Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Периодизация казахской цивилизации

Вводная часть.

История степного мира связана как с Востоком, так и с Западом, а в особенности с историей Евразийского пространства. Это огромное пространство было заселено в древности ариями, саками (скифами) и гуннами. У них была своя устойчивая цивилизация. Если рассмотрим проблемы массагето-кассакской и в целом сакской цивилизации, наследниками которой рассматривается казахская цивилизации, то она может быть и постарше гуннской цивилизации, и тем более Европейской цивилизации.

Понятие казахская цивилизация относится к локальным цивилизациям и как теория она уже доказана, автором, которого является Омаров Е.С. и зарегистрирована как объект авторского права (свидетельство 000236 №2104 от 5 декабря 2014г), его работа взята за основу и вошла во всемирную энциклопедию Цивилизациум [1]. Теория молодая, хотя по историческому возрасту, Казахская цивилизация стоит наравне со многими другими древними цивилизациями, и имеет глубокие культурные и исторические корни, является наследницей арийской и сакской (кассако-массагетской) цивилизации.

Цивилизационное развитие человечества предполагает определение критерия периодизации всемирной истории. При этом cледует отказаться от попыток построения периодизации истории цивилизации в cooтветствии с каким-либо oдним критерием [2](c.44). Выделение узловых моментов всемирной истории как целостного процесса, как иее периодизация, должно базироваться на определении тех ее точек, в которых наблюдаются взаимосвязанные принципиальные трансформации основных сфер жизнедеятельности людей. Пpименение такoгo принципа приводит к достаточно существенному пересмотру ранее принятых в науке представлений опериодизации мировой истории.

Тогда историю следует разделить на два наиболее значительных периода, а именно до и после так называемой "неолитической революции": перехода от присваивающих к производящим формам хозяйства[2](-c.45). С этого момента начинается поступательный процесс социокультурной эволюции отдельных человеческих сообществ.

  1. Первый период: в пределах компактных регионов, возникникли первые цивилизаций (начиная с Египетской и Шумеро-Аккадской) [2](-c.45), а также сюда я хочу добавить арийско-сакскую цивилизацию (при этом я основываюсь на упоминаниях, что скифская или сакская (протоказахская) цивилизация была современницей египетской цивилизации (Помпей Трог[3]).
  2. Второй период: на их основе, используя терминологию А. Дж. Тойнби, формируются уже вторичные региональные цивилизационные системы (типа Античной, Индийской, Китайской и пр.)[2](-c.45).
  3. Третий период: следующие за ними с рубежа древности и средневековья в пределах Европейско-Афразийского макрорегиона цивилизации третей генерации: Мусульманская, Восточнохристианская и Западнохристианская[2](-c.45).

1. Древняя часть Казахской цивилизации. Арийско-Сакский период.

15 октября 2005 года Казахстан посетил бывший госсекретарь США Генри Киссинджер и в своем интервью для агентства «Хабар» сказал, что «Казахстан является колыбелью цивилизации». Он не ошибся. Политики такого высокого уровня перед поездкой в другую страну консультируются со своими учеными, а в США работают лучшие ученые-цивилизационщики. Последние исследования историков показали возраст Казахской цивилизации более 4000 лет. Казахская цивилизация ровесница китайской, шумерской, египетской и арийской цивилизации развивались с ними вместе и в тесном контакте, особенно с арийской цивилизацией.

Историю протоказахов и историю мифотворчества казахов можно подразделить на исторические этапы и одновременно провести анализ языков. Также мы должны рассмотреть другие мифологические источники, в том числе европейские, китайские и индийские. Давайте их перечислим.

  1. Скифо-сакская (протоказахская) цивилизация была современницей египетской цивилизации. Помпей Трог (PompeyTrog), античный мыслитель, живший в первом веке, отмечая храбрость скифов, победу царицы массагетовТомирис над Киром в VI веке до н.э., пишет: [3] «Начало их истории было не менее славно, чем их владычество, и доблестями мужей они прославились не более чем женщин: (3) в самом деле, сами они были родоначальниками парфян и бактрийцев, а жены их основали царство амазонок, (4) так что, если разбирать подвиги мужчин и женщин, то останется неизвестным, который пол был у них славнее (5). Скифское племя всегда считалось самым древним, хотя между скифами и египтянами долго был спор о древности их происхождения» (там же), а Египту около 5000 лет. Казахи вначале назывались скифами, об этом мы уже сказали выше. Получается, скифы или саки как их называли в древности, народ более древний, чем египтяне, а сакская цивилизация древнее, чем египетская.
  2. Самому древнему герою казахских сказаний Таргитаю более 1000 лет пишет великий историк Геродот, который посетил места проживания скифов с их уст записал.Сами скифы говорили Геродоту, что от времен правления первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет.Геродот об этом написал далеко до нашей эры, в Vвеке[4], значить Таргитай проживал 3500 лет назад.
  3. Также казахскому эпосу «Козы Корпеш Баян Сулу» 4000 лет утверждает АлкейМаргулан, поэтому все сходится, это третее подтверждение[4](с.178).
  4. Эти факты совпадает с ранее известным шежире родословным древом казахов, составленным Шакаримом по части удревнения этнонима казах до времен пророка Ноя. Известно, что он работал в библиотеках Стамбула и Европы. Это самая настоящая мифология, но мифы на пустом месте не появляются. Европейские и Американские историки сломя голову ищут Ноев ковчег.
  5. Арийцы. Этимологически «арии» на древнем языке, на котором они говорили, означало – почтенные, превосходные. Слово «ар» по казахский означает – совесть, белый, чистый. Арии называли себя детьми Неба. Среди новых, но уже широко известных памятников найденных на местах проживания ариев интерес представляют поселения энеолитического времени (Ботай), бронзового века (Синташта, Аркаим) и др.

Обнаружено еще несколько городищ, подобных Аркаиму недалеко от г. Кустанай, и даже превосходящих его. Например, два массивных жилых комплекса найдены в Западном Казахстане и три комплекса в Акмолинской области. Один из них давно признается непревзойденным поселением мегаполисом неолита: более 15-20 тысяч жителей (Зерендинский район Кокчетавской области). Величайшим событием и изобретением ставшим, монолитным фундаментом, на котором возникла цивилизация, были металлургия, доместикация злаковых культур и животных, особенно лошадей. Как считают казахстанские археологии, металлургия была поставлена на государственную промышленную основу на месторождениях центрального Казахстана, таких как: Жезказган, Саяк, Кенказган, Атасу, Кент и другие. Египет, Месопотамия, Иран и возможно другие государства имели прямые торговые отношения, т.к. самые качественные бронзовые и золотые изделия и оружия изготавливались в этих местах.

Кочевники арийцы назвали себя Касситами и правили Вавилоном с 1742 года до н.э. в течение 600 лет. Как раз Касситы в Вавилоне в денежный оборот ввели золотые монеты, строили дороги, создавали библиотеки.

В физике есть не писаный закон: для подтверждения какого-нибудь явления, экспериментального факта достаточно трех подтверждений или доказательств! Мы имеем

6 подтверждений, которые дают примерный возраст древней части Казахской цивилизации кассако-сакской или арийско-сакской цивилизации–более 4200 лет[5].

Просто удивляешься, как на такой важный исторический факт никто не обратил внимания. Большинство заострили внимание только на этапе создания Казахского ханства. Через 9 лет в 2024 году Золотой Орде будет 800 лет.

Народы в древности были проще, хотели называться ариями, гуннами пожалуйста, хотели называться саками, массагетами, касаками или казахами пожалуйста, Алашординцы, хотели национальную идею Алаш, использовать как название нации в послереволюционный период тоже, пожалуйста. А мы иногда не хотим даже признать хазар или казар за казахов, видите ли, последняя буква не совпадает!? Казар название государства, а народ себя называл казах. Таким способом искусственно стирают историческую и генетическую память народа руками некоторых «историков».

Таким образом, египтяне и скифы спорили, кто из них древнее как народ. Сам факт спора интересен тем, на каком языке, где и как спорили и откуда об этом знали другие народы, и почему в этот спор они не вклинились, особенно греки, оспаривая свое древнее происхождение. Получается, что народы в древнем мире не только воевали, но обменивались информацией, знанием, т.е. вели цивилизованный образ жизни, как и в наше время, самый настоящий диалог цивилизаций. Этот факт убедительно доказывает, что в те далекие времена уже была заложена основа цивилизации – древней цивилизации.

Хочу напомнить такой факт, что египтяне вначале царей погребали под круглыми курганами.Курганное погребение это чисто гуннское или сакское изобретение. Египетских фараонов также на начальном этапе хоронили, как и степняки, под песочные курганы. Правда, когда обнаружилось, что по истечении большого промежутка времени эти песчаные курганы под воздействием песчаных бурь смещались от первоначального места расположения, раскрывая сами могилы. Уже после этого стали возводить каменные пирамиды, сооружения монументальные и вечные на многие века.

В степной части евразийского региона раннее одомашнивание лошадей и появление табунного коневодства привели к интенсивному росту материальной обеспеченности и уровня жизни населения, к динамичному развитию общества, его культуры и мировоззрения, к коренному изменению образа жизни людей в последующие, более поздние эпохи.В последующие тысячелетия накопленная потенция выплеснула на просторы Великой степи огромные исторические общности арийцев, а затем скифская, сарматская и сакская. В конечном итоге, развитие процесса привело к многоэтапной миграции исторических ариев и их потомков на Юг и Запад. Об их истории мы знаем немного. Известно, что много племен ариев и индоариев ушли на юг и юго-запад –в Северную Индию, Иран, Месопотамию и на юго-запад, где на клинописных глиняных табличках Хеттского (на территории современной Турции) и Митаннийского древних царств остались следы языка индоариев . С появлением всадников и колесницы начался «героический век», когда вожди ариев и их соратники отправлялись в походы на поиски добычи и славы, готовые совершать набеги на соседние племена и грабить иноземные селения. Любая организованная война с соседями может произойти при наличии государственности и вождей, царей и армии. Так считают историки всех времен и народов, но есть одно но! Вынужденный сход арийцев на юг произошло 2200 лет до нашей эры, точная дата установлена по времени последнего ледникового периода [5](c.143). Ледники уничтожили все арийские города, а населению прищлось переселится на юг.Последнее резкое и сильное похолодание в мире, произошедшее 4200 лет тому назад и было установлено по изменению флоры и фауны и многочисленным разрушениям материальной культуры,совсем недавно о которых сообщили ученые-египтологи [6].

  1. Уровень воды реки Нил периодически падал до критического уровня, после которого начинался голод. Например, в 17911792 годах разлив Нила резко сократился, в стране начался го-лод, этим коварно, вероломно воспользовался Наполеон и напал на Египет. Такой же жестокий голод в древнем Египте наблюдался в 2200 году до н.э., его дату определили археологи по ряду косвенных признаков.

Б) Исследования угля акации, дерева, которое в пустыне вокруг Нила могло расти только при наличии воды и удобренного слоя земли.

  1. Сталактиты, непрерывно растущие тысячелетиями в пещерах гор Израиля, задерживали дождевую воду. Именно на тот период приходится уменьшение количества осадков на 20%, и это единственный случай за последние 5000 лет.

Г) Ледники Исландии, отколовшиеся от острова в виде айсбергов, дошли до экватора, а некоторые до Индонезии, и это произошло 4200 лет назад.

Д) В Египте найдено большое количество умерших и незахороненных останков людей, такое с людьми происходит при сильном голоде. У людей нет сил заниматься похоронами. По времени данное событие совпадает с указанной датой.

Иногда удивляет необыкновенная живучесть мифических и исторических образов в казахском степном знании. Ведь время Алаша-хана, даже по самым поверхностным нашим представлениям, седая древность, энеолит, или же поздний неолит. Алаша-хан или Алаш как предок казахского народа, минимум три тысячелетия назад стал национальной идеей. Также думает и известный казахский историк Ж. Артыкбаев. Он считает, что своеобразным символом, а также мощным началом единения служат легенды, связанные с именем Алаша-хана. Жизнелюбие казахского народа, стабильность государственного строя, сохранившиеся и выдержавшие испытания на протяжении тысячелетий заслуга этой национальной идеи.

А насчет тысячелетий идеи Алаш я не оговорился. Тем более удивительно, что самая значительная для казахского народа родологическая легенда о народе Алаш, Алазон и легенда о пегом мальчике родоначальнике народа Алаш, попала в античную историографию, благодаря стараниям Геродота.

Геродот пишет, что среди скифских народов встречается народ, именуемый «алазонами». Это совпадает с сообщением из книги, где указана народность алазония на древней карте. Наверное, немногие знают, в том числе и многие ученые, что задолго до нашей эры остров Кипр назывался Алаш.

Это дает нам право говорить более 3000-летнем возрасте идеи Алаш. Если не больше. Народ, сумевший создать одну из древнейших легенд и национальную идею, видимо, находился на стадии устойчивого цивилизационного развития. Национальная идея это такой политический инструмент выживания и самосохранения, который необходим для применения его в интересах сразу всего общества в целом и приспособлен преимущественно для устранения какой-то внешней угрозы, обычно со стороны других обществ и государств. Это одновременно глобальное мировоззренческое прикрытие и обоснование конкурентной борьбы между различными обществами и государствами. Общество, определившее свою национальную идею, олицетворяет его высокое духовное состояние. Таким образом, национальная идея создается для сплочения населения, составляющего государство, просто удивляешься прозорливости древних кочевников, принявших столь действенную и долгоживущую идею. В основе нации лежит идея, как говорил О. Шпенглер.

Народ сложился видимо, до создания идеи, а создание идеи уже была востребована по какой-то важной причине. Естественно, возникает вопрос, каков возраст казахского народа или скажем, каков возраст этносов, вошедших в состав казахского народа, где они жили и как мы можем определить хронологию истории? В этом плане есть несколько вариантов. Опять же встает вопрос периодизации, о временной периодизации.

Временное определение в степной историологической традиции заключается в игнорировании категории точного времени, ограничиваясь понятиями означающих древность. Так же относились к настоящему времени и будущему времени. Естественная причина отсутствия точных временных определений у всех восточных народов исходит из космогонических представлений, когда за основу летосчисления был принят тенгрианскийдвенадцатигодичный цикл, ориентированный на звезды.

Известный казахский историк Ж. Артыкбаев предлагает эпохальную хронологию для истории Великого степного пояса. В последнее время персонификация становится стержнем истории, отсюда и историческое время зачастую отождествляется с эпохой легендарной личности. Так, в истории Великого степного пояса можно условно выделить следующие эпохи:

  • времяМык (мыкзаманы) период камня;
  • времяАлаша-хана период энеолита и начала бронзы;
  • времяУыз-хана период сакско-гуннской истории и т.д.

Часто Уыз-хана называют Огуз-ханом. В образе предков в казахских шежире выступают мифологические фигуры Алаша-хана и Огуз-хана (точнее Уыз-хана). Растерянные исторические факты находим в следующей работе. Так, в известном шежире М.-Ж. КопееваУыз-хан это культурный герой. Машхур-ЖусупКопеев пишет: «Мы происходим от потомков Уыз-хана. По велению того самого Уыз-хана была сделана первая казахская юрта (киіз үй). Поэтому казахи тех времен прозвались казахи, имеющие юрту Огуз-хана.

Третий период сакско-гуннской истории создали государственное образование Урум ели, которое, видимо, просуществовало 5-6 веков, в исторических документах плохо отражено. Этот период, конечно, без внимания историков не остался, государство на территории Центральной Азии просто назвали государством западных гуннов и писали, что про них ничего неизвестно. Это можно объяснить одной простой причиной, люди в этом государстве жили прекрасно и мирно сосуществовали. Что еще нужно человеку для счастья. В исторической науке мирное время не заслуживала внимания.

Согласно Френсиса Фукуяма вроде наступила либеральная демократия, которая может представлять собой «конечный пункт идеологической эволюции человечества» и «окончательную форму правления в человеческом обществе», являясь тем самым «концом истории»[7]. Либеральная демократия, как утверждает ученый, лишена фундаментальных внутренних противоречий, приводящих к крушениям. Идеал любого обществаэто достижение либеральной демократии. Ранее понималось, что история это наука о войнах и агрессии. А Фукуяма говорит об Истории с большой буквы то есть истории, понимаемой как единый, логически последовательный эволюционный процесс, рассматриваемый с учетом опыта всех времен и народов. В этом плане гунны для истории отдыхали. Гунны готовились к новым свершением, к Истории с большой буквы: к переселению народов и похоронить рабовладельческую цивилизацию. А пока они наслаждались мирной жизнью.

Вернемся к западным гуннам. В этом государстве одновременно с языками смешались и древние мифологические представления сторон, шел процесс приспособления древних прототюркских мифологическо-религиозных представлений к новым условиям этногенеза и культурогенеза. Такие слова, как «Урум ели» (страна Урум), «Орманбет», «Асанкайгы», «Балкантау» и т.д., по сей день существующие в языковофольклорном фонде казахов а также каракалпаков, кыргызов, ногайцев, татар, башкир, туркмен, узбеков) восходят именно к источнику Юэбань. И наконец, эта страна встречается у Л.Гумилева, он пишет: «около 488 г. племена теле уничтожили государство «малосильных» хуннов в Семиречье Юэбань». Эта страна откликается с казахской легендарной страной Жидели Байсын, поэтому страну Урум можно назвать и Жидели Байсын. Легенды и мифы на пустом месте не рождаются, они такие же исторические события, только за своею давностью превращенные в мифы и легенды[4].

Существование в этом регионе крупной страны не вызывает никаких сомнений, но как эта страна называлась другой вопрос. Вариант Урум ели имеет веское основание на приоритет. Восточная граница этой страны, видимо, проходила через Восточный Туркестан, а город Урумчи своим существованием дает нам веское основание на такое утверждение. Урумчи буквально означает принадлежность человека к этому городу, например, как москвич, не правда ли очень похож. Город Урумчи как город, принадлежащий государству Урум. Иногда название государству дает сосед, как, например, казахи, увидев, киданей, все, что на востоке называли Китай, хотя китайцы себя так никогда не называли. Также,возможно, и китайцы, зная, что есть государство Рим, все что находится далеко на западе называли Рим или более восточном стиле -Урум.

Естественно, казахская цивилизация будет сыновне-родственным обществом к гуннской цивилизации или же гуннская цивилизация является одной из протоказахских цивилизаций, так же как и кассако-массагетская цивилизация саков. Но на исторической арене гунны под этим названием появились позднее. Это просматривается по многим направлениям развития указанных цивилизаций. В этом отношении особую ценность представляет казахский язык, который, благодаря кочевому образу жизни казахов, меньше подвергался влиянию извне и потому лучше, чем другие элементы цивилизации сохранил некоторые архаичные элементы. В частности, в нем немало отдельных слов и выражений, имеющих историческую значимость.

В подтверждение к сказанному, но вопреки установившейся среди историков традиции, Б. Асфендияров, казахский ученый, не успевший попасть под большевистское влияние, в своей работе широко обсуждает, наряду с другими данные из области лексикографии, которые, как это будет оговорено в каждом отдельном случае, имеют какуюлибо связь с определенными историческими событиями. Например, в обиходе казахов нередко можно услышать выражения:

«Ант iшу» принять присягу.

«Ант беру» дать присягу.

«Ант урсын» да сразит ант!

«Ант урган» сраженный антом и т.д. во всех этих выражениях, имеющих мистический характер, встречается слово «ант». В настоящее время это слово переводится как клятва, присяга. Разъяснений его значений мы не найдем ни в арабском, ни в персидском языках. Единственное место, где встречается это слово, исторические источники до VII века, в которых сообщается об антах, соседях и союзниках гуннов. Вывод логичен: должно быть, казахи знали антов и имели с ними общение или к ним как наследникам гуннской империи автоматически это перешло в языковой запас казахов.

Таким образом еще раз вернулись к Жидели Байсын Уруму. Урпан ель страна Урум упоминается в китайских источниках, помещенных в книге «Древний Ель Уйсун», изданной в 2005 г. в КНР на казахском языке (с. 302), где говорится, что они расположились на северо-западе от уйсунов. Они являются потомками северных гуннов, убежавших от преследований, но тем не менее отставшие от основной массы беженцев, обездоленные и бедные части населения. Они расселились в новых местах где-то на востоке Казахстана и вновь мирно зажили. По традицям и обычаям, даже по языку они были очень схожи с кангюями. Со временем все они видимо объединились Они отличались своей чистоплотностью. Они стригли волосы, подправляли брови, применяли косметические красители и следили за своей осанкой. Трижды в день мылись, полоскали рот, только после этого принимали пищу (там же). Просто удивительно. Это сообщение еще раз доказывает об особом расвете гуннской цивилизации. Казахстанские археологи часто находили косметические карандаши или угольки и другие гигиенические артефакты. В «Илиаде» упоминают о скифах следующую этимологию: всѐ эллинство носят длинные волосы, скифы же первыми стали стричься, поэтому стриженных называют оскифленными(википедия).

Гунны в основной массе жили на территории Казахстана и в верховьях рек Волги и Урала, занимая территории с востока и запада Уральских гор. Их народы назывались белые гунны и черные гунны. По сообщениям Птолемея, во II веке гунны полюбили свою новую родину Прикаспийские степи и дали название реке Даик (Жиак). По казахской мифологии Волга и Яик Еділ мен Жайыкбратья, возможно, близнецы в казахском фольклоре. 

Со временем гунны в нижнем течении Волги или Урала построили свою столицу город Балан Жар (переводится как детский обрывили маленький обрыв), такие словосочетания довольно популярны в казахской топонимике, например, Кызыл-Жар или Урджар. В дальнейшем город стал столицей Хазарского каганата (А. Маргулан).

Приведенные примеры с наглядной убедительностью говорят о широких связях казахов в древности с племенами и странами восточной части Европы. Таким образом, гунны, а в дальнейшем и куманы кипчаки и другие казахские ели являлись полноправными коренными жителями автохтонами Европы, а не пришлыми народами, как хотели видеть европейскиеисторики. До XVIIв Европе международным языком был Кипчакский язык.

2.  Типы цивилизации в древний период Казахской цивилизации.

Одной из важнейших проблем исторической науки, которая имеет методологическую ценность в наше время проблема цивилизации. Цивилизация с самого начала являлась синонимом культуры. Во-вторых, она ступенька материального, общественного и духовного развития определенного народа, сумевшего создать свою государственность. Насельники территории Казахстана сумели создать свою казахскую цивилизацию. Эта часть посвящена проблемам казахской цивилизации и в особенности ее древней части.

Таким образом, в древний период арии создали древнейшую цивилизацию, а гуннам удалось создать первую евразийскую цивилизацию. Арии строили города, поэтому была развита городская цивилизация, в дальнейшем освоили кочевую цивилизацию. Кочевники арийцы назвали себя Касситами и правили Вавилоном с 1742 года до н.э. в течение 600 лет. Как раз касситы в Вавилоне в денежный оборот ввели золотые монеты. Страна Урум ели созданные гуннами, если она действительно так называлась, продолжала существовать даже после заката гуннов, под названиями Аварский, Хазарский и Тюркский каганаты, в дальнейшем называвшиеся Великим Дешт-и-Кипчаком. Таким образом, в Евразийской степи была создана устойчивая цивилизация, которую условно назовем казахской цивилизацией. Гуннам удалось создать свою гуннскую цивилизацию, протоказахскую цивилизацию, куда входили многие родственные народы. В теории цивилизации есть определение, для признания цивилизованности государства, в нем должны быть объединены как минимум 3 родственных народа, вошедших добровольно, имеющих одинаковую степень развития культуры. В Гуннскую империю были объединены: белые и черные гунны, саки, сарматы, кангюи, усуни, согдийцы, силой были привлечены и аланы. В дальнейшем империя расширялась путем захвата территории готов, Индии, Ирана. Добровольно присоединились славяне, анты, германские племена. С древних времен на землях, где жили кочевники, государства бесхитростно назывались именем господствующего народа, представители которых выбирали царей.

Гунны принадлежали к арийцам, гунны, особенно белые гунны, например, показахски, видимо, и по-гуннски, называли себя ариями-гуннами или аргунами. На территории проживания хунну на Кавказе и на севере Китая есть река, которая до сих пор называется Аргунь. В этой связи необходимо отметить доклад доктора философских наук Г.А. Югая (г. Москва) «Об арийских истоках и перспективах казахской цивилизации»(I форум цивилизации. Алматы, июль 2003г.), где автор доказывает, что исторически территория Казахстана оказалась местом великого движения различных этносов, главенствующую роль в котором заняли арийцы. Отсюда и богатство арийских компонентов в древней казахской цивилизации, считает российский ученый Г.А. Югай.

Почему же некоторые нации способны были создать цивилизации, а другие нет? Почему одни народы создали кочевые, а другие создали земледельческие цивилизации? Так же удивляет такой простой вопрос, как все древнейшие люди, живя возле рек, только в трех-четырех местах смогли создать речную цивилизацию: у шумеров, в Египте и у протоказахов в бассейнах рек Амударья и Сырдарья, а также Волги и Урала [5](-с.51). Это вопросы экономического и институционального характера. Действительно, для существования цивилизации необходимо, чтобы аграрная экономическая система создавала перерабатываемые излишки, это экономический аспект вопроса, и чтобы установилась централизованная власть, способная контролировать эти излишки, это институциональная часть процесса (Албагли). Кочевые народы создают свой стиль жизни и оказывают первенствующее влияние на аграрные народы, они были в состоянии создать свои образцы цивилизации. Кочевые цивилизации как дочерние от речных цивилизаций (А. Тойнби) были достаточно богаты и хорошо контролировали территории. Древняя история протоказахов должна рассматриваться как речная цивилизация, постепенно перешедшая в кочевую цивилизацию, а уж потом постепенно стали появляться города, земледелие и все остальное. Если даже зачатки земледелия появились где-то, это еще не означает, что происходит становление цивилизации.

Одной из проблем земледельческих цивилизаций является, в частности, низкая производительность труда. Земледелец не всегда удовлетворяет свои потребности в продуктах питания, резервы остаются невелики. Слабо структурированному обществу остается только выживать, потому что оно не в состоянии посвятить значительную часть ресурсов на другие важные цели, например, на культурное развитие. Если излишек, произведенный каждым земледельцем, лишь остаток, то существует лишь два способа для преодоления этой кризисной ситуации. Первый заключается в значительном увеличении производительности сельского хозяйства, второй нацелен на накопление всех микроизлишков существующего общества (Албагли Клод, профессор университета Сорбонн). Таким образом, цивилизация может возникнуть и развиваться только при налаженном накоплении запасов продуктов, т.е. в тех обществах, которые смогли обеспечить себе безбедное существование. Такое положение вещей легче было достигнуть носителям кочевых культур. Протосаки и протоскифы сами по себе были разделены по виду хозяйственной деятельности. Саки, гунны, преимущественно являясь представителями кочевой цивилизации, были так же известны как лучшие хлебопахари и были яркими представителями военно-демократической цивилизации. Протоказахи прекрасно сочетали несколько типов цивилизации с точки зрения природной среды обитания, что обеспечивало стабильную жизнь и устойчивое общество. Сытые, одетые, устроившие свою безопасную жизнедеятельность люди стали задумываться о бытие и окружающем мире, в том числе и древние казахи.

3.  Мировоззрение, духовный и религиозный мир.

Мировоззрение и духовный мир протоказахов уходят в самую глубокую древность, возможно, к временам первых общин. Еще древние арий строили обсерватории, город Аркаим первым делом был духовным центром. Прародители степных кочевников-саков обладали чувством собственной идентичности и значимости, философия их мировоззрения была многоликой, вступая в союз с древней мифологией, поэзией и религиозными представлениями. Об этом мы можем судить по сохранившимся в виде преданий, эпосов и легенд, в богатых языковых оборотах. В Центральной Азии развивался самый древний очаг научной мысли, возможно, в примитивном варианте. Казахская цивилизация не существовала бы ни без науки, ни без философии, также как и без этих двух человеческих сущностей друг без друга. Великая степь всегда находилась у истоков длинного исторического пути, который носит громкое имя «цивилизация», а Казахстан стал колыбелью цивилизации. Первые города, первые религии, первые пророки, первое понятие «дома», первые идеи и мысли, даже первый способ мышления зародились на этой земле. Пророк Заратуштра родился в степях южного Урала в Казахстане, а просветление он принял на острове Аральского моря – Барса-Келмес. Будда возведенный до уровня бога, был принцем царства Сакка(или Кассак), его полное имя Сидхартка Гаутама Шакьямуни (Сакьямуни означает сын сака) пишет Карен Армстронг [4](-c.321), а также рекомендую посмотреть документальный фильм о сакских корнях Будды Шакьямуни "Мудрец из рода Саков"[8]. Тенгрианство было коренным мировозреним степняков еще со времен ариев и они придумали тенгрианский календарь.

Начиная с глубокой древности, творцом и носителем региональной и локальной культуры всегда был человек, который свой жизненный опыт, особенности хозяйства, быта и культуры старался передать последующим поколениям, чтобы в известной мере сделать их хозяйственную деятельность успешной, а жизнеобеспечение высоким. В этом отношении древние насельники Казахстана в своем культурном и цивилизационном развитии не составляли исключения. Наиболее яркие древние региональные этнокультурные центры в Казахстане прослеживаются, начиная с эпохи бронзы (XVII-IX вв. до н.э.)[9]. Согласно археологическим и палеоантропологическим данным, древнее население Казахстана в этот период сосредоточилось в центре большой этнокультурной области Евразии, и относилось к одному из представителей обширного антропологического комплекса степного типа протоевропеоидной расы.

Исследования человеческих останков антропологом О. Исмагуловым показали, что с древнейших времен насельниками казахских земель были одни и те же народы, которые в разное время назывались: арии, саки (скифы), гунны, тюрки, хазары, кипчаки (куманы) и казахи. Есть все основания считать, что древние племена Казахстана уже в то время представляли собой цельное антропологическое ядро с единой этнотерриториальной и хозяйственно-культурной общностью. В этом нас убеждает широкое распространение на территории Казахстана так называемой андроновской культуры. Носителями которой в основном были аборигенные арийские племена и ранние саки, относящиеся по своему антропологическому типу к древней европеоидной расе.

В Центральном и Восточном Казахстане в древности жили племена по имени аргиппеи (аргипи), которые считались умными и справедливыми. Феномен аргиппиеев состоит в том, что целый народ занимался только философствованием, накапливанием мудрости и при этом, видимо, владел письменностью. С точки зрения теории цивилизации это самый ранний случай разделения труда. Благодаря авторитету аргипиеев и вообще древних саков и скифов, египтяне признали скифов как более древний народ. С аргиппиеями никто не воевал, они решали спорные вопросы между другими племенами, так договаривались древние люди. Многие историки Казахстана аргиппеев относят к ранним гуннам. Они, видимо, еще назывались пи-саки от арги-пи.

Трудно признать, но в исторической и философской литературе в советский период в СССР, также и за рубежом, отсутствовали или же крайне редко употреблялись понятия «тюркская цивилизация» и «тюркская культура», отсутствовали вообще понятия «казахская философия» и «казахская цивилизация». Вопрос, что первично казахская или тюркская цивилизации, вообще не ставился. Об этом необходимо говорить сегодня во весь голос, чтобы навсегда поставить заслон понятию «манкуртизм», ставшему характерным именно для судьбы казахского народа.

Арий, после них саки по отдельности или совместно проживая на обширной территории создали свою древнейшую -арийско-сакскую цивилизацию. Эта цивилизация состояла из государства с развитой полуземледельческой экономикой, регулярной армией, жестокими законами, тюрьмами, иерархической системой государственных наследственных чиновников, письменностью и единой религиозной системой, последователями которых стали кассаки, массагеты, арсаки и все тюркские народы.

 

Литература

  1. Энциклопедия Цивилизациумhttps://sites.google.com/site/civilizacium/home
  2. Павленко Ю. В. История мировой цивилизации. Философский анализ. К.: Феникс, 2002, 760 .
  3. Помпей Трог.«Филипповские истории (сокращение Марка Юниана Юстина)». В книге «Скифы», хрестоматия. Москва, «Высшая школа». 1992. с.249-250.
  4. Омаров Е.С. Қазақ ӛркениетінің негізі. Алматы, «Арда», 2014ж.
  5. Омаров Е.С. «Краткая история казахской цивилизации». Алматы, изд. «Арда», 2005 г.
  6. Fekri Xassan. University College London. Апокалипсис древнего мира. Смерть на Ниле. TV-канал «Дискавери». 8.12.
  7. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ 2005. с.7-8.
  8. Умарходжаев А. Фильм о Будде Шакьямуни "Мудрец из рода Саков". https://www.youtube.com/watch?v=UkEKtjf5_3g
  9. Исмагулов О. Антропология казахов в контексте историко-культурного развития Казахстана. //Казахская цивилизация в контексте мирового исторического процесса. Материалы международной научной конференции. 7-8 июля 2003. Алматы. с. 135¬-136.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.