Аннотация
Статья посвящена анализу текстов тенгрианской мифологии. Цель работы - выявление ключевых понятий картины мира кочевника.
Картина мира, сформировавшаяся в номадической культуре, имеет ряд особенностей, отличающих ее от мировосприятия представителей «земледельческих» этносов. Космос степи, по мнению исследователей, включает в себя ключевые образы-мотивы дороги, постоянного гармоничного движения по кругу - «орбите кочевой», образ человека-кентавра (всадника, батыра, жигита); юрты как временного пристанища и жилища, максимально близкого к природе; дастархана как символа объединения перед лицом внешней опасности. Национальный космос - это строй мира, миропорядок, каждый народ творит по- своему особый космос из единого мирового бытия, т.е., первоначального хаоса.
Космогонические мифы отражают представления наших предков о возникновении Вселенной, рождении богов и сотворении небесных тел. Архаическая концепция мироздания, запечатленная в мифологических текстах, становится, в свою очередь, базовым «текстом» фольклора и питает основы национальных культур. Так, распространенным в мифологии и фольклоре разных народов является сюжет о мировом яйце - источнике миропорядка, гармонизирующей силы первоначального хаоса.
В «Исторических записях о трёх правителях и пяти императорах» Сюй Чжэна (3 в.н.э.) сказано, что изначально вселенная была подобна содержимому куриного яйца, впоследствии же светлое начало «ян» образовало небо, а мутное «инь» - землю [1, с. 282]. Сходные мотивы появления «верхнего» и «нижнего» миров, богов и первопредков из золотого яйца-зародыша обнаруживаются в ведийской космогонии, египетской и греческой мифологиях, верованиях народов Индонезии, Океании, Австралии и Африки [1, с. 681]. Проблеме реконструкции мифа о мировом яйце в славянской традиции посвятил отдельное исследование В.Н.Топоров [2, с. 82]
В тюркской традиции сюжет о мировом яйце является частью мифа о рождении бога неба Тенгри (ср.: хунну ченли, кит. тянь и шумер, дингир, «небо»), В национальном сознании кочевников прочно закрепился образ Тенгри, создателя всего мира. По мнению исследователей, данный термин принадлежит древнейшему языковому фонду прототюрков. «Тенгри» можно понимать трояко: во-первых, космос, мироздание, вселенная, безбрежность, бесконечность; во- вторых, верхний мир, небесное пространство; в-третьих, первоначальные мировые воды, мировой океан. Океан в мифологии разных народов выступает как воплощение хаоса, пространство, существовавшее до сотворения мира.
Предполагается, что «тенгри» возникло как мифологическое объяснение космогонического процесса. Согласно верованиям, Тенгри - вечное небо или небесный океан, безличное божественное мужское начало в древнетюркской мифологии, распоряжающееся судьбами человека, народа и государства. Тенгри- хан, «чудовищный громадный герой», «дикий исполин», считался главным божеством у северокавказских хазар. Ему посвящали высокие деревья и приносили в жертву коней. Поклонение одноименному богу наблюдалось у западных тюрков - савиров (7 век). Чаще тексты, посвященные Тенгри, встречаются в мифологии хакасов и монголов.
Текст мифа о рождении верховного божества приведён в книге А.Ю.Никонова «Алтун битиг. Тенгрианство» (2000):
«Когда не было ни неба, ни земли, существовало только безбрежное море небытия - Тениз. Внутри него возник Белый Свет (Ақ Жарық), породивший совершенное золотое яйцо. Оно было сияющим, оно было хорошим. У него не было ни рук, ни ног, ни головы, но было движение; не было крыльев, но могло летать, не было рта, но голос исходил из него. Внутри него пребывал в глубоком сне бог Тенгри-отец и мать человеческого рода. Он спал бесконечно долго, а когда проснулся, то не нашел выхода из яйца. Внутри него он обнаружил только железные молот и посох. C их помощью он разбил яйцо и вышел наружу. Из верхней половинки яйца вышел небесный свод Тангара, а из нижней земная поверхность Теленгей. Так было сотворено вверху голубое небо и внизу бурая земля.
Небо давило сверху, и земля внизу разверзалась, наверху была мгла и внизу прах, опасаясь, что небо и земля снова могут слиться, Тенгри поддел посохом середину небесного свода и высоко поднял над головой, а затем, с помощью молота, забил посох. Так он и остался там в виде Полярной Звезды. Если его вырвать оттуда, небо и земля смешаются, наступит конец света. К посоху привязаны и ходят по кругу белый и сивый конь...» [цит. по: 3, с. 64].
В тюркской интерпретации мифа о мировом яйце прослеживается комплекс образов и мотивов, часто обнаруживаемых в казахском фольклоре:
связь яйца с водной стихией как первозданным хаотическим началом [2, с. 92]. Образ Белого Света Ақ Жарық, возникшего в «безбрежном море небытия» Тениз, в мифе о рождении бога Тенгри перекликается не только с подобными же знаковыми комплексами в текстах иных культур (вплоть до ветхозаветного образа Духа Божьего, носившегося над водою), но и с генеалогическим мифом, повествующем о происхождении тюркских племен и тотеме-покровителе. Фрагментарно миф приведён в работе Б.А.Жетписбаевой (2001):
«Предки тукюеского (тюркского) дома обитали от западного моря на запад и одни составили аймак. Это есть отдельная отрасль Дома Хунну, по прозванию Ашина (здесь имеется в виду держава Аттилы - Б.Ж.). Впоследствии род был разбит одним соседним владетелем и совершенно истреблен. Остался один десятилетний мальчик. Ратники, видя его малолетство, пожалели убить его: почему, отрубив у него руки и ноги, бросили его в травянистое озеро. Волчица стала кормить его мясом. Владетель, услышав, что мальчик еще жив, вторично послал людей убить его. Посланные, увидя мальчика подле волчицы, хотели и ее убить...укрылась волчица и родила десять сыновей, которые пришед в возраст, переженились и все имели детей. Впоследствии каждый из них составил особливый род» [цит. по: 3, с. 73].
Образ мальчика-зародыша с отрубленными руками и ногами, плавающего на поверхности озера, воспринимается как вариант космогонического мифа о мировом яйце. Вода (озеро, море, мировой океан) выступает в качестве хаотического пространства небытия, «подземного царства», области пустоты.
Мотив волка, тотемного животного в тюркской мифологии и фольклоре. По определению С.Кондыбая, «образ волка был преимущественно связан с культом предводителя боевой дружины или бога войны или родоначальника племени. Общим для многих мифологий Северо-Западной и Центральной Евразии является сюжет о воспитании родоначальника племени, а иногда и его близнеца, волчицей [4, с. 98-99]. В эпосе «Огуз-наме» волк оказывается проводником кагана и его войска:
«Когда забрезжил рассвет, в шатер Огуз-кагана проник луч, подобный солнечному. Из этого луча появился сивовласый, сивогривый большой волк. Этот волк молвил Огуз-кагану, говорил: «О Огуз! Ты собираешься двигаться на Урума. О Огуз! Я пойду с тобой впереди». И вот после этого Огуз-каган свернул свой шатер, пошел дальше и увидел, что перед войском движется огромный сивогривый, сивовласый волк. Сзади, следуя за тем волком, двигались все» [5, с. 221].
В быту казахов отдельные части волчьего тела - лапы, морда, уши - нередко использовались как обереги, а волчья желчь и печень были востребованы в народной медицине.
Еще одно тотемное животное кочевников-номадов обнаруживается в тюркском космогоническом мифе. Кони, символизирующие небесные тела и везущие колесницу бога Митры, были описаны еще в зороастрийской «Авесте»:
Мы почитаем Митру, Он правит колесницей C высокими колесами. Вывозит мощный Митра Свою легко везомую Златую колесницу, Красивую, прекрасную, И колесницу эту Везут четыре белых, Взращенных духом, вечных И быстрых скакуна, И спереди копыта Их золотом одеты, А сзади серебром [5, с. 13].
Конь - животное, занимающее особое место в казахской мифологической системе. Казахи - представители кочевой степной цивилизации, история которой насчитывает около 3000 лет. Конь играет важную роль в мифах кочевников, он является атрибутом ряда мифических персонажей; на коне передвигаются по небу, перемещаются из одного мира в другой. Так, в тенгрианских текстах упоминаются боги-всадники: Ала ат жол Тэцри («бог судеб на пегом коне») и Кара ат жол Тэцри («бог черного пути»). Согласно мифу, «Ала Иол Тенгри скачет утром и вечером, объезжает за день вселенную, рассеивает тьму. Он дарует людям детей, счастье, победу, богатство, жизненную силу, продляет жизнь. Кара Йол Тенгри повторяет путь брата ночью. Он поправляет нарушенное, соединяет разорванное, исцеляет больного и хромого, утверждает правду, наказывает ложь» [цит. по: 3, с. 67].
Особое место коня в мифологии тюрков объясняется его ролью в хозяйстве и переселениях древних тюрков. У народов Центральной Азии совпадает ряд мифологических и ритуальных представлений, связанных с конем (символ коня у мирового древа, жертвоприношение коня).
Мотив созидания. В «Чхандогья-Упанишадах» утверждается: «Из двух половин скорлупы яйца одна была серебряной, другая - золотой. Серебряная (половина) - это земля, золотая - небо...» [цит. по: 2, с. 94]. Оппозициям «золото / серебро» - «солнце / луна» - «мужское начало / женское начало» в тексте тюркского мифа будут соответствовать антитетичные пары «голубое небо / бурая земля», «Тенгри / Умай». По замечанию В.НТопорова, «в ряде случаев с темой раскалываемого яйца связан бог с функциями громовержца или его отец» [1, с. 681].
В тюркском мифе акт творения совершает бог Тенгри, когда с помощью железных молота и посоха разбивает яйцо. Согласно мифу, дыхание Тенгри становится «ветром и облаками, голос - громом, правый глаз - солнцем, левый - луной. Ясная погода бывает тогда, когда Тенгри радуется, но стоит ему рассердиться, как небо заволакивает тяжелыми дождевыми тучами. Гром - гневный глас божий, а молния - стрелы, которыми он поражает нечистых духов» [цит. по: 3, с. 64].
Образ бога Тенгри в функции первого культурного героя, божественного «демиурга космического здания» и «самосущего абсолютного начала» [2, с. 97]. Однако, в тюркском варианте мифа о мировом яйце отсутствует мотив борьбы со Змеем: «Иногда из яйца рождаются разные воплощения злой силы, в частности змей, смерть. У племён северо-западной Африки известен мотив нахождения внутри звезды-яйца тройного змея... Ср. распространённое поверье о рождении василиска из яйца. Характерен сказочный мотив о яйце, в котором спрятана Кощеева смерть» [1, с. 681]
Тем не менее, если обратиться к универсальной символике образа Змея- Дракона, то можно допустить иное истолкование. Связь змеи с загробным миром, хаотичным пространством и её функция в распространённом мифологическом сюжете о жертвоприношении (богиня Индра убивает змею хаоса Вритру, освобождая плодотворные воды) [6, с. 115], позволяют рассматривать мотив борьбы культурного героя - Тенгри со Змеем в качестве скрытого, потенциально существующего.
Согласно тексту тюркского мифа, если вырвать посох Тенгри - Полярную Звезду, то наступит конец света. Как демиург и культурный герой, бог Тенгри противостоит первозданному хаосу и является опорой мира.
Мотив плодородия - неотъемлемая часть тенгрианского мифа. В процитированном тюркском генеалогическом мифе о мальчике, вскормленном волчицей, существенна семантика цифры 10 («... укрылась волчица и родила десять сыновей, которые пришед в возраст, переженились и все имели детей»). По замечанию С.Кондыбая, цифра 10 в представлении тюрков была сакральной и означала абсолютную гармонию [цит. по: 3, с. 74]. Тема плодовитости, актуализируемая в фигуре мальчика-зародыша, пересекается с фаллической символикой того же образа, в итоге волчица оказывается тотемом-прародителем многочисленных тюркских племён. К мотиву плодородия в мифе о мировом яйце следует также добавить комментарий В.Н.Топорова о тождестве золотого зародыша яйца с «мировым лотосом, вырастающим из первозданного океана» [2, с. 99].
Из мифа и эпоса вошли в плоть и кровь национального самосознания казахов описательная манера рассказа, созерцательное отношение к природе, космосу, человеку, поэтизация миропорядка, представления о прекрасном, метафоричность и гиперболичность художественного сознания, уважение к слову, нравственные ценности культуры. Возрождение интереса к древней литературе, системное изучение мифологических текстов может стать, на наш взгляд, одним из источников культурной самоидентификации современного общества.
Литература:
- Мифы народов мира: Энциклопедия. - M.. 1997. - Т. 2.-719 с.
- Топоров В.Н. К реконструкции мифа о мировом яйце (на материале русских сказок) // Труды по знаковым системам III. - Тарту'. 1967. - С. 81 - 100.
- Жетписбаева Б.А. Древнетюркская литература. - Алматы. 2001. - 252 с.
- Кондыбай С. Казахская мифология. Краткий словарь. - А., 2005. - 272 с.
- Сариева К.Н. История казахской литературы (древний период и средние века). - А., 2004. - 250 с.
- Тресиддер Джек. Словарь символов. - M.. 2001. - 444 с.