Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Формирование поликультурной компетенции у будущих учителей в условиях современного поликультурного образования

Поликультурная компетенция будущих педагогов в условиях современного поликультурного образования – это ценностно-смысловое профессионально-личностное свойство, интегрирующее системные научные знания, творческие умения, навыки, опыт деятельности, мотивы и ценности, характеризующее способность и готовность будущего учителя к осуществлению функционального сотрудничества с представителями других культур и к обеспечению межкультурного, межэтнического и межличностного взаимодействия учащихся в поликультурном мире, в том числе в поликультурном образовательном пространстве. Поликультурная компетенция будущих педагогов объединяет содержание и структуру когнитивного, мотивационно-ценностного и деятельностного компонентов, отражающих процесс становления толерантных отношений, эмпатии студентов различных культур друг к другу, представителям других национальностей и к субъектам их будущей профессиональной деятельности. 

Социокультурные и экономические перемены, а также перестройка среднего и высшего образования усилили внимание общества к культуре как феномену человеческого бытия. Это связано как с положительными, так и негативными процессами, имеющими место в мире. Современная эпоха характеризуется тем, что правительства и народы многих стран стараются согласованно решать внутренние и международные проблемы. С другой стороны, сегодняшнее время отмечается ростом этнических конфликтов, агрессивного национализма, геополитических противоречий государств, идеологической конфронтации народов и религий. В сложном переплетении этих процессов механизмом стабилизации межэтнического общения и сотрудничества является познание всех национальных культур. Данное утверждение становится более актуальным, когда в современном мире большинство стран имеет разнородный состав населения. Задача управленческих структур заключается в подготовке людей к конструктивному диалогу в обеспечении гетерокультурного сосуществования этнических и других меньшинств, сохраняющих и поддерживающих свою идентичность в обществе.

Кроме того, ситуация обостряется ещё и тем, что латентные и скрытые конфликты возникают между культурными группами в рамках одной этнической общности, например, между представителями разных социальных слоёв и политических убеждений. Вместе с тем, политики, общественные и научные деятели, сотрудники в сфере образования и все, кто разделяет демократические убеждения, сходятся во мнении о том, что невозможно в наше время сохранить мир, если мы не научимся развивать этносоциальные контакты, понимать друг друга, уважать культуры, отличающиеся от нашей собственной. Таким образом, дипломатические и партнёрские методы решения проблем становятся возможными только в условиях расширения межкультурных взаимосвязей.

Глубокие перемены, через которые прошелКазахстан на рубеже ХХ и ХХI столетий, особенно сильно коснулись духовной составляющей. В мире нет ни одного региона, где в равной степени соблюдались бы права всех групп населения. Однако, государства, ориентированные на демократический путь развития, способствуют более полному осуществлению прав и свобод личности. Поликультуризм выступает как форма культурного плюрализма, совмещающего общечеловеческие и национальные ценности.

Стратегической задачей государственной политики на современном этапе является построение эффективного общества, основанного на духовно нравственном потенциале и поликультурном опыте нации. Будущее Казахстана складывается не только в политическом, правовом, экономическом пространствах, но и в стенах школьного, вузовского класса, в формирующемся сознании тех, кому завтра предстоит жить и трудиться рядом с представителями различных этносов и культур. В ряде документов ЮНЕСКО подчеркивается одна из важнейших функций современныхобразовательных институтов – научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимосвязь государств и этносов в сознательную солидарность.

Важными составляющими современной личности выступают такие качества, как умение сотрудничать с другими людьми, коммуникабельность, контактность. В этой связи именно школьный учитель во многом определяет возможность и условия будущей успешной деятельности личности. Современная подготовка будущих учителей должна ориентироваться на формирование ценностно-культурного мировоззрения и развитие поликультурной компетенции. В Законе РК «Об образовании» (2015) сказано, что «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений» [1]. Идея о ценностной ориентации содержания общего и профессионального образования, озвученная в нормативно-правовом документе, обусловлена, прежде всего, поликультурным составом населения на всей территории Казахстана, обязывающей каждого гражданина цивилизованно решать проблемы взаимоотношений людей в межкультурном пространстве.

Итак, обновление высшего профессионального образования предъявляет высокие требования к личности учителя, в полной мере владеющего системой компетенций для осуществления поликультурного образования подрастающего поколения. Одной из главных задач подготовки будущего учителя ИЯ является концентрация профессионального образования вокруг ведущих комплексных проблем современного поликультурного образования.

Поликультурное образование важная часть современного образования, способствующая усвоению студентами знаний о других культурах; традиций, образа жизни, духовных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем; может способствовать повышению этнической идентичности будущего поколения.

После проведенного обзора имеющихся исследований мы сделали вывод о том, что поликультурное образование является сложным многоаспектным педагогическим феноменом, который может рассматриваться как вид целенаправленной социализации студентов, обеспечивающий сформированность поликультурной компетенции, предполагающей развитие самосознания студентов как культурно-исторических субъектов, испытывающих потребность в культуроведческом самообразовании как средстве освоения плюралистической картины мира.

Целями поликультурного образования являются:

  • формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности по отношению к своей собственной культуре,
  • создание поликультурной среды как основы взаимодействия личности с элементом других культур;
  • формирование способности индивида к культурному личному самоопределению[2]. А.Н.Джуринский считает, что поликультурное образование преследует три группы целей,

обозначаемые понятиями «плюрализм», «равенство», «объединение». В первом случае, по мнению автора, речь идет об уважении и сохранении культурного многообразия; во втором о поддержке равных прав на образование и воспитание; в третьем о воспитании в духе общенациональных политических, экономических, духовных ценностей [2; с.13-14].

Поликультурная компетенция учителя ИЯ как результат поликультурного образования принято рассматривать как неотъемлемую часть системы ключевых компетенций, которой должен обладать современный человек, чтобы эффективно социализироваться в различных сферах поликультурного общества.

Поликультурная компетенция – интегративное качество личности, включающее систему поликультурных знаний, умений, навыков, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, поликультурных качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся в способности решать задачи профессиональной деятельности в ходе позитивного взаимодействия с представителями разных культур (национальностей, рас, верований, социальных групп).

Под поликультурной компетенцией выпускников педагогических вузов понимается интегрированное личностно-профессиональное качество, выраженное в знаниях, умениях и творческом подходе к культуре и традициям разных народов (первоосновой которой является их этнокультура) [3].

В структуре поликультурной компетенции личности Л. Ю. Данилова выделяет следующие компоненты:

  1. мотивационно-ценностный компонент включает мотивы, цели, ценностные установки студента, предполагает отношение к будущей профессиональной деятельности как к ценности, потребность студента в формировании и самовоспитании своей поликультурной компетенции; стремление к личностному самосовершенствованию;
  2. когнитивный компонент характеризует совокупность знаний о культуре, сущности и способах самовоспитания поликультурной компетенции, практическое владение иностранным языком; способность к систематизации и обобщению знаний;
  3. деятельностный компонент предполагает наличие умений вступать в интеркультурную коммуникацию с носителями иноязычной культуры, передать инструментарий самопознания и саморазвития другому, рефлексировать собственную деятельность и поведение;
  4. эмоциональный компонент определяет положительное оценивание педагогических явлений с опорой на социально и личностно-значимые ценности, способность воспринимать внутренний мир другого и отождествлять себя с ним [4; c.12-15].

В основе поликультурной компетенции личности И.В. Васютенкова выделяет профессиональный, культурологический и личностный структурные компоненты.

В составе профессионального компонента автор рассматривает культуру общения, технологическую (методическую), информационную, рефлексивную культуры.

В свою очередь, культурологический компонент предполагает знание и понимание родной, мировой, иноязычной культур, культуры межкультурного общения и овладение культурой мира культурой бесконфликтного существования.

Личностный компонент определяет совокупность качественных характеристик, отражающих нравственную позицию, которая пронизывает все составляющие поликультурной компетенции [5].

Е.М. Щеглова выделяет несколько компонентов в структуре поликультурной компетенции будущего специалиста:

  1. когнитивный освоение образцов и ценностей мировой культуры, в том числе различных национальных культур, культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов;
  2. ценностно-мотивационный компонент направлен на формирование ценностно-ориентационной и социально-установочной готовности студентов к межкультурной коммуникации и обмену, а также развитие толерантности по отношению к представителям других культурных групп;
  3. деятельностно-поведенческий компонент направлен на развитие способности решения профессиональных задач при взаимодействии с представителями различных культурных групп [6].

На основе анализа имеющихся научных исследований, мы,в свою очередь, выделяем следующие компоненты в структуре поликультурной компетенции студентов языковых педагогических вузов: когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный. Каждому структурному компоненту поликультурной компетенции мы даем характеристику исходя из идеи компетентностного подхода в усилении личностной направленности иноязычного образования.

Когнитивный компонент предполагает сформированность системы поликультурных знаний, выступающих ориентировочной основой деятельности личности в поликультурном обществе.

По нашему мнению, когнитивный компонент поликультурной компетенции студентов включает в себя систему знаний, основополагающими из которых являются знания о феномене культуры; своеобразии и ценностях мировой культуры и отдельных культур; проблемах взаимодействия в поликультурном обществе; сущности и способах самовоспитания поликультурной компетенции; культуре общения в поликультурном обществе.

Система знаний, входящих в когнитивный компонент поликультурной компетенции студентов, служит основой для понимания целостной поликультурной картины мира, что способствует объяснению и осознанию роли и места человека в системе мироздания; овладения социально безопасными приемами и способами жизнедеятельности, способствующими позитивному взаимодействию с представителями разных культур; формирования морально-нравственных установок, эмоционально-ценностного отношения к представителям других культур, к представителям собственной культурной среды и др. Формирование знаний не самоцель обучения, они являются инструментами осуществления межкультурного взаимодействия. Знания должны быть обретены, добыты, «открыты» самим человеком, лишь тогда они станут для него значимыми [7,8, 9,10].

Задачу обретения знаний, как и другие образовательные задачи, можно решить, только заинтересовав, мотивировав студентов, создав условия для того, чтобы у них возникла потребность в образовании.

Мотивационно-ценностный компонент представляет собой сложившуюся систему мотивационно-ценностных образований: мотивов, ценностей, интересов, потребностей, поликультурных качеств, регулирующих повседневную жизнь и деятельность личности в поликультурном обществе. В исследованиях А.Н. Леонтьева установлено, что успешность деятельности зависит от мотива, побуждающего действовать, иначе говоря, от того смысла, который имеет для человека, данная деятельность. Возникающий мотив создает установку к действию [11].

В концепциях классической психологии мотиватором деятельности являются потребности [11]. Пирамиду А. Маслоу можно применить и к осуществлению потребностей в области поликультурной деятельности студентов: потребности безопасности, потребности сохранить благоприятные условия для существования всего живого, потребности сохранения своей жизни и здоровья, заботы о других; познавательные: потребности познания культур других народов с целью более гармоничного включения своей деятельности в жизнь общества в целом; эстетические: потребности духовного общения с произведениями искусства и культуры, историческим наследием других народов, стремление увидеть и осознать красоту окружающего мира, сохранить и защитить ее; мировоззренческие: стремление понять свою роль и предназначение в мире, смысл собственной жизни и в соответствии с этим строить свою деятельность; потребность в самоактуализации и реализации внутреннего потенциала через деятельность в поликультурном обществе[12].

В рамках мотивационно-ценностного компонента поликультурной компетенции студентов формируется целый ряд поликультурных качеств личности (толерантность, бесконфликтность, эмпатия и др.).

Наличие эмпатических способностей, бесконфликтности поведения, терпимости, толерантности по отношению к представителям других народов и культурных групп выражается в осознании необходимости психологического принятия другой личности, в стремлении оказать помощь и поддержку, в развитии гуманистических ценностей личности как важнейших ценностей; убежденности в собственной причастности к формированию климата ненасилия, толерантности окружающей среды; понимании общественной значимости межкультурного диалога; потребности активного участия в межкультурном диалоге; ответственности за результаты своей деятельности; стремлении и готовности к постоянному культурному самообразованию.

Любые предметные знания, прежде чем они воплотятся в практическую деятельность, пропускаются через аффективно-ценностные «фильтры» личности студента, присваиваются ею, преобразуясь в собственные оценочные и понятийные категории,установки и поведенческие программы, качества личности.

Формирование поликультурной компетенции студентов требует ориентации их сознания на общечеловеческие ценности, включающие в себя нормы нравственности, культурное наследие. Работа по формированию поликультурной компетенции студентов ориентирована на осмысление наивысших ценностей: свободы, счастья, совести, справедливости, познания, добра, истины, красоты, человека и др.

Предметы и явления окружающего мира обладают целым рядом объективных характеристик, служащих определенным основанием для их оценки. Будучи включенными в индивидуальную и коллективную деятельность, предметы вступают в определенные отношения с людьми, либо препятствуют реализации их интересов, либо сопутствуют им. Это с неизбежностью влечет за собой субъективную компоненту, присутствующую в оценке.

Таким образом, ценности специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. По отношению к субъекту ценности служат объектом его интересов, выполняя для его сознания роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям [13].Значимые поликультурные качества личности выступают в роли тех внутренних условий, «проходя» через которые внешние характеристики и требования деятельности преобразуются в компетентность студента.

Деятельностный компонент обеспечивает сформированность поликультурных умений, наличие опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур. Уровень развития поликультурной компетенции студентов напрямую зависит от сформированности у них соответствующих умений. Умения сплав навыков и знаний, определяющий качество любой деятельности. Умение это способность выполнять какую-либо деятельность в новых для человека условиях, приобретенных на ранее полученных знаниях и навыках [14]. Умения рассматриваются как приобретенные человеком способности на основе знаний и навыков выполнять определенные виды деятельности в изменяющихся условиях.

В данном компоненте поликультурной компетенции студентов мы выделяем следующие основные умения: приобретать научную информацию по проблеме; «переносить» полученные поликультурные знания и приемы умственной деятельности в новые условия; обновлять поликультурные знания и совершенствовать профессиональные и коммуникативные умения; использовать рациональные приемы самостоятельной работы по добыванию поликультурных знаний; осуществлять самоанализ, самооценку получаемой информации; прогнозировать возможные результаты своей деятельности, корректировать и перестраивать ее; рационально и конструктивно разрешать межкультурные конфликты; решать профессиональные задачи при взаимодействии с представителями разных культурных групп; вступать в позитивное взаимодействие с представителями разных культур (национальностей, рас, верований, социальных групп).

Субъектами деятельности студенты становятся по мере формирования у них умений, поскольку они представляют деятельность на теоретическом уровне, могут определять цели и задачи своей деятельности; оценивают себя и свою деятельность; обосновывая цели деятельности, отбирают в соответствии с ее назначением средства для их достижения; анализируют свой опыт достижений. Умения студентов обеспечивают использование знаний и опыта в своей деятельности в поликультурной среде.

Перечисленные компоненты являются той базой, на которой происходит дальнейшее развитие у студентов поликультурной компетенции. Когнитивный компонент является ведущим в структуре поликультурной компетенции студентов вузов, так как на его основе формируются и развиваются последующие компоненты в структуре компетенции.

Таким образом, формирование поликультурной компетенцииу студентов языковых педагогических специальностей является важным условием достижения цели поликультурного образования в системе высшего профессионального образования, в процессе реализации этой важной педагогической задачи студенты выступают в качестве активных носителей субъективного опыта, самостоятельно и успешно участвуют в профессиональной деятельности в поликультурном обществе.

 

Список использованных источников

  1. Закон Республики Казахстан «Об Образовании» изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016 г.)
  2. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общению – М.: ТЦ Сфера, – 224с.
  3. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. М., 71с.
  4. Данилова Л.Ю. Формирование поликультурной компетентности студентов // Учитель. №3. С. 12-15.
  5. Васютенкова И.В. Развитие поликультурной компетентности учителя в условиях последипломного педагогического образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2006. 27 с.
  6. Щеглова Е. М. Развитие поликультурной компетентности будущих специалистов: дис. … канд. пед. наук. Омск, 2005. 164с.
  7. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 336с.
  8. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Издво ТГУ, 1997. 216 с.
  9. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. 367 с.
  10. Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологии. №1. - С. 51-57.
  11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 304 с. 12 Maslow A. Psychology of being. Kiev, 1997. 304 pp..
  12. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. А-М / гл. ред. В.B.Давыдов. М.: Большая Рос. энцикл., 1993. 608 с.
  13. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Педагогика, 17с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.