В статье рассматриваются теоретические вопросы сущности национального и его место в системе культуры межнационального общения, которые еще в социально-политической литературе недостаточно изучены. Вместе с тем, в статье уделено внимание и дискуссионным вопросам.
Прежде всего, для правильного понимания культуры межнационального общения необходимо знание понятия и содержания "национального". Без анализа элементов общности процессов развития нации, их соотношения и связей невозможно полноценное изучение. Нельзя рассматривать природу нации абстрактно, без конкретного обобщения ее связей с другими сторонами общественной жизни. Вне рассмотрения природы национального невозможно глубокое постижение таких теоретических вопросов, как национальные отношения, национальная культура, культура общения народов и т.д.
В истории человечества трудно найти более сложную, более острую проблему, чем проблема о взаимоотношениях между различными народами. Как показывает практика, утверждение социальных норм взаимоотношений народов в такой многонациональной стране, как наша, задача весьма сложная, важная, актуальная. Единственный путь, отвечающий сущности нового общества – это путьдружбы народов, развития каждой нации и народности, национальных и этнических групп и их культуры в рамках республики, а также свободного, равноправного сотрудничества всех народов на основе общности их коренных интересов.
Поэтому весьма необходима наука, которая дает достоверное знание о нациях, народах. Политологический анализ сущности национальностей, ее места в ряду других социально- политических явлении, основных направлений развития нации дает возможность изучения национальных процессов исходя из каждого конкретно-исторического этапа истории нашей многонациональной страны. Однако практика показала, что нередко на каждом историческом этапе развития национальности возникают новые проблемы и прежние теоретические выводы перестают соответствовать действительности. В течение длительного времени подобные острые вопросы не были предметом обсуждения, а их объективное исследование не нашло должной поддержки.
Культура межнационального общения Казахстана – это культура многонациональная, многоконфессиональная и многоязыковая. Это не искусственное слияние различных культур, а комплекс, возникший в рамках социально-политической реальности, проявленный в различных формах и объединенный общим идейным содержанием, «социально-психологическая потребность в развитии личности» [1].
Именно поэтому культура межнационального общения является прекрасным примером раскрытия
единства национального, общенационального и общечеловеческого. Однако для выявления этого соотношения, в первую очередь, необходимо правильно определить самопонятие национального, раскрыть его сущность.
Понятие «национальное» этимологически связано со словом «нация», но по своей сути и значению оно намного шире последнего. «Национальное»- признак всякого типа этнического единства, социально- этнической общности.
Структурный анализ национального необходим для понимания "механизма" будущего единства наций. В его структуре этнические элементы, особенно язык как результат длительного исторического развития, являются наиболее устойчивыми.
Структура национального может быть изучена в плане обозначения групп элементов, различающихся принадлежностью к различным устойчивым общностям людей. Вне анализа структуры национального невозможно наиболее полное выявление его природы. Если не учитывать сложную и многоплановую структуру национального, это может привести к односторонности в понимании этой проблемы. Одни авторы видят в национальном проявление неповторимого, специфического, другие – социально- классового, третьи – общечеловеческого. На самом же деле в национальном обнаруживаются и социально-классовое, и общечеловеческое, и сугубо национальное.
Социально-классовое – главное общественно-социальное содержание жизни наций. Как нельзя отделить национальное от социально-классового, точно так же будет ошибочным "смешение" всего национального в состав социально-классового.
Реальный учет соотношения социально-классового и национального имеет непосредственное отношение к живой практике национальных отношений и культуре межнационального общения.
Любые философские и социально-политические концепции, основанные на отрицании роли социальных групп, классов и социально-классовой борьбы в общественном развитии, либо созданы на идеях национализма, либо в той или иной форме дают основание для национализма, становятся причиной возникновения национализма и шовинизма.
Социально-классовое и национальное особенно отчетливо проявляются в культуре. Культура не может не отражать наличие в общественной жизни не только социальных групп, классов, но и национальных общностей людей. Например, классы определяют социально-политическое содержание культуры, то есть ее социально–политическое значение, характер, вид, а нация определяет национальную форму культуры. Культура по содержанию – народное, а также социально-классовое, а по форме, то есть по способам проявления, по языку есть национальное.
Что же такое "национальное", в каком виде оно выражается в системе культуры межнационального общения? "Национальное" в системе культуры межнационального общения– понятие весьма широкое. Оно означает смесь общего и специфически-особенного. "Национальное" может иметь явные специфически-национальные признаки, а может и не иметь. Так, например, развитие научного мышления в системе просвещения – составляющее национальной культуры того или иного народа, хотя в ней труднее найти специфически-национальные черты, чем в художественной культуре.
Как уже отмечалось, "национальное" имеет неповторимые, специфические черты и признаки, присущие только данной нации. Поэтому необходимо правильное изучение различия между национальным и специфически-национальным. Понятие "национальное" обладает более широким значением, охватывает все явления жизни нации, когда как "специфически-национальное" включает в себя лишь черты, присущие какой-либо отдельной нации. «Специфически-национальное» – это то, что порождено какой-либо отдельной этнической целостностью, то есть возникло как результат жизненных потребностей развития данной нации. К специфически-национальным чертам относятся: национальный язык, национальные традиции и обычаи, национальный характер.
Конечно, особенность, своеобразие национальной культуры определяется в основном специфически-национальными чертами, но с другой стороны, если ограничивать "национальное" только "специфически-национальным", то в определенных случаях это может привести к другой крайности: к утрированию представителем нации того, что он не смог найти в другой национальной культуре, что есть только в своей национальной культуре и, соответственно, к тому, что "специфически-национальное" может стать почвой для чувства национальной исключительности, кичливости, гордыни.
Когда речь заходит о национальной культуре, имеется в виду то, что является достоянием данной нации, все духовные ценности, которыми владеет нация.
Национальная культура каждой нации включает в себя как индивидуальные, так и общие с другими нациями черты. Здесь необходимо выделить три элемента: во-первых, общечеловеческие ценности, которые содержит в себе культура любого народа;во-вторых, народное или социально- классовое содержание явлений духовной культуры; в-третьих, ее специфически-национальное.
Каждая нация – это часть человечества и плод развития общества. Ни один народ в семье народов мира не имеет исключительности. Ни один народ не может претендовать на роль единственного обладателя общечеловеческих ценностей. Если бы между народами не было общности, то обмен материальными и духовными ценностями, взаимодействие и взаимообогащение было бы очень затруднено.
Мерило опыта делает научную теорию нации, адекватно отражающую все противоречия жизни, все ее тенденций, переломные моменты и кризисы, более ее гибкой и энергичной. Категория национального только тогда становится конкретной категорией, когда она включает в себя критерии общественно-политической практики и изучается как определенная совокупность элементов, их взаимодействие между собой и с данной социально-политической средой. Следует остановится на характеристике специфически-национального. Анализируя природу национального искусства, быта, традиции, нельзя упускать из виду такую важную деталь: специфически-национальное – это только один из элементов национального. Специфически-национальное - это то, что отличает один народ от другого. Сведение сути национального лишь к специфически-национальным чертам - есть отрицание социального в национальном. В этом случае национальным считается только то, что не встречается в других нациях, качественно отличает одну национальную общность от другой.
Однобокое подчеркивание специфически-национальных черт нации побуждает настроение национальной исключительности. Масштаб сферы взаимовлияния и взаимообогащения духовной и материальной жизни народов настолько велика, что никогда не было "чисто" национальной особенности. Нет ни одной национальной черты в нынешнем состоянии, не являющейся результатом взаимовлияния народов. Прогресс общества есть единый мировой процесс. Каждая нация обладает только ей присущими самобытными чертами. И одновременно эта самобытность - показатель того, что она не обладает теми особенностями, которые есть у других наций. Национальная особенность, специфически-национальные черты - это то, что отличает одну нацию от другой, обогащает человечество, выступающего в качестве единства разнообразии. По этой причине нельзя противопоставлять самобытные черты нации общим. И напротив, говоря об общечеловеческом в жизни нации, нельзя упускать из виду ее самобытные, индивидуальные черты, каждая из которых являет собой неповторимую грань мировой цивилизации; в каждой из них раскрывается неисчерпаемое богатство и разнообразие культуры. Нация вносит в развитие культуры человечества многообразие форм. Общие черты нации в действительности существуют только в едином комплексе специфически-национальных черт. Различать, классифицировать их в целях познания можно лишь в научной абстракции.
Знание соотношения национального и специфически-национального позволяет разработке особо важных аспектов развития нации и народностей. История показала, что в процессе развития нации происходит усиление общих черт в результате, с одной стороны, раскрытия мощи всех наций, выявления их специфических особенностей, а с другой – интернационализации общественно-политической жизни. В структуре национального присутствуют не только социально-классовые, но вместе с тем и общечеловеческие ценности культуры, традиции и т.д.
Вместе с тем, национальное содержит в себе своеобразно уникальные, неповторимые черты.
В национальном существует социально-классовое и не социально-классовое (к примеру национальная форма языка, культуры), общечеловеческое и своеобразно-национальное, повторяющееся и не повторяющееся. Нельзя абсолютизировать ни один из элементов структуры национального. В целом они отражают природу национального. В отдельности же ни один из этих элементов не может отразить сущность национального.
Познание общественных явлений и современный уровень социальной практики дает возможность наиболее полно обозначить круг явлении, в которых проявляется национальное различие в сфере духовной жизни народов. Национальный язык, национальная форма культуры, национальные традиции, национальное самосознание, национальные чувства, национальная гордость, национальные признаки эстетического вкуса – все эти понятия в совокупности показывают своеобразную особенность духовного облика народа.
Если в понятии "национальное" рассматривать только неповторимое, специфическое, свойственное только данной национальной культуре, то в результате, не говоря уже о том, что само понятие национального сужается, теряя всякое значение, само по себе сводится на нет возможность взаимного сближения и взаимного обогащения национальных культур. Тогда мы без всякого сомнения разделяем взгляды Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Дж.Тойнби – тех, кто отрицает объективную перспективу создания общечеловеческой, интернациональной культуры, выступает за существование местных культур.
В самой структуре национальной культуры различных народов существует определенная общность, свойственная ряду народов. Это обусловлено, во-первых, тем, что история человечества имеет единый диалектический характер, во-вторых, что в результате тесных взаимоотношений между людьми осуществляется их взаимовлияние. Однако, несмотря на эти общие закономерности, каждая национальная культура в действительности характеризуется определенными своеобразно-особенными чертами, отличающими культуру одной нации от другой. Именно по этой причине уравнивать по сути «специфически-национальное» с общим в «национальном» значит преждевременно отрицать «национальное». Поистине, оригинальное произведение национальной культуры не лишено специфически-национальных черт, в противном случае, мировая культура была бы однородной и слишком скучной.
Если же специфически-национальные черты в национальной культуре не будут иметь места, то из этого следует, что между национальными культурами действительно не существует никаких различий и национальные особенности не имеют никакого значения. Различия, однако, еще незначит полную отдаленность. Напротив, «специфически-национальное» отличая национальные культуры друг от друга, в то же время придает общенациональной, общечеловеческой, мировой культуре разнообразие форм, обогащает ее содержание, всесторонне развивает.
Однако «национальное» в культуре межэтнических отношений не сводится лишь к обычаям и внешним сторонам быта. Истинно национальное, по словам А.Б.Сафонова, не в описании внешней одежды, а в самом духе народа. Поэт, даже описывая совершенно иной мир, но смотря на него глазами всего народа и изображая таким образом, что его соотечественникам будет казаться, будто они сами чувствуют и рассказывают об этом, может оставаться преданным своей нации.
Вся суть демократического, гражданского общества состоит в том, чтобы на основе дружбы народов и общечеловеческой гармонии и солидарности открыть широкий путь национальному духовному развитию, свободе национальных культур и языков, заботливому отношению к особенностям каждой национальной культуры.
Национальная культура, открытая всему миру, не только преображает облик своей нации, обогащая ее, но и щедро делится с другими своими духовными ценностями. Представляя собой составную часть многонациональной культуры, каждая культура, взаимодействуя в качестве партнера и соучастника в создании духовных ценностей одновременно может обрести и общечеловеческий характер. Есть вещи, доказанные теорией и апробированные и принятые жизнью. В их число входит диалектический подход к национальным и общечеловеческим проблемам в системе культуры межнационального общения. Из этого вытекает стратегическое направление политики национальной культуры:гармоничное сочетание национальных и общечеловеческих ценностей, идейное и духовное единство многонационального Казахстана.
Национальное и общечеловеческое в системе культуры межнационального общения – это два взаимосвязанных и с необходимостью взаимодополняющие друг друга фактора.
Национальное – есть особая форма проявления общечеловеческого, а общечеловеческое, пока существуют наций, не может не проявиться в национальной форме. Следует согласиться со справедливым мнением Чингиза Айтматова, о том, что, придавая огромное значение национальному духу искусства, нельзя считать, что национальное своеобразие играет какую-либо главенствующую роль и служит какой-то своеобразной целью в творчестве художника, что для всех национальных литератур решающее значение имеет развитие их народного содержания.
Культура межнационального общения является действенным фактором формирования нового международного типа духовного производства, возникающего в дружбе культур. Общечеловеческие ценности - этоне абстракция, они находят конкретное отражение в каждой национальной культуре.В наше время, когда в разных странах и континентах проживают сотни тысяч, миллионы людей различных национальностей, волею судьбы покинувших свои родные земли, прогрессирующая национальная культура призвана от имени тех, кого объединяет общая этническая принадлежность или культурное наследие, связать их духовные интересы, сохранить и поддержать национальные традиций и т.д.
Так, например, в Польше, Чехословакии, Германии, Румынии, Канаде и Германии проживает множество русских, украинцев, национально-культурный потенциал которых тяготеет к истокам родной культуры. Подобные примеры имеют отношение и к национальной культуре Казахстана. Известно, что жизненному ресурсу казахской нации нанесла большой урон ее раздробленность вследствие исторических событий. Тяжелые последствия репрессий, голод, геноцид заключаются в том, что более пяти миллионов казахов разбрелись по всему земному шару, а представители других наций были поселены в казахские земли [2].
Духовные связи национальной диаспоры требуют к себе пристального внимания. Постоянные связи содействуют сохранению возрождающих сил нации, поддержанию национальной культуры как живой единой системы. Этот процесс международного взаимодействия национальных культур отвечает универсальной потребности сохранить, сблизить и освоить общечеловеческий культурный «генофонд», который способен ликвидировать культурную изоляцию народов и народностей, имеющей место в течение тысячелетии. Здесь проявляется важное качество национальной культуры как проводника, хранителя и носителя гуманистических целей человечества.
Известно, что в результате миграции, вызванной экономическими, социальными, демографическими и другими процессами, более 60 миллионов людей стран СНГ проживают за пределами своих национально-территориальных структур. Это влияет на их духовную жизнь, отражается на национальной культуре.В местах, где проживают густонаселенные национальные меньшинства, право культурной автономности, возможность обучать своих детей родному языку, готовить национальных кадров должно действовать особенно основательно.
Есть только один путь:сохранение культурной автономности малых народов, национальных меньшинств возвращение их на историческую родину (когда речь идет о народах, подвергнутых насильственной депортации) будет способствовать возрождению национальной культуры, языка, традиции и обычаев, т.е. всего того, что составляет основу каждого народа, его процветания. Именно в культуре очень важно рассмотрение вопроса о расширении прав национальных меньшинств. Ограниченная культурная политика, созданная на догматической концепции иерархии национальных культур по статусу той или иной страны опасна.
Процессы интеграции национальных культур в рамках нового политического мышления направлены на создание необходимых условий для действительного развития национальных культур, обеспечение в правовой форме взаимоуважения национальных особенностей культуры, искусства и традиций и постижение их многообразия и разновидностей, создание условий для реального сближения национальных культур, народов, недопущение возвращения прежних представлений о их «слиянии», взаимообогащение национальных культур, народов только в демократической форме.
Процесс становления национальностей, формирование экономической, социально-политической и интеллектуальной базы стал важным фактором, способствующим возрастанию всех духовных и материальных потребностей нации и народностей, национальных и этнических групп и их культур. К тому же, в культуре, в частности, в национальной культуре всегда был мощный социальный ресурс, который создавал условие для становления и развития нации и народностей, национальных и этнических групп.
И этим культура выполняла роль не только «чисто» духовного, но и материального стимулятора сохранения и укрепления стабильности национальных особенностей, психологической структуры, традиций и обычаев. В силу всего этого в нынешней ситуации усиливается воздействие национальной культуры на национальное самосознание.
Процесс гуманизации и демократизации общества стал важным фактором создания условии для истинного развития национальных культур. И это - одна из причин того, что национальная культура становится главной основой современного культурного, политического прогресса нашего общества, неиссякаемым источником как самой национальной культуры, таки других национальных культур.
В условиях обновления, модернизации казахстанского общества данный процесс стал обретать устойчивые тенденций в развитии культуры народов Казахстана.Различные формы и особенности национальных культур дают своеобразный материальный импульс в обеспечении их все возрастающих духовных потребностей.
Таким образом, возрастание духовных запросов является объективной закономерностью, результатом его материального, духовного и интеллектуального прогресса. Разумеется, обеспечение одних потребностей в историческом развитий несомненно порождает новые. Это - процесс бесконечного движения.
Развитие национальных культур происходит на основе удовлетворения различных потребностей каждой наций с опорой на мощный культурный и интеллектуальный ресурс страны.
Культурную ситуацию современного Казахстана можно представить в трех моментах: во-первых, это мировая культура, объединяющая все национальные духовные источники; во-вторых, общеказахстанская культура, возникающая на основе солидарности представителей различных нации и народностей, проживающих в республике; и в третьих, национальная культура коренного народа нашей страны.
Сложившаяся культурная обстановка подтверждает, что ни одна культура не может существовать в отдельном, замкнутом мире; ни одна нация не может жить и развиваться ресурсами лишь одной своей культуры.
В нынешнем Казахстане нет и не может быть обособленных, полностью изолированных национальных культур. В мире духовных взаимоотношении каждая национальная культура прочными нитями связана с другими и зависима от них.
Каждая нация и весь народ в целом отражают весомые достижения современной цивилизации и даже самая маленькая культура свидетельствует о том, что способна внести свой вклад в мировую сокровищницу знаний.
Жизнь показывает, что союз культур прочен непоколебимым фундаментом экономических, социальных и духовных возможностей объединяющихся народов, реальными перспективами духовных сообществ. Поэтому культура межнационального общения связана не только с ростом национального самосознания, но и с истинно общечеловеческой благоприятной обстановкой общества. Развитие многонациональной культуры, культуры межнационального общения обусловлено прогрессивными изменениями структуры социально-политической жизни, создавшими условие для решения качественно новых задач в межэтнических отношениях. Но для этого оказалось необходимым более высокий, чем прежний, уровень политической культуры, новое понимание национальной, культурной политики.
В.Г.Белинский писал в своих трудах, что влияние литературы одной страны на литературу другой прямо пропорционально гармонии общественных отношений этих стран. Если один народ из-за своей отсталости не может ничего дать другому ни в смысле формы, ни в смысле содержания, то это одностороннее влияние. И когда в силу сходства общественного быта, а следовательно и культурного развития каждый из обменивающихся народов может взять что-то у другого, то это влияние будет двусторонним.
В связи с этим требует особого внимания сфера художественной культуры, где диалектическое сочетание национальной особенности с общенационально-общечеловеческим содержанием является непременным условием обогащения духовного ресурса общества, в чем особенно можно убедиться, если учесть, что влияние произведений на духовно-нравственное развитие личности во многом способствует закреплению в его сознании норм гуманизма и единства народов.
Действительно, в научной литературе нашла свое отражение объективная картина жизни народов и той «движущей» силы, которая побуждала их обеспечить свои духовные потребности и осуществлять цели и задачи. К примеру, фольклор содержит в себе совокупность знаний, опытов, познаний и оценок народа, накопленных в процессе многовековой жизнедеятельности. Наряду с нравственными и духовными ценностями, народные произведения отразили важные периоды общественно-политической созидательности, роль труда в жизни человека: в них воспеты свободолюбие, высокий гуманизм и патриотизм.
Процесс становления национальной литературы сыграл большую роль в объединении людей в этническое сообщество, в выделении национальных особенностей в культуре, искусстве, традициях и обычаях.
Деятели литературы и искусства в своих произведениях представляли ту или иную нацию и народность, их «дух», интересы, чаяния, тем самым способствуя формированию национального самосознания.
Из этого следует, что вне исторического периода развития общества какое либо произведение, изображающее истинно национальную жизнь, может стать общим достоянием, отвечающим все возрастающим потребностям.В многонациональной казахстанской и евразийской литературе появилось множество произведении, отражающих правду национальной жизни, которые способствовали росту национального самосознания и выявлению общих черт. Во многих произведениях Абая Кунанбаева, М.Ауэзова, А.Байтурсынова, Ш.Айтматова, Ю.Бондарева, Р.Гамзатова и др. всесторонне и правдиво отображены национальное бытие народов, их особенности и стремления. И поэтому их произведения являются не просто "национальными", но и "казахстанскими", вместе с тем в мировом масштабе - общенародными.
Самым ценным богатством нации, которое спасет ее от обеднения и исчезновения, является своеобразный генофонд национальной культуры, язык.
В жизни народа язык не может быть чем-то косвенным, второстепенным, периферийным, а представляет собой сущность, духовную автономность каждой нации, ибо ее существование зависит от сохранения языка, на котором человек рассуждает. Язык – это душа народа, сокровенное наследие его этнического самосознания. Язык - самое главное средство укрепления коммуникативных связей между людьми[3].
В связи с этим, на современном этапе культура языковых взаимоотношений, перерастающая в социально-политическую, гуманистическую проблему, требует своего дальнейшего серьезного изучения. Люди, проживающие в том или ином национальной регионе, но являющиеся представителями другой нации, должны проявлять уважение к национальным традициям коренного народа, изучать его язык и культуру. Языковая гласность требует значительных усилий. Но восстановление законного права национального языка не должно причинять вреда другим языкам, необходимо объективное рассмотрение функционирования всех языков.
Язык - это важное средство выражения мыслей и чувств, инструмент воспитания, сохранения и развития нации. Одно поколение за другим пополняет сокровищницу родного языка золотыми слитками своих глубинных душевных переживаний, верований, познаний, страданий и радостей. Иначе говоря, все наследие своей духовной жизни народ бережно хранит в слове.
Таково значение языка в развитии культуры межнационального общения.
Изучение культуры межнационального общения предполагает ее классификацию на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сторона формирует общенациональное сознание, включает в себя знания, убеждения, принципы, содержащихся в ней, т.е. выступает здесь в качестве общенациональной политически-мировоззренческой ценности. Внутренняя сторона культуры межнационального общения - это поведение в общении с представителями других нации. Она может рассматриваться как соответствие поведения отдельных представителей нации принципам общенационального, т.е. речь идет о том, что общенациональное здесь проявляется как моральное качество их повседневной деятельности, как нравственная ценность.
В то же время она может определяется как соблюдение норм поведения и этики при контакте с представителями других наций.
Таким образом, культура межнационального общения представляет собой как внутреннее свойство по своей сути и по своему содержанию, так и внешнее свойство, усвоенное в процессе общения нации, народностей, национальных и этнических групп с другими национальностями, т.е. в процессе взаимодействия национальностей [4].Поэтому ни одна национальность не осмыслив свое внутреннее «Я» и не определив свое отношение к другим сообществам, не может вступить в межэтническое общение.
Сформированное зрелое национальное самосознание является непременным условием доброжелательных межнациональных, в том числе, и межличностных отношений. Следовательно, каждый человек должен впитать в себя все истинно народные традиции, весь социально- политический опыт в истории родного народа и во взаимоотношениях с другими нациями и народностями, национальными и этническими группами.
В этой связи национальное в культуре межнационального общения нельзя рассматривать как совокупность неизменных, данных раз и навсегда черт и свойств. Нельзя сводить национальное только к прошлому или только к современности. В национальном есть и то, и другое. Национальное - это конгломерат прошлого и настоящего. Оно охватывает и то, что "было" в истории народа, и то, что есть в современных условиях.
"Национальное" в культуре межнационального общения не бывает в стерильном виде.Его стабильность необеспечивается лишь неповторимостью географической среды. «Национальное» - это продукт исторического развития и отсюда нельзя не признавать, что различные общественно- экономические формации не накладывают своеобразный отпечаток на его структуру. И поэтому в культуре "национальное" есть только начало, и нельзя утверждать, что его развитие искажает культуру, лишает самобытности.
Вместе с тем, понятие "национальное" в культуре межнационального общения - это не только то, что порождено тем или иным народом в далеком историческом прошлом. Возникновение "национального" есть и новое, сегодняшнее, связанное с реальной действительностью. Однако это новое "национальное" не возникло на пустом месте: оно, несомненно, находится в органичном единстве со всем передовым, что было в историческом прошлом, с национальными традициями и т.д.
Таким образом, "национальное" в культуре межнационального общения – это, во-первых, особая форма проявления общенациональной, общечеловеческой культуры; во-вторых, устойчивый комплекс исторически сложившихся особых черт, которые проявляются преимущественно в языке, национальном характере, обычаях и традициях, в системе художественно-образного мышления; в-третьих, определенная совокупность элементов, внедренных в структуру национальной культуры в результате взаимоотношений народов.
"Национальное" в культуре межнационального общения не может существовать самостоятельно, вне естественной связи с интернациональным. Интернациональное в культуре не абстрактная категория, существующая вне национального.
Интернациональное имеет много общего с общечеловеческим, но они не идентичны и между ними нельзя ставить знак равенства. В понятии общечеловеческого подразумевается все благородное, прекрасное и возвышенное, приемлемые для каждого человека. Но это не отвлеченное понятие, лишенное всякой национальной и социально-политической основы.
Говоря о соотношении общечеловеческого и национального в культуре межнационального общения, с одной стороны, следует руководствоваться действительной ролью национального в нашей жизни, не умаляя и не преувеличивая его значения, с другой стороны, важно не отделять друг от друга общечеловеческое и национальное или не противопоставлять их, а объединять [5].
На сегодняшний день общечеловеческие ценности преобладают над узко национальными и узко классовыми ценностями, поскольку решение многих, на первый взгляд, сугубо национальных проблем связано с интересами других народов и стран. Общечеловеческое обязывает сохранять и защищать национальное достояние, все позитивные результаты, которые были достигнуты народами в ходе историко-политического развития. Без этого не может быть общественно-политического прогресса.
Общечеловеческое способствует самопознанию нации, помогает взглянуть на себя критически, оценить себя с позиций достижений человечества, осмыслить превосходство (выше) общечеловеческих ценностей над национальными.
Способность нации к самоанализу и самопознанию, что, к сожалению, в нашей жизни встречается редко, свидетельствует об уровне культуры нации и национального самосознания.
Таким образом, общечеловеческое, во-первых, не абстрактная категория, ибо его истоки лежат в национальном и существует оно посредством национального, во-вторых, общечеловеческое имеет своим содержанием общенародное, общенациональное; в-третьих, общечеловеческое всегда гуманно. Это - наивысшее проявление лучших, благородных устремлений людей, народов; в-четвертых, общечеловеческое неотделимо от интернационального. Усваивание элементов той или иной культуры (этот процесс не может обойти ни один народ) не может подавлять, притуплять самобытное, национальное. Культура иного народа и ее осмысление - своеобразное испытание для творческого потенциала той или иной нации. Если нация обогащает свой нравственно-духовный, политический мир культурными достижениями других народов и вместе с тем сохраняет свою особенность, то не только развитие национального не затормаживается, напротив, ей предоставляется возможность расширить поле деятельности, стать наиболее разносторонней и богаче. Но если элементы чужой культуры не будут подвергаться творческой переработке в национальной культурной лаборатории и не примут национальный облик, то они останутся чуждыми национальной культуре и не смогут способствовать ее развитию.
Именно поэтому, как отмечает С.И.Плотников, хотя прогресс одного народа происходит через заимствование у другого народа, он происходит в национальной форме. Иначе не может быть общественного прогресса.
Важная роль культуры заключается в самой цели создания культурных ценностей - давать людям новые знания, обогащать их духовный, политический ресурс, помочь им прийти к конкретной установке, внедрить в их сознания определенное отношение к жизни, сформировать мировоззрение, способность понимать и оценивать объективную действительность.
В увеличении духовных, политических ресурсов большую роль играют национальные традиции и обычаи: они всегда находятся в глубинах национальной жизни и, в отличии от других сфер, трансформируются довольно медленно.
Национальные обычаи и традиции формируются веками и передаются из поколения в поколение. И поэтому их изменение имеет важное значение не только для материальной и социальной сфер, а также и для устойчивости психической структуры и характера нации и народностей, в возрождении "древних" народных традиций и религиозных обычаев. Но они же могут способствовать и ограниченности национального самосознания, замкнутости нации на "чисто национальном" и препятствовать обмену ценностями культуры.
Таким образом, национальная культура - язык, литература, искусство, традиции, обычаи - является самым важным фактором существования наций и народностей, их дальнейшего развития. Вместе с тем, она рождается в процессе их развития, в процессе наполнения духовными, материальными ресурсами, воздействующих на рост национального самосознания, на увеличение богатства национальных особенностей и национального духа.
Духовные основы культуры межнационального общения содержат в себе следующее:собственное культурное наследие каждой нации и народности как почва их дальнейшего развития;духовные ценности народов мира как источник обогащения каждой нации и народности; культурный обмен между нациями и народностями как фактора становления и развития национальных культур, их постепенного взаимосближения;удовлетворение культурных и духовных потребностей наций и народностей;национальная идеология как идейная основа формирования национального мировоззрения. Поэтому столь интенсивное развитие интересов всех наций и народностей на сегодняшний день, осознание принадлежности каждого из них к этническому сообществу, истории, культуре, языку, быту и традициям - это достижение периода обновления и его большая ценность.И управлять ими административно-командными методами уже невозможно.
Вместе с тем, в целях решения возникшей проблемы обострения межэтнических отношений и предотвращения их повторения необходимо объективное выявление причин всех отрицательных явлений, имеющих место в национальных отношениях. Это относится не только к культурно-языковой сфере, но и к трактовке отдельных исторических фактов, к роли национального фактора в укреплении и дальнейшем развитии нашего общества. Прежде все эти вопросы в прошлом были закрытой темой для объективного объяснения. Разумеется, такое отношение создавало условие для развития в национальном самосознании национализма, шовинизма, "местничества", космополитизма, манкуртизма.
В нынешнем мире нации и народности объединяют не только будничные заботы, а также и такие глобальные проблемы современности, как борьба против экологических кризисов, борьба за сохранение мира, за разоружение, за предотвращение стихийных бедствий, оказание взаимопомощи в устранении их последствий. Формирующееся на данном этапе единство народов мира - это особо важная культурная ценность современной цивилизации.
Исторический опыт показал, что в преобразовании материальной и духовной жизни наций и народностей важную роль играют установление принципа равноправия, обеспечение широких возможностей для их взаимосотрудничества, взаимопомощи и дружбы.
Огромное социально-политическое значение имело установление взаимодоверия, взаимоуважения между различными нациями и народностями в Казахстане. Как показывает практика, в условиях многонациональной страны судьба общественно-политического развития, происходившее во всех отраслях, зависела от взаимодоверия и взаимоуважения между нациями и народностями. Проявление малейшего недоверия приводило к тяжелым последствиям.
В условиях обновления и модернизации нашего общества требуются новое осмысление и изучение места экономических, социально-политических и культурных сфер в национальной жизни, восстановление между нациями и народностями утраченных принципов взаимодоверия, взаимопомощи, дружбы и содружества.
Благодаря взаимосотрудничеству и взаимообмену народов, национальных культур все наций и народностей Казахстана стали богаче как по форме, так и по содержанию культуры межнационального общения.
В заключении следует сказать, что обновление нашего общества, его модернизация, сотрудничество народов и их взаимовлияние и взаимообогащение должны строятся на их искреннем стремлении изучить культуру, обычаи, традиции, нравы друг друга в целях нового постижения в культуре межнационального общения.
- Астапова Е.Ю. Познание и межнациональное общение. – М., 2003. – С.28.
- См.: Жəпек М., Ыбраева Г. Ұлттық тұтастықтың кілті – бірлікте // Қоғам жəне дəуір. - - № 1. – 57-59 бб.
- Əбсаттаров Р.Б. Саясаттану жəне оның проблемалары: оқу құралы. – Алматы: Тоғанай Т, – 269 б.
- См.: Sozialphilosophische, politische und rechtliche Aspekte der Modernisierung Kasachstans. – Berlin, 2012. –102-110
- См.: Абсаттаров Р.Б., Мен Д.В., Мукажанова А.Ж. Культура межэтнического общения: казахстанский опыт. – Алматы, – С.8-60.