Обучение в школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Но традиционное классно-урочное обучение в школе может стать монотонным и однообразным. Монотонность - одна из основных причин снижения мотивации к учению. Учитель привык преодолевать сопротивление учеников. Нормальным считается учиться "через не хочу", естественно желание, чтобы урок поскорее закончился. Отделенный от учителя этой баррикадой, ребенок и с одноклассниками не всегда привык сотрудничать.
Шанс изменить сложившуюся ситуацию дает игра. Но не игра ради игры, где ребенок пассивен, где он является не субъектом игрового действия, а объектом развлечения, а игра ради ученья.
Игра - это форма деятельности в условных ситуациях. Идея использования элементов игры с целью активизации познавательной деятельности не нова. Так, выдающийся немецкий педагог Ф. Фрёбель считал, что развивать фантазию ребёнка младшего возраста можно с помощью использования простого материала. Он рассматривал игру ребёнка как «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира». «Дары» Фрёбеля - шар, куб, цилиндр - дидактическое средство, с помощью которого дитя устанавливает связь между внутренним и внешним миром. Целью игрового обучения является обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. Это уроки - соревнования, конкурсы, викторины и т.п. Но следует ответить на вопрос, в какой мере в учебной деятельности возможна игра? Определить место, направленность и форму проведения игровых уроков. Практика показала, что учителю необходимо хорошо потрудиться, чтобы игровой урок был не только интересен. Но и полезен учащимся. Он не должен быть единичным и случайным в учебно-воспитательном процессе.
Многолетний опыт позволяет сделать вывод, что для успешного проведения игровых уроков учителю нужно иметь склонность к драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре. В зависимости от своих индивидуальных способностей, интересов, учитывая подготовку класса, материальные возможности и др., учитель самостоятельно разрабатывает сценарийигровых уроков. При этом можно заимствовать идею, какие-либо элементы, привлекать учащихся. Со временем складываются определённые традиции проведения игровых уроков. Их отличает высокая активность учащихся, эмоциональная атмосфера сотрудничества, использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной работы.
Известно, что игра - это сочетание повторения и неожиданности, «активный принцип», «содержательная функция со многими гранями смысла » (Хейзинча И.) Она должна строиться на полученных ранее знаниях и обеспечивать приобретения новых. Игра способствует формированию у школьников такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с одноклассниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность. Порой именно в игре ребёнок проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. Подготовка к урокам в игровой форме способствует развитию у детей фантазии, выявлению способностей: они сочиняют стихи, рисуют, придумывают конкурсы, сценки, пробуют себя в различных ролях.
В процессе ролевых игр часть функций, выполняемых учителем, передаётся детям. Уроки с элементами игры, направлены на развитие творчества, так же они активизируют мыслительную деятельность учащихся, приучают к анализу своих действий.
Игра «Мозговой штурм » используется в различных учебных целях: исследовать проблему, коллективно выполнить проект, подготовиться к дискуссии и т. п. Можно разделить класс на две группы: «Знатоков » и « Эрудитов ». Игра состоит в том, что команды поочерёдно задают вопросы по заданной теме. Учить говорить правильно, немногословно - задача не только словесников, но и всех учителей, не исключая учителей труда. С этой целью на уроке идёт работа и в этом направлении.
«Терминологическая зарядка»
Учитель называет термин, ученик должен кратко раскрыть его значение. «Вставь пропущенные буквы»: бр-тель, выт-ка и т.д.
При организации игровых уроков нужно помнить, что их главная цель - самостоятельная деятельность учащихся по повторению старых знаний и добыванию новых. Порой, организуя подобные уроки, учитель всё внимание обращает на внешнюю сторону: красивое оформление, костюмы, призы, чаепитие и при этом упускает главное. Важно найти оптимальное сочетание игры и обучения, «не заиграться»
Технология конструирования «урока – игры»
Интегративный характер образовательной области «Технология» требует от учителя обширных технологических и педагогических знаний и умений. Учитель идёт на урок. Что он должензнать о современном уроке? Стандартный урок состоит из значительного числа элементов, составляющих отдельные этапы его проведения. Главные требования к уроку технологии:
- Чёткость и ясность основных учебно-воспитательных целей, которые должны быть достигнуты в результате проведения занятия.
- Правильный подбор учебного материала для урока в целом и каждой его части.
- Выбор наиболее целесообразных методов обучения для каждого этапа урока.
- Организационная чёткость урока: своевременное начало и окончание, распределение времени на каждый этап и т.д.
- Достижение целей урока. Усвоения учебного материала всеми учащимися. Выполнение развивающей и воспитательной функции урока.
Учитель ведёт урок. Первое, с чем сталкивается учитель: как можно начать урок, настроить детей на нужный лад? Второе, как повысить интерес к учебному материалу? Как проводить повторение материала? Третье, как оценить объективность собственно творческого вклада каждого ученика. Итак, составим алгоритм конструирования «урока – игры ». «Урок – игра » состоит из трёх основных частей: подготовительной, основной (проведение занятия с темой, целью и задачами), и заключительной (анализ результатов оптимального варианта занятия, оценка, принятие рекомендации по устранению недостатков).
Первый этап: подготовительный
Подготовка учителя к проведению урока-игры заключается в выборе его темы; целей подборе заданий, формулировке контрольных вопросов.
Основной:
Тема должна содержать задачу, для изучения которой целесообразно использовать деловую игру. Подготовить задания, требующие повторение пройденного материала, различные конкурсы на сообразительность и умелость. Одним словом, учитель самостоятельно разрабатывает сценарий игровых уроков, при этом необходимо точно рассчитать игру по времени стандартного урока.
Подготовка учащихся. Учащиеся должны знать, что после изучения данного раздела программы будет проведён конкурс, что стимулирует у учащихся собственную познавательную деятельность осмысленного усвоения знаний и умении.
Заключительный (подведение итогов урока).
Состоит из анализа урока и оценки учащихся. Главная цель оценки – стимулирование познания. Человеку нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше самочувствие, отношение к миру, желание работать. Наряду с оценкой, выставляемой в журнал, для ученицы не менее важна и оценка, выраженная в вербальной (словесной) форме. Выраженная в эмоциональной форме, она затрагивает чувства ребёнка. Может окрылить его, заставить поверить в свои силы, а может исформировать комплекс неполноценности, привить неприязнь к учителю и отвращение к предмету.
При проведении итогов обязательно поощряю всех участников, чтобы кто-либо из них не чувствовал себя обиженным, в дальнейшем не ощущал боязни перед проверкой знаний. Одновременно отмечаю наиболее старательных, стремлюсь к тому, чтобы дети испытывали чувство гордости не только за себя, но и за удачи своих друзей - соперников.
Конечно, придумать игру на каждый урок практически невозможно, а частое использование одних и тех же игр грозит полной потерей к ним интереса. Здесь, прежде всего, нужно хорошо знать уровень подготовки детей, их отношение к той или иной предлагаемой игре. Порой игровая ситуация складывается стихийно и идет от самих детей. Этого не следует опасаться, хотя урок придется корректировать «на ходу». Одним словом, игра требует очень тонкой инструментовки. Нельзя предвосхищать игру и давать ей свою оценку. Ведь она может обмануть надежды детей и вызвать у них обратную реакцию. И дальнейшие попытки активизировать внимание учащихся аналогичным способом могут вызвать у детей недоверие и настороженность. Ни у кого не вызывает сомнения, что игра для детей - это явление радостное и желанное. Но иногда используются такие игровые приемы как эстафета, коллективные соревнования «Кто, быстрее?», а, упустив из виду, что дети имеют разный уровень знаний и поэтому могут не справиться с заданием, игра может обернуться для некоторых детей слезами: ведь они подвели своих товарищей, свою команду. Вводя игровой прием, всегда надо помнить, равны ли возможности детей, участвующих в игре, слабоуспевающим ученикам целесообразно подобрать несложные задания, с которыми они справятся. Также игровым материалом для таких учащихся могут являться задачи- шутки, загадки, ребусы и ролевые игры с коллективным трудом, они несут в себе не только эмоциональный заряд, а, забавляя, поучают.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Литература
- Бондарева Н.А. «Конструирование современного урока на основе педагогической техники».
- Симоненко В.Д. учебник «Технология» 5 класс, 2005г.
- ГлазырёваЕ.А.«Развитие познавательной активности школьников» №5/2008г.
- 4.Оглоблина Н.М., Н.А. Петрова «Игра-соревнование «Дело мастера боится» «Школа и производство» №7/1990г.
- 5. Хотунцев Ю.Л., Кожина О.А. «Экологические знания в образовательной области «Технология», «Школа и производство» №5/1996г.
- 6.Чекмарёва Н.А. Воспитание учащихся в проектной деятельности. Научно-методический журнал «Школа и производство» №3/ 2008г.