В конце XIX в. в Казахстане в социальной структуре казахского общества произошли крупные изменения. От политической власти были отстранены султаны, феодально аристократически слой казахов рассматривался по родовому происхождению. Кочевые казахские племена как основное население Казахстанаприравнялось к оседлым сельским жителям.
Сословная структура населения Казахстана в результате миграций, происходивших в конце XIX начале XX века, претерпела определенные изменения. До середины XIX в., когда была проведена реформа управления в Казахстане, в соответствии с «Уставом о сибирских киргизах» управление в Степи находилось в руках султанов. Во главе каждого округа на востоке был поставлен старший султан, а на западе султан-правитель. Султаны по «Уставу» обладали большими привилегиями, как в материальном плане, так и в плане социального статуса. Так, после 9 лет службы они приобретали звание потомственного дворянства и даже получали в свое распоряжение казачий отряд численностью не менее
200 человек. Однако, царскую администрацию не устраивало такое положение дел, она опасалась усиления влияния феодальной казахской знати и предпочла пойти на новые реформы управления. В 1868 г. было издано «Положение об управлении в степных областях», преследовавшее несколько целей, в том числе ослабления влияния степной аристократии. Согласно «Положения» султаны были лишены всех прежних привилегий и были поставлены в равные условия с баями. Муллы также потеряли свой центр религиозного управления. Такое решение не могло не вызвать противодействия со стороны потерявших свои привилегии султанов и мулл, однако выступления в Западной части Казахстана были быстро подавлены царским правительством. Часть султанов была вынуждена бежать за пределы Казахстана.
«Временное положение» узаконило принципы военно-колониального режима в Казахстане. Если прежде можно было говорить об относительной самостоятельности управления и система управления и налогообложения населения мало чем отличалась от традиционной казахской, то теперь царская администрация уже не стесняясь вводить прямое колониальное управление и налогообложение. При этом этой реформе придавалось значение едва ли не демократического характера. Согласно положению формально право быть избранным волостным управителем предоставлялось каждому налогоплательщику в степи. На самом деле это право предоставлялось лишь самым богатым скотовладельцам, для других же это право являлось только пустой формальностью. Главная цель подобного права заключалась в том, чтобы ослабить влияние аристократической верхушки, а также устранить значение патриархально-родовой единицы и родовое построение волости и аула.
Падение авторитета аристократической верхушки отмечалось в отчетах царской администрации в Казахстане. Так в отчете генерал-губернатора Степного края отмечалось: «С нашим выводом, что в новейшее время сословные привилегии султанов утратили среди киргизского народа реальное значение, решающее же значение для приобретения влияния и власти приобрело богатство, независимо от его принадлежности представителю "черной" или "белой" кости, согласуются и все показания исследователей быта киргиз Харузинь, напр., говорит: Главными причинами падения значения султанов и ходжей, как дворянского сословия, послужили два обстоятельства: во-первых, обеднение и, во-вторых, уничтожение их власти, вместе с упразднением их прав". Даже проявление тех внешних знаков почета, которые до сих пор еще сохраняются среди киргиз по отношению к "белой кости" зависит от того, богат ли ее представитель. Богатому султану говорят "таксыр", т.е. господин, при встрече приветствуют словом "алдияр" вместо обычного "салямалик" (или селямяликюмъ"), но бедный султан лишен этих почестей (Харузинъ)». Констатация фактов падения влияния и престижа султанов заканчивается выводом:
«Думаем, что приведенных цитат, вместе со всем вышеизложенным, достаточно, чтобы признать доказанным положение: власть родовой аристократии, поскольку она имела место среди киргизского народа, заменилась властью нарождающейся новой аристократии денежной» [1].
Е. Федоров отмечал, что «Правительство заботилось в этом случае о том, чтобы ослабить значение родовых связей и влияние султанов и родовой аристократии баев и старшин, так как, по мнению царских чиновников, «соединение многочисленного рода под властью одного родоначальника могло затруднить поддержание спокойствия в степи» [2]. В результате султаны постепенно утратили свое политическое, а затем и экономическое влияние. Уже к 1896 г., когда переселенческими органами было проведено статистическое обследование казахских хозяйств султаны и их потомки практически не выделялись из общей массы и полностью лишились своих прав родовой аристократии. Вместе с утратой политического и экономического могущества султанов исчезло и сословие туленгутов, служилых людей при султанском дворе.
Итогом реформы стало то, что волостные и аульные старшины получили почти неограниченные и бесконтрольные права и власть над населением своих волостей и аулов.
Одной из важнейших характеристик колониальной политики царской администрации являлась социальная структура Российской империи согласно которой коренное население Казахстана относилось к так называемым инородцам. По Всеобщей переписи 1897 г. сословный состав империи представляли дворяне потомственные, личные и чиновные, лица духовного звания, почетные граждане, мещане, крестьяне, казаки, инородцы и иностранные подданные. Перепись относит казаков, более половины мещан и практически всех инородцев к крестьянам на основании того, что все эти сословия получали доходы для существования от занятий сельскохозяйственной деятельностью. В итоге эти суммированные группы населения были отнесены к сельскому и численность его была определена более чем в 90 % всего населения империи.
Попытаемся охарактеризовать сословные группы в Казахстане на основе принятого в Российской империи сословного деления.
К податному сословию инородцев причислялось, как уже указывалось, все казахское население. В сословной иерархии Российской империи они занимали самое последнее место, не пользовались почти никакими правами и находились в сильной зависимости как от царских чиновников, так и местной администрации из числа казахов. Численность казахов по Всеобщей переписи 1897 г. на территории, близкой к современной определялась в 33927 тыс., т.е. 81,7% от общей численности населения. Практически все это население было причислено к инородцам, количество и удельный вес лиц, приписанным к другим сословиям были незначительными.
Следующей по численности категорией населения Казахстана являлись казаки. По данным Н. Алексеенко численность казаков только на территории Степного Казахстана составляло 104266 чел. обоего пола сибирских казаков и 114166 чел. уральских. Если приплюсовать к этим данным цифры по Южному Казахстану, где расположились Семиреченское казачье войско, составлявшее по переписи 3,1 % от населения области, то получится довольно солидная цифра. На территории Казахстана близкой к современной, к 1897 г. численность казаков обоего пола составила 246 164 чел., при этом численность мужчин и женщин была примерно на одном уровне (125282 мужчин и 120882 женщин) [3].
В конце ХIХв.начале XX в. отдельные казачьи станицы, основанные в Семиречье ещё в 50-х гг. XIX г заняли лучшие, наиболее плодородные места области, расположились на путях сообщения и у истоков рек, способствуя превращению Семиречья в «русскую область». Семиреченское казачье войско как военная сила могла использоваться: 1) в целях завоевательных, 2) для охраны границ уже присоединенных областей, 3) для усмирения восстаний покоренного населения во вновь присоединенных владениях России. Для наделения землей казачьих станиц, производилась экспроприация земли у казахов. Для нужд колонизации производились неоднократные изъятия земель, как пахотных, так и пастбищных.
Семиреченское казачество обрабатывало менее половины своих земель. Большую часть земель из войскового запаса Войсковое правление сдавало в аренду крестьянам-переселенцам и казахам, в районах, где у казахов было отнято особенно много земли под наделы станиц. Казачество было привилегированным сословием, но внутри сословия наблюдалось имущественное расслоение.
Основная масса станичных земель была сосредоточена в руках кулачества и казачьих офицеров.
Большую часть населения в Казахстане занимало крестьянство. Первое место по численности крестьян занимала Акмолинская область, за ней следовала Уральская и далее Семиреченская область. Размещение крестьянского населения полностью совпадало с направлением крупнейших миграционных потоков.
Первые крестьянские поселения появились в Семиреченской области в 70-х гг. XIX в. До конца XIX в. крестьянская колонизация области не имела большого размаха. Во второй половине XIX в. переселение крестьян из Европейской России на окраины было затруднено. В начале XX в. усилившийся аграрный кризис в Европейской России, неурожаи и голод способствовали росту переселенческого движения. Общее число переселенцев в Сибирь и Туркестан (в том числе и в Семиреченскую область) резко возросло. Основную массу переселенцев, прибывших, сюда составляли выходцы из следующих губерний: Курской, Воронежской, Харьковской, Полтавской и Черниговской, а также Томской и Омской. В 19081909гг. появляются в области переселенцы из охваченного неурожаем Поволжья. По данным Семиреченского Статистического Комитета на 1 января 1914 года русских было 290 тыс. душ или 21,8%. Они делились на 6 основных групп: интеллигенция, торговцы, казаки, мещане, старожилы крестьяне и крестьяне новоселы [4].
Революция 1905-1907гг. показала царизму рост политической активности крестьянства, что привело к повороту всей земельной политики царизма увидевшего, что мира у него с разоренным крестьянством быть не может. Данное обстоятельство побудило царизм стать на путь столыпинских аграрных реформ. В Семиреченской области с 1906 года энергично действовала Семиреченская переселенческая организация, создающая земельный фонд для русских переселенцев и подготавливающая открытие области для переселения. В связи с этим царское правительство добилось с 1906 г. по 1910 г. резкого возрастания переселений.
Следующую группу населения Казахстана представляли мещане. По переписи 1897 г. мещане составляли 3,3 % всего населения края.
Казахское население, приписанное к мещанам составляло всего 784 чел. обоего пола или 0,9 % от общего количества мещан.
Количество остальных групп населения дворян, почетных граждан и купцов было совсем малочисленным и его удельный вес в общей структуре населения не играл сколько-нибудь значительной роли. Однако, оговоримся, что, несмотря на право, дарованное султанам и их потомству именоваться дворянами, это не оказало большого влияния на численность дворян среди казахов. Так перепись 1897 г. указывает, что она была самой низкой в империи, особенно в сравнении с Кавказом, число дворян в котором было в 12 раз выше чем в среднеазиатских областях.
К 1897 г. в составе населения городов и уездов Казахстана насчитывалось 76% торговцев и торговых посредников от всех предпринимателей края [5].
В 60-е годы торговой деятельностью занималось в основном купечество, объединенное в гильдии всоответствии с объявленным капиталом. Для 1-й гильдии требовался капитал более 10-и тысяч руб., для 2-й более 5-и тысяч руб., 3-й более 1-й тысячи. И количество выбранных свидетельств, и суммы выплаченного налога отражают решительное преобладание в крае торгового капитала. К тому же большинство промышленных предприятий принадлежало купцам и торговым фирмам.
Число выданных документов по Семиреченской области на 1899 г. [6]
Род документов |
1-й гильдии |
2-й гильдии |
Годовых |
Полугодовых |
Сословных Купеческих Свидетельств |
2 |
82 |
- |
- |
Свидетельства на торговые предприятия |
- |
- |
4575 |
586 |
На промышленные предприятия |
- |
- |
322 |
21 |
|
- |
- |
670 |
92 |
На личные Промысловые занятия |
||||
|
Всего поступило сборов с сословных купеческих свидетельств, с документов на торговлю и промышленные предприятия, личные промысловые занятия и по взысканиям 102.093 р. 37 к.
Как показывают, источники в начале 60-х годов торговой деятельностью занимались, в основном приезжие купцы 3-й гильдии и крестьяне. Главным образом это татарские, а так же узбекские, русские купцы 3-й гильдии, остальную незначительную часть торговцев составляли мещане, казаки, служилые люди.
Рассмотрим социальный состав областей Южного Казахстана Семиреченской и Сырдарьинской.
В целом по Казахстану наибольшее количество составляли инородцы 3522759 чел., далее следовали лица сельского сословия 500361, почетные граждане 105363 и дворяне 8270 чел.
Что касается населения Семиреченской и Сырдарьинской областей, то здесь представляется более затруднительным определение численности и процентного соотношения казахского кочевого населения, поскольку проживавшие в этих областях узбеки, уйгуры также были отнесены в материалах переписи к инородцам. Как и в целом по Казахстану, инородцы составляли подавляющее большинство населения Семиреченской области (87,07 %), в отдельных уездах этот процент достигал более чем 90 %. На втором месте стояли крестьяне (6,2 %), далее следовали казаки (3,01 %), мещане (2,99 %), другие сословия вместе образовывали менее 1 % населения области [7].
Аналогичным было соотношение сословных групп в Сырдарьинской области. Так, инородцы составляли 95,9 %, крестьяне и казаки 2,3 %, мещане (1,0%) [8]. Область отличалась самой высокой по Казахстану численностью инородцев, что объяснялось географическими и историческими особенностями региона.
В конце XIX в. наблюдались определенные изменения в социальной структуре населения Казахстана, связанные с появлением небольшого количества рабочих и отходников. Эти изменения были зафиксированы в результатах переписи 1897 г. При этом рабочие не были выделены в отдельную группу, а были объединены с прислугой в одну категорию. По данным переписи численность рабочих и прислуги из числа местных жителей составила 118,445 чел., почти в три раза ниже было количество рабочих и прислуги из уроженцев других губерний Наибольшее число рабочих и прислуги имелось в Сырдарьинской и Семипалатинской областях. Такое положение было связано с уровнем экономического развития области, количеством городов и историческими традициями.
Отметим, что внутри существовавшей сословной градации происходила еще большая стратификация общественных групп.
На место сошедших со сцены султанов пришли феодалы нового типа байство «черной кости», однако и они под нажимом колонизаторской политики Российской империи уже в начале XX века стали утрачивать свои позиции. Этот процесс сопровождался усилением имущественного расслоения казахского общества и формирования национальной буржуазии, которая начинала играть определенную роль в обществе. Возможно, через несколько десятилетий при удачном стечении обстоятельств национальная буржуазия приобрела бы значительный вес в обществе, который естественным путем привел бы к концентрации политической власти в их руках. Однако, этот логический ход социального развития был насильственно прерван Октябрьской революцией 1917 года.
К концу XIX в. в Казахстане произошли значительные изменения в социальной структуре казахского общества. Полностью были отстранены от политической власти султаны, роль казахской феодальной аристократии была сведена к чисто генеалогическому представительству в родословной. Основное население Казахстана казахские кочевники были приравнены к сельским обывателям, но даже в официальных документах именовались инородцами и обладали значительно меньшими правами даже по сравнению с крестьянами. Началось расслоение внутри казахского общества, выразившееся в нарождении национальной буржуазии.
Таким образом, политические и экономические процессы конца XIX начала XX века привели к полному разрушению традиционного казахского общества и формированию чрезвычайно сложной и пестрой социальной структуры в Казахстане. При этом коренному населению Казахстана отводилось в созданнойРоссийской империей иерархии последнее место.
- Переселенцы-самовольцы и аграрный вопрос в Семиреченской области", отчет Шкапского. С.57-59. Федоров Е. К истории Казахстана конца XIX и начала XX века. // Большевик Казахстана. 1939.№ 11. С.63.
- Таблицы (сводная и состав наличного населения обоего пола; наличное население и постоянное население 81, 82, 83, 84, 85, 86 и 87 томов.Первой всеобщей переписинаселения 1897 г.
- ЦГАРК Ф.239. Оп.1. Д. 10. Л.2, 5.
- Общий свод по империи результатов переписи, произведенным 28 января 1897г. СПб.,1905, Т.2. С.235.
- Составлена по обзору за соответствующий год). (З) (Обзор Семиреченской обл. за 1899г. Верный, С.24-25).
- ПерваяВсеобщая Перепись населения Российской империи, 1897 г. Семиреченская область, Л. VIII. Первая Всеобщая Перепись населения Российской империи, 1897 г. Сырдарьинская область, Л. VII.