Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Звучащее пространство поэзии Г. Иванова

В статье рассматриваются особенности создания поэтического мира Г.Иванова.

У Иванова почти нет звукописи в традиционном понимании, его «музыкальное ухо» впитывает естественные звуки окружающего мира всегда и везде, и этот фон, казалось, слышимый и знакомый всем, предстает в стихах не столько как открытие, сколько как напоминание о сущем в его первозданной тихой красоте, красоте обыденного.

И потому то, как «скрипнет половица», «в стенке хрустнет», «плеснет, исчезая, весло», «на окошко сядет птица», «кукованье кукушки» – несет не столько субъективность восприятия, а, скорее наоборот, напоминает об общем, объединяющем.

Конечно же, авторское «слышимое» не исключается поэтом, но оно содержит в себе тайну некоего интимного, опять-таки в какой-то мере присущего, каждому: «И шумело только о любви моей / Голубое море, словно соловей» (1, 56). И «теплый ветер вздыхает», и «деревья мягко шумят», потому что «все-таки жизнь прекрасна», даже несмотря на то, что «напрасно пролита кровь, / И грусть, и верность напрасна» (1, 57).

Один из загадочных в этом плане моментов у Иванова – «на голос бессмысленно-сладкого пенья...», связанный у него с поездкой Байрона в Грецию – непонятый многими (может быть, не осознанный и самим великим английским поэтом). Для Иванова это скорее как искушение, соблазн, ведущий в никуда, порой к гибели, но владеющий неизъяснимой силой.

В пейзажной лирике Г.Иванова господствует одушевление, и обращение к слышимому говорит не о стихийном, а скорее о признании в нем особой формы отношений в природе. Так о звездах: 

И погасить их не смела, И не могла им помочь, Только тревожно шумела

Черными ветками ночь. (1, 68)

Поэт не сомневается в том, что все, его окружающее, имеет свой звуковой ряд, свою музыку, которая может меняться в зависимости от состояния. Стабильность эта для него – один из существенных признаков, а вот ее отсутствие говорит о разрушении и уничтожении. Так, с течением времени, воспоминания о России приобретают особое звучание, и теперь выражается это через «какое-то дальнее пенье, / Какую-то смутную дрожь» (1,71).

Поэзия для Иванова – особая музыка, у каждого поэта – своя, слышимая ему и выражающаяся только им: 

Все в этом мире по-прежнему. Месяц встает как вставал, Пушкин именье закладывал Или жену ревновал

И ничего не исправила, Не помогла ничему Смутная, чудная музыка,

Слышная только ему (1, 86). 

Эта музыка таланта, дар небес, лишенная сил в мире реальном, жестоком.

Чувства, живущие в душе поэта, находят свой, звуковой отклик в мире, часто в унисон: любовь, например, проявляет себя в том, когда в «обыкновенный день, обыкновенный сад, / Но почему кругом колокола звонят, / И соловьи поют...» (1, 92), и даже «осенние листы шуршат так нежно... со всех сторон» (1, 97-98). Или в минорном звучании: 

Будут волны шуметь, на песчаную мель набегая, Разнесется вдали заунывная песнь рыбака...

Это все оттого, что тебя я люблю, дорогая,

Больше теплого ветра, и волн, и морского песка (1, 112). 

А вот таким предстает в воображении поэта покинутое еще предками отечество Шотландия: 

Соленых волн свободное движенье, Рога охот и песня рыбака.

Осенний ветер беспокойно трубит,

И в берег бьет холодная вода (1, 103). 

Картина дается в особой динамике, когда сочетаются звук, вкус, состояние (одушевление), время года, время действия, но все при господстве звуков.

Если поэт прибегает к ритмике и звукописи, то он, для наглядности, а возможно и достоверности, включает в своей рисунок сравнения, сопоставления: 

Насторожившееся ухо (а-о-о-и-е-е-е, у-о) Слушает медленный прибой: (уае, е-е-ы, и-о)

Плещется море мерно, глухо (е-е-я, о-е, е-о, у-о) Словно часов старинных бой (о-о, а-о,а-и-ы, о), (1, 100)

(два ударения сменяются 3, потом 4).

Четкость ударов часов, созданных человеком на земле в попытке сосчитать (удержать) неудержимое, созвучно движению создания природы, живущему только по ее законам.

Необычный образ «насторожившегося уха» повторяется в более позднем стихотворении, в котором объединяющее начало всего явственно: «Солоноватый ветер дышит, / Зеленоватый серп встает, / Насторожившись, ухо слышит / Согласный хор земли и вод» (1, 104). Но поэт оговаривается, что этот хор слышен именно поэтам.

Именно эта музыка поэзии, переплетенная с жизнью поэта, запечатлена им в одном из самых удивительных, на мой взгляд, его стихотворений - 

Друг друга отражают зеркала, Взаимно искажая отраженья. 

Яверю не в непобедимость зла,

А только в неизбежность пораженья. 

Не в музыку, что жизнь мою сожгла,

А в пепел, что остался от сожженья (3, 117) 

Идет ли здесь речь о поэзии-музыке, которая требует плату за талант, за особое восприятие мира, а может быть – о музыке, живущей в душе каждого человека, а может – это музыка эпохи, в которой для поэта переплелись утраты и воспоминания, о музыке, ушедшей навсегда, теперь неслышимой, но оставшейся основополагающей...

Для поэта музыка обладает особой формой пластичности: Офелия «музыкальной спиралью плыла» (1, 122).

В представлении поэта музыка способна управлять пространством произведения, как и создавать зримый образ.

Так в стихотворение «Если бы жить... Только бы жить» введены строки из «Дубинушки»:

Если бы жить... Только бы жить... Хоть на литейном заводе служить. 

Хоть углекопом с тяжелой киркой, Хоть бурлаком над Великой рекой. 

«Ухнем, дубинушка!..» (1, 142). 

Рефрен из народной песни не только завершает цепь градаций картин, при этом напоминая нам, по ассоциации, и полотно И.Репина «Бурлаки на Волге», он как бы предшествует затуханию звуковой волны, сменяющейся на вершине смысла отрезвляющим в своей трагичности: «Все это сны».

О своеобразном синкретизме поэзии и музыки поэт размышляет в стихотворении «Желтофиоль – похоже на виолу»:

Поэзия – точнейшая наука:

Друг друга отражают зеркала, Срывается с натянутого лука Отравленная музыкой стрела

И в пустоту летит быстрее звука...(1, 163). 

Основа и поэзии, и музыки звук: звучащее слово нота, хотя поэт и оговаривается о «произволе рифмы». Чуть позже он напишет: «Подвернулась музыка: ее и запишу,» при этом имея ввиду именно поэзию (1, 240).

Г.Иванов описывает метаморфозы жизни — «все образует в жизни круг»

Мелодия становится цветком, Он распускается и осыпается,

Он делается ветром и песком... (1, 165). 

Г.Иванов не стремится осмыслить логику озвучивания мира, он признает ее существование, а как поэт чувствует ее воплощение и носителей: «... перевоплощается мелодия / В тяжелый взгляд, в сиянье эполет / ...» И вот «Лермонтов один выходит на дорогу, / Серебряными шпорами звеня» (1, 165).

Мелодия получает имя – поэта, и одновременно включает напоминание об одном из лучших романсов XIX века на стихи Лермонтова – «Выхожу один я на дорогу».

Для поэта нет парадокса в «тишине безымянных могил», так же как в упоминаемых им «Песнях без слов», поскольку речь идет не об отчуждении, а об умиротворении.

Музыка времени бесконечна, хотя и кажется разным поколениям анахронизмом, смешной или нелепой, но она принадлежит одинаково всем, поскольку есть их выражение: 

В упряжке скифской трепетные лани – Мелодия, элегия, эвлега...

Скрипящая в трансцендентальном плане Немазаная катится телега (1, 166). 

Поэт признается, что «в сердце много музыки» (1, 167), выросшей на – и в чем-то созвучной музыке поэзии Лермонтова, Блока, Гумилева, Анненского, а метаморфозы, подобные указанной выше, есть у каждого из них: « о, почему бы нет?.. »

Постепенно, с возрастам, контраст многозвучия становится господствующим, поскольку наполняется смыслом каждый аккорд, в основе – факты бытия:

Тишина благодатного юга, Шорох волн, золотое вино... Но поет петербургская вьюга

В занесенное снегом окно... (1, 184). 

Ненавистная «тишина благополучия» уже никогда не сменится в реальности другим – близким, родным, но утраченным, разве только «времени утечка / Явственно слышна» (1, 187). «Туземный говор. Лай собак»

(1, 204) могут сосуществовать с «Тишиной всемирной» войны (1, 130). Итак,

«то, что было, и то, чего не было... / Прошумело коротким дождем» (1,212).

Вводится Ивановым музыка, соответствующая творчеству, и в его представление о жизни великих писателей и художников. Так, о Тургеневе он предполагает: «И ему казалась / Жизнь стихотвореньем, музыкой, пастелью» (1, 223), и «Как будто вспоминает Врубель / Обрывки творческого сна / И царственно идет на убыль / Лиловой музыки волна...» (1, 226). В посвящении жене он проводит очень важную для него параллель: «Так беззаботна ты и так грустна. / Как музыка, ты можешь все простить» (1, 233).

Даже предупреждая о завершении «земного хожденья по мукам» (1, 248), он

«фиксирует» и «в ветвях олеандровых трель соловья», и «жалобный стук захлопнувшейся калитки», и «пустозвонный вечер», и «звук трости» по «звонкой мостовой», «сирены долгий вой». И в конце концов констатирует: 

Я не стал ни лучше и ни хуже. Под ногами тот же прах земной, Только расстоянье стало уже

Между вечной музыкой и мной (1, 301). 

Если мы попытаемся определить, с каким же музыкальным направлением ассоциирует себя поэт: классик,романтик, авангардист, то окажемся в сложном положении, поскольку сам поэт в этом плане себя не ограничивал.

Так, в ранней лирике он утверждает, что «мне страшно стало в тишине / Биенья сердца моего» (1, 123); позже он замечает, что «за ритмическую скуку, / Дождик, я тебя люблю» (1, 140); и, наконец, с позиций возраста, всего пережитого и утраченного, явно с иронией, а может и с грустью: 

И шумит чепуха мировая, Ударяясь в гранит мировой (1,318). 

Еще в 1922 г. Иванов написал стихотворение «Мы из каменных глыб создаем города», где отрицает «унылую песню без смысла» природы, а поэта считает не Орфеем, а «укротителем зверей. / На залитой искусственным светом арене» (1, 309).

Отказался ли поэт от этой позиции? Трудно ответить однозначно. Наверно, как и определить, о какой музыке идет речь в следующих строках: 

С пышно развевающимся флагом,

Точно броненосец по волнам, Точно робот отвлеченным шагом,

Музыка пошла навстречу нам (1, 331). 

В письме Роману Гулю (март 1955 г.) поэт в шутливо-грубоватой форме точно определил суть, «нерв» своей поздней манеры: «Видите ли, «музыка» становится все более и более невозможной, Я ли ею не пользовался, и подчас хорошо <...>» (1, 1819).

Осознавая условность одушевления мира природы, как один из возможных способов доступно 

... кому это надо –

Просиять сквозь холодную тьму... И деревья пустынного сада

Широко шелестят: «Никому» (1, 70). 

Сохраняя до конца жизни твердое убеждение в том, что, по словам Д.С.Лихачева: «Произведение литературы – постоянно меняющаяся ценность», (2, 121), Иванов в естественности звучания мира видит больше смысла и гармонии, чем в усилиях преследующею свои цели человека: 

Художников развязная мазня, Поэтов выспренная болтовня... Гляжу на это рабское старанье, Испытывая жалость и тоску: Насколько лучше – блеянье баранье,

Мычанье, кваканье, кука-реку (1, 157).

В конце жизни у поэта изменилось отношение к тишине: Тише… Это жизнь уходит,

Все любя и все губя.

Слышишь? Это ночь уводит

В вечность звездную тебя (1,317). 

Это та тишина, которая оставляет за ним право и возможность: 

... в романтическом летнем саду,

В голубой белизне петербургского мая, По пустынным аллеям неслышно пройду, Драгоценные плечи твои обнимая (1, 228). 

Будущая вечная музыка порождается тишиной в настоящем, связанной с прощением и воспоминаниями, построенными на том, что уже «не слышны голоса и шаги / Или почти не слышны» (1, 128); «и стоит заколоченный дом, / И молчит заболоченный пруд...» (1, 129); и «слабеет музыки волна...» (1, 298); а там, в самых глухих уголках памяти:

Еще не глохнул улиц водопад,

Еще шумел адмиралтейский тополь (1, 285). 

Звуковое пространство поэзии Г.Иванова – особая отличительная черта его мировосприятия, формирующая стилевую самодостаточность, то, что мы вкладываем в понятия символического языка. В свою очередь, по определению Р.Барта, «символический язык, к которому принадлежит литературное произведение (по самой своей структуре) является языком множественным, код которого составлен таким образом, что «всякое слово (всякое произведение)», им порожденное, обладает многочисленными смыслами» (3, 92).

 

Список литературы:

  1. Иванов Г. Стихотворения. М.: Эксмо,
  2. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб: БЛИЦ,
  3. Семенов А.Н., Семенова В.В. Теория литературы. Вопросы и задания. М.: Классик Стиль.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.