусловлена наличием в сознании каждого молодого человека системы правовых, политических ориентаций. Под правовой, политической ориентацией понимается определенный аспект правового и политического сознания личности казахстанца. Это то же правовое и политическое сознание, но рассмотренное с точки зрения направленности на соблюдение правовых, политических норм. Привычная готовность к исполнению казахстанского законодательства может сформироваться у юношей и девушек только в результате глубокого осознания ими единства общественных и личных, общеказахстанских и личных интересов, проявления заинтересованности и убежденности устойчивой идейной направленности на выполнение тех или иных норм права в системе социально-политических процессов.

В казахстанском обществе право выражает общие интересы в их единстве, сочетании с интересами личности казахстанца. Правовой регламентации при этом подвергаются не все интересы личности казахстанца, а только те, которые являются жизненно важными для всех членов общества (или части), типическими, т.е. такими, которые наиболее ярко выражают сущность прогрессивных общественнополитических отношений (характерных для них), имеют известное социальное, политическое значение. Показательно то, что общий, типический интерес, выраженный в нормативных актах и  лежащий  на основе субъективного права Казахстана, становится самостоятельным явлением по отношению к конкретным интересам гражданина.

Процесс осознания и оценки личностью казахстанца своих и общественных интересов, выраженных в праве, политике, может быть весьма длителен по времени. Более того, интересы могут быть осознаны неточно, неполно, на разных уровнях. До конца не осознанный интерес может привести к ложной постановке цели, порочным методам её достижения и даже к правонарушениям и преступлениям.  Поэтому важнейшим идеологическим фактором воспитания правовой культуры казахстанской молодежи является разъяснение юношам и девушкам на конкретном материале идеи сочетании в казахстанском праве, политике  общественных и личных интересов.

Казахстанское  право  выступает,  прежде  всего,  как  реализация  человеческой  свободы.  Молодежь – наиболее  динамичная  часть нашего  общества.  В то же время в поведении  молодых  людей проявляются возрастные особенности интеллекта, воли, эмоций, связанные, в частности, с недостаточным умением анализировать, определять значение того или иного факта в огромном потоке информации, разбираться в сложной ситуации, требующей выбора одного из нескольких вариантов поведения, а нередко и противостоять давлению микросреды. Казахстанское право в этих условиях становится одним из важнейших регуляторов поведения юношей и девушек, каналом усвоения ими жизненного опыта казахстанского общества, который поможет в конкретной ситуации наметить и реализовать правильную линию поведения, несмотря на недостаточность собственного жизненного опыта.

Казахстанское право на подлинно научной основе отражает интересы молодежи как общественной группы в целом, так и каждого отдельного молодого человека. В его содержании следует выделить нормы и отдельные законы, направленные на: охрану молодежи от вредных антиобщественных влияний; охрану здоровья молодежи; создание оптимальных условий для семейного, школьного, производственного воспитания, организацию досуга молодежи; непосредственное формирование социально-позитивных, политологических интересов, потребностей и положительных, правомерных привычек поведения; реализацию прав молодежи на образование, трудоустройство, профессиональную ориентацию, труд и отдых, развитие способностей, участие в политической жизни общества; непосредственное предупреждение и пресечение преступных и иных антиобщественных проявлений.

Решая в комплексе все эти задачи, казахстанское право способствует созданию для каждого молодого человека и казахстанской молодежи в целом «ближней», «средней» и «дальней» социально-политической перспективы, воспитанию чувства уверенности, ответственности и правовой культуры [3]. При этом казахстанское законодательство учитывает и возрастные социально-психологические, политические особенности молодежи; меняющиеся условия общественно-политической жизни; необходимость использования не только механизма воздействия: закон – личность, но и более сложного взаимодействия: закон – общество – личность.

Совершенствование законодательства о молодежи и корректировка практики его применения производится в Республике Казахстан по научно обоснованным предложениям, в разработке которых участвуют государственные органы и общественные организации, социологи, юристы, психологи, политологи, педагоги.

Твердый правовой режим и устойчивость правопорядка в казахстанском обществе создают атмосферу уверенности каждого молодого человека в своих правах и обязанностях, обеспечивают индивиду условия для свободного выбора способа реализации его конкретного интереса в пределах своего субъективного права.

В связи с этим необходимо особо подчеркнуть, что казахстанское право наиболее оптимально решает проблему «баланса» прав и обязанностей молодых людей как субъектов права и политики. Интересно в этом отношении проведенное ЮНЕСКО в сотрудничестве со Всемирной ассамблеей молодежи и Всемирной федерацией демократической молодежи исследование законодательства 45 стран по проблеме «Права и обязанности молодежи». Исследование показало, что даже в развитых странах законодательство возлагает на молодого человека обязанности значительно раньше, чем у него возникают дееспособность и политическое совершеннолетие.

Казахстанское трудовое право выделяет молодых рабочих и служащих в качестве особых субъектов права, устанавливает для них наряду с общими специальные гарантии, обусловленные особенностями возраста и начала трудовой деятельности. Понятием «молодежь» в казахстанском трудовом праве охватываются рабочие, специалисты и служащие в возрасте от 15-16 до 27-30 лет. По отношению к ним действующее трудовое законодательство содержит нормы, обеспечивающие повышенную охрану  здоровья в процессе непосредственной трудовой деятельности, а также нормы, содействующие приобщению молодого работника к трудовому коллективу, устанавливающие дополнительные юридические, политические гарантии, связанные с началом самостоятельной трудовой деятельности.

Казахстанское законодательство содержит и многие другие нормы, охраняющие  объективные интересы молодого поколения. Выражая общие интересы в их единстве сочетании с индивидуальными интересами, казахстанское право обеспечивает формирование развитой личности с  правовой культуры.

Вот почему важнейшей задачей воспитания правовой культуры казахстанской молодежи является достижение такого результата, когда основными стимулами поведения молодого человека становятся осознанный гражданский, нравственный долг и убежденность в социальной, политической ценности казахстанского права.

Общеизвестно, что идейные убеждения – это глубокие, прочные знания, опосредствованные жизненным   опытом,   высокими   социальными,   политическими   чувствами   и    ставшие   основой,   стимулом целенаправленной практической деятельности. В правовой сфере их содержательную  сущность  составляет уверенность личности казахстанца в необходимости, обоснованности и справедливости требований и предписаний норм права. В нашей научной литературе в этом отношении вполне справедливо подчеркивается регулирующая сила правовых убеждений. Последние прямо и положительно влияют на волевую деятельность казахстанских людей, удерживая их от совершения недозволенного и поощряя предписываемое» [4].

Большая роль и значение убеждений для правомерного поведения казахстанской молодежи требуют ясного и четкого понимания методов их формирования. Совершенно очевидно, что для того, чтобы каждый молодой человек Казахстана обладал правовыми убеждениями, недостаточно только одного воздействия извне. Необходимо стимулирование его собственной активности и творческих усилий. Социально-психологической наукой установлено, что успешность внешнего воздействия зависит не только от отношения человека к этому воздействию, но и от отношения к самому себе, к своей собственной деятельности.

Поэтому важнейшим условием для образования правовых убеждений является создание юношам и девушкам Казахстана возможности при помощи общественных организаций, семьи, школы, производственных коллективов посильно и сознательно участвовать в практической деятельности. Разносторонняя общественно-политическая деятельность наилучшим образом способствует воспитанию у молодежи Казахстана чувства ответственности и гражданского долга, сознательного отношения к своим обязанностям, нетерпимости к правонарушениям, к различным антиобщественным явлениям.

Участие молодого поколения Казахстана в экономической, политической и культурной жизни страны, в отправлении правосудия, в охране общественного порядка, в управлении  делами  общества  и государства постоянно поддерживается и развивается государством. Реальным подтверждением такой политики является непрерывный рост числа молодых активистов в стране.

В целом вся общественно-политическая жизнь Казахстана способствует тому, чтобы выраженные в праве индивидуальные и общественные интересы преобразовывались в сознании каждого юноши и девушки в устойчивую идейно-правовую убежденность. Но такая убежденность молодых казахстанцев, может появиться не на основе безотчетной веры и слепой преданности не на основе  обыденного  сознания, а на основе научных знаний, на базе научного мировоззрения.

Следовательно, речь должна идти прежде всего о том, чтобы наиболее эффективным образом обеспечить у различных категорий молодежи Казахстана необходимый уровень знания права и политики. При этом важна и деятельность государственной системы обучения и воспитания (школа, профессионально-техническое обучение, система высшего и среднего специального образования), и воспитательная деятельность профсоюзных, молодежных организаций, административных органов, и пропагандистская работа средств массовой информации и т.д.

Общественные организации Казахстана значительно активизировали в последнее время пропаганду среди молодежи казахстанского законодательства, теоретических и практических вопросов государства и права. Однако задачи повышения эффективности проводимой работы, её результативности требуют создания научно обоснованной, четкой, последовательной системы правового обучения и просвещения казахстанской молодежи.

Важнейшим вопросом при создании такой системы является правильное определение содержания правовой информации для учащихся школ, колледжей, студентов вузов, работающей молодежи в промышленности, сельском хозяйстве, сфере торговли и бытового обслуживания и т.д.

Система воспитания правовой культуры казахской молодежи основывается на принципах идейности, связи с практической деятельностью, всесторонности и эффективности воспитания, означающих необходимость учета всех факторов, положительно или отрицательно влияющих на уровень правосознания и правовой и политической культуры юношей и девушек, базирующихся на индивидуальном подходе к воспитуемым. Целостное воздействие этих подходов должно осуществляться с учетом особенностей различных социальных групп казахстанской молодежи: юноши и молодые  рабочие,  крестьяне  и студенты, служащие и специалисты в области науки и техники. Поэтому важно представить внутреннюю структуру казахстанской молодежи как общественной группы, ее дифференциацию по целому ряду демографических и социальных, политических признаков.

Как показывает политологический анализ молодежи Казахстана как объекта правовоспитательной деятельности можно вести по крайней мере на трех уровнях: первый из них – индивидуально-психологический, через соотношение с конкретным человеком: второй – социально-психологический, через политическо-правовое    исследование    наиболее    существенных    свойств,    качеств,   черт, настроений, стремлений, интересов социальных групп и слоев молодежи, общества; третий – социально-политический уровень, путем анализа  непосредственной и динамической связи с общественным,  политическим строем и правовой системой, характером общественно-политических, правовых отношений, через определение места молодежи в системе материального и духовного производства и потребления в  социальной структуре многонационального, многоконфессионального общества.

Характерной особенностью молодежи Казахстана является повышенная динамичность, подвижность правосознания, исключительная восприимчивость, «открытость» для всего интересного и нового, в том числе в сфере права.

Эти особенности являются общими для всех поколений казахстанской молодежи. Время обновления и научно-технического прогресса, не «отрицая» их, отразилось на личности молодого человека. Это отмечается исследователями. Так, например, академики НАН РК А.П. Сейтешев и  Т.С.  Садыков отмечают о повышенной возбудимости, активности юношей и девушек и о их нравственно-правовом воспитании, о том, что быстрая смена открытий ведет к ломке установившихся понятий, устойчивых представлений, вызывает у молодежи несколько будничное отношение даже к выдающимся открытиям и вместе с тем стремление подчас подвергнуть сомнению научно доказанные истины, особую требовательность к аргументированности провозглашаемых научных и общественно-политических, правовых положений.

Это ни в коей мере не означает снижения общественной, правовой и политической активности нашей молодежи. Наоборот, именно высокая гражданская активность молодого поколения, рост ее интересов ко всем сторонам жизни (в том числе правовой) казахстанского общества объясняют в то же время характерное стремление юношей и девушек не просто принять готовую истину, а прийти к ней в процессе серьезного размышления, обсуждения в самую глубину явлений.

В наше время не менее значимым является учет и того, что начало самостоятельной трудовой деятельности юношей и девушек Казахстана отодвинулось, так как существенно удлинились сроки  общего и специального образования. Это не может не сказаться на представлениях о взрослости и собственном   самосознании казахстанской молодежи.

Особенности социального, правового, политического положения молодежи Казахстана [5] преломляется в специфических для нее психологических чертах и проблемах. Молодой человек страстно жаждет «найти себя». Найти себя – значит определить свое место в общественно-политической, правовой жизни, выбрать из громадного множества форм деятельности ту, которая максимально соответствовала  бы твоим склонностям, твоей индивидуальности.

Сделать в современном казахстанском обществе этот выбор очень сложно, так как значительно расширились его пределы. Это касается и выбора профессии, и определения образа жизни, и выбора социально-политически, юридически значимых ориентаций, нравственного идеала. Проблема выбора неизбежно рождает раздумья, сомнения и колебания, столь характерные для юношеского возраста. Не случайно именно в этом возрасте с особой остротой ставится вопрос о смысле жизни, о правовой и политической жизни. Казахстанская молодежь жадно ищет формулу, которая бы позволила осмыслить и собственное существование, и свое право и обзанность,  и перспективы развития общества.

Воспитываясь в обстановке обновления правосознания, очень часто не только для подростка, но и для юноши фраза: «Все так поступают» не только оправдывает и обосновывает тот или иной поступок, но и превышает аргументы морального и даже правового порядка. В жизни мы нередко сталкиваемся с фактами так называемого ложного товарищества, когда основным, а то и единственным  критерием  оценки коллектива становится безоговорочная поддержка товарищей независимо от не правомерности их деятельности. Особенно характерно это для неформальных малых групп. Ложные принципы товарищества становится в этом случае опасными, выливаясь в антиобщественную, антиправовую направленность. Тяга к «принципиальности» при отсутствии глубокого знания социально-политической деятельности и личного жизненного опыта оборачивается крайней нетерпимостью, упрямством, правонарушением, а стремление к подвигу вырождается в бессмысленное самолюбование и т.д.

В казахстанском обществе достигнут высокий общеобразовательный уровень молодежи. Значение его заключается и в том, что он усиливает свойственную юношам и девушкам тягу к самостоятельности. Вот почему важнейшее значение имеют научно обоснованные организационные принципы воспитания правовой культуры казахстанской молодежи. Среди них заслуживают быть выделенными: ориентировка на более дробные контингенты (по возрасту, роду занятий, поведению); актуальность проблематики с учетом особенностей молодежи; взаимоподкрепление и закрепление различных методов воспитания; обеспечение оптимального соотношения различных методов; координация.

Осуществление этих принципов во всей системе воспитания правовой культуры казахстанской молодежи является одним из важных путей его эффективности.

В последнее время большинство молодежных организаций совместно с отделами юстиции, отделами образования, административными органами, органами печати, радио и телевидения наметили комплексные планы усиления правового воспитания юношей и девушек. Это комплексное планирование позволяет максимальным образом скоординировать деятельность всех субъектов системы воспитания правовой культуры казахстанской молодежи как политической проблемы.

Правовая, политическая идеология наиболее эффективно овладевает молодежью, массами в процессе активной правовой, политической деятельности. Поэтому обобщающим, интегральным показателем результативности правовоспитательной работы среди казахстанской молодежи можно считать уровень ее общественной, политической, правовой активности. Этот «осязаемый» показатель  правосознания  и должен находиться в центре внимания при определении стратегии и тактики воспитания правовой культуры казахстанской молодежи, населения   в демократическом обществе.

Таким образом, в заключении можно сделать вывод, что задачи воспитания правовой культуры подрастающего поколения, населения Казахстана в контексте правопорядка очень сложное дело, требующее комплексного подхода, исследования. Как известно, многонациональное, многоконфессиональное, различно социально-слойное население, молодежь Казахстана имеет большие особенности. Например, студенческой молодежи присущий определенный максимализм, категоричность в правовых, политических оценках и суждениях, эмоциональность. Молодые люди смело ставят острые и дискуссионные вопросы права, правовой культуры, правовой политики, политики вообще, государства,  они нетерпимы к схоластике, начетничеству, наместничеству, догматизму, апологетике и т.д. Для воспитания правовой культуры подрастающего поколения как основа правопорядка в стране  необходимо использовать все политологические механизмы – формы, методы и средства политико-правовой работы, учитывать их специфику и постоянно совершенствовать в повседневной работе. При этом надо сказать, что предлагаемые соображения в статье носят, возможно, дискуссионный характер, но важно обратить на них внимание политологов при формировании и выработке политики правовой культуры и правопорядка в Республике Казахстан.

 

 

  1. Концепция правовой политики Республики Казахстан с 2010 до 2020 года // Казахстанская правда. – 2009, 27 августа.
  2. Новейший социологический словарь. –  Минск:  Книжный дом, С.735.
  3. См.: Исеев Б. Проблемы формирования и повышения правосознания и правовой культуры молодежи в современном Казахстане // Высшая школа Казахстана.-2007, № 3.-С.218-222.
  4. Рябко И.Ф. Основы правовой педагогики. М., С.132.
  5. См.: Мукатаева Г.Е. К вопросу о правовой культуре молодежи // 20 лет независимости Республики Казахстан: достижения и перспективы. Международная научно-практическая конференция. Т.2. Караганды, 2011. С.245-246.
Год: 2015
Город: Алматы
Категория: Политология
loading...