Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В проектах концепций образования и воспитания учащихся Республики Казахстан указывается на необходимость гармоничного развития личности учащихся, что позволяет избежать пассивности мыслительной деятельности, способствует формированию потребности в познании и творчестве. В педагогике происходит перестройка практики и методов работы, в частности, все более широкое распространение получают различного рода игры. Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.
Игра может интенсивно использоваться на занятиях по иностранному языку, что объясняется особенностями данного предмета, главная цель которого – обучение языку как средству общения. При этом общение рассматривается как мотивированная, коммуникативно-познавательная деятельность, направленная на извлечение и передачу определенной информации.
Ролевая игра это вид деятельности, в котором учащиеся, исполняя различные социальные роли, осваивают общение в условиях, максимально близких к условиям реального общения, включающих в себя особенности культуры, быта и менталитета страны изучаемого языка. Ролевая игра обладает большими обучающими и воспитательными возможностями, ее можно рассматривать как точную модель общения.
Игра – явление полифункциональное. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения, являясь моделью межличностного общения. Ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнения для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане игра обеспечивает обучающую функцию.
Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на учащегося. В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.
Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роли другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ориентирующую функцию.
В играх дети стремятся к общению, к взрослости, и ролевая игра дает им возможность выйти за рамки деятельности и расширить их. Обеспечивая осуществление желаний, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.
На уроках иностранного языка игра не теряет своей привлекательности для учащихся: однако имеет свою специфику, решаются дополнительные неигровые задачи и повышается значимость результативного аспекта, что позволяет рассматривать ролевую игру как средство достижения учебно-воспитательных целей.
Ролевые игры, с методической точки зрения, несут в себе такие задачи, как: создание психологически благоприятной готовности учащихся к речевому общению; обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала; тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Тематика ролевых игр может быть самой разнообразной и, как правило, совпадает с изучаемым материалом на различных этапах обучения. В приложении 1 мною приведены примеры ролевых игр, проведенных на уроках английского языка в разных классах.
Ролевые игры бывают:
а) сказочного содержания; б) бытового содержания; в) познавательного
г) мировоззренческого; д) деловые игры.
Основные требования к ролевым играм:
- Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьника интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения;
- Ролевую игру нужно хорошо подготовить и четко организовать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной;
- Ролевая игра должна быть принята всей группой;
- Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности;
- Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал;
- Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной атмосферы на занятии очень важный фактор, значение которого трудно переоценить;
- Для того, чтобы реализация коммуникативного метода в контексте ролевой игры была действенной и целенаправленной, ролевая игра должна быть контролируемой и специально организованной учителем. В ходе проведения ролевой игры учитель не только контролирует ее организацию, но и является партнером по общению, режиссером на уроке. Он создает атмосферу доброжелательности и устраняет психологические барьеры.
Проанализировав литературу по проблеме и апробировав игры на практике, автором были сделаны следующие выводы относительно обучающих возможностей ролевых игр.
- Ролевую игру можно расценить как самую точную модель общения. В ролевой игре, как и в самой жизни, речевое и неречевое поведение партнеров переплетаются теснейшим образом.
- Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно побудительного плана. Точно обозначенные «предполагаемые обстоятельства» создают общий побудительный фон, а роль, которую получает учение, сужает его до субъективного мотива.
- Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала. За каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности, которая делает реплику неповторимой и значимой. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым продлевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики – лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением, или опровергнуть его, умением целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т. д.
- Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности занятий – всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения. В результате игры дети составляют наглядные представления об уровне собственных знаний, обретают способность к самоконтролю и самооценке. Мною также было отмечено, что неудачи не ведут к разочарованиям, не лишают ребенка надежды на успех. Отношения соревнования между участниками игры побуждают их без давления извне прилагать силы для достижения планируемых результатов.
- Ролевая игра имеет образовательное значение. У детей развито воображение, они любознательны, энергичны, открыты любым инициативам. Для них все вокруг может представлять интерес и быть объектом изучения. С помощью игры мы можем стимулировать познавательную деятельность, сочетая её с обучением английскому языку, опираясь на звуковые, осязательные, вкусовые ассоциации. Игры призваны обучить ребенка, приобщить его к ситуациям взрослой жизни, привить навыки общения, адаптировать к резко меняющимся условиям. Игра также активизировала стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создала условия равенства в речевом партнерстве, разрушила традиционный барьер между учителем и учеником, сняла раскрепощенность детей. Во время ролевой игры имеет место эмоциональный подъём, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения, что подтверждается просчитанными результатами: успеваемость 100%, качество – 78-83%.
- Целесообразное использование игры направляет активность детей на учебные задачи и способствует становлению сознательной дисциплины. Разные виды деятельности позволяют школьникам поразному проявить свою активность. Эмоциональная настроенность на игру обеспечивает готовность и способность ребенка подчинять свое поведение, все свои действия требованиям игровых правил. Таким образом, возникает добровольная дисциплина детей, которая по внутренней мотивации принципиально отличается от дисциплины, основанной на авторитете учителя.
- Практически все учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т.к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить насколько она соответствует ситуации и задаче общения и правильно отреагировать на реплику. Игра положительно влияет на формирование познавательных интересов школьников, способствует осознанному освоению иностранного языка. Она способствует развитию у учащихся таких качеств, как самостоятельность и инициативность.
Итак, что ролевая игра является средством формирования коммуникативных учебных действий. Ролевая игра – это не только вовлечение в коммуникацию, но и специально организованные учебные коммуникативные ситуации, в контексте которых учащиеся используют нужную тематическую лексику. Ролевая игра воплощает собой процесс приближенного к реальности иноязычного общения и обладает непосредственной направленностью на формирование иноязычной коммуникативной компетенции.
Перспективы игровой формы обучения можно связать ещё и с тем, что внедрение учебных игр не требует больших затрат, материальных и финансовых средств. С дидактической точки зрения игровая форма обучения перспективна тем, что она не противостоит традиционному типу обучения, не противоречит современным педагогическим теориям. Однако нет и не может быть универсальных форм и
методов обучения на все случаи жизни. Считаем, что не совсем правильно было бы смотреть на игры, как на всемогущее средство обучения. Следует также помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо привить чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Приложение 1
Примеры ролевых игр, использованных на уроках английского языка
Ролевая игра "Buying clothes" A Shop Assistant, C customer.
A: Hello. What can I do for you? (How can I help you?)
C: I'm looking for a blouse (a pair of trousers). A: What size do you take?
C: I wear size 10.
A: What colour blouse (trousers) would you like?
C: And what colours does it (do they) come in?
A: Blue and brown.
C: I like the blue one (ones).
A: Would you like to try it (them) on?
C: Yes, thank you. Where's the fitting room?
A: It's over there (on the right / at the back of the shop).
(The customer tries the clothes on) A: How does it (do they) fit?
C: It's (they're) a bit loose (tight) on me. Can I have it (them) a size smaller (bigger), please?
A: Certainly. Here you are.
C: Thank you. It fits (they fit) perfectly (like a glove).
A: Very good. Would you like to follow me to the cash desk?
C: Yes, certainly. How much does it (do they) cost?
A: It costs (they cost) 1,000 rubles (35 dollars). How would you like to pay?
C: I'd like to pay by card (I'd like to pay cash).
Here it is (Here you are).
A: Thank you. Here's your receipt (and your change). Thank you for shopping with us.
C: Thank you for your help. Good bye.
Ролевая игра "Shopping"
Shop assistant: Hello. Can I help you?
Customer: Yes, please. How much is this pen?
Shop assistant: It’s fifty cents. Customer: And how much is this book? Shop assistant: It’s a dollar.
Customer: Here’s two dollars.
Shop assistant: Thank you. And here’s your change.
Customer: Thank you. Bye. Home and domestic animals
Играть могут два четыре человека. В начале игры игроки ставят фишки на "старт". Игроки по очереди бросают кубик и перемещают фишки по игровому полю на соответствующее количество клеток. Ученику, сделавшему ход, нужно сказать два предложения: где изображённые на его клетке животные живут и что они едят.
Например:
The cow lives on the farm. It eats grass.
Или:
The cats live in the house. They eat meat and fish.
Если предложения сказаны правильно, ученик оставляет фишку на клетке, если была допущена ошибка, игрок возвращается на клетку, с которой он ходил. Побеждает ученик, первым добравшийся до финиша.
Какие различия?
Цель: комплексная тренировка вопросно-ответного взаимодействия с включением элементов рассуждения.
Ход игры: участники игры делятся на пары. Один играющий получает картинку, второй – такую же картинку, но с некоторыми изменениями. Задавая вопросы друг другу, они должны найти различия между картинками и назвать их. Показывать друг другу картинки запрещается.
План города
Цель: активизация навыков и умений вопросно-ответного взаимодействия с использованием различных форм вопросительных, предположительных высказываний и техники расспроса, а также всевозможных по содержанию и структуре реплик реакций.
Ход игры: участники игры образуют пары. Каждый из играющих получает вариант плана города, на котором указаны какие-либо достопримечательности. Задавая друг другу вопросы, играющие устанавливают названия улиц, местоположение достопримечательностей. Они должны также описать дорогу к этим местам от заданной исходной точки.
Week end
Цель: активизация навыков и умений дискутирования, обсуждения, аргументирования, объяснения, убеждения на иностранном языке.
Ход игры: участники игры разрабатывают маршрут за город и план проведения уикэнда. Каждая группа обсуждает и представляет свой план. Условия, которые должны быть учтены, могут быть различными (определение суммы денег, мест для посещения, выбор транспортных средств, спортивного инвентаря для игр на природе и т.п.).
Если бы я был…
Цель игры: формирование навыков и умений употребления в иноязычной речи сослагательного наклонения и средств выражения модальности на основе активизации речемыслительной деятельности.
Ход игры: преподаватель предлагает играющим представить себя в роли известного киноактёра, писателя и т.д. и сообщить, как бы они выглядели, чем бы занимались и т.п.
Другой возраст
Цель игры: активизация употребления в монологической речи сослагательного наклонения и средств выражения модальности.
Ход игры: играющим предлагается представить себя моложе или старше и рассказать о себе с учётом этих возрастных особенностей.
Хороший преподаватель
Цель: практика иноязычного общения будущих преподавателей иностранного языка.
Ход игры: играющим предлагается список из 30 слов, характеризующих работу хорошего преподавателя. Обучаемые должны рассмотреть их по степени важности, обосновать предлагаемую последовательность употребления и использовать в общении (дискуссии).
Реклама
Цель: практика иноязычного общения в форме дискуссии по заданной теме.
Ход игры: каждая пара играющих получает какое-нибудь рекламное объявление. Играющие должны обсудить его содержание, выяснить, какие свойства и качества рекламируемого товара являются наиболее привлекательными для покупателя.
Плюсы и минусы
Цель: активизация аргументирующей монологической речи.
Ход игры: играющим предлагается обсудить какое-либо событие или явление (например, обсудить закон, запрещающий курение во всех общественных местах). Участники должны назвать плюсы и минусы обсуждаемого события (явления), аргументировать свою точку зрения.
Ноев ковчег Цель: практика дискуссии.
Ход игры: играющим напоминается миф о Ноевом ковчеге и предлагается составить перечень того, что необходимо сохранить для будущих поколений (животные, растения, произведения искусства и литературы, предметы материальной культуры и техники и т.п.), и обсудить этот перечень.
Правильное решение
Цель: совместный поиск решения в ходе речевого общения в заданной ситуации.
Ход игры: участникам игры предлагается ситуация, в которой им необходимо принять решение, например: а) вы заблудились в лесу, приближается ночь; б) вы потеряли все деньги; в) вы опоздали на поезд (самолёт) и т.д. Каждое предложенное обучаемыми решение обсуждается всей группой.
Один день в Москве (Лондоне, Нью-Йорке)
Цель: активизация монологической речи в предлагаемой ситуации и практика порождения связного развёрнутого высказывания, синхронного с речемыслительной деятельностью.
Ход игры: играющим задаётся ситуация: экскурсия по городу. Каждому обучаемому или группе предлагается сначала назвать достопримечательности города, затем выбрать те из них, которые они хотели бы посмотреть в течение одного дня, а также объяснить свой выбор.
Глаголы и наречия
Цель: активизация грамматики и лексики в устной речи.
Ход игры: играющие образуют пары. На столе лежат две стопки карточек. В одной стопке карточки, на которых написаны глаголы, обозначающие действия, в другой карточки с наречиями, поясняющими эти действия. Один из играющих берёт карточку с глаголом, второй – с наречием. Каждая пара играющих должна изобразить перед группой действие, записанное на карточках. Играющие должны догадаться, какое действие они изображают, какие глаголы и наречия иллюстрируют, и назвать их на иностранном языке.
Приложение 2 CONVERSATION FILLERS
Polite responses in everyday situations
Thank you. You’re welcome.
- Not at all.
- Don’t mention it.
- Think nothing of it.
- Any time.
Excuse me. Surely.
- Certainly.
- Of course.
Would you like a (piece of candy)? -Yes, please.
- Thanks, I would.
- No, thank you / thanks.
- No, thanks, I wouldn’t.
May I have a (piece of candy)? Certainly,
- Surely.
- Yes, of course.
- Go right ahead.
- Help yourself.
Responses showing different feelings and emotions Interest
I’m going to buy a new car. Really?
- How nice!
- You don’t say!
Enthusiasm
I’m writing a book. Great!
- That’great!
- Wonderful!
- Fantastic!
- Terrific!
- Marvelous!
Surprise
John just won a thosand dollars!Oh, really?
- He did?
- He won a thousand dollars?
- What do you know about that?
Disbelief
He is nearly 80 years old. No kidding!
- I don’t believe it!
- I can’t believe it!
- Impossible!
- Incredible!
- I don’t believe a word you say!
- You must be joking!
- Nonsense!
Regret
I won’t be able to come to the party Saturday.
- I’m sorry to hear that!
- That’s too bad.
Sympathy
My sister broke her leg yesterday. Oh, that’s too bad.
- What a shame!
- That’s a shame!
- I’m sorry to hear that!
- Oh, I’m sorry.
Horror
Richard had a heart attack. Oh, how awful!
- That’s terrible!
- How horrible!
- That’s dreadful!
Agreement
This is a good meal. Right.
- You’re right.
- It is.
- Yes, it is, isn’t it?
- It certainly is.
- It surely is.
You remember Mary, don’t you? Yes, of course,
- Of course, I do.
- Why, of course. Certainly.
- Surely.
Concurrence
I want ice-cream. I do too.
- So do I.
I don’t like that painting. Neither do I.
- I don’t either.
Shall we go swimming? Yes, lets.
- Yes, let’s go.
- Why not.
- Sure, why not.
ЛИТЕРАТУРА
- Вайсбург М.Л. Использование учебноречевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. – Обнинск, 2001.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М., 2003.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М., 1991.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: «Просвещение», 1995.
- Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М., 1988.
- Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 1991.
- Семёнова Т.В., Семёнова М.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе. – 2005. - №1.