Обретение Республикой Казахстан государственной независимости придало мощный импульс росту национального самосознания казахского этноса, открыла поистине безграничные возможности для национально - культурного ренессанса, позволило исследователям провести объективную и беспристрастную оценку историко-культурного наследия.
Восстановление исторической памяти, возрождение духовности выдвинули на передний план проблему бережного сохранения этнонациональных особенностей казахского этноса. Между тем для каждого народа как субъекта экономического, духовного, исторического, социального прогресса вполне естественно стремление восстановить свои вековые национальные ценности, традиции и этническое своеобразие, представляющее ключевую предпосылку сохранения нации.
Осмысление сквозь историческую ретроспективу национально-этнической самобытности, восстановление утраченного, развитие на новой качественной основе равноправных отношений между национальными и этническими группами особенно важны в период становления независимых государств. А для решения этой важной задачи необходимо глубокое изучение этнического состава, особенностей традиционного уклада жизни, быта и культуры населения Туркестанского края.
В данной связи актуальным запросом времени выступает научная необходимость всестороннего изучения наследия ряда известных российских исследователей колониального периода, которые долгое время жили рядом с казахами, высказывались дружелюбно, сдержанно демократично. Они внесли значительный вклад в становление научно - этнографического изучения казахского народа. Среди них особо хотелось бы выделить Н.Зеланда и Н.Калмакова, Г.И.Спасского, Б.Юзефовича в трудах которых отражена специфика и роль кочевого скотоводства в хозяйственно-культурной жизни казахского народа, кроме того в их публикациях содержатся любопытные зарисовки материальной культуры, поведения, характера и быта кочевников.
Так, например, Н.Зеланд раскрыл целый ряд этнографических особенностей казахского народа. Обращаясь к характеристике казахской национальной кухни казахов исследователь замечает: « Мясо более всего любят в жареном виде. Дичь и рыба употребляются редко. Кумыс и айран преобладают в теплую половину года, зимой преимущественно питаются просяной кашей, лепешками из пшеничной муки» [1, с. 17].
И далее он описал устройство жилищ кочевых казахов, ее основные детали, форму, конструкцию. По его свидетельству: « Единственный дом знакомый киргизу - коническая войлочная палатка (юрта или кибитка). Остов ее состоит из складывающихся деревянных жердей, которые покрываются снаружи кошмами. Наверху, то есть в куполе смотря по погоде, остается свободное круглое отверстие, или же оно закрывается кошмой. Верхний обруч поддерживается толстым вилообразно - расходящимся шестом. Нижняя часть остова, под кошмами, еще обводится циновками. Дверь одна, состоящая из опускающейся кошмы, иногда она и деревянная. Свет проникает только через купол и через дверь, поэтому, когда то и другое закрыто, бывает темно. Пола нет, вместо него на землю настилают кошмы. В теплое время боковые части кошм кругом поднимаются и купол открывается. Для отопления употребляют хворост, сушеный навоз бурьян» [2, с. 18].
Кроме того, автор статьи дал живописную картину перекочевки казахского кочевого аула. « При перекочевке все нагружается на верблюдов, и все жилье исчезает бесследно. Когда богатый киргиз переезжает, то идет целый караван. Впереди его едет хозяйка верхом по-мужски, на пестро- украшенном седле, позади тянутся работники верхом, нагруженные верблюды, рогатый скот и собаки, сам же хозяин где – нибудь гарцует впереди, скучая медленным передвижением» [3, с. 19].
Таким образом, Н. Зеланд подчеркивал комплексный характер хозяйства казахов, которые занимались не только традиционным кочевым скотоводством, но и другими видами хозяйственной деятельности – земледелием, охотой, рыболовством и т.д.
Немало этнографических сведений о казахах содержатся в работе другого известного российского исследователя Н.Калмакова «Некоторые семейные обычаи киргизов северных уездов Сырдарьинской области» в которой отмечены этнографические особенности казахов: «Они любят общество, всякие новости разносятся по киргизской степи с быстротой телеграфа, они охотно болтают, большие любители вкусно поесть и повеселиться на устраиваемых тоях (праздниках). Тои обыкновенно устраиваются богатыми киргизами по случаю какого-либо семейного торжества: свадьбы, обрезания, поминок. На месте, предназначенном для тоя, разбивается 100-200 кибиток для приглашенных гостей, гости съезжаются из ближних и дальних аулов, часто приезжают даже из других областей; весть идет по всей степи» [4, с. 221].
Очень колоритно и познавательно описано в статье конские скачки кочевых казахов. Как пишет автор труда: « Скачут обыкновенно по прямому направлению, приблизительно верст 20-30. Все участники сначала отправляются на то место, откуда начинается скачка, их сопровождают 2-3 человека, которые устанавливают порядок байги, то есть, чтобы скачущие не вылезали вперед до общего начала скачки, на месте, откуда начинается скачка, дают передохнуть лошадям, затем по сигналу все разом пускаются скакать по прямому направлению к назначенному месту. После прихода всех скакунов происходит раздача призов. Призы бывают денежные, доходящие иногда до больших сумм, или же состоят из скота, халатов и материй» [5, с. 222].
Также в данной работе дано описание свадебных обычаев и обрядов казахов, многие из которых на наш взгляд, отражают характерные особенности традиционного уклада жизни и быта кочевников. Так, например, он приводит следующий обряд: « Когда большая часть калыма уплачена и сосватанным подошло время сочетаться браком, жених только начинает посещать невесту, не показываясь тестю, обыкновенно жених помещается в кибитке у старшего брата невесты и при посредстве жены последнего он видится со своей невестой, но за эти свидания жених приносит подарки посредникам. На свадебном пиру старики смотрят на козлодранье, молодежь состязается в пении, женщины стараются увести невесту из среды подруг, но последние ее отстаивают, но затем все- таки уводят к себе и подруги делают вид, что плачут по уведенной к женщинам невесте. Обряд бракосочетания происходит так: мулла читает молитвы, в это время наливают в чашку воду, куда невеста бросает или серьги, или кольца, чашку закрывают платком. По окончании молитвы брошенные вещи вынимают из чашки жених и невеста выпивают по глотку воды, эту же воду отпивают глотками и присутствующие как свидетели» [6, с. 223]. В 1818 г. горный инженер Г.И. Спасский начал издавать журнал «Сибирский вестник», в котором печатал научные сведения не только собственно о Сибири, но и о казахских землях. В 9-ом и 10-ом номерах этого журнала напечатано описание «Киргиз-кайсаков Большой, Средней и Малой орды». Ещё в 1804 г. Г.И. Спасский записал со слов «старшины япасского рода» Кубека Шукуралиева одиннадцать фрагментов казахского национального уложения «Жети Жаргы» («Семь установлений») и опубликовал их на страницах «Сибирского вестника» в 1820 г. В работе «Киргиз-кайсаки Большой, Средней и Малой Орды» он даёт много интересных с этнографической точки зрения заметок относи- тельно хозяйства и быта казахов. Так, например, он отмечает особое гостеприимство казахов: «Ни один киргиз, отправляясь в дальний путь, не берет с собой никакого запаса, везде находит изобильную пищу и все знаки добродушия, хотя бы нигде не имел знакомых. Всякого приезжего почитают они за родного, угощают не только его без всякой платы, всем, что имеют лучшего, но и самих гостей, собирающихся для него из всех окружных аулов» [7, с. 144].
То есть, Г.И. Спасский отмечает, что уже в тот период хозяйство казахов носило не сугубо скотоводческий, но и комплексный характер, наряду с традиционным кочевым скотоводством важное место занимало и земледелие.
Б. Юзефович описал образ жизни, быт, культуру, одежду, занятия, домашние промыслы, жилище, обряды и обычаи казахского этноса. Так, например, он отмечает особенности хозяйственно- экономической жизни казахов. «Из продуктов скотоводства киргизы промышляют кожами в сыром виде, овечьими шкурами, приготовляемые ими известным образом для шуб, шерстью летнею и зимнею. Из летней шерсти выделывают кошмы в громадном количестве употребляемые самими киргизами. Из шерсти же выделываются веревки, нередко попалам с конским волосом. Всеми родами выделки из шерсти и овечьих шкур занимаются женщины, кроме того киргизки прядут весьма искусно и ткут небольшие коврики узкими полосами, для внутреннего украшения кибитки» [8, с. 801].
Исследователь подчеркивает особенности казахского национального характера: «Вообще гостеприимством киргизов нельзя довольно нахвалиться. Они обставляют гостя самым утонченным вниманием и заботами, нечего говорить, конечно, что о какой бы то ни было расплате и заикаться не следует. Это значило бы его обидеть, ибо киргиз считает вас своим гостем в настоящем смысле этого слова. Относительно вашего имущества вы, в гостях у киргизов, можете быть совершенно спокойны. Отправляясь в степь, вы смело можете забросить ключи, будучи совершенно уверены, что не только ваш хозяин, как бы он беден ни был, но и прислуга, где она имеется, не покусится ни на малейшую вещь вам принадлежащую» [9, с. 820].
Такимобразом,вданныхпубликацияхроссийскихисследователейотражаютсятеэтнографические сведения, которые помогают восстановить истинную картину истории народов Центральноазиатского региона. Следует отметить, что научное наследие дореволюционных российских исследователей еще необходимо тщательно исследовать и извлекать из него ценные сведения по истории, культуре, этнографии казахского народа. Это связано с тем, что значительный рукописный фонд, сохранившийся с периода колонизации Казахстана царской Россией в настоящее время, находящееся на хранении в различных архивах и хранилищах Казахстана, Узбекистана, Китая пока еще не полностью изучен исследователями. В будущем еще многие из этих неизученных пока источников будут исследованы, обработаны, и пущены в широкий научный оборот и станут достоянием научной общественности и материалом для дальнейших обобщений, в том числе этнографического характера.
Списоке литературы:
- Н.Зеланд Киргизы. Этнологический очерк. // Записки Западно-Сибирского отдела ИРГО. Книга VII, выпуск III. Омск, 1885. С.17.
- Там же. С. 18.
- Там же. С. 19.
- Н.Калмакова «Некоторые семейные обычаи киргизов северных уездов Сырдарьинской области. // Кауфманский сборник Москва, 1910. С. 221.
- Там же. С. 222.
- Там же. С. 223.
- Спасский Г. И. Киргиз-кайсаки Большой, Средней и Малой орды // Сибирский вестник. - СПб.,1820. - Часть 10. - С.144.
- Юзефович Б. О быте киргизов Тургайской области // Русский вестник. - СПб, 1880. - Т. 146. - С. 801.
- Там же. С. 820.