Аннотация. В данной статье рассматриваются некоторые аспекты в области межгосударственного сотрудничества по вопросам образования с точки зрения международного права. Анализируются отдельные проблемы осуществления сотрудничества в образовательном пространстве, а также предпринята попытка изучения национальных систем в области образования, дается правовой анализ международных документов в сфере образования принятых в рамках международных организаций.
В мире с глобализационными тенденциями, где основой развития государств стала экономика знаний, спрос на высшее образование возрастает не только количественно, но и становится все более диверсифицированным и адаптированным к новым потребностям современной экономики, буквально "выплескивающей из себя" новые отрасли вследствие развития инновационных технологий и характеризующейся "глобализирующимися профессиями". Вследствие этого в условиях глобализации, ведущей к стиранию экономических границ и, в определенной степени, границ национальных юрисдикции, как мировой рынок высшего образования в целом, включая и его составные части национальные рынки высшего образования, превратился в отдельную отрасль мировой экономики с миллиардными объемами продаж и миллионами потребителей. Конкуренция национальных систем высшего образования на мировом рынке высшего образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции национальных экономик.
Не умаляя значения ранее выполненных исследований, следует констатировать неизученность, а также отсутствие фундаментальной научной проработки в современной науке международного права, целого блока научных проблем, связанных с особенностями международно-правового регулирования отношений в области управления высшим образованием в условиях становления мирового рынка высшего образования и возникающих тенденций его глобального управления.
Сегодня практически всеми специалистами признается необходимость формирования единого образовательного пространства СНГ не только как условия развития образования и выведения его на новый уровень качества, но и как гаранта расширения и углубления всех форм отношений между государствами Содружества.
Модернизация образования оказалась необходимой и как ответ на вызов времени — общепризнано, что в информационно-технологическом обществе XXI в. определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, ее способность развивать прогрессивные технологии.
Современное состояние развития международного права свидетельствует о том, что по многим проблемам межгосударственных отношений, связанным с вопросами международной безопасности, защиты окружающей среды, основных прав и свобод человека, регулирования жизненно важных сфер существования человечества, такие как право на образование, приняты универсальные международно-правовые нормы, соблюдение которых стало основой существования цивилизации.
Возрастание значимости взаимодействия международного и внутригосударственного права в современном мире проявляется в увеличении числа международных договоров и национально-правовых актов, посвященных образовательному процессу. Посредством этого государства стремятся соотносить свое внутреннее право и законодательство с международно-правовыми стандартами.
В то же время, признание Конституцией РК норм международного права в качестве составной части правовой системы страны ставит задачу новых подходов в общей теории права и в теории международного права, в законодательстве и на практике к определению места и роли международноправовых стандартов во внутригосударственной сфере.
Одновременно с этим изменения, происходящие в различных сферах общественной жизни в условиях реформирования социальной, политической, экономической систем Республики Казахстан, оказали влияние на формирование и развитие многих проблем теоретической науки, в том числе это коснулось источников казахстанского права. Так, в современных условиях определение источников права в конкретной правовой системе приобретает особую значимость в связи с серьезными изменениями, затронувшими практически каждую из существующих правовых систем, и связанных с интеграционными процессами, происходящими в мировом сообществе. Это потребовало дальнейшего теоретико-правового осмысления понятия международно-правовых стандартов, специфики их формирования, применения в правовой системе государства в качестве источника права.
Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.
Исключительное значение образования обусловливается, прежде всего, тем, что в современном мире уровень и качество образованности населения становится базой, определяющей степень развития общества, экономическое и социальное положение государства, благополучие его граждан.
Развитие современного образования Республики Казахстан и участие в формировании единого образовательного пространства неразрывно связаны с посланием Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана. В качестве одного из приоритетов послания «Стратегии вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира» [1] глава государства указал на развитие современного образования и непрерывное повышение квалификации и переквалификации кадров.
Современная реальность такова, что сегодня государство конкурирует именно в своими интеллектуальными ресурсами. В этом отношении программа «Болашак» идеальный объект для инвестиций [2, C. 8].
Понятие единого образовательного пространства возможно и правомерно трактовать в нескольких измерениях: единое образовательное пространство Евразийского экономического сообщества, в котором сформировано единое образовательное пространство в рамках ЕврАзЭС и законодательные условия для унификации законодательств в области образования; единое европейское образовательное пространство (где характерны три системы университетского образования: англосаксонская, французско-испанская, и германо-итальянская); мировое образовательное пространство.
Начало права человека на образование как права каждой свободной личности на получение доступного, равного и качественного образования были заложены в трудах выдающихся мыслителей Античности, эпохи Просвещения, классиков философской и правовой мысли Нового Времени, которые разработали основу универсальных положений (принципов) права человека на образование. Право человека на образование является нормативно-структурированным свойством бытия и формой реализации интересов личности, определяющим меру индивидуальной свободы человека, обусловленным свойствами политической, социальноэкономической и культурной деятельности государства в образовательном процессе, которое раскрывающими характер взаимоотношений личности, общества и государства в этой области.
Право человека на образование регулирует общественные отношения, связанные с любыми формами обучения и воспитания; имеет программный и целевой характер, выражающийся в необходимости постоянного совершенствования законодательства об образовании и деятельности государства по обеспечению реализации исследуемого права; данный процесс осуществляется на основе совместной деятельности человека, государства и общества в лице общественных объединений, интересы которых объединены единой направленностью, взаимодополняют друг друга. Необходимо отметить, что особенностью права человека на образование является сочетание «негативной» и «позитивной» составляющих свободы индивида. Каждый человек может самостоятельно выбирать формы и методы обучения, и государство не вправе вмешиваться в этот выбор, вместе с тем он защищен от дискриминации в образовательной сфере (негативный аспект), но при этом имеет право рассчитывать на позитивные действия государства по созданию и должному функционированию системы образования (позитивный аспект).
Международное и внутригосударственное право являются самостоятельными системами права, поэтому для реализации международноправовых стандартов практически всегда требуется содействие со стороны национального права на основе взаимодействия международно-правовой и внутригосударственной (национальной) правовой систем. В связи с этим в юридической науке идея прямого применения международно-правовых стандартов на территории государств имеет как своих сторонников, так и противников. Международно-правовые стандарты, будучи формой выражения общепризнанных принципов и норм международного права, занимают особое положение в нормативном компоненте правовой системы Республики Казахстан и являются конституционно признанной составной частью казахстанской правовой системы.
Сотрудничество государств в сфере образования имеет определенные цели, зафиксированные в международно-правовых документах. В Уставе ООН говорится о цели «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (п. 3 ст. 1 Устава ООН). Следовательно, сотрудничество преследует две цели: 1) разрешение соответствующих проблем; 2) развитие уважения к правам человека [3].
Устав ЮНЕСКО определяет следующие цели сотрудничества (в том числе и в сфере образования): 1) достижение международного мира; 2) достижение всеобщего благосостояния человечества (см. преамбулу) [4].
Конвенция о профессиональном и техническом образовании 1989 г. указывает на более конкретную цель сотрудничества развитие образования путем обмена опытом и информацией (см. преамбулу) [5 ].
В преамбуле Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г. предусмотрены такие цели сотрудничества, как: 1) обеспечение повсеместного соблюдения прав человека; 2) обеспечение равного доступа к образованию [6].
На основе анализа данных положений можно определить следующие цели сотрудничества в сфере образования. 1) Общие цели: а) сохранение мира; б) достижение всеобщего благосостояния; в) обеспечение соблюдения прав человека [14, С. 38]. 2) Частные цели: а) развитие образования путем обмена опытом и информацией; б) разрешение конкретных проблем в сфере образования.
Межгосударственное сотрудничество в сфере образования осуществляется, главным образом, в форме международных правоотношений. Все направления сотрудничества объединяют их общие цели: реализация права человека на образование, развитие дружественных отношений и взаимопонимания между народами, а также развитие образования.
Вопрос о месте норм по вопросам образования в системе общего международного права связан со сложностью самого образования как комплексного явления, включающего в себя самые разнообразные аспекты: культурный, социальный, экономический.
Ряд направлений межгосударственного сотрудничества в сфере образования имеет культурный аспект. Например, обмен преподавателями и студентами приветствуется как форма диалога культур, взаимного ознакомления с культурой, нравами, обычаями другой страны. Но в общем международном праве нет отрасли международного права культурного сотрудничества, поэтому речь может идти только о включении ряда норм по вопросам образования в международно-правовые акты по вопросам культурного сотрудничества.
Сотрудничество в сфере образования связано также с научно-техническим сотрудничеством. Ряд договоров этой направленности предусматривает сотрудничество в подготовке научных кадров, обмен специалистами, совместные исследования, обмен информацией и опытом. В этой связи можно говорить о присутствии международно-правовых норм по вопросам образования в международно-правовом институте научно-технического сотрудничества.
Осуществляя сотрудничество в сфере образования, государства строят свои взаимоотношения, прежде всего, на основе общих принципов международного права. Рассмотрим действие этих принципов в указанной сфере несколько подробнее.
Главную роль в деле поддержания международной стабильности играет принцип недопущения применения силы или ее угрозы в межгосударственных отношениях. Безусловно, образование мирная сфера сотрудничества, и осуществляя это сотрудничество, государства проявляют свою волю к установлению дружественных, благожелательных отношений с другой стороной. Поэтому применительно к рассматриваемой области сотрудничества принцип действует без каких-либо дополнительных нормативных элементов и предполагает, что государства должны воздерживаться как от прямого, так и от косвенного применения силы первыми.
Принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод получает значительную конкретизацию в рассматриваемой сфере. Целый ряд международно-правовых актов универсального характера направлен на конкретизацию и развитие данного принципа в сфере образования. Среди таких актов можно назвать, прежде всего, Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г. Поскольку право на образование является неотъемлемым правом человека, то осуществляя свое сотрудничество, государства не только соблюдают указанный выше принцип, но и развивают его содержание. Например, соглашения, регламентирующие порядок взаимного признания документов об образовании, направлены на защиту права человека на справедливое признание полученной квалификации, а также на защиту права доступа к получению образования.
Нормативное содержание рассматриваемого принципа применительно к сотрудничеству государств в сфере образования составляют следующие права и обязанности государств:
- Обязанность государств обеспечить реализацию права на образование как своих граждан (во внутригосударственном праве), так и иностранных. В Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года (пп. «е» ст. 3) установлена обязанность обеспечить иностранным гражданам такие же возможности в области образования, как и своим гражданам. Следовательно, эта норма устанавливает национальный режим в отношении иностранных обучающихся и подтверждает, что право на образование не ограничивается гражданством.
- Право государств требовать реализации права его граждан на образование на территории другого государства;
- Обязанность государств сотрудничать с целью регламентации вопросов признания квалификаций, доступа к образованию и обеспечения качества образования [7].
Устав ООН, обязывая государства сотрудничать в разрешении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, формулирует общий принцип сотрудничества государств (п. 3 ст. 1 Устава ООН). Сотрудничество является и правом, и обязанностью государств, но побуждает государства к сотрудничеству не столько установленная Уставом ООН обязанность, сколько объективная необходимость в решении определенных проблем.
Подводя итоги рассмотрения особенностей регулирования межгосударственного сотрудничества по вопросам образования общими принципами международного права, следует подчеркнуть, что в процессе сотрудничества по вопросам образования наблюдается разная степень конкретизации данных принципов в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности государств. Так, наибольшую конкретизацию и развитие получают принципы сотрудничества и уважения прав человека. А такие весьма важные в области политических взаимоотношений принципы, как недопущение применения силы или угрозы силой, территориальной целостности и нерушимости границ, несмотря на свое универсальное действие, какой-либо конкретизации в процессе сотрудничества в данной области не получают.
- Назарбаев Н.А. Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии // www.akorda.kz
- Пралиев С.Ж. Н.А. Назарбаев о развитии человеческого потенциала и формирования интеллектуальной нации в Казахстане // Формирование интеллектуального потенциала нации в условиях высшей школы: сборник научных трудов. – Алматы: КазНПУ им. Абая, 2012
- Устав ООН от 24 октября 1945 года // официальный сайт ООН www.un.org
- Устав ЮНЕСКО от 16 ноября 1945 года. // официальный сайт ЮНЕСКО http://www.unesco.org
- Конвенция о техническом и профессиональном образовании 1989 г
- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г
- Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. СПб., 2003. С. 136-137