Данная статья рассматривает развитие культуры вместе с техногенной цивилизацией. Также приведены примерыи указаны факты ученых в контексте исследования проблемы "человек-машина", которые поставили вопрос о глубоком кризисе современной эпохи.
Мировая культура XX века представляет собой сложный процесс, разделенный на несколько этапов событиями глобального значения - мировые войны. Культура XXI века уже иначе представляет собой процесс "разделения", такие как человек и техника или же машина.
На рубеже тысячелетий человечеству брошен вызов в виде глобальных проблем, перед лицом которых ему предстоит выступать в качестве единого субъекта, принимающего осознанные и согласованные решения. В этом созидании общечеловеческого единства решающая роль принадлежит взаимообогащающему диалогу различных культур, мировому культурному процессу. 20-21 века продемонстрировали человечеству, что культура как интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но во все большей степени - материального производства. Все качества техногенной цивилизации, чье рождение было отмечено чуть более трехсот лет назад, смогли проявиться в полной мере именно в нашем столетии. В это время цивилизационные процессы были максимально динамичны и имели определяющее значение для культуры.
По выражению Ч.П. Сноу, "в XX веке целостная и органичная структура культуры разломилась на две антагонистические формы". Между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и новой, так называемой научной культурой, производной от научнотехнического прогресса XX века к XXI веку, с каждым годом растет катастрофический разрыв. Вражда двух культур может привести к гибели человечества. Острее всего этот конфликт сказался на культурном самоопределении отдельно взятого человека. Техногенная цивилизация могла реализовать свои возможности только через полное подчинение сил природы человеческому разуму. Такая форма взаимодействия неизбежно связана с широким использованием научно-технических достижений, которые помогали современнику нашего века ощущать свое господство над природой, и при этом лишали его возможности ощутить радость гармонического сосуществования с ней.
Царство техники - особая форма бытия, возникшая совсем недавно и заставившая пересмотреть место и перспективы человеческого существования в мире. Машина - значительная часть культуры - в XX веке осваивает гигантские территории и овладевает массами людей в отличие от прошлых эпох, где культуры охватывали небольшое пространство и небольшое количество людей, строясь по принципу "подбора качеств". В XX столетии все делается мировым, все распространяется на всю человеческую массу. Воля к экспансии вызывает неизбежно к исторической жизни широкие слои населения. Эта новая форма организации массовой жизни разрушает красоту старой культуры, старого быта и, лишив культурный процесс оригинальности и индивидуальности, формирует безликую псевдокультуру. Исходя из этого, можно предположить, что в нашем столетии новые инновационные продукты облегчают и в то же время усложняют жизнь человека, так как человек разрывается между понятием двух эпох, в чем ему значительно сложно разобраться.
Многие исследователи и ученые в контексте исследования проблемы "человек-машина" поставили вопрос о глубоком кризисе современной эпохи. "Механизация мира оказывается стадией опаснейшего перенапряжения. Меняется образ земли". "Сама цивилизация стала машиной, которая все делает или желает делать по образу машины". К такому состоянию европейская культура пришла вполне закономерно, так как культурное взросление носит циклический характер, а техногенная цивилизация - последнее звено этого развития. Для О.Шпенглера очевидно, что цивилизационный процесс благоприятен для развития техники, но губителен для великих творений искусства, науки, религии, т.е. собственно культуры. Цивилизация - последняя, неизбежная фаза всякой культуры. Она выражается во внезапном перерождении культуры, надломе всех творческих сил, переходе к переработке уже отживших форм.
Существует целый ряд причин, породивших в культурологии XXI века устойчивое ощущение кризиса культуры. Главное - осознание новых реальностей: универсального характера жизненно важных процессов, взаимодействия и взаимозависимости культурных регионов, общности участия человечества в современном мире, т.е. тех реальностей, которые являются источником цивилизации и одновременно ее следствием. Общность судеб различных культурных регионов представлена "катастрофами", которые захватывали не только отдельные народы, а все европейское сообщество в XX веке: мировые войны, тоталитарные режимы, фашистская экспансия, международный терроризм, экономические депрессии, экологические потрясения и т.д. Все эти процессы не могли протекать локально, не затрагивая внутренней жизни других народов, не нарушая стиля культурного развития.
Кризисные явления в культурной практике Европы XX века, с точки зрения немалых мыслителей, носят необратимый характер. I редставитель так называемого второго поколения франкфуртской школы Ю.Хабермас утверждает, что современное "позднекапиталистическое" государство способно вытеснять кризисные явления из одной сферы общества в другую: политический кризис может быть вытеснен в сферу экономики, экономический - в социальную сферу и т.д. Но область культуры, подчеркивает Ю. Хабермас, - область, применительно к которой понятие кризиса сохраняет свое значение, где он не может быть "смягчен", поскольку сфера культуры неподвластна административному манипулированию , которое осуществляет государство. Ситуация нарушения культурной целостности и разрыва органической связи человека с природными основаниями жизни в XXI веке интерпретируется культурологами как ситуация отчуждения. Отчуждающий механизм связан с рядом проявлений: бессилие личности перед внешними силами жизни; представление об абсурдности существования; утрата людьми взаимных обязательств по соблюдению социального порядка, а также отрицание господствующей системы ценностей; ощущение одиночества, исключение человека из общественных связей; утрата индивидом своего "я", разрушение аутентичности личности.
В Казахстане особая цивилизующая и организующая функция в мировом социокультурном пространстве. Но как бы ни сложилась судьба, казахская культура остается главным богатством страны и залогом единства нации. Наша культура издавна играла важную роль в этом процессе. Эта культура доказала свою жизнеспособность, подтвердила, что развитие демократии, нравственное очищение невозможны без сохранения и приумножения накопленного культурного потенциала.
Человечество должно воспринимать культуры как живые организмы, знающие рождение, расцвет, увядание и смерть. Мы должны открыть для людей главный, на данный момент, механизм развития и градации. Это заключается в том что все нации, культуры и народы, каждая личность должна развиваться вместе с мышлением, ведь не секрет что увеличивается: развитие мозга человека, рождении детей "индиго", все стало масштабнее. Человечеству нужно изменить мнение о том что техника мешает процессу градации. Техника не порождает лень. Техника делает нашу жизнь легче для того чтобы у нас было время направлять нашу энергию в еще более полезные русла.
Список литературы:
- Ķазаĸстан Республикасының I резиденті Н. Ә.Назарбаевтың "Ķазаĸстан -2050"стратегиясы- ĸалыптасĸан мемлекеттің жаңа саяси бағыты" атты Жолдауы
- Мухамбетова З.С. Кэсіпорын экономикасы оĸу эдістемелік ĸ¥рал Ķарағанды ĶĶЭУ баспасы 2012ж
- Арзуманова Т.И. Экономика предприятия: Iрактикум.- М., 2003.- 82 4.Экономика отрасли/Iод ред. А.С. Iелиха. -Изд. 2-е,перераб. и доп.- Ростов- на-Дону: Феникс, 2003.-448с.Рожков И.М.
- Экономика предприятия с расширенным использованием финансовых моделей:Учебное пособие/И.М.Рожков,
- И .А. Ларионова, А.В.I ятецкая.- М.:МИСИС,2003.-320с.
- "www.Akorda.kz" Ķ.Р.I резидентінің ресми саиты