После революционных событий начала ХХ века – т.е. 1905-1907-ых годов, как в общественной жизни, так и в литературе произошли ожидаемые и неожидаемые события. То есть обобщение событий общественной жизни в жанрах эпической прозы оказало свое влияние не только молланасраддинцам, но даже и творчеству других мастеров слова-реалистов. Такие продолжатели реалистической прозы данного века как Юсиф Везир Чеменземинли, Сулейман Сани Ахундов, Сейид Гусейн, Таги Шахбази и другие представители, оригинальным образом взяв на заметку мир образов, созданных «Молла Насраддин»ом во время первой русской революции, их типизировали. Типизация в литературе, и в общем в искусстве, является одним из основных условий реалистических мастеров слова и вообще художественного отражения жизни. «Художник отражает жизненные события при посредстве типов, он описывает типические жизненные ситуации, типические жизненные отношения, типические особенности людей, создает типические человеческие характеры» (1, 68-69). Рассказы-портреты и рассказы-характеры, являющиеся продуктом пера Ю.В.Чеменземинли, в лице своих обычных героев возвысились на вершину выражения содержательного художественного портрета народа. Тот факт, что источником этих влияний является Мирза Джалил, а также и другие известные литераторы-молланасреддинцы, не подлежит сомнению. В то время когда Мирза Джалил, Абдуррахимбек Ахвердиев, Алигулу Гамкусар и другие, до того как сотрудничать с журналом «Молла Насреддин» прошли плодотворный творческий путь в других жанрах, этот журнал стал первой точкой опоры для Ю.В.Чеменземинли, когда он делал свои первые шаги на литературном поприще. Естественно, что влияние журнала на молодого писателя не могло быть поверхностным. Журнал также оказал влияние и на других молланасреддинцев. Проф. И.Агаев пишет: «М.А.Сабир, своими идейными и мастерски написанным сатирами дал направление поэтам журнала «Молла Насреддин». Такие видные молланасреддинцы как А.Назим, М.С.Ордубади, А.Гамкусар, А.Рази, С.Мумтаз в своих поэтических произведениях широко использовали идеи, темы, литературнохудожественные средства выражения» (2, 35). И молодой писатель Ю.В.Чеменземинли попал именно в данную среду. А среда является процессом, имеющим исключительные заслуги в деятельности творческого лица. Творчество и другие деятельности писателя определили эпоху Ю.Везира в азербайджанской художественноэстетической мысли его богатыми и оригинальными произведениями. В прозаических произведениях наших классических мастеров сатиры среди образов достаточно согласованности, которые обусловливаются духовнопсихологическими и общественно-социальными факторами. Сатирические рассказы Ю.В.Чеменземинли со всеми своими поэтическими особенностями тождественны с прозаическими образцами Мирза Джалила, Абдуррахимбека Ахвердиева, Узеирбека Гаджибекова. Эти образцы написаны в духе занимательного юмора, они смешат, заставляют задуматься читателя. В их творчестве наряду с единством идеи, содержания, новизна языка и стиля привлекает внимания» (3, 81). Ю.В.Чеменземинли как и другие молланасреддинцы, и в основном Мирза Джалил по мере вникания в суть описываемых событий и ситуаций, старался их объединить с актуальными общественными проблемами.
О сильном тяготении писателя к журналу «Молла Насреддин», который являлся первым демократическим, сатирическим журналом на Востоке и затем сыграл важную роль в творчестве писателя проф.Т.Гусейноглу пишет: «Во время первого знакомства с журналом «Молла Насреддин» Ю.В.Чеменземинли еще болел в Шуше. Он, заболев лежал. И его дядя Гасым бек Везиров пришел его навестить и первый номер журнала «Молла Насреддин» он принес с собой. Знакомство с первым номером известного журнала оказало сильное влияние на Ю.В.Чеменземинли. В 1935-ом году в статье «Глава литературной эпохи» литератор специально затронул это событие (4, 54).
Ю.В.Чеменземинли в первый раз в 1907-ом году (2 октября, №37), выступил со статьей «Уважаемый директор» на страницах журнала «Молла Насреддин». Видный литератор в первые годы своей литературной деятельности, по вопросам темы и идейной направленности, языка и стиля стоял на одной позиции не только с Дж.Маммедкулизаде, но и со всеми другими молланасреддинцами. Но отметим еще один нюанс, до этого молодого писателя в журнале
«Молла Насреддин» была напечатана карикатура, но только не подписью «Мирюсиф Везиров», а под именем художника журнала Шмерлинга. Говоря о роли, которую сыграл «Молла Насреддин» в жизни и в творчества Ю.В.Чеменземинли, из его заметок «Моя жизнь» и «Глава литературной эпохи» о влиянии журнала становится ясным, что журнал «Молла Насреддин» являлся одним из основных и решающих факторов, побудивших писателя писать и выступать на страницах прессы. Он, под влиянием этого журнала, начиная со своих первых литературных опытов, еще большее внимание уделил политическим темам и темам общественного содержания и сатирическому стилю. Идейная направленность, языко-стилистические особенности журнала усилили стремление и желание молодого прозаика широко, всецело критиковать реальности жизни и отрицательные стороны среды. Литератор писал, что журнал «Молла Насреддин» разбудил у меня охоту к писательству (6, 136). Только с 1911-го до 1934-го в тринадцати книгах писателя собраны более семидесяти его рассказов. Все это дает нам право сказать, что по своим идейно-художественным особенностям, оригинальности, жанровым особенностям заслуги Ю.В.Чеменземинли в развитии реалистической азербайджанской прозы (и в основном рассказа – Б.Б.) достаточны. Также и с точки зрения мастерства писатель создал цикл образов и каждый из этих типов своими самобытными особенностями вызывает интерес.
Бесправие азербайджанских женщин, их трудный жизненный путь всегда беспокоил Ю.В.Чеменземинли и его современников. В таких рассказах как «Свадьба Шахгулу», «Приключение мусульманской женщины», «Свадьба», «В школе для девочек», «Безумец», «Горемычная Зулейха», «Сон», «Три ночи», «Жена картежника» нашли свое отражение странные события, случаи, происшедшие с азербайджанскими женщинами, которые жили в начале прошлого века. Эти темы, которые Ю.В.Чеменземинли принес в прозу и поднятые здесь проблемы в действительности их источником явились художественные образцы, которые были напечатаны в отдельных номерах «Молла Насреддин»а.
Между образами в произведениях прозы наших классических мастеров сатиры имеется достаточное количество сходств, которые обусловлены морально-психологическими и общественно-социальными факторами. Сатирические рассказы Ю.В.Чеменземинли в какой-то мере напоминают прекрасные образцы прозы М.Джалила, А.Ахвердиева, У.Гаджибекова, которые своим литературным творчеством оказали на него влияние. Его рассказы, литературные образцы, которые были актуальны для его времени, эпохи, благодаря мастерскому использованию силы слова, они и сегодня не потеряли свою актуальность и высокие литературные качества. Даже его фельетоны, из-за своей идейно-содержательной полноценности, краткости, лаконичности языка оставляют впечатления интересных образцов прозы, несмотря на то, что писатель («Не пишу», «Старые вещи вышли из моды», «Машади Гулу», «Поговорки», «Нобелевская премия», «Четыре беседы», «Просыпавшие», «Беседа городов» и т.д.) назвал эти произведения фельетонами. Одной из самобытных преимуществ фельетонов является то, что писатель здесь создал прекрасную типизацию.
Следует отметить, что Ю.В.Чеменземинли при издании своих рассказов часто их называл фельетонами («Пограничный вопрос», «Зейнал бек», «Хунаба», «Сумасшедший» и тд.). Кроме этого, следующие рассказы писателя как «Четверг», «Сон», «Новый перс», «Свадьба Шахгулу», «Безумец», «В школе для девочек» в первый раз были изданы под именем фельетонов. Если это с одной стороны указывает на краткость, лаконичность рассказов писателя, то с другой стороны малый объем его фельетонов с точки зрения темы, идеи, способа выражение и повествования показывают на то, что они малообъемные произведения прозы. В прозе Ю.В.Чеменземинли и А.Ахвердиева совпадающими и привлекающими внимание типологическими особенностями являются лаконичность, ясность изложения, простота, комическая, смешная сущность события, которое составляет основу рассказа, иногда завершение рассказа неожиданной концовкой и т.д.
В основе всех рассказов Ю.Везира, насколько бы они не были простыми, ясными, стоит большая мысль, высокая идея. Его художественная сатира как образец искусства, несущее демократическое содержание, более ярко показывает себя и составляет вершину нашей классической сатиры.
Во многих рассказ автор как сказитель, сказочник в рассказываемой им сказке как бы стоит в стороне от повествования, не участвует в событиях рассказа, а только издали наблюдает происходящее. Он, то есть автор только сообщает о происходящем, открыто не выражает свои мысли и эмоции, он только с грустной иронией смеется над общественными недостатками, негодностями, людьми которые совершают все это, усиливает художественную силу произведения. Все это сказанное являются ведущими особенностями, характеризующими художественный стиль писателей молланасреддинцев.
- Рафили М. Введение в теорию литературы. Баку, Издательство АПИ, 1958, стр.68-69 (на азерб. яз.).
- Агаев И. Большая память нашей истории. Баку, Элм, 2006, стр.35 (на азерб. яз.).
- Бабаев Б. Сатирические рассказы Юсиф Везир Чеменземинли // Известия Национальной Академии Наук Азербайджана, серия гуманитарных наук, 2009, №3-4, стр.81 (на азерб. яз.).
- Гусейноглу Т. Живу литературой…… Баку, Азербайджанское Государственное Издательство, 1993, стр.54 (на азерб. яз.).
- Мирахмедов А. О вопросах развития сатиры в азербайджанской литературе ХIX века // Труды Инсти тута Литературы и Языка, IX т., Баку, стр. 82 (на азерб. яз.).
- Чеменземинли Ю.В. Произведения, III том, Баку, Элм, 1977