В настоящее время особое место в исторической науке отводится изучению роли личности и её влияние на ход самой истории. Исследования на протяжении многих лет показали неординарность двух известных личностей казахской степи – Ч.Ч.Валиханова и А.Кунабаева, которые действовали в одну эпоху. Они выбрали путь служения своему народу, хотя имели возможность возвышаться и управлять им.
Начало XIX века ознаменовалось значительными изменениями в истории казахского народа и государственности. В данный период происходит расширение и углубление колониальной политики Российской империи на территории Казахстана. В конце XVIII – начале XIX веков продолжается политика царского правительства по ликвидации последних институтов традиционной власти в казахской степи. Следующая реформа системы управления в Казахстане в 1822-1824 годах была более значительной и комплексной, что предопределила дальнейшую судьбу ханской власти в степной зоне российской колонии. Согласно реформам, ханская власть на территории Казахстана была полностью ликвидирована, а на её месте создаётся новая система, которая вобрала в себя элементы новой российской и традиционной казахской властной структур. Во избежание больших волнений в степи, в новой управленческой системе для казахской аристократии были созданы должности, которые разделили социальную группу торе на две части: первая – выступившая против реформы, а вторая – вошедшая в новую структуру управления. Таким образом, колониальная администрация использовала древнейший принцип – разделяй и властвуй. Дальнейшие события в казахской степи показали, что степная аристократия поделилась на тех, кто поддержал и вошёл в новую колониальную систему управления и, тех, кто выступил против неё, возглавив освободительное движение.
Ч.Валиханов принадлежал именно к традиционной аристократической династии, являясь чингизидом и потомком хана Абылая. Его отец занимал должность старшего султана Кусмурунского округа, что было наивысшей ступенью в системе управления, которой мог достигнуть человек его социального статуса. Сам Чингис Валиханов был человеком образованным, который находясь при власти, понимал, что в одним из условий успешной карьерной деятельности, является хорошее образование, полученное в российском учреждении. Находясь в подобном среде, Чокан Валиханов понимал, какого его предназначение и, что отец постарается дать ему хорошее образование, которое приведёт его сына к работе в управленческой системе [1, с.55]. Таким образом, в казахской элите появляется новые условия и стимулы для реализации собственного потенциала, которые приведут к успешности в жизни.
Традиционная казахская система гарантировала потомственному чингизиду уважение и почёт среди народа, только благодаря своему происхождению. Новые политические и социальноэкономические условия, вызванные колониальной политикой царизма, не могли дать подобных гарантий, так как требовались чиновники новой формации, которые были бы образованными и прошли определенную практику на службе в российской административной структуре. В связи с новыми условиями, правящая казахская элита стала ориентировать своих детей на получение достойного образования, которое могло послужить хорошей базой для карьерного роста.
В детские годы Чокан Валиханов получил первые азы грамотности в родном ауле, успешно постигнув первоначальную грамоту в родном поселке Кушмуруне в частной казахской школе, где научился арабскому языку, получил представление о восточной поэзии и учился рисованию. Последнее дело было его неподдельной страстью и сохранившиеся зарисовки Чокана говорят о том, что в нем жил дар неординарного художника. Отец с малых лет привлекал сына к сбору материалов, касающихся легенд и народных преданий, и вовлек его в круг высокообразованных русских ученых, инженеров, офицеров [1, с.155].
В возрасте 12 лет Ч.Валиханова отправляют учиться в Омский (Сибирский) кадетский корпус, который считался элитным военным образовательным заведением на территории Сибири. Кадетский корпус готовил офицеров русской армии и казаков для Сибирского казачьего войска. Существовали социальные ограничения при поступлении в корпус. Согласно Положению, утвержденного в 1845 г., доступ в кадеты имел только дети дворян и казачьих офицеров. Сообразно сословному делению, воспитанники разделялись на роту и эскадрон, по 120 человек в каждом: рота для дворян, эскадрон для казаков. В эскадрон кроме казаков допускались и дети казахской знати. Срок обучения устанавливался в 6 лет.
Для нас интерес представляют те дисциплины, которые изучали кадеты в период обучения. Образовательныепрограммыусловноможноразделитьнаобщеобразовательныеиспециализированные (военные). К общеобразовательным предметам относились следующие: языки (восточные и европейские), математика, физика, химия, история, география и другие [2, с.82]. Данная категория дисциплин помогала будущему военному офицеру значительно расширить свой кругозор, который бы позволял ему свободно владеть необходимой информацией и в дальнейшем совершенствовать свои знания. Необходимость в изучении языков, тем более для выходца из казахской степи, было определенным минимумом, который открывал перед ним не только доступ в русскоязычное общество, но и возможность получить дополнительные знания, через самостоятельное обучение, постоянно самосовершенствуясь. В настоящее время, данное обстоятельство является одним из актуальных вопросов современного образования на всех уровнях и знания иностранных языков повышает собственный статус человека и шансы получить более высокооплачиваемую работу и совершить успешный карьерный рост.
Помимо вышеназванных предметов, кадеты изучали военные дисциплины: основы тактики, артиллерии, фортификации. Также обязательными занятиями были: маршированию в строю, гимнастика, плавание, фехтование, верховая езда, пение, танцы [3, с.17]. Подобный набор дисциплин отвечал требованиям того времени, когда офицер армии должен был быть примером. Также это помогало юным кадетам закалить организм.
Помимо теоретического обучения, проводились практические занятия в области военной подготовки. Организовывались выездные летние лагеря, в которых проводилось обучение, приближенное к реальной военной обстановке, вплоть до стрельбы из артиллерийских орудий.
Обладая природной даровитостью и настойчивостью Ч. Валиханов в первый же год обучения сумел привлечь внимание преподавателей корпуса, своими успехами в учебном процессе, что заметно выделяло его из среды кадетов.
КадетскийкорпусЧоканВалихановокончилв1853году.Срокобученияввоенномобразовательном учреждении, был шестилетним, но его выпустили раньше на год, так как на последнем курсе читались специальные военные науки, которые для «инородца» должны были оставаться секретными. Данное обстоятельство было известно ему, что укрепило его уверенность в том, что полученные знания и опыт можно использовать в другом направлении, которое принесёт большее удовлетворение и рост, а также пользы для своего народа.
После окончания кадетского корпуса, вскоре Ч.Валиханов становится адъютантом ЗападноСибирского генерал губернатора Гасфорта, которому был нужен человек, знающий военную службу, восточные языки и был бы близок к местному населению. В последующие годы казахский офицер участвовал в нескольких военных экспедициях, которые были подготовительными мероприятиями для большой поездки в Кашгарию. Необходимо отметить, что данные поездки имели больше не исследовательскую цель, а разведывательную. После совершения своей знаменитой поездки в Кашгар, Ч.Валиханов стал известен в научных кругах, как наблюдательный исследователь, который отмечал все особенности, которые были присущи региону, считавшемся закрытым для европейцев. Он полностью занимается наукой, которая приносит ему духовное удовлетворение и славу исследователя. Помимо работы в двух министерствах, работой над своими научными трудами, Ч.Валиханов продолжает заниматься самосовершенствованием и посещает университетские курсы по истории, географии и т.п. Также, он оказывает практическую помощь в расширении знаний российских исследователей Казахстана, Кыргызстана и Западного Китая [4, с.24].
Следующим этапом в жизни казахского ученого становится участие в выборах на должность старшего султана Атбасарского округа. Участие в выборах, Ч.Валиханов расценивал не как попытку занять «большую должность» для собственной выгоды, а для того, чтобы оказать помощь собственному народу. Несмотря на уверенную победу в выборах, его кандидатура не прошла процедуру утверждения у генерал-губернатора. Данное обстоятельство объясняется несколькими причинами: просвещённый правитель неудобен колониальной администрации, так как он, опираясь на законодательство, сможет защищать интересы собственного народа. Генерал-губернатор опасался, что его примеру могут последовать другие султаны-правители, что значительно ослабило бы влияние колониальной администрации и близких к ней правящей казахской элиты.
После неудачного участия в выборах, Ч.Валиханов возвращается к научной деятельности, понимая, что только она способна принести определенные дивиденды не только ему, но и своему народу. Таким образом, казахский ученый пополняет свои научные изыскания новыми исследованиями. Ч.Валиханов являлся участником похода генерала Черняева в период завоевания Южного Казахстана и Средней Азии. Пытаясь в военном походе оказать практическую помощь местному населению, он ещё раз убеждается, что военной силой никакие реформы и благие намерения нельзя принести одним народом другому [1, с.49]. Вернувшись в аул султана Тезека, он продолжил свои научные изыскания, приводя в порядок свои записи и собирая новый фольклорный материал, который становится огромным пластом в изучении традиционной духовной культуры казахского народа.
Таким образом, после каждого кризисного периода, связанного с разочарованием с действительностью и колониальной политикой царизма на территории Казахстана, Ч.Валиханов возвращается к научной деятельности. Своим жизненным путём он доказал, что наиболее верный путь для такой категории людей как он является занятие научно-исследовательской работой. С другой стороны, те целевые установки, полученные им в детстве и в период обучения в кадетском корпусе, стали его жизненным стержнем и реакцией на изменяющиеся действительность, в которой находилось казахское общество. Понимая всё это, Ч.Валиханов избрал свой путь, который привёл его к почетной славе первого казахского учёного.
В некотором отношении его жизнедеятельность можно сравнить с А.Кунанбаевым. Их родители имели определенный авторитет и власть в родном регионе. Они получили русское образование, что помогло им сблизиться не только с передовыми людьми, но и получить доступ к постоянному самосовершенствованию. Пытались использовать свой потенциал и знания для оказания помощи своему народу. Они нашли своё призвание в творчестве – Ч.Валиханов научном, А.Кунанбаев – литературном.
Список литературы:
- Валиханов Ч. Избранные произведения / под ред. А.Х.Маргулана. – Алма-Ата, 1958, 644с.
- Марков С. Идущие к вершинам: Историко-биографическая повесть. – Алма-Ата, 1981, 350с.
- Стрелкова И. Сибирский лицей. //Огонек, 1985, № 48. – с. 17-19.
- Путешествие вглубь науки \ А.А.Григорьев. – Москва, 1976, 76с.