Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Современная проза центральной Азии (эпические аспекты)

В статье рассматриваются проблемы эпизации современной прозы литературы Казахстана и Средней Азии. Анализируются лучшие произведения литературы региона с 50-х по 2000 годы.

Опыт эпического романа-биографии 50-60 годов (и в частности, романов- эпопей М.Ауэзова «Путь Абая», Айбека «Навои», С.Айни «Рабы») способствовал углублению и расширению эпической содержательности историко-документальной прозы литератур центрально-азиатского региона, как и в целом, утверждению историко-художественной романистики. Стремление возвысить в 70-е годы и до наших дней как ведущему направлению развития национальных литератур.

Стремление возвысить роман-биографию одного человека до романа истории народной судьбы становится характерной особенностью литератур Средней Азии и Казахстана, литератур Сибири и Дальнего Востока, где в это время увидели свет значительные произведения такого рода, а именно, романы-эпопеи: трилогии казахских писателей А.Жаксылыкова «Другой океан», А.Нурпеисова «Кровь и пот», таджика Д.Икрами «Двадцать ворот Бухары», эпические полотна киргиза К.Баялинова «Братство», узбека Д.Шарипова «Хорезм», бурята Ч.Цедендамбаева «Доржи, сын Банзара», нанайца Г.Ходжера «Амур широкий».

И характерно, что этот процесс укрупнения проблематики и жанровой структуры историко-документальной прозы, начинаясь в литературах Средней Азии и Казахстана в жанре историко-биографического романа, во многом обусловил своеобразие первых, продолживших опыт романа-биографии, историко- документальных произведений в этих литературах. Здесь, в отличие от русской историко-документальной прозы 60-х – 90-х годов, обращающейся в основном к вымышленным персонажам («Сибирь» Г.Маркова, «Судьба» Н.Проскурина, «Вечный зов» А.Иванова, «Межа» А.Ананьева и т.д.), главными героями обрисовываются личности, как и биографических романах, исторически реальные. Об этом свидетельствуют историко-документальные романы: киргизских писателей К.Баялинова «Братство», К.Бектенова «Табылды Пудовкин», Н.Байтемирова «Памятник истории», Т.Сыдыкбекова «Женщины», художника слова из Казахстана Х.Есенжанова «Яик – светлая река», «Много лет спустя», туркменского прозаика Б.Кербабаева «Чудом рожденный».

Так, в первом в киргизской литературе значительном собственно историко- документальном романе «Братство» К.Баялинова образы центральных персонажей: Рудольфа Радоушека, Магазы Масанчина и других – имели в жизни реальных прототипов, людей, действовавших в реальной исторической обстановке.

В послесловии к роману «Братство» автор замечает: «Я хотел показать бурнокипящий вихрь исторических событий тех лет». Интерес к событийной стороне истории, как справедливо отмечалось в картине, хотя и реализовался в романе не без излишней описательности, но, тем не менее, здесь реалистически достоверно раскрыты процессы «пробуждения» с революцией трудящихся масс, приобщение их к исторически-сознательному творчеству, и это тенденции объединяют роман К.Баялинова со всей историко-документальной прозой тех лет.

Эти исторические процессы по своему отразились в судьбе одного из героев, Мамбета Суюнбаева. Мать его заклинала сына «не поднимать руку на баев», держаться за род, отстаивать лишь интересы одноплеменников. Писатель показывает как, приобщаясь к борьбе за права трудящихся, Мамбет, Порвавший, в изображении автора, с установками «старших» как исторически-отжившими, отстаивает новую историческую философию.

Утверждение и показ активных действий человека, основанных на понимании им законов общественного исторического развития, объединяет творческие поиски К.Баялинова с произведениями узбеков Х.Нугмана и П.Шарахметова «Отец», М.Исмаили «Фергана до рассвета», казаха Х.Есенжанова «Яик – светлая река», туркменов А.Атаджанова «Кремни» и Б.Сейтакова «Братья», где, как в романе «Братство», раскрываются процессы перелома в национальном сознании народа – показывается утверждение в нем новых миропредставлений о ходе борьбы между историческими силами нового и старого мира.

Воссоздание сложных коллизий, возникающих на стыке различных исторических эпох, исследование трансформации сознания человека из народных низов на переломе истории – становится в эти годы все более определяющим и в многонациональной историко-художественной прозе. Произведения К.Баялинова, А.Атаджинова, Х.Есенжанова, Х.Нугмана и П.Шарохметова органически сопрягаются в этом плане с прозой литератур Сибире, где в романах «Конец большого дома» Г.Ходжера, «Югорская колыбель» Ю.Шесталова, «Женитьба Кевонгов» В.Санги описывается распад родовых отношений на стыке ХIX – XX столетий, показывается формирование новой исторической общности людей, объединенных социальными признаками.

Изображение духовного выпрямления человека из трудовых низов общества под влиянием истории имело давние традиции в литературе. Внутренняя перестройка, идейно-политический рост личности по-своему отразился в образах Ивана Журкина («Люди захолустья» А.Малышкина), Гвади Бигвы («Гвади Бигва» Л.Киачели), Гушки («Родина» М.Черного). опыт многонациональной литературы в этом смысле, так же как собственный опыт, сыграл большую роль в обогащении литератур Средней Азии и Казахстана. Но здесь проблема приобщения народа и человека из народных низов к историческому творчеству раскрывалось специфически – как путь личности народа от феодализма, «патриархально- родового» устройства общества к новым историческим представлениям. И в этом плане опыт воскрешения отношений человека и истории, связи времен писателями Средней Азии и Казахстана в историко-документальном жанре может быть охарактеризовано как явление новаторское как для национальной, так и для всей многонациональной литературы.

Художественно-образное воссоздание процессов очеловечения, идеального роста личности в сопряжении с изображением, исследованием закономерностей становления национального сознания народа – бесспорное свидетельство углубляющегося в этот период историзма искусства слова Центральной Азии. Становление нового качества реализма в литературах региона обусловлено именно завоеваниями историко-документальной прозы, в центре которой оказались судьбы реальных людей.

Социально-нравственная достоверно-реалистическая трактовка отношений человека и истории в литературах Средней Азии и Казахстана, углубляясь в период 60 – начала 70-х годов и в произведениях, на первый план выдвигающих образы вымышленных героев из среды трудящихся, в чьих судьбах отражена историческая биография народа.

В произведениях такого типа, в романах киргизских писателей «Жить хочется» и «Эхо» М.Абдукаримова, «Бунтарка и колдун» Н.Байтемирова, «Мир Иманбая», «Женщины» Т.Сыдыкбекова изображается повседневная жизнь бедноты, быт и заботы тружеников до начала ХХ века. Тяготение к изображениям прошлого в аспекте его социальной содержательности во многом определяет развитие историзма, принципов образного реалистического воссоздания истории и человека как выразителя народного духа.

В этом можно убедиться, обратившись к роману Т.Сыдыкбекова «Женщины» автор которого, раскрывая традицию для литературы центрально-азиатского региона тему «раскрепощения» женщины, показывает сложные процессы превращения ее в активного творца истории, поднимающегося на борьбу за свое человеческое достоинство и счастье.

Подобная проблематика свойственна для романов А.Атабаевой «Капли крови», А.Мухтара «Сестры», Т.Каипбергенова «Дочь каракалпака», для произведений Т.Эсенова, Д.Икрами, А.Нурпеисова и многих других произведений писателей Центральной Азии.

Но при всей общности идейно-эстетической проблематики романа Т.Сыдыкбекова с рядом произведений писателей Средней Азии и Казахстана, для него присущи специфические, обусловленные закономерностями развития киргизской литературы, особенности художественно-образного решения проблемы человека и истории.

Тенденция углубленного проникновения в реальную жизнь, характерная для историко-документальной киргизской прозы, способствовала освобождению художественного мышления писателей от всякого ряда иллюзорных, идеализированных представлении об истории, о сущности человека и его отношении с эпохой.

Этот процесс значительно медленнее протекал в творчестве художников слова, тяготеющих к обобщенно-романтическому изображению действительности, и в творчестве тех писателей-реалистов, кто, подобно Т.Сыдыкбекову, продолжил совершенствование уже сложившихся ранее в литературе традиционно-фольклорных приемов и средств обрисовки личности в её связи с историческим процессом.

Быт в первой части романа (как характерно для фольклора) представлен как локальный мир народа и человека вне их связи с исторической подвижностью жизни общества. Это, отчасти, служит цели писателя: показать, что раньше киргизский труженик по преимуществу был не занят борьбой за существованием и его сознание не поднималось до уровня постижения объективных закономерностей, по которым человек – творец историй. Но такая, в общем объяснимая, тенденция изображения ограниченного от большой истории, замкнутого в себе бытия народа в иных случаях повлекла за собой неоправданное отвлечение автора от социально- исторического аспекта воссоздания человека в его связи с реальной историей.

Часто конкретные ситуации и судьбы, связанных с нами людей переключается Т.Сыдыкбековым из социальной плоскости в чисто моральному и получают отвлеченную трактовку. Порою характеры теряют исторически и социально-определенную типизированность, выступают как носители «зла и добра» в абстрактном их виде, или же, иными словами, проявляется то, что так характерно для системы художественных средств фольклорно-идеализированного изображения человека и истории.

Герои романа «Женщины» как бы связаны между собой естественным течением самой жизни, быт в первой книге романа осмысляется писателем как тот самый исторический поток, в котором люди черпают мотивы своих действий и поступков.

Факты киргизской литературы этого времени свидетельствуют о том, что в границах бытописания при сохранении социальных критериев в оценке писателей личности и истории возможно достоверное изображение действительности прошлого (как в рамках «Табылды Пудовкин» К.Бектенова, «Холм раздоров» А.Убукеева), но все же магистральное русло развития принципов реализма, как представляется, прокладывается на пути углубленного проникновения не столько в быт, сколько в историческое бытие человека и народа.

Опыт мировой реалистической литературы свидетельствует, что главное достоинство произведений состоит не в описании (пусть добротном и достоверном) тех или иных фактов истории, но в их всестороннем художественном исследовании и осмыслении.

Новации Т.Сыдыкбекова в романе «Женщины» заключается как раз в стремлении автора преодолеть описательность и обобщенность, заменить фольклорные приемы обрисовки действительности реалистическим изображением явлений истории и человеческих характеров. И эти тенденции совпадают с определенными процессами обогащения в те годы реализма киргизской литературы.

В произведении Т.Сыдыкбекова социальное духовное раскрепощение народа воссоздается многогранно, как бы с разных точек обзора.

Этому, в частности, способствует многосюжетная композиция, широко используемая и в наши дни в киргизской историко-художественной прозе. Как и в романах «Братство» К.Баялинова, «Жить хочется» и «Эхо» М.Абдукаримова, в романе «Женщины» представлены в развитии несколько линий повествования, связанных с описанием судеб различных персонажей, что обнаруживается даже в названии произведения.

Параллельное развитие нескольких сюжетных линий в границах отдельного повествования – явление в то время новое для киргизской литературы, свидетельствующее о стремлении писателей к масштабному освещению связей времен, взаимоотношений человека и истории.

Сплав фольклорных и реалистических средств изображения человека и истории, документализма, биографизации и вымысла, эпизма и бытовой детализации, описательности и психологизма – вот что определяет своеобразие романа Т.Сыдыкбекова, свидетельствуя о тяготении киргизского писателя к реалистичному эпическому романному синтезу.

Усложнение реалистической палитры Т.Сыдыкбекова в романе «Женщины» особенно наглядно сказывается в обрисовке характеров героев, и, прежде всего, образа Батыйны – героини: пережившей сложные моменты, связанные с ростом её сознания на пути очеловечевания, духовного расцвета личности: «Я, бывшая, белоушая, получила при справедливой власти равные с мужчинами права, получила свободу, и нынче я – человек», – с гордостью заявляет Батыйна в своей речи перед народом в финале романа.

Опыт раскрытия такого рода взаимоотношений человека и истории при всей их идейной оспоримости с позиции современных миропредставлений способствовал, тем не менее, не только становлению и формированию киргизской историко-документальной прозы (обращающейся, прежде всего, к проблемам, отмеченным выше и в этом смысле отличной от историко-художественной литературы других жанровых разновидностей), но и углублению и развитию в этот период принципов историзма в национальном искусстве слова.

Одной из центральных проблем, вокруг которых сосредотачивалось тогда внимание центрально-азиатских писателей, является вопрос об активном герое, рожденном революцией и ставшим здесь центральным образом историко- документальной прозы.

Подобно Уркуе («Памятник истории» Н.Байтемирова), Мамбету («Братство» К.Баялинова), Батыйне («Женщины»Т.Сыдыкбекова) – в киргизской, Батману («Кремни» А.Атаджанова), Кайгасызу Атабаеву («Чудом рожденный» Б.Карбабаева) – в туркменской: Палвану («Хорезм» Д.Шарипова) в узбекской: Аскару («Яик – светлая река» Х.Есенжанова), Еломану («Кровь и пот» А.Нурпеисова) в казахской литературах образ такого человека раскрывался в показе диалектики процессов перехода его от пассивного созерцания исторических событий к активному в них участию, в созидании им новых общественных отношений, и далее – в процессах деятельного влияния на сознание соплеменников, трудящихся масс.

Открытие литературой Центральной Азии героя нового для нее типа – человека, духовно растущего в процессе исторической деятельности, способного активно, целенаправленно, сознательно воздействовать на перековку сознания народа, переживающего сложный переход от феодализма к новым общественным отношениям – это явление, свидетельствовавшее о становлении историзма нового качества, этот факт, безусловно, новаторский как для литератур Средней Азии и Казахстана, так и для всей многонациональной литературы 60-х – 90-х годов.

Опыт историко-документальной прозы Средней Азии и Казахстана в художественно-образном решении проблемы человека и истории в те годы плодотворно использовался в литературах Сибири, и в других молодых литературах народов Севера, в истории которых выход человека, народа в целом, из рода в социализм проходил примерно в том же русле, что и путь народов Средней Азии и Казахстана.

На пути углубления историзма художественного мышления национальных писателей все четче проявлялась характерная для литературы Средней Азии и Казахстана тенденция, обнаруживаемая не только в структуре, идейно-эстетической проблематике, но даже в названиях произведений одного цикла (к примеру трилогий: казахского писателя И.Есенбержина, начатой романом «Хан Кене» и завершенной романом «Отчаяние»; таджика Д.Икрами от «Дочери огня» к «Двенадцати воротам Бухары»; диологий «Женщины» Т.Сыдыкбекова – от первой книги «Батыйна» ко второй – «Перевал», – перенесения внимания исторического романа с истории судьбы человека на историю народа.

Именно эта потребность тяготения писателей к героико-эпическому повествованию, к расширению исторического масштаба и глубины художественного взгляда на действительность обусловило переход литератур Средней Азии и Казахстана, от историко-биографического жанра (где, как в романе «Женщины» Т.Сыдыкбекова, судьбе отдельного человека воссоздается уже в совмещении с изображением судьбы народа), и, в качественном итоге, – к собственно историческому роману, где чаще всего именно история и судьба нации, народа стоит в центре повествования.

Таким образом, путь художников слова Средней Азии и Казахстана к историческому роману, получившему бурное развитие в прозе региона, начиная с 70-х годов и определившему во многом ее нынешнее состояние, был непрост. Но именно в русле историко-художественной прозы закладывались его основы. Многообразие жанровых разновидностей исторической прозы во многом обусловливается национальными традициями искусства слова того или другого народа.

Появление исторических романов в литературах Средней Азии и Казахстана свидетельствовало о возросшем уровне не только реализма и историзма, но и принципов эпического изображения действительности, которые в исторической романистике, во многом основывался на раздвижении панорамы истории, на обращении писателей, прежде всего к переломным в биографии народа событиям истории.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.