Циклы и всевозможные циклические формы можно обнаружить в творчестве поэтов и писателей, принадлежащих к различным эпохам и культурам, школам и направлениям. Особой разновидностью цикла как такового является лирический цикл, который строится на сложных фабульных, тематических и ассоциативных связях. Именно в лирике циклические образования, характерные для всех родов литературы, достигли максимального многообразия. Проблема лирического цикла, в частности вопросы определения лирического цикла как литературной формы, его основных характеристик, генезиса, эволюции, классификации, внутренней структуры, соотношения с другими литературными формами являются доминирующими в теории изучения поэтической циклизации.
Попытки составить классификацию или типологию лирических циклов предпринимаются многими исследователями. Несомненно, изучая конкретные произведения циклической формы, литературоведы стремятся классифицировать и типологизировать проявления циклизации. Подобные классификации и типологии цикловых форм достаточно разнообразны. В предлагаемом анализе попробуем учесть различные цикловедческие классификации и типологии в современном литературоведении и выделить разновидности и типы цикловых форм.
Основное различие между классификацией и типологией заключается в следующем: цель классификации – различение явлений одного уровня по ряду выделяемых признаков, а цель типологии – нахождение общих признаков ряда явлений, которые объединяются в некий тип. Относительно к циклу это означает, что основу типологии составляют структурные модели, которые являются абстрактными образами ряда подобных циклов и характеризуются общим набором признаков. В отличие от классификации типология не должна покрывать всё многообразие циклов.
Исследователь лирических циклов М.Н. Дарвин предлагает классификацию литературного цикла, в которой разделяет лирические циклы в зависимости от создателя (или автора в широком смысле слова) на два основных типа: авторские и читательские [1].
К авторским относятся такие циклы, в которых автор-создатель отдельно взятых произведений и автор-создатель всего цикла полностью совпадают. Создателем цикла этого типа будет сам автор, творец поэтических произведений.
Таблица 1
Классификация литературного цикла М. Дарвина
Литературный цикл |
|||
Лирический (стихотворный) цикл |
Эпический (прозаический) цикл |
||
Авторский |
Читательский («несобранный») |
||
Первичный |
Вторичный |
Редакторский |
В неавторских циклах автор-создатель отдельных произведений и автор-создатель всей циклической композиции могут не совпадать друг с другом. Неавторские циклические формы можно было бы назвать также читательскими. Создателем читательских циклов является сам читатель, который глубоко воспринял возможные контекстные связи стихов того или иного поэта, выделил их в своем сознании как художественное целое и дал циклу определенное название. Как разновидность читательских циклов можно выделить особую группу редакторских циклов. Создателем редакторских циклов является редактор, который циклизирует произведения какого-либо автора с тем, чтобы представить творческую индивидуальность писателя с определенных идейно-эстетических позиций.
Циклы, которые создаются поэтами с самого начала как художественные единства, Дарвин называет первичными. Вторичные циклы возникают на основе объединения различных произведений, написанных поэтом в разное время и по разному поводу.
Е. Хаев выделяет две основные разновидности циклов, существующих в лирике: свободный («не выстроенный автором, а сложившийся в силу взаимопритяжения внутренне близких произведений») и связанный («цикл, имеющий авторское заглавие, иногда эпиграф и обладающий заданной последовательностью компонентов») [2, с. 27].
Л. Ляпина предлагает «свод цикловедческих типологий» (основные принципы дифференциации), которые располагаются согласно степени их универсальности, т.е. от общего к частному: 1) по степени авторского участия (авторские, не авторские, редакторские, читательские); 2) по истории создания (задуманные как циклы, сложившиеся после создания составляющих цикл произведений); 3) по особенностям речевой структуры (стихотворные, прозаические); 4) по текстовой специфике (цикл, раздел, книга); 5) по жанру (элегические, очерковые); 6) по родовой принадлежности (лирические, эпические, драматические) [3].
В. Яковлева разрабатывает типологию циклов стихотворений канонической и свободной формы. Жанровой основой циклов стихотворений канонизированной формы является установленная автором стиховая и ритмикоинтонационная организация, а циклов свободной формы – смысловая нагрузка, влияющая непосредственно на содержание и раскрываемую автором идею произведения. Подтипами лирических циклов канонической формы выступают поэтические миниатюры традиционной формы и жанровые циклы. К подтипам лирических циклов свободной формы относятся поэтические миниатюры свободной формы, циклы лирических стихотворений, основанные на идейно-тематическом и образном единстве, авторские (эксклюзивные) циклы.
Казахстанская исследовательница художественной эстетики лирических циклов С. Абишева с учетом поступательности развития цикла предлагает три разновидности лирического цикла: авторский цикл, рецептивный цикл и рецептивный метацикл [4]. С. Абишева выделяет признаки, по которым лирический цикл осознается как авторский: 1) общая идея и тема; 2) название и его семантика; 3) сюжетнокомпозиционное единство; 4) единство образа лирического героя; 5) унифицированность хронотопа; 6) участие стиховых формантов в создании комплекса композиционно-содержательного тождества. Рецептивный (воспроизведенный читателем) цикл автором в действительности не реализован, но читателем воспринимается как некая целостность в силу идейно-тематической общности. Рецептивные метациклы определяются С. Абишевой как сверхциклические образования, которые можно выделить как в пределах творчества одного поэта, так и во всей поэзии определенного периода. Эти циклы представляют собой целостный идейно-тематический комплекс с единой сюжетно-композиционной линией и эстетической содержательностью.
Профессор Фрибургского университета Рольф Фигут (Швейцария) выстраивает многоуровневую классификацию, взяв за основу целый ряд параметров, в соответствии с которыми подразделяет лирические циклы на следующие разновидности: 1) по объёму: короткие, средние и большие циклы; 2) по жанру: циклы сонетов, элегий, идиллий, баллад, эпиграмм и др., а также циклы, построенные по принципу жанровой неоднородности; 3) по типу говорящего субъекта: «аукториальный» тип лирического цикла (в условиях «прозрачности всех говорящих субъектов для циклического субъекта», т.е. когда субъект цикла приблизительно равен субъекту каждого стихотворения); «персональный» тип, или ролевой цикл («усиленная автономность говорящих субъектов по отношению к циклическому субъекту»); 4) по тематике: любовный цикл, цикл путешествий, поэтологический цикл, философский цикл и др.
Р. Фигут, предлагая типологию лирического цикла, выделяет формальные и тематические типы лирического цикла [5]. Среди формальных типов представлены короткий (от трех до пяти коротких стихотворений), средний (не менее трех очень длинных текстов, не более 60 коротких и средних) и большой (использует формы короткого и среднего типов цикла в качестве субциклов или разделов) типы. Особым видом интегрирования короткого и среднего цикла в книгу стихотворений является тип «цикла циклов», который относится к разряду больших циклов. Большой цикл развивается из предшествующих больших циклов, например, как «Диван» Гёте. В коротких и средних циклах также возможно, но не обязательно единство жанра сгруппированных стихотворений, т.е. можно выделить циклы сонетов, элегий, идиллий, баллад, эпиграмм и т.д.
По мнению Р. Фигута, возможности типологизации открываются также в опоре на различные литературные и даже нелитературные «близкие жанры»: поэмы, новеллы, легенды, сказки, романы, эпос; драмы, кантаты, оперы; музыкальные форма композиции и циклизации; различные типы сборников анонимных стихотворений и народных песен; литургии и всякого рода обряды.
Большую роль в типологизации лирических циклов по темам играют тематически установленные типы циклов, среди которых наибольшее распространение получили любовный цикл и цикл путешествия.
Таблица 2
Тематическая типология лирических циклов
Тематический тип лирических циклов |
Тематические разновидности типов лирических циклов |
Тип цикла путешествия |
|
Тип любовного цикла |
связан с формальным циклом сонетов или элегий |
Тип циклов, тематически близких циклическому субъекту – «субъективные» темы |
|
Тип циклов, тематически далеких от циклического субъекта – |
|
«объективные» темы |
|
|
|
мифологическая, библейская, народная или всего человечества |
|
|
|
|
|
|
Каждая из этих тем лирических циклов может стать ведущей в цикле и тем самым подтвердить введение соответствующего типа лирического цикла.
Одним из оснований классификации циклов часто выступает такой критерий, как генезис, т.е. история создания, которая проявляется в цикловой форме. Типология циклов на этой основе впервые была предложена американской ученой Х. Мастэрд, которая разграничила циклы: 1) априорные, с самого начала «спрогнозированные» автором как целое («arranged»; в терминологии М. Дарвина – «первичные»); составленные постфактум, из уже написанных, независимо созданных произведений («composed»; у Дарвина – «вторичные»). Позже эта классификация была дополнена другим американским ученым Ф. Инграмом, который посчитал необходимым выделить третий, смешанный тип («compleeted»), соединяющий первый и второй принципы создания циклов.
В заключение попытаемся представить многоуровневую классификацию лирических циклов, взяв за основу формальные и содержательные параметры всех выше рассмотренных классификаций и типологий циклических образований, а именно – авторство, объём, способ развития ведущей лирической темы, характер лирического субъекта, жанровую однородность, композицию цикла. Данная классификация позволит описать многообразие лирических циклов.
Таблица 3
Классификация лирических циклов
Формальные или содержательные параметры |
Группа циклов |
Авторство цикла |
|
Способ создания |
|
Объём цикла |
|
Жанр цикла |
|
Способ развития лирической темы в цикле |
|
|
|
Композиция цикла |
|
Пространственновременные отношения |
|
Представленные в таблице 2 тематические типы циклических образований не встречаются в чистом виде в конкретных циклах. Типологические свойства в циклах часто смешиваются, порождая промежуточные разновидности описанных типов. В классификациях подобное смешение недопустимо, так как группы циклов однозначны. Таким образом, классификация лирических циклов позволяет разносторонне описать анализируемый лирический цикл и выделить признаки лирического цикла, а типология дает возможность объяснить проявление тех или иных свойств в цикле и объединить общие признаки цикла в определенный тип.
- Дарвин М.Н. Русский лирический цикл: проблемы истории и теории. На материале поэзии первой половины XIX века. – Красноярск, 1988.
- Хаев Е. Проблема композиции лирического цикла / Проблема художественного и литературный процесс. – Кемерово, 1978.
- Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX века. – СПб., 1999.
- Абишева С.Д. Поэтическая система «Мир природы»: структура и семантика. – Алматы, 2002.
- Фигут Р. Лирический цикл как предмет исторического и сравнительного изучения. Проблемы теории / Европейский лирический цикл. Историческое и сравнительное изучение. – М., 2003.