Острые отравления психотропными препаратами (ПТП) вызывают тяжелое поражение ЦНС, сопровождающееся расстройствами сознания и психоневрологическими нарушениями.
Широкое применение психотропных препаратов в современной медицинской практике привело к росту острых отравлений, возникающих при их передозировке. Данная патология в России составляет более 60% от общего числа отравлений медикаментами и при развитии осложнений в 10% случаев приводит к летальному исходу. По литературным данным 40% острых отравлений возникает вследствие сочетанного приема двух психотропных препаратов (ПП) и более, включающих производные бензодиазепинового ряда, барбитуровой кислоты, фенотиазинов, а также амитриптилин, лепонекс, карбамазепин. В процессе метаболизма многие ПП образуют активные метаболиты, обладающие свойствами исходного вещества и общей токсичностью [1,2 ].
Существенное место при развитии данной патологии занимают последствия поражения центральной нервной системы (ЦНС), в патогенезе которых ведущую роль играют гипоксия, нарушения метаболизма и микроциркуляции в мозговой ткани, а морфологическим субстратом которых является отек-набухание головного мозга [3-6].
Стойкие психоневрологические нарушения у несовершеннолетних больных перенесших острую гипоксию различного генеза, связаны с органической патологией головного мозга, обозначаемой понятием токсикогипоксической энцефалопатией (ТГЭ). Они является следствием не только прямого влияния кислородного голодания на нейроны, возникающего в результате цитотоксического отека мозга, но и результатом вторичного гипоксического воздействия, опосредованного экстрацеребральными расстройствами (нарушениями гемодинамики и газообмена, сдвигом кислотно-основного состояния в сторону ацидоза, изменениями реологических свойств крови, усилением процессов перекисного окисления липидов и др.). Нарушения системной гемодинамики в свою очередь усиливают расстройства мозгового кровотока и микроциркуляции, нарушения гемодинамического обмена и приводят к усугублению отека головного мозга.
Следует также учитывать, что чрезвычайно высокая чувствительность церебральных структур к гипоксии определяет необходимость особого внимания к постгипоксическим поражениям ЦНС и даже кратковременные эпизоды кислородного «голода» вызывает пораженные гемодинамические, метаболические и структурные изменения в ткани головного мозга.
Материалы и методы. Объектом исследования стали 104 несовершеннолетние больные с острыми отравлениями ПТП (Т43 по МКБ-10), проходивших курс лечения в токсикологическом центре БСНП. По данным анамнеза, в 73% случаев была суицидальная попытка, в 24% - токсическое опьянение, у остальных пациентов причина отравления была неизвестна.
Результаты исследований и их обсуждение. Токсикологическое исследования биологических жидкостей свидетельствовало, что в качестве токсических агентов преобладали лекарственные препараты, включающие барбитураты, бутерфеноны, фенотиазины, бензодиазепины, холинолитики, трициклические антидепрессанты в различных состояниях. При детальном изучении причины отравлений выявлено, что 75 у несовершеннолетних пациентов страдали расстройствами личности и поведения (F60 по МКБ-10) и 24 – расстройствами адаптации (F43 по МКБ-10). Исследуемые группы также были разделены по основным клиническим критериям: пол, возраст, тяжесть состояния на момент поступления и обследования.
При поступлении сознание 34 (32,6%) больных было угнетено до комы (4-6 баллов по шкале ком Глазго), а 51 (49%) – до сопора (7-8 баллов по шкале Глазго). У остальных пациентов нарушения сознание были на уровне легкого и среднего оглушение - 19 (18,4%).
Клинические проявления острых отравлений складывались из соматических, неврологических и психических нарушений. Динамика продуктивных психопатологических симптомов развивалась параллельно стадиям острого отравления на фоне последовательной трансформации сопора в сомноленцию. Всем несовершеннолетним больным проводилось комплексное лечение, включающее методыусиления естественной детоксикации (промывание желудка, очищение кишечника, форсированный диурез), восстановление эффективной гемоциркуляции, коррекцию нарушений гомеостаза, респираторную и симптоматическую терапию. Длительность пребывание на ИВЛ колебалось от 24 до 108 часов.
В целях ускорения выведения из организма токсического агента и коррекции параметров гомеостаза всем больным проводились кишечный лаваж, гемосорбция, форсированный диурез. При этом в ряде случаев состояние больных оставалось тяжелым, и на протяжении первых суток наблюдения уровень расстройства сознания колебался в пределах сопор-кома-сопор. У 15 14,4%)
больных формировалась психоорганическая симптоматика (ПОС), что являлось основанием для включения в комплекс лечения сеансов ГБО.
Неврологическое исследование, проводившееся до начала курса ГБО у несовершеннолетних больных, находившихся в состоянии сопора или комы, в 60% случаев (9 пациентов) выявило симптомы вторичного поражения ствола мозга в виде нарушения глазодвигательной иннервации, плавающих движений глазных яблок, синдрома Гертвига- Мажанди, миоза или мидриаза, снижения мышечного тонуса двусторонней пирамидной недостаточности, пареза взора стволового типа, снижения или отсутствия корнеальных рефлексов. У пациентов, находящихся в состоянии оглушения, неврологический статус нередко дополнялся двигательными расстройствами различной степени выраженности (геми, тетра, монопарезами). В 18,2% случаев (19 пациентов) острое отравление ПТП сопровождалось эпилептиформной симптоматикой - судорожными припадками или пароксизмами сумеречного помрачнения сознания.
На фоне восстановления сознания развивался у 26 (24%) у несовершеннолетних пациентов развивался интоксикационный психоз, в виде делирия, у 11 (10,5%) больных отмечались галлюцинации. В некоторых случаях на фоне сопоре наблюдались признаки психомоторного возбуждения, астенической спутанности сознания, сменяющейся в резидуальной стадии психоорганической , а затем астенической симптоматикой.
На основании клинического исследования, кроме психоневрологических расстройств были также определены нарушения функции сердечно-сосудистой системы и респираторные расстройства в виде аспирационнообтурационной и неврогенных форм нарушения дыхания либо их сочетания.
Таким образом, острые отравления психотропными препаратами (ПТП) вызывают тяжелое поражение ЦНС, сопровождающееся расстройствами сознания и психоневрологическими нарушениями. Клинико психопатологическое исследования показало, что у больных с острыми экзогенными отравлениями одним из наиболее характерных симптомов являлось нарушения сознания, которая проявлялось в том или ином степени.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Лужников Е.А. Острые отравления лекарственными препаратам // Республиканский сборник научных трудов. - М.: 1992. - С. 410.
- Диагностика и лечение острых отравлений лекарственными препаратами психотропного действия // Материалы гор. науч. практич. конф. - М.: 2002. - С. 56-63.
- Галеева Л.Ш. Актуальные вопросы судебно-медицинской экспертизы. - Алма-ата: 1980. - С. 31-32.
- Ефуни С.Н., Жариков Н.М., Романов И.С., Ронкин М.А. 7-й Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров. - М.: 1981. - С.46-49.
- Квитницкий-Рыжков Ю.Н., Матвиенко А.В. //Журнал невролог. и психиатрии. - 1998. - №7. - С. 134-135.