В современных условиях неизмеримо возрастает роль и значение науки, как основного фактора реализации Стратегической программы развития нашей республики – «Казахстан-2050». В настоящее время казахстанская наука развивается не на пустом месте, а на мощном фундаменте, созданном замечательной плеядой ученых,воглаве с К.И. Сатпаевым.Интеллектуальный, научно-образовательный и культурный потенциал- лучшее, что досталось независимому Казахстану от советского строя.
Если по некоторым параметрам социально-экономического развития, мы пока еще стремимся войти в число 30 наиболее конкурентоспособных государств, то по достижениям в отдельных направлениях науки и культуры республика смело может быть поставлена в один ряд с наиболее развитыми странами. И это заслуга таких замечательных ученых, как Машанов Акжан Жаксыбекулы (1906-1997)(в современной транскрипции – аль-Машани), всю свою жизнь, посвятивших беззаветному служению своей Родине.
Как и выдающихся мыслителей Средневекового Востока Акжана Жаксыбекулы, без всякого преувеличения, можно смело назвать ученым-энциклопедистом. Его научные интересы простирались буквально во все области, нетолько естественных, но и общественных наук.
Акжан Жаксыбекулы обладал поистине энциклопедическими знаниями, богатой научной эрудицией, умел не только улавливать новое, но и успешно использовать его в своей научной и педагогической деятельности.
Глубокие знания в области геологии, математики, геометрии, механики и горном деле позволили ему стать основоположником новой сферы науки – геомеханики - сплава геологии, математики, геометрии и механики.Геомеханика как научное направление в горной науке нашла широкое научное ипрактическое применение на всей территории бывшего СССР. А началось все в 1934 году, когда после пяти лет учительства молодой Акжан поступил в Казахский горно-металлургический институт. Окончив его с отличием, он стал первым аспирантом основоположника казахстанской маркшейдерской специальности профессора Петра Алексеевича Рыжова. В 1946 г. он успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Структура Тургайского рудного поля», в которой впервые использовал методы геометрии недр, сделав, таким образом, научное открытие. В этом же году Машанов А.Ж. совместно с другими выдающимся учеными Казахстана воглаве с К.И. Сатпаевым учреждает Академию наук Казахстана,избирается её первым член-корреспондентоми принимает самое активноеучастие в работе главного научного Центра республики на протяжении всей своей трудовой деятельности.
Позже молодые ученые под руководством Машанов А.Ж. провели большие работы по внедрению методов геометрии недр на многих месторождениях цветных металлов, в том числе и на известном Жезказганском меднорудном бассейне. На Риддер-Сокольном и Текелийском месторождениях они составили прогнозные планы, установили геометрические закономерности разведочных и эксплуатационных работ и выявили новые богатые залежи с высоким содержанием металла. Кроме того,Машановым А.Ж. разработана теория прочности горных пород. Маркшейдер — немецкое слово, означающее определение границ месторождений. Тридцать лет возглавлял это направление Акжан Жаксыбекович. Его научные труды по геомеханике были одобрены и признаны за рубежом и были изданы на немецком языке на родине маркшейдерской науки — в Германии.На основе его методики на многих горно-рудных предприятиях республики получены социально-экономические эффекты открыты новые месторождения полезных ископаемых, в частности медно-колчеданных, за что в 1978 году ему был вручен диплом первооткрывателя [1].
Он всю жизнь продолжал учиться и познавать, говоря: «Мера человечности – это всесторонняя образованность, поэтому необходимо знать и изучать историю всех наук». А.Ж.Машанов открывал не только месторождения. Он был ученым-философом, изучал и пропагандировал исламскую религию, мусульманство. По его мнению, ислам – глубокое понятие, требующее всесторонней образованности и высокого гуманизма. Свое понимание ислама он выразил в книгах «Табу», «Аль-Фараби жане Абай», в рукописи «Научные основы ислама».
В условиях засилья коммунистической идеологии необходимо было обладать незаурядным мужеством, чтобы высказывать такие взгляды. Не случайно длительное время А. Машанов был гоним советской властью как истинный мусульманин, один из немногих знатоков-толкователей Корана [2].
Неоценимый вклад внес А.Ж.Машанов в развитие казахской литературы, являясь основателем национальной научной фантастики. Он автор романов «Путешествие в глубь земли», «Тайна земли», казахско-русского и русско-казахского словарей по горному делу, геологии и металлургии.
Не теряют научной значимости исторические изыскания ученого. Он блестяще изучил историю периода Абылай хана, Абулхаира, Кенесары, Касым хана, прекрасно ориентировался в куль- торном прошлом казахов.
Наряду с общими проблемами науки и техники большое значение А.Ж. аль-Машани придавал переводу классиков мировой научной и художественной литературы на казахский язык.На казахский язык им переведены труды аль-Фараби, М.В.Ломоносова, В.А.Обручева и других выдающихсяученых.
Широкий научный кругозор, знание арабского языка позволили Акжану Жаксыбековичу сделать одно из главных своих дел – открытие миру роли великого ученого Абу Насыр аль-Фараби.
Как вспоминал Машани, в 1956 г. им была поставлена перед собой задача - начать исследование наследия аль-Фараби в Казахстане.
В то время инициативы ученых вряд ли могли быть успешными без государственной поддержки, и подвижническая деятельность А.Ж. Машани нашла поддержку в лице К.И. Сатпаева - выдающегося казахского ученого и организатора науки, являвшегося в то время Президентом Академии наук республики. Его резолюция на докладной А.Ж.аль-Машани в 1960 годуо необходимости изучения наследия аль-Фараби.: «Согласен. Реализовать» положила начало организации фарабиеведческих исследований в Казахстане.Их центром стала Академия наук, а головным учреждением, продолжающим и до настоящего времени выполнять фундаментальные исследования в этой области, - Институт философии и права (ныне - Институт философии и политологии КН МОН РК.
Акжан Машанов не только отыскал могилу, но и доказал ученому миру что, Фараби был родом из Казахской земли, также открыл миру роль великого ученого Абу Насыра аль-Фараби.
Долгое время ученые спорили о происхождении великого мыслителя. Его труды написаны на арабском языке, в то же время он постоянно подчеркивал, что был тюрком. Родина Аль-Фараби - легендарный Отрар, который арабы называли Фарабом.Умер знаменитый философ в возрасте 80 лет и был похоронен в Дамаске, за так называемыми Малыми воротами. Машанипервым из казахов нашел могилу аль-Фараби в Дамаске на кладбище Баб ас-Сагир и привез оттуда горсть земли. Это было в 1968 году. По его рассказам надписи на могиле тогда не было, ему помогли найти ее по номеру.Найдя могилу Фараби, прочитав молитву, посыпал могилу землей родного края, взял оттуда горсть земли, чтобы вернуть родине.
Несколько лет назад в основание будущего мавзолея Абу Насыра аль-Фараби был заложен первый камень. Участие в торжественной церемонии приняли Президент Казахстана Н.А. Назарбаев и руководитель Сирии Б. Асад.
Еще в начале своего пути Акжан аль-Машани приложил много усилий для приобретения копий трактатов из рукописного наследия средневекового энциклопедиста, обращаясь в научные центры Стамбула и Каира, Тегерана и Дамаска, Багдада и Бейрута, а также Лондона и Берлина, Парижа и Лейдена. Ее результатом стали написанные им уникальные книги, научные и исторические труды:
«Аристотель Востока», «Об изучении наследия аль-Фараби», «Великие ученые Средней Азии и Казахстана», «Аль-Фараби и Абай», «О переводе на казахский язык трудов аль-Фараби» и другие.
В историческом романе «Аль-Фараби» он описал его художественный образ. Изучая труды великого философа, энциклопедиста, математика и астронома, Акжан Машанов пришел к выводу, что в книге немецкого астронома Иоганна Кеплера «Музыка небес» многие факты и данныеприведены из труда аль-Фараби «Китаб аль-музыка аль-Кабир».В 1984 году Акжан Машанов в издаваемом в Кувейте журнале «Аль-Гараби» опубликовал статью на арабском языке, доказывая свое мнение. После этого ученые во многих рецензиях, посвященных этой статье, признали, что «Господин аль-Машани был прав». С этого времени считается, что великого ученого для казахского народа открыл Акжан Жаксыбекович. За глубокие исследования наследия аль-Фараби арабские ученые присвоили ему новую фамилию «Аль-Машани», которую он принял и стал подписывать ею все новые научные работы («Ай арысы», «Геомеханика»), вспоминает профессор Нурпеисова Маржан Байсеновна, считающая себя учеником академика Машанова [3].
В трактате «Аль-Фараби и Абай» аль-Машани исследовал научную и духовную связь между двумя личностями.Абай не мог не знать Аль-Фараби. Осенившая тогда эта мысль не давала покоя и он доказал это в своем исследовании.
Потомки Аль-Фараби и Абая называют их великими мыслителями. Если они великие, то в чем заключается их величие и святость? Если мы можем понять величие этих людей, то почему бы не показать и не исследовать духовную взаимосвязь двух казахских сынов.« Аль-Фараби музыкант, но мы говорим что он – философ, Абай философ, но мы говорим что он – поэт». А.Машани, первый дает оценку миропознания и духовных достижений двух великих мыслителей. Например, по логике А.Машани Аль-Фараби предупреждает: «Величие ученого в его познании пути Господа», то Абай высказывая: «Господь мастер оформления Земли» поклоняется Господину мира. Или же, если великий предок утверждает: «У каждого человека в космосе определено свое место», то Абай поясняет:
«Стань кирпичиком в этом мире».Второй пример, – чтобы познать структуру мира и чтобы его найти необходимо обладать свойством «гакли парасат», если не сможешь его отличить это уже невежество. Аль-Фараби: «Если смотришь на мир взглядом «гакли», то мир великолепен, а ты личность, а если смотришь на мир взглядом «жакли», то мир мусор, а ты обезьяна». По этой идее Абай высказывается: «Әсемпаз болма әрнеге, өнерпаз болсаң арқалан. Сен де бір кірпіш дүниеге, Кетігін тап та бар қалан» - и таким образом, превращается в человеческие действия. Значит оба великих мыслителя признавали, что мир это великолепное создание, и что в нем каждая вещь, каждый человек имеет свое место, он может познать истину, свое место только тогда когда познает эту истину мира, т.е. утверждение Аль-Фараби –Абая: «человек учится у природы» было замечено и проанализировано только Акжаном Машани. Возможность находки в наследии Аль-Фараби таких утверждений Абая как правда-неправда (ғақлия- нахия), наука-величие (ғылым-құдырет), весы сердца -инсаф (жүрек таразысы–инсаф), сама жизнь есть правда (өмірдің өзі – шындық), каждое из которых может служить томами произведения, можно считать подарком Вселенной данной Машани. Не будет преувеличением сказать, что подлинным итогом многолетней работы над творческим наследием аль-Фараби стала его включенность в духовную культуру Казахстана в качестве исторического истока и неотъемлемой части. Имя аль- Фараби олицетворило собой глубинные корни и истоки гуманистической культуры свободолюбивого казахского народа. Оно прочно вошло в анналы казахской истории и, возродившись вновь, зазвучало в студенческих аудиториях и академических конференц-залах, в библиотеках и студиях СМИ. Имя аль- Фараби носят проспекты и улицы городов Казахстана, ведущий университет страны, перед главным зданием которого стоит запечатленный в камне образ мыслителя, библиотеки и научный журнал.В настоящее время стало возможным обращение к источникам, в которых были заложены основы казахской и тюркской духовности. Различные археологические изыскания, памятники древнейшей тюркской письменности, а также большое количество индийских, византийских, китайских источников являют нам свидетельства высокой духовной культуры тюрков.
Уникальное наследие средневекового мыслителя из Отрара в Южно-Казахстанской области в аксиологической интерпретации нашего времени имеет высокий нравственный смысл для духовного преобразования человечества и для успешного продвижения Казахстана к демократии и духовно здоровому обществу. Мы благодарны Машани за то, что благодаря его труду фарабиеведение занимает одно из ведущих положений в отечественной науке.
Огромный вклад, внесенный им в развитие теоретических основ горной науки, и научно- педагогическая деятельность были достойно оценены общественностью и Правительством Казахстана. Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями. Гуманитарному институту при Казахском национальном техническом университете имени К.И. Сатпаева, именем ученого названа одна из улиц Алматы.
В 2001 году, во время празднования юбилея аль-Фараби в Казахстане, академика посмертно наградили премией имени аль-Фараби и вручили удостоверение № 1.
По решению ЮНЕСКО 2006 год объявлен годом столетия аль-Машани. Казпочта выпустила марку, посвященную столетию ученого.
Значение его наследия, как мне кажется, несправедливо измерять только количеством монографий, статей, государственных наград. То, что он сделал для реставрации духовного наследия народа, выходит за рамки науки и имеет общечеловеческое значение.
Список литературы:
- Нурпеисова М.Б., Жаркимбеков Б.М., Байчурин Ж.Ж. Ученый- энциклопедист //Вестник КазНТУ 2006г. №5 С. 45.
- Ерлан Мустафин. Дом, где живо прошлое. //Индустриальн Караганда 2006г. 21 декабря.
- О.Малахова.Открывший первым. //Казахстанская правда , 2006. 2 ноября.