Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Формирование речевых умений у первоклассников на основе игровой деятельности

М.Р. Львов в своих исследованиях выделяет условия возникновения и развития речи. Одним из таких условий является потребность высказываний. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребёнок, ни человечество в своём историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребность высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно [4, с. 310].

Второе условие любого речевого высказывания – это наличие содержания, материала, то есть того, о чём нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.

Чёткость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений), забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.

Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть, главным образом, слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Поэтому третье условие успешного речевого развития – это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду. В результате слушания речи и использования её в собственной практике у ребёнка формируется подсознательно «чувство языка», на которое и опирается методика обучения [4, с .315].

Н.И. Жинкин раскрыл механизм практического формирования этого явления. Он писал: «При передаче сообщения вводятся два вида информации о предмете и явлениях действительности и правилах языка, на котором подаётся сообщение. Последний вид информации вводится в неявной форме, так как правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится. Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг ребёнка языка в неявном виде, то есть через речь» [2, с. 257].

Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание широкой системы речевой деятельности: с одной стороны, восприятие хороших образцов речи, достаточно разнообразных и содержащих необходимый языковой материал, с другой – создание условий для собственных речевых высказываний, в которых школьник мог бы использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть.

М.Р. Львов в развитии речи выделяет три направления: работа над словом (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и работа над связной речью (уровень текста). Кроме того, в объём понятия «развитие речи» включается произносительная работа – дикция, орфоэпия, выразительность, просодия, исправление произносительных недочётов [4, с.317].

Систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями: последовательностью упражнений, их перспективностью, разнообразием упражнений и умением подчинить разнообразные виды упражнений общей цели. Каждое новое упражнение, как бы ни было оно мало, связывается с предыдущими и готовит учащихся к последующим, в то же время, подчиняясь общей далёкой цели, вносит что-то новое, обеспечивающее движение вперёд.

Посмотрим теперь, каким же должен быть процесс обучения говорению.

В учебном процессе между учителем и учащимися устанавливаются какие-либо взаимоотношения, кроме официальных, т.е. общение должно быть не ролевое (учитель ученик), а общение индивидуальностей, которые видят друг в друге речевого партнера.

Мотив общения может появиться лишь тогда, когда возникнет потребность в подлинном общении. Потребность в «учебном» общении, которое у некоторых учащихся есть, по характеру иная и не в состоянии обеспечить коммуникативной мотивации.

Если взаимоотношения между учителем и учениками как между личностями не возникает, то нет и цели, присущей общению, изменить эти взаимоотношения.

Должны функционировать все способы общения: интерактивный, когда есть взаимодействие на основе какой-либо деятельности, кроме учебной; перцептивный, когда имеет место восприятие друг друга как личностей; информационный, когда ученики обмениваются своими мыслями, чувствами. Если же ученик пересказывает текст просто ради пересказа (когда все в классе знают его содержание) или проговаривает какие-то не ситуативные предложения, то общение не может состояться, а продуктом такого «говорения» является так называемая учебная речь. Нужно придать процессу обучения, не нарушая его организованности, системности и методической направленности, характерные черты процесса общения.

Нужно постоянно стремиться создавать такие ситуации, чтобы ученики чувствовали удовлетворение, радость от своих рассказов, сообщений, сочинений, выступленийШ.А. Амонашвили, высоко оценивая позитивный психологический климат в школьном коллективе, высказывался:

«Эмоциональный настрой уроков, познавательные стремления детей на этих уроках усиливаются или ослабевают в зависимости от того, как организована жизнь детей в течение всего школьного дня» [2, с. 135]. Недаром в своей книге «Здравствуйте, дети!» он писал: «Смысловое содержание языковых упражнений следует подбирать не только с той позиции, чтобы ребенок усваивал сегодня тот или иной способ речевой деятельности, но и с той, чтобы оно в ближайшем или отдаленном будущем стало одной из основ рождения в нем личности» [2, с. 166]. В современной школе развитие речи учащихся рассматривается как главная задача обучения родному языку. Это значит, что элементы развития речи вплетаются в канву каждого урока, не только по русскому языку, но также познанию мира, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству и на внеклассных мероприятиях.

Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда, а, главное, эффективно действующей методики развития речи в самом широком понимании, его организации и корректировки.

Сегодня дети увлечены боевиками, детективами, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, это зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия.

Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить своего ученика слушать, говорить, сочинять и писать.

Как ребёнку успешно развивать свою речь, речевое творчество? Очевидно, должна быть продуманная, без занудства и скуки, система работы, которую мы могли бы предложить своим ученикам.

По материалам экспериментального исследования и благодаря многолетнему опыту работы над проблемой речевого развития детей В.А. Синицын высказывает такие суждения [4, с. 72].

Тематика заданий должна быть ориентирована, прежде всего, на обогащение социально-нравственного опыта младших школьников, восприятие окружающего мира, на развитие способности речевого самовыражения.

Начинать необходимо, безусловно, с обогащения словаря – это верный путь к слову. Нужно убедить своих учеников в необходимости постоянной работы с толковыми словарями, стараясь пробудить интерес к отдельно взятому слову. Необходимо изучить происхождение слова, строение, произношение, написание, его значение. Показать, как живёт и развивается это слово в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста. Как можно раньше и всеми доступными средствами, включая мимику, жесты, музыку, творческую импровизацию, познакомить детей со значениями слов, которые связаны с нашей повседневной жизнью: настроение, чувство, интуиция, фантазия, образ, доброта, авторитет, дорога, след, цитата… Нужно связать слово с конкретной речевой ситуацией. И, конечно же, на помощь придёт игра. Разнообразные игры со словом должны быть частью каждого занятия, так как они развивают у детей природное чутьё, подготавливают их к восприятию поэтических форм, которые будут изучаться в старших классах. Например, игра «Я начну, а ты продолжи». На доске записываются по одной стихотворной строчке. Дети самостоятельно за определённое количество времени должны продолжить начатое.

Вот он – светлый, добрый дом. Мы сейчас в него войдём…

Вошли и увидели моего друга Васю. -

Встретили его сестру Стасю.

Ласточки летают день и ночь. Лисы убегают от зайцев прочь.

В доме том и стулья, и диваны, и золотые столы. Я там был, а ты?

Необходимо предложить ученикам проверить своё воображение. Пусть попытаются представить себя в роли скульптора, но не совсем обычного, а волшебного, сказочного, которому предстоит создать памятник слову. Подумать вместе, какому слову может быть поставлен памятник и за что. Каким дети его представляют себе и почему именно таким. Попросить составить и записать небольшой текст на тему «Памятник русскому слову».

К следующему этапу работы можно отнести работу с пословицами и поговорками, традиционным дидактическим набором для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов науки о языке.

В.А. Синицын в своих исследованиях предлагает работу по развитию речи, речевого творчества проводить следующим образом. Из копилки пословиц и поговорок предложить такие:

Мал золотник, да дорог. Друзья познаются в беде.

Язык и хлебом кормит, и дело портит.

Ты ему по секрету, а он – всему свету.

Задания могут быть следующие:

Прочитай пословицу. Устно передай её основной смысл.

Отталкиваясь от данного предложения, «разверни» свою мысль в письменной форме. Помни, что предложение-опора является названием твоего будущего текста. В этом заголовке выражена главная мысль. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки, маленького стихотворения или текста-рассуждения. Так постепенно ты научишься одно предложение превращать в собственный авторский рассказ. Вот что получилось у Марины:

Доброе дело и в воде не тонет Доброта должна быть в каждом из нас. Она помогает жить, добиваться какой-то важной цели. По-моему, мир будет прекрасен и удивителен, если в нём будут жить добрые люди, добрые чувства и добрые дела. Человек должен как можно больше совершать добрых и светлых поступков. Вот тогда и можно сказать: «доброе дело и в воде не тонет».

В.А. Синицын в своих исследованиях предлагает и другой эффективный механизм конструирования внутренней и внешней сторон речи – «слово – магнит» [64, с.73].

Главным моментом является то, что учитель представляет слово с точки зрения нравственно-эстетической, человеческой: слово – существо живое, способное как человек радоваться, грустить, может быть добрым и злым, жестоким и коварным врагом. Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл. Лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь. Добрые, светлые слова дети отмечают знаком (+), а злые знаком (-). По просьбе учителя дети называют: словапредметы, слова-действия, слова-признаки. Ребята фантазируют, представляя произнесённое и записанное слово в качестве магнита, способного притягивать, присоединять к себе другие слова. Получилось необычное поле слов, состоящее из отдельных слов. Приводим детей к осознанию и пониманию того, что ими приготовлен строительный материал, «речевые кирпичики», для конструирования, строительства целого здания – составления своего связного письменного текста [64, с.73].

Вот что получилось у семилетней Кати, выбравшей в роли слова-магнита слово «гуманный». Гуманный (+); поле слов: добрый, заботливый, щедрый, золотой, человек, дружба, мечта, радость, мир, подарок, жить. Опираясь на поле слов, девочка составила такой текст: «Жил-был один добрый человек. Обо всех он заботился, беспокоился. Всем близким хотел сделать щедрый подарок. Люди говорили: «У него золотое сердце». И была у этого человека мечта – сделать всех счастливыми, чтобы жили люди в мире и дружбе. Вот почему, кажется, его и называли гуманным».

Важно то, как у ребёнка работает механизм отбора слов. Когда ученик «собрал» текст, учитель может и должен попросить объяснить некоторые моменты текстовой «сборки», конструирования текста. Эта информация необходима учителю, ибо позволяет представить психологию речи конкретного ребёнка.

Ребёнок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека.

В исследованиях В.А.Кочетковой большое внимание уделяется нескольким методам, иллюстрирующим взаимосвязь разных видов деятельности. Использовать эти методы можно на уроках чтения, изобразительного искусства и других в первом классе. Приведём примеры: метода коллективного сочинения сказки с одновременным изображением происходящего; метода, основанного на «если бы»; метода трансформации текста или составления одного вида текста на основе другого. Рассмотрим каждый из методов подробнее.

Метод коллективного сочинения сказки с одновременным изображением происходящего

Цель – обучение составлению устного текста повествовательного типа. Суть метода заключается в том, что дети одновременно с учителем заняты в двух видах деятельности: рисовании и рассказывании. Рисование является для ребёнка более знакомым видом деятельности, поэтому этот метод применяется в начале обучения. Сказочный сюжет для рассказывания предлагается учителем, но развивается и дополняется детьми. Изображение «действующих предметов» по ходу повествования представляет собой составление иллюстративных опор для последующего самостоятельного воспроизведения сочинённого текста. Эта работа вызывает у ребёнка чувство уверенности в собственных силах, что стимулирует процесс коллективного творчества. Метод реализуется в двух разновидностях:

а) дети совместно с учителем составляют план повествовательного текста с элементами описания при помощи изобразительных средств. Такой вид деятельности восходит к игре-рисованию, сопровождающейся рассказом. Выводя речь во внешний план, учитель регулирует и направляет её«Сейчас я нарисую цветок…». Одновременно даётся понятие о цветах солнечного спектра. Литературным материалом служат известные детям стихотворения, песни, загадки о радуге, солнце, дожде. Создание на таком занятии проблемной ситуации позволяет расширить творческие способности ребёнка;

б) рассказ-игра. Дети коллективно составляют текст повествовательного типа с элементами описания по опорамиллюстрациям, сделанным учителем. Мотивация этого действия – в характере действия.

Одновременно с рассказом дети переносят иллюстрации-опоры в свои альбомы. Даётся первоначальное представление о цвете как об одном из средств выражения настроения, понятие о холодных и тёплых цветах.

Метод «если бы»

Ребёнок переносит себя или воображаемый персонаж из реальной ситуации в воображаемую, но конкретно представляемую, предлагается осмыслить предлагаемые обстоятельства и сочинить текст о себе или воображаемом персонаже. На первых этапах – это перенесение реальных героев в хорошо знакомые обстоятельства и составление текста от лица этих героев. При этом в предмете или явлении определяются наиболее существенные признаки, на основании которых строится миниатюрный текстописание. Составление такого рассказа объясняет ребёнку, что говорить, кому и зачем, и, таким образом, мотивирует процесс порождения текста.

Этот метод основан на привлечении внимания к таким деталям произведения, которые, ускользая от поверхностного взгляда, не позволяют понять его основную мысль. Чтобы проникнуть «внутрь» любого произведения – словесного, музыкального, изобразительного – необходимо отождествить себя с каким-то персонажем и, уже потом, передавать мысли и чувства героя с помощью изобразительно-выразительных средств. Процесс порождения текста должен стать для учащихся внутренне мотивированным.

Метод трансформации текста или составление одного вида текста на основе другого

Текст, воспринимаемый в одной звуковой системе – словесной, изобразительной, музыкальной перекодируется в другую, более доступную возрасту ребёнка. Используя изобразительный текст в качестве «промежуточного» при трансформации музыкальных образов в словесные, можно добиться большего успеха, чем при непосредственной трансформации. Зрительные образы конкретизируют высказывание, позволяют детализировать действие, углубляют восприятие музыкального произведения.

На первом этапе происходит соотнесение только двух видов текстов и образов, в них содержащихся: сравниваются два произведения с одной общей темой и одной общей мыслью. На следующем этапе происходит сравнение разных текстов с общей темой, но различными идеями. И только затем может производиться двойная трансформация: на основе музыкального образа ребёнок создаёт свой текст, а затем уже на основе заданного музыкального и собственного изобразительного – словесный.

Такой метод позволяет чётко и наглядно представить ученику предмет речи и построить внутренний план высказывания в соответствии с собственным замыслом, избежать лишних, не относящихся к основной теме микротем.

Метод создания опор. Реализуется в виде двух приёмов а) приём, основанный на «функциях» В. Проппа. Сущность его состоит в том, что детям предлагается определённый набор обязательных функций сказочных персонажей, которые служат своеобразным каркасом, схемой построения сказки. Под «функцией» В. Пропп понимал, «поступок действующего лица, определённый с точки зрения его значимости для хода действий»; б) приём составления опориллюстраций. Опоры-иллюстрации представляют собой готовые или созданные детьми и учителем иллюстрации, отражающие основные сюжетные точки повествовательного текста. Порядок работы над ними опирается на известный процесс создания диафильма. Отличие заключается в том, что содержание графического рисунка определяется не любым эпизодом текста, а сюжетно значимым. Количество рисунков обычно не велико. Например, при составлении опор-иллюстраций к сказке «Лиса и волк» выбираются эпизоды: 1) Лиса претворяется мёртвой, 2) Лиса на дороге ест рыбу, 3) Волк хвостом ловит рыбу, 4) Лиса едет на Волке, 5) Бабы бьют Волка [2, с. 73].

Как мы убедились, вся работа над текстом должна быть проникнута вниманием к слову. Занятия строятся таким образом, что сам словарный материал «диктует» методику его рассматривания. Особое внимание следует обратить на полноту образного восприятия произведения, а не анализ его содержания. Это делается для того, чтобы у ребёнка сформировалось целостное впечатление от текста. Внимание к звучащему слову в стихах даёт возможность услышать шум воды, вой ветра, скрип деревьев. Дети учатся понимать, что музыка тесно связана с поэзией и живописью, а синтез образов усиливает эмоциональность. У них пробуждается желание творить самостоятельно: сочинять сказки и стихи.

Нужно как можно больше играть. В игре ребёнку открывается мир взрослых. При этом уместно использовать инсценировки. Приём драматизации прекрасно известен в методике, и более эффективен, чем пересказ. Так, стоящая перед детьми задача – полноценно выразить индивидуальность героя, предполагает усвоение особенностей его речи в условиях почти идентичной речевой ситуации. Можно инсценировать произведение целиком, с использованием музыкального сопровождения, костюмов, декораций, а можно – эпизоды. Составной частью уроков могут стать некоторые средства драматической выразительности.

Дети легко усваивают используемые в процессе драматизации определённые языковые средства, в результате чего происходит обогащение и лексического, и синтаксического, и интонационного строя устной речи.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах/ М.Р. Львов. М.: Просвещение, 1987. – 375 с.
  2. Жинкин И.И. Цитологические сочинения / И.И. Жинкин. М.: Просвещение, 1974. – 416 с.
  3. Амонашвили Ш.А.В школу – с шести лет/ Ш.А. Амонашвили.М.Просвещение, 1986. – 244 с.
  4. Синицын В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников / В.А. Синицын// Начальная школа.-2003.- №2. – С. 49-53.
  5. Кочеткова А.В. Комплексные методы развития связной речи младших школьников / А.В. Кочеткова// Начальная школа.2004. №8. – С. 12-17.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.