О воспитании певческого голоса детей

Пение оказывает могущественное эмоциональное влияние на слушателей и на самого поющего, никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и соответственным образом воспитывать.

Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает слух, тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечеткой, нелепой, до слушающего не доносится главный компонент речи – её содержание. Правильная ясная речь характеризует правильное мышление.

Голос у человека появляется с момента рождения (врожденный, безусловный защитный рефлекс). На базе этого рефлекса путем образования цепных, условно-рефлекторных реакций, возникает разговорный и певческий голос. В этом ему помогают и слух, и зрение, и артикуляционный аппарат, очень богатый кинестетическими рецепторами (мышечное чувство). Главную роль в пении выполняет гортань (конечно, совместно в дыхании). Слух является главным регулятором и корректором певческого поведения гортани и всего голосового аппарата, ему, прежде всего, должно быть уделено внимание при воспитании голоса. Слух развивается не попутно и не одновременно с голосами, как об этом часто пишут, а его развитие и воспитание должно идти всегда впереди. Звуковые образы накапливаются в кладовых слуховой памяти еще до их использования в речи или пении: в этом отношении окружающая среда имеет огромное значение.Чем раньше это накопление происходит, тем лучше.

Школьный возраст мы делим на три периода: 1) домутационный; 2) мутационный; 3) послемутационный. Неверная интонация особенно наглядно проявляется у начинающих первоклассников. Качество вокального интонирования у большинства детей зависит не только от их способностей точно выделить основную частоту тона. Если ребенок слышит, что он поет не ту мелодию или отдельные звуки, которые заданы учителем, а правильно спеть не может, то проблема неумения правильно интонировать заключается не столько в качестве звуковысотного слуха, сколько в способе звукообразования.

В домутационном периоде установлено, что качество звуковысотного интонирования тесно связано с использованием голосовых регистров:

  1. в фальцетном регистре добиться чистоты интонирования легче, чем в какомлибо другом;
  2. в натуральных регистрах интонация чище, чем при смешанном голосообразовании;
  3. причины фальшивой интонации на отдельных верхних звуках у поющих связаны с регистровой перегрузкой этих звуков;
  4. неумение правильно интонировать мелодию простой песенки происходит чаще всего из-за использования детьми исключительно грудного механизма голосообразования.

Иногда детям при грудном регистре звучания голоса трудно правильно проинтонировать какую-либо мелодию даже в диапазоне больше квинты. Причина в этом не сенсорная, а функциональная, это относится к детям, которые в процессе речи используют лишь грудную манеру голосообразования. Речь их отличается монотонностью, интонационной неразвитостью, узким звуковым диапазоном. То же самое происходит с голосом, когда такой ребенок естественно пытается петь, используя наработанный в речи грудной механизм фонации.

Если учитель сумеет настроить голос такого ученика на фальцетное звучание, то его звуковысотный диапазон резко раздвигается вширь, и ребенок сразу начинает правильно интонировать, хотя и непривычным для него тоненьким голосом за счет фальцетного режима голосообразования. Однако появившиеся умения правильно интонировать в фальцетном регистре необходимо закреплять на последующих занятиях, пока оно не перейдет в навык при любом способе голосообразования.

Основное условие правильной постановки вокального воспитания подготовленность руководителя для занятий пением со школьниками. Идеальным вариантом становится тот случай, когда учитель обладает красивым голосом, тогда вся работа строится на показах. Показ голосом обладает неоценимым достоинством, если его верно использовать. Прежде всего, он в высшей степени нагляден, заразителен, доступен, заставляет интуитивно найти нужные приспособления. Однако показ голосом предъявляет непременные требования к педагогу. Показом в полной мере может пользоваться педагог, владеющий профессионально – певческим голосом. Если голос педагога имеет пороки в звучании, этим методом пользоваться недопустимо. Лишь в отдельных случаях, с осторожностью, можно показать элементы того или другого приема, хода. Роль педагога трудно переоценить от его знаний, умения их передать, интуиции, внутреннего слуха и чутья зависит успех обучающегося, а также от самого учащегося – его восприимчивости, терпения и упорства. Воспитание певческих навыков требует от учащегося постоянного внимания, а значит, интереса и трудолюбия. Большинство специалистов различными путями приходят к одной простой истине: детский голос, обладающий своеобразием тембров, находится в постоянном развитии и изменении в зависимости от роста организма ребенка.

Следует совершенно исключить форсированное пение. Детскому голосу вообще противопоказано громкое пение даже в среднем и старшем возрасте, когда голосовая мышца в основном сформирована. Петь следует с предельной осторожностью. Некоторые ребята ошибочно полагают, что, чем громче они поют, тем лучше. Это не совсем так, даже если оставить в стороне выразительность пения. Песня должна исполняться в точном соответствии с указаниями композитора и интерпретацией руководителя: где-то громче, где-то тише. Все это зависит от смысла, от содержания, настроения песни. А все время петь громко и нелепо, и некрасиво. Когда ребенок заставляет себя громко петь и непрерывно форсирует звук, он может просто потерять голос. Петь надо не напрягаясь, с максимальной естественностью – только при соблюдении этого условия создаются предпосылки для успешного развития вокальных данных. Петь слишком высоко или слишком низко тоже не желательно, потому что голос может утратить свою звонкость и силу. Только регулярное пение в удобном диапазоне помогает развить голос. Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. Внимание педагога должно быть постоянно направлено на певческое дыхание – естественное, глубокое и ровное. В процессе учебного периода иногда встречаются дети, которые жалуются на болезни горла, носа, на переутомление голосового аппарата. У таких детей наблюдается короткий диапазон, сухость и боль в горле, гнусавость, сиплость и резкие звуки. Все эти дефекты в голосообразовании, в основном, являются следствием неверного дыхания, где слабо выражены координация в работе дыхания и гортани. Поэтому в помощь таким детям рекомендуется использовать уникальную методику упражнений по дыхательной гимнастике А.Н. Стрельниковой, в прошлом оперной певицы, театрального педагога. По её методике занимаются многие известные эстрадные певцы. Дыхательная гимнастика, разработанная ею несколько десятилетий назад, восстанавливает не только голос и дыхание, но и возвращает здоровье, благотворно воздействуя на весь организм в целом. В Японии, например, где широко распространена дыхательная гимнастика, редко встречается инфаркт миокарда.

Момент образования звука называется атакой. Различаются три вида атаки: твердая, мягкая и придыхательная. Твердая атака: связки смыкаются твердо, звук получается энергичный, твердый. Мягкая атака: связки смыкаются менее твердо, звук получается мягкий. Придыхательная атака: связки смыкаются не полностью. Чаще всего придыхательная атака свидетельствует о болезни горла, общей вялости связок, слабом вдохе и выдохе и т.д. В пении следует добиваться у детей смыкания связок, используя твердую и мягкую атаки. При работе с детскими голосами предпочитается мягкая атака, как наиболее щадящая голосовой аппарат.

В целом, детские голоса отличаются легкостью, прозрачностью, звонкостью и нежностью звука. Они делятся на дисканты и альт. Дискант – высокий детский голос, его диапазон – сольм ми2. Различают три этапа развития детского голоса, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа.

В семь десять лет голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти все дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрирует только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели). Диапазон ограничен звуками ре1 – ре2. Наиболее удобные звуки – ми1 – ля2. Тембр неровен, гласные звучат пестро. Задача руководителя – добиваться возможно более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона.

Одиннадцать тринадцать лет, предмутационный период. К одиннадцати годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Голоса мальчиков явственно делятся на дисканты и альты. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон ре1 – фа2; альты звучат более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон сим до2. В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Мальчики пользуются одним регистром, чаще грудным. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не совпадают, и переходные звуки могут различаться на тон и больше. Диапазон голосов некоторых детей указан больше указанных выше. Встречаются голоса, особенно у некоторых мальчиков, которые имеют диапазон более двух октав. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные, индивидуальные черты, свойственные каждому голосу. У некоторых мальчиков пропадает желание петь, появляются тенденции к пению в более низкой тесситуре, голос звучит неустойчиво, интонация затруднена. У дискантов исчезает полетность, подвижность. Альты звучат массивней. Дети предмутационного возраста нуждаются в большом внимании и бережном отношении к их изменяющемуся голосу, осторожности в обучении. Опыт показывает, что тогда и в переходный период развитие голоса идет довольно плавно, и голос не утрачивает в дальнейшем звонкости, этого драгоценного качества тембра, которое необходимо каждому.

В тринадцать пятнадцать лет мутационный (переходный период) совпадает с периодом полового созревания детей. Форма мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других более явно и ощутимо голос срывается во время пения и речи. Продолжительность мутационного периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без резких изменений голоса. Задача учителя – своевременно услышать мутацию и при первых её признаках принять меры предосторожности, вовремя среагировать на все изменения в голосе.

Послемутационный период в шестнадцать семнадцать лет. Происходит оформление гортани, она делается «взрослой», с остаточными явлениями мутации. Голос слабый, голосовой аппарат быстро утомляется. Звук приобретает определенный характер, но голос может еще претерпеть перемены прежде, чем окончательно перейдет во взрослый.

Хорошее пение как искусство является результатом продолжительной работы. По ходу разучивания песни дети получают элементарные сведения о музыке, средствах музыкальной выразительности; при разборе содержания знакомятся с основными терминами, определяющими характер произведения, темп, динамику. Исполнение упражнений или вокальных приемов должно быть осознанным детьми с точки зрения механизма звукообразования и целесообразности их использования. Совершенно ясно, что развитие певческого голоса детей может быть эффективным на основе правильного пения, в процессе которого должны формироваться и правильные певческие навыки. Выразительность исполнения формируется на основе осмысленности содержания и его эмоционального переживания детьми. Подчеркивая зависимость выразительности пения от эмоциональной отзывчивости на музыку, следует заметить, что не у всех детей эта способность одинаково развита. Она определяется общим и музыкальным развитием и, конечно, в первую очередь есть результат развития слуха во всех его проявлениях. Выразительность вокального исполнения является признаком вокальной культуры. В ней проявляется субъективное отношение ребенка к окружающему через исполнение и передачу определенного художественного образа. Выразительность возникает только тогда, когда поющий проявляет свое отношение к исполняемому вследствие понимание того, о чем говорится в данном произведении. Непринужденное исполнение всегда выразительно. Однако оно возможно только на каком-то начальном этапе разучивания произведения и связано с элементом новизны восприятия. Как только произведение становится известным, оно уже наскучило, ощущение новизны утрачено, и непринужденность исполнения потеряно. Сохраняя непосредственность исполнения, следует постепенно и осторожно развивать у детей навык произвольной выразительности в результате осознанной направленности их волевых усилий.

Перенапряженное звучание не может считаться целесообразным ни для развития детского голоса, ни быть приемлемым с эстетической точки зрения. Поиски оптимального звучания голоса связаны с работой над устранением различных недостатков в функционировании и голосового аппарата певца. Работа любой части голосового аппарата отражается на способе колебания голосовых складок – источнике звука по типу того или иного регистра, что предопределяет и основные характеристики певческого звука. Поэтому понятие об оптимальном голосообразовании у детей мы относим к регистровому режиму. Так как фальцетом можно спеть практически весь диапазон голоса, а грудным – лишь нижнюю часть его, фальцетный режим в детской певческой практике многие специалисты считают единственно приемлемым, как не допускающим перегрузки и чрезмерных напряжений в звуке. Однако грудной регистр необязательно должен быть напряженным или неизбежно связан с перенапряжением, если он не выходит за пределы своего диапазона. Если знать звуковысотный диапазон грудного регистра ученика и умело его использовать, то вреда для голоса не будет. При академическом пении возникает необходимость использования более широкого звуковысотного диапазона при различной нюансировке и тембральной насыщенности. Если руководствоваться принципом «от простого к сложному», то эта последовательность имеет общее направление от чистых регистров к смешанным. В зависимости от индивидуальных особенностей голоса ребенка, начинать следует с того голосового регистра, который он использует при спонтанном пении наиболее часто. Следует иметь в виду, что один и тот же регистр у детей даже одного возраста так же, как и у различных по своей природе голосов взрослых звучит по-разному, в зависимости от анатомо-морфологического развития и состояния всего организма и, в частности, голосового аппарата. В связи с индивидуальными особенностями на первом этапе работы целесообразно начинать с того типа регистрового звучания, к которому проявляется склонность у ребенка от природы. Конечно, можно научить петь его в любом регистре, но большого успеха можно добиться, если начиная работу с учеником, учитывать природу его голоса. Даже в случае свободного владения всеми возможными голосовыми регистрами индивидуальные особенности певца проявятся в том, что в каком-то регистре его голос будет звучать наилучшим образом. Основные этапы формирования оптимального голосообразования у детей зависит от условий занятий при индивидуальном обучении или коллективном.

В условиях индивидуальных занятий на первом этапе работы педагога направлены на овладение натуральными регистрами голоса, начиная с того регистрового режима, к которому проявляются склонности ребенка от природы.

На втором этапе формируется навык сознательного использования регистров в соответствующем им диапазоне.

На третьем этапе, наряду с произвольным переключением, скачком, с одного регистра на другой формируется умение постепенно и плавно переходить от фальцетного регистра к грудному через микстовый или постепенном тембральном обогащении его.

На четвертом этапе закрепляется и совершенствуется способность ученика произвольно пользоваться голосовыми регистрами при пении. Продолжительность каждого этапа всякий раз определяется поразному, в зависимости от того, как часто проводятся занятия, от педагогического воздействия, восприимчивости ученика, его музыкальных способностей. В условиях коллективного обучения труднее создать наилучшие условия для развития голосов всех видов.

Своеобразие голосообразования у детей открывает перспективу дальнейшей разработки системы развития у них певческого голоса в различном возрасте с учетом индивидуальных особенностей.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992.
  2. О детском голосе / Под ред. Н.Д. Орловой. – М.: «Просвещение», 1970.
  3. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика. М., 1981.
  4. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Ростов н/Д.: «Феникс», 2009.
  5. Дмитриев Л. Методика обучения сольному пению. – М.: «Музыка», 2005.
Год: 2014
Категория: Педагогика