Есть лишь одна по–настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства.
А. Камю
10 сентября это Всемирный день предотвращения самоубийств. Этот день отмечается по инициативе Международной ассоциации по предотвращению самоубийств и при поддержке Всемирной организации здравоохранения, поэтому данная статья посвящена именно вышеуказанной проблеме. Общественный резонанс, который сопровождал любые самоубийства в истории отдельных формаций, в настоящее время усиливается нарастающим количеством этих деяний, совершаемых людьми различных возрастов и социальных слоев. Самоубийство одна из вечных проблем человечества, явление социальное и психологическое, а как общественный феномен это не просто индикатор общественного здоровья, но и социально-психологический архетип, который, в зависимости от характера его влияния в общественном сознании, может непосредственно воздействовать на формирование суицидальных форм поведения личности.
По статистике, суицид занимает третье место среди причин смертности после несчастных случаев и убийств. По данным многочисленных исследований, на одно завершённое самоубийство приходится от 10 до 20 суицидальных попыток, что свидетельствует об угрожающей тенденции, связанной с добровольным уходом из жизни.
С давних времен проблема суицида обсуждалась Эпикуром, Платоном, Сократом, Вергилием и Овдием, Ф.Аквинским, А.Блаженным, Лао-Цзы, Конфуцием. Самоубийство изучали такие учёные, как А. Адлер, К. Юнг, Дж. Хиллмен, Г.С. Салливэн, К. Хорни, А. Альварес, Э. КюблерРосс и другими.
Разработкой собственных теорий по проблеме самоубийства занимались исследователи: З. Фрейд, предложивший теорию суицида, согласно которой выделил два вида влечений: один из них инстинкт жизни Эрос, а другой влечение к смерти, разрушению и агрессии Танатос («Печаль и меланхолия»); К. Меннингер, исследовавший глубинные мотивы самоубийства («Война с самим собой»); Э. Дюркгейм, изучивший социальный контекст самоубийств («Самоубийство: социологический этюд»); Н. Фейбероу, описавший и исследовавший те формы саморазрушающегося поведения, которые ранее не относились к суицидальным, например, злоупотребление различными веществами, включая наркотики, алкоголь и табак; соматические болезни; преступления, проституция, делинкветное поведение; рискованные виды спорта («Многоликое самоубийство»); Э. Шнейдман, рассмотревший психологические корни суицидальных явлений («Душа самоубийцы») и привёл, основываясь на клинических наблюдениях, типологию индивидов, играющих непосредственную роль в приближении своей смерти («Смерти человека»); А. Камю, поставивший вопрос о связи самоубийства с мышлением индивида, заметивший, что все, когда-либо помышлявшие о самоубийстве, сразу признают наличие прямой связи между чувством разлада человека со своей жизнью и тягой к небытию («Бунтующий человек»);
А.Ф. Кони, указавший на ошибку в объяснении самоубийств увеличением душевных заболеваний («Самоубийство в законе и жизни»); Н. Бердяев, считавший, что осуждать нужно не самоубийц, а самоубийство как грех, духовное падение и слабость («О самоубийстве»); В.М. Карандашев, выделивший типы самоубийц, основываясь на личностно-психологических особенностях («Жить без страха смерти»); Г. Чхартишвили, относивший творческие личности к группе высокого суицидального риска («Писатель и самоубийство»).
Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования, проблема суицида до сих пор актуальна и требует дальнейшего изучения, поскольку в психологических концепциях нет единого подхода классификации причин, видов, факторов самоубийства, а также механизмов, условий и средств реализации психологического сопровождения личности, склонной к суицидальным формам поведения.
Кроме того, в современной действительности прослеживаются противоречия между:
- потребностью общества в становлении психологически здоровой личности и социальными условиями, порождающими суицидальные формы поведения;
- потребностью в научной разработке психологического сопровождения личности, склонной к суицидальным формам поведения, и недостаточной открытостью соответствующей информации;
- потребностью личности в самосохранении и деструктивными формами поведения, провоцирующими инстинкт саморазрушения.
В XX в. изучением проблемы самоубийства занялись также такие психологи, как Э. Гроллман, В. Франкл, К. Роджерс и другие. Можно сказать, что наиболее важными проблемами, привлекающими внимание всех исследователей в этой области, являются:
- причины самоубийства;
- факторы риска (пол, социальное положение, психические расстройства, генетические заболевания и т.д.);
- превенция, интервенция и поственция суицида, которым огромное внимание уделяется Э. Гроллман. Под этими терминами понимается профилактика самоубийств, непосредственная психологическая помощь человеку, стоящему на грани выбора и помощь его близким, если трагедия все же случилась.
Помимо этих проблем существует и множество других, связанных с моральноэтическими нормами, религией, культурой и т.д.
В самом широком смысле самоубийство вид саморазрушительного, аутодеструктивного поведения (наряду с пьянством, курением, потреблением наркотиков, а также перееданием).
Под словом «самоубийство» в русском языке понимаются два разнопорядковых явления: во-первых, индивидуальный поведенческий акт, лишение себя жизни конкретным человеком; во-вторых, относительно массовое, статистически устойчивое социальное явление, заключающееся в том, что некоторое количество людей добровольно уходит из жизни. В некоторых языках, включая английский, немецкий, русский, отсутствует дифференциация этих понятий. Поэтому лишь из контекста бывает ясно, идет ли речь о поступке человека, или же о социальном феномене.
Самоубийство весьма сложный, многоуровневый (философский, социальный, психологический, нравственный, юридический, религиозный, культурный, медицинский) междисциплинарный феномен.
По данным ЮНИСЕФ, согласно мониторингу положения женщин и детей в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ, Казахстан входит в число стран с наиболее подверженных этому негативному воздействию в связи с тревожащими данными смертности от суицидов среди подростков в возрасте от 15 до 19 лет, и молодых людей в возрасте от 20 до 24 лет. Приведем пример. За последний год 51 казахстанцами было совершенно самоубийство, в мае 2015 года в г.Астана, спрыгнув с 11 этажа, два подростка лишили себя жизни, в июне 2015 года в г.УстьКаменогорске также было совершено самоубийство девочкой 11-12 лет, спрыгнувшей с многоэтажки, в марте 2015 года в г. Семей девушка спрыгнула с моста в реку, в этом же городе через некоторое время солдат-контрактник решил свести счеты с жизнью таким же образом, в августе 2015 года ученик средней школы г. Рудный Костанайской области спрыгнул с крыши заброшенной многоэтажки. Так, к сожалению, можно продолжать очень долгое время. Ни одна группа, национальность или класс людей не свободны от этого “непростительного греха общества”. Хотя человек может ни разу не произнести слово “самоубийство”, означает ли это, что она или он полностью свободны от желания смерти? Люди имеют тенденцию к саморазрушению, которая различается лишь по степени выраженности или интенсивности проявлений от человека к человеку и от одного общества к другому.
В истории мировой цивилизации проблема суицида выступала как религиозная, юридическая, как морально-этическая проблема последнего выбора, свободы, предельных состояний и самораскрытия личности [1 с. 239]. Актуальными являются работы русских психологов П.Б. Ганнушкина и А.Е. Личко. Они большое внимание уделяли проблемам психопатий: «Психопатическими называются личности, с юности, с момента сформирования представляющие ряд особенностей, которые отличают их от так называемых нормальных людей и мешают им безболезненно для себя и для других приспособляться к окружающей среде» [2].
А.А. Парфёнова рассматривает типологические особенности суицидальных пациентов. Она разоблачает миф о том, что те, кто открыто говорят о самоубийстве, редко его совершают, так как большинство людей, совершающих суицидальные попытки, длительное время обдумывают свои намерения. Говорится, что лицам, собирающимся покончить с собой, нужна психологическая помощь. «Цель психологической помощи – разрешение проблем суицидента, обусловливающих суицидальность» [3, с. 112]. Если это интерпретировать с социологической точки зрения, то получается, что в обществе должны существовать особые механизмы, позволяющие предотвратить некоторое количество суицидов. Примером можно считать «Телефон доверия».
Несмотря на то, что на протяжении веков ученые стремились дать теоретическое обоснование суицидальному поведению, в настоящее время нет единой теории, объясняющей природу самоубийств. Среди множества концепций выделяются четыре основные: биологическая, психопатологическая, психологическая и социальная [4 с. 157].
- Биологическая концепция исходит из инстинктивной природы самоуничтожения, эволюционного характера самоубийства как «приспособительного» (хотя и не адаптивного) механизма освобождения от неполноценных, болезненных особей, элемента естественного отбора. Или же результата биохимической депрессии.
- Психопатологическая концепция исходит из положения о том, что все самоубийцы – душевнобольные люди, а суицидальные действия – проявления острых или хронических психических расстройств.
- Фрейд рассматривал самоубийство как проявление инстинкта смерти, который может выражаться агрессией и, как частный случай – аутоагрессией. Сторонники этой концепции считают, что самоубийство это преобразованное (направленное на себя) убийство, а в подтверждение правильности своей точки зрения ссылаются на обратное численное соотношение убийств и самоубийств, действительно существующее в ряде стран, а также на снижение самоубийств во время войн.
- Социологическая концепция исходит из того, что в основе суицидального поведения лежит снижение и неустойчивость социальной интеграции, а самоубийство во всех случаях может быть понято лишь с точки зрения взаимоотношений индивида с социальной средой, при этом собственно социальные факторы играют ведущую роль. Современное состояние культуры предполагает постоянное принудительное общение с огромной массой людей, которое обезличивает конкретного человека и впоследствии порождает конфликты. Вспоминается по этому поводу известная фраза Конрада Лоренца: «Степень отчужденности людей прямо пропорциональна плотности населения».
Выше было сказано достаточно определений того, что же на самом деле суицид. Но до сегодняшнего момента, несмотря на многие исследования суицида с точки зрения различных наук, никому из исследователей не удалось выяснить, почему же мы ежегодно теряем столько людей, которые решились лишить себя жизни самостоятельно. И потому что до сегодняшнего момента учёные не могут определить основную причину самоубийств, мы можем только говорить о совокупности определённых факторов и их восприятии индивидом.
Хотя даже в концепциях психологического толка стали рассматриваться социальные аспекты самоубийств, данное явление нельзя рассматривать сугубо с медицинской или психологической точки зрения, так как человек это существо одновременно и биологическое, и социальное и, соответственно, на его действия оказывают влияние социальные, экономические, культурные и другие факторы.
При изучении темы суицида у нас возникают многочисленные вопросы, на которые до сегодняшнего момента никто не смог дать ответ. Анализируя ситуацию в стране, хочется отметить, что не то что с каждым годом, с каждым днем увеличивается число суицидентов. И это еще только те люди, про которых написали СМИ, страшно подумать, сколько таких не зарегистрированных случаев. Для общества это наиболее остро стоящий вопрос, так как нет ничего ценнее человеческой жизни. Ассоциируя понятие суицид с видом девиантного поведения, результатом социально-психологической дезадаптации людей с психологическими расстройствами человека, мы иногда забываем, что это только научная сторона исследования проблемы. Хотя и существует ненаучная, нетрадиционная сторона, которая подвергается критике и опровергается людьми, но все же она есть. И поэтому мы считаем, что суицид это феномен.
Таким образом, ученые не ставят перед собой задачи построения моделей суицидального поведения. Проводятся одиночные исследования, направленные на получение эмпирических данных о самоубийствах. На основании эмпирических данных делаются выводы по каждому конкретному показателю, влияющему на изменение количества самоубийств. Различие только в направленности изучения и применении результатов. Данная проблема касается не только нашего государства, а всего человечества, поэтому необходимо выдвинуть проблему самоубийства на первый план, активизировать деятельность психологических служб. На уровне учебных заведений же должны создаваться специальные программы, за счёт которых возможно будет проводить профилактику самоубийств, что значительно уменьшит их число.
ЛИТЕРАТУРА
- Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд: пер. с фр. с сокр. В.А. Базаров. М.: Мысль, 1994. 399 с
- Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика. Некоторые общие соображения и данные Психология индивидуальных различий / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. – 269 с.
- Парфёнова А.А. Типологические особенности суицидального пациента // Социологические исследования 2009, №4. С. 108 – 116.
- Гроллман Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция // Суицидология : прошлое и настоящее. М.: КогитоЦентр, 2005. – 352 с.
- Фабероу Н. Энциклопедия суицида. 1988. – 434 с.