В статье рассматриваются основные тенденции в решении проблемы моделирования словопроизводства. Первая тенденция проявляется в накоплении количества критериев по которому классифицируются способы словообразования, что в свою очередь способствует углублению знаний о данной модели образования слов. Вторая тенденция связана со сменой научных парадигм в лингвистике и научных подходов и раскрывает способы словообразования как элемент словообразовательной системы, с одной стороны, и как компонент номинативной (словообразовательной) деятельности, с другой.
В середине прошлого столетия словообразование было признано самостоятельной областью. В дореволюционном русском, а также советском языкознании словообразование изучалось недостаточно. В. В. Виноградов впервые в науке поднял вопрос о принципиальной важности изучения исторического становления современной системы русского словообразования для создания подлинной истории русского языка. Самый крупный и принципиально важный труд В. В. Виноградова — его статья «Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии» [1].
Появилось большое количество монографий, посвященных проблемам дериватологии. Вышли работы Земской Е.А. "Современный русский язык. Словообразование"[2], Шанского Н.М. "Очерки по русскому словообразованию"[3], Ермаковой О.П. "Лексические значения производных слов в русском языке"[4] и другие. В 1985 году появился "Словообразовательный словарь русского языка" А.Н. Тихонова и его авторского коллектива [5], позднее монографии Е.А. Земской "Словообразование как деятельность"[6] и И.С. Улуханова "Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация"[7], Лопатина В.В. «Русская словообразовательная морфемика» [8], Немченко В.Н. «Современный русский язык. Словообразование» [9], Янценецкой М.Н. «Семантические вопросы теории словообразования»[10], Торопцева И.С. «Словопро-изводственная модель» [11] и Жаналиной Л.К. «Интегративное словообразование» [12]. Также огромный вклад внесли: А.И. Моисеев, И.Г. Милославский, Г.О. Винокур, Л.А. Араева, Н.Д. Голев и многие другие. Плодотворно развивается дериватологическая наука в Казахстане. На стыке системно-структурной и функциональной лингвистики формировались и развивались словообразовательные школы под руководством В.Н. Никитевич, Р.С. Зуевой, Л.Т. Шеляховской и др.
В пятидесятые годы ХХ века в русском словообразовании получили распространение два направления: системно-структурное и функциональное. Становление системно-структурного направления способствовало утверждению самостоятельности словообразования и породило уникальную модель словообразовательной системы как системы комплексных единиц, организуемой разными видами словообразовательных отношений. Функциональное направление рассматривает словообразование как процесс рождения производных слов, нацеленный заключить новую информацию в языковую оболочку, которая ранее в языке не имела наименования. С одной стороны производные слова рассматриваются как готовые, систематизирующиеся на основе закрепленных за ними формальных и семантических признаков, с другой – как создаваемые, в процессе их образования, группирующиеся по сходству в механизмах их производства.
Словообразовательный способ активно используется и в системно-структурном и функциональном направлений. Для системно-структурного направления словообразовательный способ важен как класс, единица. Для функционального направления словообразовательный способ важен как модель для производства слов. Эта модель отражена в словопроизводственной модели И.С. Торопцева [11].
При системно-структурном подходе словообразование является частью системно-классифицирующего представления языка. В функциональном направлении – часть теории номинации. «Функциональное словообразование, или словообразование как номинативный процесс создает новые производные слова и сохраняется в виде «голографической» записи в ономасиологических структурах готовых производный слов» [12].
Словообразовательный способ и словообразовательный тип представляют выход в функциональное словообразование. Она означает динамику словообразования.
Необходимо отметить одну особенность русского словообразования, подмеченную А.Н. Тихоновым. Как известно, мотивирующие и мотивационные слова составляют словообразовательные пары, цепочки. Он отмечает, что "реально словообразовательная цепь не обязательно включает все промежуточные звенья. Между любыми двумя компонентами ряда легко устанавливаются прямые семантические, а затем и деривационные отношения. Словообразование может осуществляться с пропуском любого количества опосредствующих элементов" [5, 142]. А.Н. Тихонов называет такое словообразование "чересступенчатым" [5, 146]. Часто при образовании имен существительных и прилагательных минуется глагольная ступень: революция революционный, коллектив коллективизация. Механизм чересступенчатого образования управляет закон аналогии. Существование в языке определенных типов словообразования делает возможным создание по их образцу необходимых слов. В современном русском языке типы чересступенчатого словообразования разнообразны и многочисленны.
Первую классификацию способов русского словообразования представил В.В. Виноградов в работах начала 50-х годов. Он выделил следующие способы морфологического словообразования: 1) фонетико-морфологический, бессуффиксальный способ, 2) суффиксальный, префиксальный, 4) смешанный, суффиксально префиксальный, а также следующие способы синтаксические: морфолого-синтаксический (словосложение, переходы слов из одной части в другую), лексико-синтаксический («лексикализация словосочетаний», т.е. сращение словосочетаний в одно слово) и лексико-сематический (развитие омонимов на основе полисемии слова) [13]. В этой классификации в систематизированном виде отражено многообразие разных способов русского словообразования. Классификация способов словообразования, предложенная В.В. Виноградовым, сохраняет свое значение и в настоящее время, хотя существуют и другие классификации, в которых используется иная терминология.
Словообразовательный способ квалифицируется по разным признакам или на основе разных критерий. Новые типологии варьируют виноградовскую в зависимости от добавляемых к главному критерию (тип словообразовательного средства) оснований. В.В. Лопатин и И.С. Улуханов в своей классификации делают акценты на признаке синхронности и на количестве мотивирующих основ [14, 138]. Е.А. Земская предлагает делить все способы словообразования на две группы: аффиксальные и безаффиксные, которые дифференцируются по используемым средствам выражения словообразовательных значений. Понятие «способ словообразования» в синхронном и в диахроническом словообразовании имеет разное содержание. В диахроническом словообразовании это понятие служит для ответа на вопрос, с помощью какого средства образовано производное слово. В синхронном словообразовании оно используется для ответа на вопрос, с помощью какого средства выражается деривационное, т.е. словообразовательное значение производного слова. По ее классификации в современном словообразовании действует двенадцать способов словообразования: семь аффиксальных и пять безаффиксных. Из них семь используется для производства простых слов, пять используются для производства сложных слов [2]. Н.М. Шанский разграничивает словообразование и словопроизводство, которые отличаются отсутствием или наличием модели создания производного слова и отсутствием или наличием формально-семантической новизны у производного слова по сравнению с производящим словом [15]. Количество признаков, по которым классифицируются способы словообразования, пополняется. К признаку используемых способами словообразовательных средств, добавляются признаки синхронии – диахронии, количества мотивирующих основ, статики и динамики. И.С. Улуханов предлагает делить способы словообразования по используемым при образовании производных слов словообразовательным средствам, шире по комбинациям синтезируемых в словопроизводстве языковых элементов на чистые и смешанные [7].
Немченко В.Н. разграничивает способы словообразования на способы диахронического словообразования, при котором новые слова создаются путем присоединения к производящему слову или к основе производящего слова аффиксальных морфем, и способы синхронического словообразования, при котором в качестве основного словообразовательного средства, или форманта, выступает аффиксальная морфема или сочетание разных аффиксальных морфем [9].
В грамматических курсах и учебниках по словообразованию сейчас выделяются способы, характерные для узуальной лексики. В РГ-80 описано 15 узуальных способов словообразования и 2 окказиональных. Такое количество способов словообразования не могло полностью охватить лексический пласт, включающий и окказионализмы. Поэтому значительным шагом в развитии русской дериватологии стала работа И.С. Улуханова, составившего очень подробную, стройную и логически выверенную классификацию способов словообразования. Он выделяет 79 узуальных и окказиональных способов словообразования путем использования исчислительно-объяснительного метода.
Основное преимущество этой классификации в том, что она позволяет увидеть большое разнообразие способов словообразования, иногда использующихся только единожды, а не подгонять все словообразовательные модели под сравнительно небольшое количество уже изученных. Традиционные способы отражают частотные деривационные процессы и являются вполне достаточными для узуальной лексики. Но большинство окказионализмов создаются по своей внутренней логике, поэтому не укладываются в узкие рамки академических словообразовательных схем. Наглядное подтверждение этому дал И.С. Улуханов, показавший все потенциальные возможности и многообразие словообразовательных способов. В его классификации учитывается значение каждой присоединенной или отсеченной морфемы или формы, каждый элемент, отличающий производное от производящего. Такое детальное рассмотрение необходимо при изучении лексики, для глубокого и полного анализа.
С началом активного пополнения исследований в области словообразования складывается традиционная классификация способов словообразования в русском языке.
Итак, согласно классификации способов сло-вообразования, которая получила мировое признание и имеет широкое распространение, в современном русском языке, действуют следующие способы:
-
- Способы образования слов, имеющих одну мотивирующую основу: 1) Суффиксация. В состав форманта входит словообразовательный суффикс, а также (в именных словах) система словообразовательных аффиксов мотивированного слова. Суффикс может быть материально выраженным или нулевым; 2) Префиксация. Формантом является префикс; 3) Постфиксация. Формантом является постфикс. Префикс и постфикс присоединяются к целому слову, а не к основе, как суффикс. При префиксации и постфиксации частеречная принадлежность не меняется; 4) Префиксально – суффиксальный способ. Префиксация в сочетании с суффиксацией материально выраженной и нулевой; 5) Префиксально постфиксальный способ; 6) Суффиксально постфиксальный способ; 7) Префиксация в сочетании с суффиксацией и постфиксацией. Четыре последних способа – смешанные, так как включает несколько форматов.
- Способы образования слов, имеющих более чем одну мотивирующую основу: 1) Чистое сложение: а) Опорный (последний) компонент равен целому слову, а предшествующий ему компонент представляет собой чистую основу; б) Сложение производящих основ; 2) Смешанное сложение суффиксально сложный способ, или сложение в сочетании с суффиксацией; 3) Сращение. Этот способ отличается от сложения тем, что слова, образованные этим способом, во всех словных формах по морфемному составу полностью тождественны словосочетанию, на базе которого они образованы.
- Аббревиация сложение усеченных основ или усеченных и полных основ [14, 140].
Данные способы традиционно выделяются большинством дериватологов.
Помимо основных, некоторые исследователи приводят дополнительные, менее активные способы русского словообразования. Так, РГ 80 представляет дополнительно следующие: префиксально сложный, префиксально -
суффиксальный сложный, сращение в сочетании с суффиксацией, а также упоминается разновидность аббревиации усечение производящей основы по аббревиатурному принципу (термин Е.А. Земской). Все названные способы словообразования представлены в утвердившейся в современной науке традиционной классификации.
Полным описанием системы способов словообразования следует считать описание не только существующих в узуальной лексике видов словообразовательных структур слова, но и выявление всех словообразовательных возможностей русского языка, которые теоретически предсказуемы, но не реализованы в узуальной лексике, однако могут быть или уже реализованы окказионально. Они представляют собой потенциальный источник пополнения узуального словарного состава. Чистые и смешанные способы словообразования делятся на способы, представленные в узуальной лексике и способы, представленные только в окказиональной лексике.
И.С. Улуханов представил подробную и исчерпывающую классификацию способов словообразования, охватывающую и узуальную, и неузуальную лексику [7].
Краткий экскурс в историю разработки способов словообразования свидетельствует о двух основных тенденциях в решении проблемы моделирования словопроизводства. Первая тенденция проявляется в накоплении количества критериев по которому классифицируются способы словообразования, что в свою очередь способствует углублению знаний о данной модели образования слов. Вторая тенденция связана со сменой научных парадигм в лингвистике и научных подходов и раскрывает способы словообразования как элемент словообразовательной системы с одной стороны и как компонент номинативной (словообразовательной) деятельности с другой.
Литература
- Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии // Вопросы теории и истории языка. – М., 1952. – С. 99-152.
- Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М.: Просвещение, 1973. – 304 с. 3 Шанский Н.В. Очерки по русскому словообразованию. – М.: МГУ, 1968. – 310 с.
- Ермакова О.Г. Лексическое значение производных слов в русском языке. – М.: Знание, 1984. – 151с.
- Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2-х т. –М.: Русский язык, 1985. – Т. 1. – 855 с.; Т. 2. – 887 с.
- Земская Е.А. Словообразование как деятельность. – М.: Высшая школа, 1992. – 220 с.
- Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. – М., 1996. – 221 с.
- Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. – М.: Наука, 1977. – 315 с.
- Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование. – М.: Высшая школа, 1984. – 254 с. 10 Янценецкая М.Н. Семантические вопросы теории словообразования. – Томск, 1979. – 242 с.
- Торопцев И.С. Словопроизводственная модель. – Воронеж, 1980. – 146 с.
- Жаналина Л.К. Интегративное словообразование. – А.: КазНПУ им. Абая, 2011. –492 с.
- Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии // Исследования по русской грамматике. – М., 1975. – 371 с.
- Русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Наука, 1980. – Т.1. – с.138-140.
- Современный русский литературный язык / под ред.Н.М. Шанского. – Л.: Просвещение, 1988. – 670 с.