Проблема сохранения здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяется условиями его жизни и методами обучения и воспитания.
Еще древнегреческий философ Платон утверждал, что воспитание может идти только двумя путями: путем воспитания тела и путем воспитания души. В сущности, и нравственное, и трудовое воспитание как формирование соответствующего отношения, интересов и потребностей есть воспитание чувств. Но именно музыка, считал Л.Н. Толстой, оказывается сильнейшим средством пробуждения эмоциональночувственной сферы человека и "передачи людьми чувств друг другу" [1].
Проблема неблагополучия в состоянии здоровья подрастающего поколения приобретает массовый характер, с ней не могут справиться ни медики, ни родители. В связи с этим возрастает роль педагога в решении проблем здоровья детей и необходимость в пересмотре и расширении традиционных взглядов на возможности эстетического воспитания.
В последнее время в музыкальной школе все более актуальной становится необходимость взаимосвязи общепризнанных педагогикоэстетических функций урока с функцией решения актуальной педагогической задачи поддержания психического и физического здоровья.
Искусство - это тот мир, в котором дети чувствуют себя непринужденно и естественно, поэтому, в основном, именно черезискусство происходит передача духовного опыта человечества, способствующая развитию детей. С помощью различных средств искусства они могут достаточно свободно выразить свои чувства, желания, мечты, дать выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям.
В научной медицинской литературе оздоровительные возможности использования творческих актов частично изучены. Теперь отдельные медицинские заключения по поводу использования творчества в качестве оздоровительного средства проникли в педагогическую науку, и выполняют роль «новейших» методических подсказок в педагогической деятельности преподавателя.
В связи с этим педагогу музыканту, преподавателю вокала и хорового класса необходимо уметь ориентироваться в многообразии современных здоровьесберегающих технологий, которые определяют новые методы, формы и средства, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
О.В. Петров под здоровьесберегающей технологией понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья [2].
К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых идет на пользу здоровью учащихся и, которые не наносят прямого или косвенного вреда.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Музыкальная терапия также может стать эффективным методом сохранения здоровья обучающихся.
Музыкотерапия – это метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.
Известно, что музыка:
- влияет на дыхание;
- влияет на сердечный ритм, пульс и кровяное давление;
- снимает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела;
- стимулирует пищеварение;
- влияет на температуру тела;
- и звуки могут усилить иммунную функцию организма;
- может повысить уровень эндорфинов (эти гормоны снимают боль и известны как «гормоны удовольствия»);
- регулирует выделение гормонов, снижающих стресс;
- может усилить память и обучаемость;
- изменяет восприятие времени (ускоряет или замедляет);
- повышает производительность труда;
- повышает упорство.
Музыкотерапия является одним из методов коррекционного и терапевтического воздействия и в настоящее время широко применяется психологами и педагогами в школах.
Различают пассивную и активную формы музыкотерапии.
При пассивной музыкотерапии прослушиваются различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию психологического здоровья. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать коррекции тех или иных проблем.
Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов.
Активной формой музыкотерапии является вокалотерапия. Вокальное искусство, как и хоровое пение - самый популярный, горячо любимый и распространенный среди народов всего мира вид музыкального творчества. Ввиду широчайшей популярности и сильного эмоционально-психологического воздействия на слушателей, равно, как и на самих поющих, вокальное искусство по праву считается наиболее действенным средством нравственно-эстетического воспитания, духовного и физического оздоровления широких народных масс.
Пение - это психофизиологический процесс, связанный со значительными изменениями жизненно важных актов организма, таких, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и пр. [4]. Согласно этому, влияние музыки на человеческое тело объясняется как физиологический процесс [3].
Пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребенка. При вокальном и хоровом пении, человек получает психологическую разрядку, происходит регулирование эмоционального состояния, облегчается осознание собственных переживаний.
Поэтому певческий процесс, включающий в себя работу со звуком, дыханием, интонацией, ритмом, эмоционально-выразительным исполнением, не только приводит к лечебному эффекту, но и формирует, корректирует личность человека, повышает иммунитет к стрессам, гармонизируя взаимодействие всех важнейших зон организма.
Исходя из этого, в сохранении и становлении здоровья детей важную роль способен играть певческий процесс, в котором принимают активное участие помимо голосового аппарата и другие различные органы человеческого организма одновременно.
Чтобы успешно осуществлять вокально-хоровое воспитание детей в рамках здоровьесберегающих технологий, педагог должен знать особенности развития певческого голоса ребёнка, т.е. требования, которые можно к нему предъявлять в процессе обучения, и твёрдо соблюдать условия, необходимые для нормального развития детского голоса.
Не всякое пение способствует развитию детского голоса. Неправильный режим голосообразования, как и нарушение гигиенических норм в пении, приводит нередко к заболеваниям и порче голоса. Вокальнотехническая работа (особенно с детьми) должна производиться по строгим правилам и обязательно удовлетворять требованиям охраны и развития голоса, т. е. быть здоровьесберегающей.
Правильное систематическое обучение детей пению и является, в сущности, охраной детского голоса (предупреждением заболеваний гортани, компенсацией вредных воздействий и влияний окружающей среды, подготовка его к возможным нагрузкам) [5]. Известно, что расстройство голоса поддерживается некоторыми предрасполагающими факторами: катаральные воспаления дыхательных путей, воспаление миндалин и др. Не учитывать эти факторы - значит просто игнорировать здоровье ребёнка. Одним из основных требований к учителю пения является постоянный (хотя бы и очень краткий) индивидуальный контроль за состоянием голосового аппарата учащихся.
Вокал по своей физиологической сути тесно смыкается с фонопедией и фониатрией. Специальный комплекс занятий пением может иметь лечебно-терапевтическое воздействие на некоторые виды расстройства голосовой функции организма (дисфонии и фонастении). Постоянная систематическая тренировка голоса, как и любая оздоровительная гимнастика, является своего рода закаливанием, против ряда ларингологических заболеваний, вызываемых перегрузкой, утомлением голоса, способствует ускоренному выздоровлению после заболеваний простудного характера [5].
Правильное звукоизвлечение сопровождается у ребенка ощущениями психофизиологического комфорта, что способствует формированию положительного отношения к самому процессу пения, а, следовательно, и к предмету в целом. Одним из самых существенных и важных элементов в звукообразовании является правильное дыхание. От того, как певец дышит, во многом зависит правильное произношение звуков, красота, легкость и сила голоса, богатство динамических эффектов, музыкальность и мелодичность звука. Помимо энергетической функции, в вокальной деятельности, правильное дыхание выполняет еще и терапевтическую задачу. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой, своим организмом. Правильное дыхание вентилирует легкие, увеличивает приток кислорода в кровь; воздействуя на диафрагму, стимулирует работу сердца, головного мозга, нервной системы, печени, желудка и других органов, поддерживает нормальное кровообращение, пищеварение, лечит от заикания, кашля, бронхиальной астмы. Кроме того, правильное дыхание предохраняет голос от переутомления, преждевременного изнашивания и позволяет надолго сохранить его качества [6].
На первом этапе работы одним из методов является использование дыхательных упражнений вне пения. Этому весьма способствует ряд популярных методик тренировки внешнего дыхания, упражнения по лечебной физкультуре таких авторов, как К.П. Бутейко, В.В. Гневушев, В.К. Дурыманов, А.Н. Стрельникова и другие. Эти комплексы упражнений полезно использовать для совершенствования дыхательного аппарата и поддерживания его работоспособности на высоком уровне, оказывая постоянное массирующее воздействие на внутренние органы. Правильное дыхание - это лучшая профилактика многих заболеваний [7].
Для исправления неправильного произношения звуков большое внимание следует уделять гимнастике артикуляционного аппарата, направленной на развитие точных движений мышц, принимающих участие в произношении. Упражнения помогают корректировать моторный механизм нарушенного звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики - активизируют сокращение губных мышц, мягкого нёба и работу языка. Известный логопед С.Л. Таптапова рекомендовала вокальные занятия как составную часть комплексной логопедической терапии [6].
Артикуляционный аппарат богат нервными окончаниями, а импульсы, идущие от органов артикуляции в слуховую и зрительную зоны коры головного мозга, создают так называемую образную связь, благодаря которой возможно исправление движений речевого аппарата. Артикуляция требует очень сложной координации отдельных мышц: движений языка, губ, мягкого нёба и всех частей надгортанной полости. По данным специалистов акустиков и физиологов, которые изучают рефлекторные связи языка и полости рта, гимнастика органов резонаторноартикуляционной системы влияет на деятельность головного мозга. Сложные изменения во время гимнастики в работе центральной нервной системы можно сравнить со своеобразным массажем головного мозга, оказывающим благотворное влияние на протекающие в ней процессы.
Артикуляционные упражнения включают в себя специализированный массаж, который снимает напряжение мышц, лица, шеи, нижней челюсти, языка, глотки, гортани и способствует лучшей концентрации звуковых волн в позиции резонаторных полостей. В шее сосредоточены основные звукообразующие органы (гортань, голосовые связки). Поэтому важно, чтобы шейная мускулатура была хорошо развита и способствовала устойчивому, но в то же время свободному положению головы при пении. Тренировка внутриглоточной мускулатуры (полости зева) является одним из основных элементов формирования голоса.
Первым эмоциональным упражнением является зевок (зевание). Зевание даёт внутренний комфорт и резко уменьшает нервную напряженность, чувство скованности. Зевок - это безусловный рефлекс, произвольный дыхательный акт, который состоит из медленного вдоха и быстрого энергичного выдоха. Недаром французский ученый Р. Юссон называл мягкое нёбо «центральным» голосообразующим участком [8].
В акте зевания принимают участие мышцы ротоглоточной полости, лица и шеи. Вслед за их напряжением наступает расслабление. Особенно активно расслабляются мышцы лица, глотки, гортани. Вместе с расслаблением появляется чувство успокоенности, общее расслабление. Одновременно с чувством «покоя», зевание стимулирует деятельность головного мозга, увеличивает отток венозной крови, повышает тонус всего организма, улучшает кровообращение сердца и лёгких.
Врачи рекомендуют упражнения на «зевке» после каждого получаса голосовой нагрузки. В практике постановки голоса «зевание» - не только релаксационное упражнение, но и элемент гигиены голосового аппарата.
Осуществляя эстетическое воспитание детей средствами пения, учитель выполняет задачу научить любого ребёнка петь независимо от его природных данных (исключая патологические случаи), максимально развить его вокальные способности. Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Выстраивая ход хоровых занятий в начальных классах, основное внимание нужно уделять специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности, снятию внутренних зажимов, двигательному раскрепощению ребёнка. Результатом таких педагогических приёмов работы с учащимися становится их заинтересованное отношение к обучению, открытость и готовность к восприятию всего нового.
Литература
- Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М., 2002.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003.
- Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина.- М.: Триада-фарм, 2002.-114с.
- Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. - М., 1998.
- Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 4-е изд., стер. - СПб: Издательство «Лань» 2004.
- Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
- Чарели Э.М. Учитесь правильно говорить! Екатеринбург; «Урал-Инко» 1998.
- Юссон Р. Певческий голос – М., «Музыка» 1974.
- Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М., 1999.