Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Этнокультура тюркских народов (на материале тюркских памятников)

Каждый народ имеет свои этнокультурные особенности, имеющие специфические черты. Составляющими этнической культуры являются: традиции, обычаи, обряды, ритуалы. Все они являются культурным достоянием и ценностями того или иного этноса. Этнокультура же является системой взаимодействия этих составляющих, играет важную роль в процессах глобализации, так как в современном мире идет активная ассимиляция этносов, происходит исчезновение и изменение этнокультурных особенностей, а также уровня национального самосознания. Национальное самосознание играет большую роль в этнокультурных процессах.Этнокультура является бесценным источником материальных и духовно-нравственных ценностей народа.Термин «этнокультура» включает в себя такие элементы как: язык, этническую территорию, обряды, поверья, традиции, обычаи, фольклор. Этнокультура охватывает все основные элементы этноса, начиная с социальнокультурных ценностей, заканчивая духовно-нравственные. Каждый этнос в своем историческом развитии выработал свой этикет. Традиции, обычай, обряды ритуалы и поверья различных этносов являются связующей нитью между прошлым и настоящим, а также представляют духовную культуру, без которой невозможна этнокультура и национальная общность. Этнокультура является бесценным источником материальных и духовно-нравственных ценностей тюркского народа. Тюрки, проживая в разных климатических условиях, в разных географических уголках мира, создавали великие империи, где сплетались и кочевые цивилизации, и городские оазисы, одними из первых пришли к единобожию (вера в Великого Тенгри). Вместе с тем, отличаясь веротерпимостью и уважением к обычаям других. И сегодня тюрки (одна из уникальностей) целыми народами исповедуют как религию предков (многие народы Сибири и некоторые «проснувшиеся» тюрки Центральной Азии), так и ислам (народы Центральной и Малой Азии). Тюркоязычные народы с глубокой древности внесли существенный вклад в развитие мировой цивилизации. комплекс этнокультурных элементов, который сохранялся в быту и культуре всех тюркоязычных народов Евразии вплоть до XYI-XYII вв. Среди этих специфических черт отметим следующие:

  • курганная насыпь;
  • захоронения в срубах, деревянных колодах, на повозках;
  • войлочная или камышовая подстилка в могиле;
  • сопровождение усопшего жертвенными конями или овцами;
  • подвижный скотоводческий быт;
  • употребление в пищу конины и кумыса;
  • войлочные временные жилища стоянки.

Анализ отмеченных этнокультурных черт позволяет нам обратить внимание на историю и культуруевразийскихплеменинародов.Следуетотметить,героико-эпическийхарактердревнетюркских текстов, значимыми для понимания древнетюркского мира. Это описанные нами традиции, ритуалы и обычаи как формы превращенного сознания, как важные источники хранения и передачи знаний о древнетюркском мире[5,с.17]. Традиции, ритуалы и обычаи древних тюрков представляют не только и не столько этнические культурные константы, сколько дают возможность раскрыть ментальный мир древних тюрков, их миропонимание и мировосприятие, показывают уровень их когнитивных способностей и единство с окружающей природой. Наиболее адекватным показателем этнокультурной общности, объединяющих людей общей для них космологией и системой мировосприятия выступают космология и религия -макрои микро-космос, в котором существуют и самоосуществляют себя люди, объединенные в некие корпоративные образования. Общие космологические представления, мифы и верования, традиция и обычаи формируют единые понимание окружающего мира Макрокосма, побуждают отличать членов своей общности единоверцев от тех, кто эти верования, традиции и обычаи своими не считает. Говоря иначе, религия, кроме всех иных, определяющих ее свойства и характер, несет в своем содержании некую матрицу живое ощущение «коллективного-Я», создающего из разрозненных людей консолидированную группу-народ. Древние тюрки были последователями Тенгрианства. Эта прото-религиозная система господствовала на всем пространстве Великой Степи, занимающего важную геостратегическую зону Евразийского супер-континента, по которой проходили главные коммуникационные коридоры, по которым проходили транспортные магистрали Великого Шелкового пути. Как сообщают источники: «Тенгрианство» представляет собой религию тюрковкипчаков, населявших страну Дешт-и-Кипчак, известных в Европе под именами «гунны», «варвары»«готы». Тенгрианство основано на культе Тенгри-хана, который сложился примерно в V III веке до н.э. Свою покорность Тенгри-хану тюрки-кипчаки подчеркивали, используя древнейший символ аджи, знак равностороннего креста астрального символа Солнца, который наносили на лоб краской или в виде татуировки».«В своем движении тюрки несли миру качественно новый уровень («железный») цивилизации: лошадь, укрощенную до уровня боевой единицы; изогнутую саблю, более эффективное оружие ближнего боя, чем прямой меч; новую тактику и стратегию применения больших, но легких (летучих) конных отрядов, одежду, приспособленную для ведения конного и пешего боя и многое другое...».

Тенгрианство самая первая в истории человечества монотеистическая религия, основанная на вере в Создателя, предположительно возникла в конце II начале I тыс. до н.э. Культ Тенгри это культ Голубого неба небесного Духа-хозяина, Вечного неба, поскольку местом постоянного обитания которого было видимое небо. Кипчаки называли его Тенгри, татары Тэнгри, алтайцы Тенгри, Тенгери, анатолийские турки Танри, якуты Тангара, северо-кавказские кумыки Тэнгири, балкары/ карачаевцы Тейри, монголы Тэнгер, волжские чуваши Тура. В каждом из этнокультурной групп, при отличии их хозяйственно-экономического и социо-культурного типа их жизнедеятельности, речь всегда шла об одном о мужском неперсонифицированном божественном начале, о Боге-Отце. Тенгрихан мыслился как Бог поистине космических масштабов, как единый благодетельный, всезнающий и правосудный. Он распоряжался судьбами человека, народа, государства. Он творец мира, и Он сам есть Мир. Ему подчинялось все в Мироздании, в том числе, все небожители, духи и, конечно, люди.

Люди разного происхождения и погребались по разным обрядам. Еще в средние века у тюрков сохранялся этот страшный обычай, хоронить вместе с главой народа его жен, слуг, любимых животных, любимые предметы. Об этом писал Марко Поло в своей книге путешествий по Центральной Азии [6, с.78.]. Обычай этот восходит к Тенгрианству, о чем свидетельствуют археологические находки в Восточном Казахстане в конце XX века. Представление о Тенгри, восходящее своими корнями к V-IV тысячелетиям до н. э., как о Едином Творце было характерно для всех тюрков и монголов. Тенгрианство (тэнре янг, аћ) возникло естественно-историческим путем на основании народного мировоззрения, воплотившего и ранние космологические, религиозные и мифологические представления, связанные с отношением человека к Космосу, окружающей природе и ее стихийным силам.

Своеобразной и характерной чертой этой религии является неразрывная, не иерархическая связь человека с окружающим его миром, природой, как средой сосуществования органической и неорганической жизни. Тенгрианство было порождено одухотворением природы и почитанием духов предков (аруахов).Тюрки поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чувства благодарности к природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки своего необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой. Они умели смотреть на природу как на существо одушевленное. Тенгрианская вера давала тюркам знание и умение чувствовать дух природы, острее осознавать себя ее органической частью, жить в гармонии с ней, подчиняться ритму природы, воспринимая происходящие в природе перемены как естественный ход жизни природы.Все в мире взаимосвязано, и тюрки бережно относились к природе и всему живому миру, в целом, как к некоему мега-явлению, несущему в себе сакральный смысл. В Тенгрианстве органично переплетены единобожие, поклонение духам предков, пантеизм (поклонение духам Природы), магия, шаманизм и даже элементы тотемизма.Тенгрианство состоит, по преимуществу, из легенд. У него есть одно общее правило морали: «Поступай согласно законам природы, щадя при этом законы общественные». На самом возвышенном уровне обитал Великий Дух Неба Тенгри. К небесной зоне относили светлых и доброжелательных по отношению к человеку божеств и духов. Они перемещались на конях, поэтому в жертву им приносили лошадей. В видимом небе, ближнем куполообразном, располагались солнце и луна, звезды и радуга зона вторжения человека, которая обусловлена его хозяйственной деятельностью. Если равнинная часть ландшафта степь, горная долина принадлежала людям, то места, расположенные выше или ниже, были заселены духами-хозяевами, и человек, будучи там гостем, проникал за эту черту после «кормления», или простейшего жертвоприношения. Отношения между людьми и духами хозяевами местности понимались как отношения партнерства, а если их и почитали, то как старших родственников, или предков, каковыми они часто и мыслились. Наиболее значимым хозяевам гор, лесов и вод тюрки устраивали общественные жертвоприношения. Считалось, что именно от них зависело хозяйственное благополучие общества. Серединный видимый мир воспринимался древними тюрками как живой и неживой. Для человека это был мир наиболее доступный для освоения, познания, особенно в тех местах, где он родился и жил.

 

Список литературы:

  1. 1.Мелиоранский П.М. Памятник в честь Кюль-тегина. – СПб.:ЗВОРАО, 1899.
  2. 2 Жолдасбеков М. Сарткожаулы К. Атлас Орхонских памятников (перевод Н. Шаймердиновой и др.). Астана: Кюль-тегин, 2006..
  3. 3.Кызласов Л.Р. О значении термина балбал древнетюркских надписей // Тюркологический сборник к 60-ю А.Н.Кононова. – М.: Наука, 1966. – С.206-208.
  4. 4.Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. М-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. 5.Шаймердинова Н.Г. Репрезентация в языке древнетюркской картины мира. Астана: Арман-ПВ, 2009. 6.Книга Марко Поло: Записки путешественника или имперская космография / Переводы с латинского и персидского языков С. В. Аксёнова (PhD). — СПб.: Евразия, 2007. — 864 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.