Некоторые вопросы межнационального согласия в условиях политической модернизации

На рубеже XX и XXI вв. Республика Казахстан оказалась в ситуации острейшего системного кризиса, охватившего все сферы жизни общества, государства и личности, обусловившего поиск инновационных путей  и способов выхода из него. Кризисное состояние казахстанского общества настоятельно требует смены всей системы ценностей и функционирующих политических институтов, острой необходимости демократического унитарного переустройства казахстанской государственности, поиска и формирования качественно иных субъектов социальной связи, существенного изменения сути и характера системы деятельности и отношений, разработки новой модели социального выбора, отвечающей потребности самоидентификации Казахстана как современного, сильного, демократического государства.

Перспективу вывода страны из кризиса мы связываем с политической модернизацией, которая, как и иная модернизация, неизбежна и необходима. Без политической модернизации возможности построения гражданского общества представляются иллюзорными. Правильно выбранное направление политической модернизации страны может стать определяющим фактором консолидации общества, в частности казахстанского.

Сегодня мировой и казахстанский опыт свидетельствует, что консолидация народов выражающееся в национальной политике, имеет конкретно-историческое содержание. Национальная политика – это система мер, осуществляемых государством, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов. Основной задачей национальной политики  государства является оптимизация межнациональных отношений.

Сущность политической консолидации народов определяется, прежде всего, способом производство материальных благ, типом производственных отношений и цивилизации. Политическая консолидация народов служит специфическим законом развития и сближения народов, обусловленных необходимостью взаимодействия наций, народностей, племен, национальных и этнических групп, и государств. В связи с этим следует сказать, что изучение данной проблемы является приоритетным и для Республики Казахстан. Президент Н.А.Назарбаев говорил: «Особо я хотел бы обратиться нашим специалистам-политологам, ученым сферы общественных наук. На мой взгляд, проблемы межнациональных отношений могут и должны стать ключевым в ваших исследованиях. Общество чрезвычайно нуждается в четкой характеристике процессов происходящих в этой области, причем не только в Казахстане, но и во всем мире, знании возможных перспектив становления межэтнических отношений» [1]

В суверенном, независимом Казахстане проживает 140 национальностей, общая численность которых составляет около 16 млн. человек. Его независимость признали около 150 государств, с 120ю установлены дипломатические отношения. По прогнозам ученых, к концу ХХI века населения нашей страны достигнет 50 млн. человек, а казахов – 30 млн. [2]. Более того, Казахстан является уникальным государством-центром Евразии и может стать своеобразным связующим мостом между Азией и Европой, Востоком и Западом, между мировыми религиями, между славянскими и тюркскими народами и т.д.

В период политической модернизации современного общества, пристального внимания заслуживает в общественном процессе политическая консолидация народов как явление, пронизывающее все стороны жизни общества. Она является точкой пересечения сложных проблем современной казахстанской жизни. Его социальное содержание, направленность включенных в него людей существенным образом влияют на развитие общества и гуманизацию общественных отношений. Вне контактов с другими народами человек не может представить себе жизнь в обществе. Политическая консолидации необходима каждому народу, как воздух, которого не замечает, когда он есть. В Конституции Республики Казахстан в ст.1. п.2 говорится: «Основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте»  [3] .

Сегодня политическая консолидация народов из проблемы частной жизни индивида превращается в глобальную. В ней, как в фокусе, концентрируются проблемы войны и мира, диалога между социальными системами, государствами и народами, понимания между отдельными людьми. Политическая модернизация как фактор консолидации многонационального казахстанского общества в ценностном измерении высвечивает в качестве глобальной проблемы жизнь конкретного человека, во имя которого возрастают производительные силы, идет научно-техническая революция и который в то же время в своем развитии оказался в состоянии так называемого кризиса идентичности.

Политическая консолидация народов Казахстана весьма динамична и изменчива во времени. Их политическая консолидация – это по существу познание ими своей собственной сущности, система представлений народа о самом себе. Политическая консолидация казахстанцев обладает определенной структурой. К его структурным элементам можно отнести осознание национальной принадлежности, национальную гордость лучшими традициями своего народа, его вкладом в развитие Республики Казахстан и прогресс человечества, этническое сознание, национальные стереотипы, представления о территории, культуре, языке, историческом прошлом, национальные интересы, отношение к другим народам.

Таким образом, политическая консолидация народов Казахстана – это осознание национального и общеказахстанского бытия: как выражения и отражения совокупности социально-экономических, территориально-культурных, этнолингвистических характеристик национальной общности,  осознание и оценка народом самого себя в прошлом и настоящем, места и роли в прогрессе общества, а так же осознание казахстанцем другого народа как равного своему народу и отношение казахстанца к другому народу как к равному.

По этому поводу Президент РК Н.А. Назарбаев отметил, что: «уже сегодня есть ряд факторов, которые нас объединяют. Это наша земля в ее границах, наши родители, которые ее обустраивали, наша общая история, в которой мы совместно испытывали горечь неудач и делились радостью достижений. Это наши дети, которым на этой земле  вместе жить и работать. Каждый из нас един в понимании долга перед своими родителями и в стремлении сделать жизнь наших детей лучше. Сегодня – это реальная платформа для единства и консолидации во имя этих конкретных целей» [4]

Политическая консолидация народов является, не однокачественной характеристикой, а выступает многокомпонентным образованием, единством различных факторов, связанных с географической средой и экономикой, историческим прошлым, бытом, языком, культурой, общественной психологией. Вот почему появление политической консолидации народов в общественно-историческом процессе стало выражением существенных изменений в содержании данного процесса. Такие изменения были связаны, прежде всего, с возникновением политической консолидации  как некоторой исторической деятельности, направленной на вовлечение всех народов в общий исторический процесс. Капитализм, с которым связано появление политической консолидации, втягивает народы в круговорот мирового рынка, а вся хозяйственная, политическая и духовная жизнь народов все более сплачивается.

Политическая консолидация народов характеризуется теми чертами, где проявляется в сфере экономики, культуры, быта, связей (в частности, языковых), территориального расселения народов, а также в сфере своего осознания – в идеологической области. Следует, таким образом, отличить политическую консолидацию народов как некоторую независимую от воли отдельных людей и от определенной политической стратегии.

Предпосылкой политической консолидации было географическое освоение земного шара, изучение основных районов планеты и ее народов. На этой основе стали складываться условия для развития международных экономических связей, международной торговли. Развитие экономических связей способствовало формированию связей культурных, обмену научной деятельностью, развитию искусства.

На основе этих объективных процессов политической консолидации народов возникает идеологическое осознание международного единства человечества. Эразм Роттердамский выступает  с идеей гуманизма, концепцией общности всех народов; Руссо и французские просветители ссылаются на всеобщую природу всех людей как на аргумент социального равенства и демократического развития общества. Можно сказать, что возникновение централизованных государств и интеграция по определенным основаниям их населения усиливали потребность в политической консолидации народов исторического процесса.

Политическая консолидация возникает как реакция на расширение взаимодействия народов, направленного на усиление государства, его роли и значения в международной жизни. Развитие истории общества на современном этапе делает политическую консолидацию народов исторической неизбежностью.

В рассматриваемом плане политическая консолидация народов относится не только к прошлому и настоящему, но и характеризует, прогнозирует черты будущего. В данном аспекте политической консолидации народов, понимаемой с точки зрения как диалектических механизмов, можно говорить как о категории исторического процесса и прогнозирующих некоторые черты будущего в жизни народов.

Политическая консолидация, характеризующая своеобразие жизни конкретных народов, проявляются: языковый фактор в форме единого, общего языка. Политическая консолидация  народов – это способ выживания, обеспечение продолжения собственного рода, сберечь и развивать то наследие, которое было создано предшествующими поколениями во всем его многообразии и на этой основе, уберечь от саморазрушения и самоуничтожения человеческий род. Сохранения и развития народами собственной этничности невозможно достигнуть, оставаясь в жестких рамках национализма или же манкуртизма, космополитизма. Движение человеческой истории в направлении достижения единства в многообразии возможно лишь на основе утверждения во взаимоотношениях между народами принципа политической консолидации, который исключал бы насилие и принуждение на этнической почве.

Являясь предметом ценностной рефлексии, политическая консолидация включает в себя не только отношения между взаимообщающимися народами, но и нормы этих отношений, ценностные основания этих норм с его мировоззренческими параметрами. В таком контексте политическая консолидация предстает уже не просто как совокупность моральных норм, а как мировоззренческий принцип субъекта социально-этнического поведения, важнейшее интегративное качество всей системы межнационального взаимодействия. Являясь векторной для общества ценностью, она выступает  одним  из  ключевых  ориентиров,  призванных  определить  социально-экономическую, политическую и духовно-культурную деятельность общества. Ее реализация связана не только с конституционным оформлением политической воли, но и с затратой огромных творческих усилий всех народов, максимального проявления его созидательной активности, признания за другими прав  и свобод, равных собственным, уважение верховенства закона.

Политическая консолидация народов в период политической модернизации вместе с демократией, правами и свободами человека составляет ядро в системе базовых ценностей нового общественного устройства, к которому стремится Казахстан. По своим параметрам оно относится к ценностям в полной мере гуманистическим, поскольку ориентирует людей, независимо от их этнической принадлежности, на совместное существование, достижение общей цели не за счет друг друга, а совместными усилиями, на основе взаимопонимания и конструктивного сотрудничества.

Политическая консолидация народов выражает определенную систему ценностных отношений, объектом которых являются внешние по отношению к этническому субъекту явления – совокупность элементов экономического и политического содержания. Очевидно, что система отношений этнических субъектов, сохраняющая и развивающая целостность и единство общества, выступает тем критерием ценностных отношений, которые отвечают интересам этого социального целого. В этом заключается категориальная сущность и ценностное содержание политической консолидации народов.

Политическая консолидация народов раскрывает себя через человеческие отношения в различных сферах общественной жизни. Экономическое содержание политической консолидации народов выражается: во-первых, в общей заботе граждан различных национальностей в приумножении общественного богатства; во-вторых, в развитии материально-технической и производственной базы государства; в-третьих в установлении таких отношений, которые исключали бы дискриминацию, деление людей по этническому признаку в сфере управления производством.

Политическое содержание политической консолидации народов является той основой, которая обеспечивает функционирование и развитие демократического общества, равенство всех перед законом, проявляет себя через социально-экономическую и политическую стабильность,  гражданский мир, взаимопонимание и сотрудничество различных национальных образований.

В политической консолидации народов Казахстана закрепляются общечеловеческие, интернациональные черты, соответствующие природе демократического строя. Политическая консолидации народов, обогащаясь общечеловеческими ценностями, гуманизируется. Быстрый рост политической консолидации – закономерный процесс. Это особенно характерно для народов ранее отсталых окраин, которые стремятся цивилизованному обществу и прогрессу.

В период политической модернизации многонационального казахстанского общества выявляются, прежде всего, причины роста политической консолидации народов Казахстана. Это можно объяснить следующими факторами: в условиях обновления и политической модернизации общества в ценностном измерении имеет место мощная тенденция к возрождению и социальному прогрессу, объединению народов многонациональной республики. Формируется качественно новая основа для обновления и развития политической жизни народов. Повышение социально-политической активности казахстанцев, политизация национального самосознания в современных условиях, обновление многих знаний и представлений людей об историческом прошлом, настоящем и будущем своего народа и других народов, осознание и признание роли и знания политических интересов заставляет искать пути и способы их реализации, возможности сохранения и развития своей национальной самобытности и общенациональных, общечеловеческих черт.

Процессы внутренней интеграции, усиление внутринационального единства, характерные как для титульной, так и для национальных групп нашей страны, также способствуют их политической консолидации. По мере формирования общеказахстанского сознания в период политической модернизации будет продолжаться и рост политической консолидации всех национальностей республики.

Кроме того, противоречия и негативные явления, столкновение национальных интересов отдельных экстремистов не могут не подогревать интерес людей к своей национальности, к проблемам, связанным с межнациональными отношениями. Здесь возникает вопрос, какие социальные последствия будет иметь непрерывной рост политической консолидации народов? Может ли она привести к космополитизму и манкуртизму, проявлениям отчуждения и  напряженности между народами? Или же развитие политической консолидации народов можно направить в русло укрепления дружбы народов, его единства?

Учитывая социально-психологические явления, логично допустить, что рост политической консолидации народов наряду с позитивными моментами может иметь и негативные. Например, дефицит  самокритичности  и  научности  зачастую  приводит  к  преувеличению  национальных  или «интернациональных» моментов, или к русификации, космополитизации в ущерб национальным, общечеловеческим духовным ценностям, к переоценке собственных возможностей, к гипертрофированному самомнению. Так, безудержное восхваление своих собственных достижений было характерно для советских времен.

Деформация политической консолидации народов возможна при нарушении научных принципов национальной политики, при упущениях в интернациональном и патриотическом воспитании. Это происходило потому, что не уделялось внимания правильному развитию, диалектическому сочетанию национального и общенационального, национального и общечеловеческого в политической консолидации народов.

Каждый народ Казахстана, независимо от того, многочислен он или малочислен, имеет присущие ему общеказахстанские и общечеловеческие ценности, свою историческую память. Следовательно, каждый человек гордится историей, духовными ценностями и традициями своего народа. Поэтому следует признать, что стремление быстрее «интернационализировать» политическую консолидацию казахстанцев было ошибочным, по сути, это была попытка забегать вперед, опередить время и естественные процессы в национальных отношениях, причем «интернационализация» политической консолидации понималось как унификация, игнорирование национальных различий, подход ко всему с одномерных позиций.

В свою очередь, политическая модернизация в ее ценностном измерении подтверждает, что политическая консолидация и национальные чувства народов их национальное самосознание весьма уязвимы, легкоранимы.

В политическом плане национальное самосознание может играть двоякую роль. Во-первых, это может быть прогрессивный процесс. Такое положительное развитие возможно лишь при условии того, что национальное самосознание не пойдет по пути собственной абсолютизации и не станет особого рода «сверхценностью», не закроет для представителей этой и других общности иных возможностей и перспектив развития сознания, не ограничит его только осознанием своей национально-этнической идентичности. В противном случае, развитие национального самосознания может обернуться своей противоположностью – сведением ценностно-смысловых структур сознания к низшим уровням, отрицанием ценностей, принадлежащих общностям более высокого порядка – например, общечеловеческих, сведением сознания до узких рамок клановых, феодально-племенных, религиозно-националистических, шовинистических или расистских идейно-политических взглядов.

На нынешнем этапе, когда политическая консолидация народов стала предметом обсуждения СМИ, на форумах, в личных разговорах, особенно необходимы уравновешенность и спокойствие. При анализе этого вопроса необходимо избегать односторонности, всплесков политических страстей, подогревания эмоций. Нужно всемерно оберегать дружбу народов. Только на этой основе возможно конструктивно, в интересах всех народов Казахстана регулировать и улучшать политическую консолидацию, поднять на новую, более высокую ступень сотрудничество разных народов.

Сегодня главная задача всех народов Республики Казахстан – построение многонациональноцивилизованного государства. Но для его утверждения одного провозглашения недостаточно. Сколько бы мы ни говорили о развитии в нашей республике демократического цивилизованного государства, оно не возникает само по себе. Путь к нему полон сложностей, главной из которых является нежелание властвующих структур понять истину, что обществом должен править народ.

Сегодня, в процессе политической модернизации казахстанского общества в ее ценностном измерении, главной задачей всех народов Республики Казахстан – построение многонациональноцивилизованного государства. Но для его утверждения одного провозглашения недостаточно. Сколько бы мы ни говорили о развитии в нашей республике демократического цивилизованного государства, оно не возникает само по себе. Путь к нему полон сложностей, главной из которых является нежелание властвующих структур понять истину, что обществом должен править народ.

Сегодня задача государства должна состоять не в отстаивании прав одной нации или «единой казахстанской», а в сохранении и творческом развитии национальностей на благо сотрудничества и благополучия всего государства. Трудности определения сущности и содержания понятия политической консолидации народов Казахстана объясняются тем, что сегодня он живет одновременно в современном мире и в мире доиндустриальных менталитетов, в разных временных измерениях, когда традиционные семейные и этнические связи сосуществуют с современным миром договорных отношений и индивидуализма.

Сегодня многие граждане республики переживают процесс идентификации Казахстана и как Родины, как Отечества. Идет процесс осознания общности казахстанцев как единого народа – этнополитической общности. Но вышеуказанные противоречия в 1992-1994 гг. служили психологическим препятствием данному процессу, мешали становлению и развитию казахстанского патриотизма. Поэтому, в целях сохранения политической консолидации народов и межнациональной стабильности, Конституция РК 1995 г. исходит только из логики и принципа «Мы народ Казахстана…». Тем самым Конституция РК подчеркивает политическую консолидацию народов как то общее, что объединяет людей различной национальной принадлежности.

Следует сказать, что на деле формирование и политическая консолидация многонационального казахстанского народа (народа Казахстан), как верно отмечает Р.Б.Абсаттаров, «не означает нивелирования наций, игнорирования национальных особенностей, языков, культур, не упраздняют существующие нации и не возводят какую-то наднациональную настройку, а напротив – создают образец этнического объединения при сохранении самобытности, языка и культуры народов. Более того, казахстанский народ как этнополитическая общность органично и эффективно развивает материальные и духовные силы каждого народа республики. В то же время казахстанский народ вбирает в себя то общечеловеческое, устойчивое, главное, что имеется в национальной жизни каждого из народов Казахстана» [5].

Следовательно, народный суверенитет неотчуждаем и неделим, он всегда связан с государством и волей людей, консолидирующих в него. Укрепление политической консолидации народов, под которым в данном случае понимается не формирование единой нации в пределах государственнополитических границ, а воспитание чувства принадлежности к единому государству – процесс длительный. А для того, чтобы его ускорить, необходимо вести решительную борьбу со всякими проявлениями национальной узости и ограниченности, против националистических и шовинистических тенденций. Достижение политической стабильности народов в обществе возможно, если оно не будет делить граждан по объему прав и обязанностей.

Политическая консолидация народов Казахстана должна основываться на следующих принципах: преемственность с учетом исторических и национальных традиции, конституционализм, уважение прав и свобод всех национальностей, пути совершенствования диалога общества и власти.

 

 

  1. Назарбаев Н.А. За мир и согласие в нашем доме // Казахстанская правда. 25 марта.1995. Аргументы и факты. №40. – 2004. – С.7.
  2. Назарбаев Н.А. Казахстан -2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстан. – Алматы: «Білім», 1998. – С.240.(115).
  3. Абсаттаров Р.Б. Национальные процессы: особенности и проблемы. – Алматы: «Ғылым», 1995. – С.248.
  4. Абсаттаров Р.Б. О политической консолидации народов Казахстана // Простор. – №6. – 2003. С.103.
Год: 2014
Город: Алматы
Категория: Политология
loading...