Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

«Знаки жизни» в романе И.Есенберлина «Кочевники»

Аннотация

Изучение текста (связанного знакового комплекса) актуально в связи с пристальным вниманием литературоведения к проблемам локальных текстов. В статье акцентирован семиотический комплекс матриархальной мифологии в романе Ильяса Есенберлина «Кочевники», поскольку' именно в ней зафиксированы наиболее важные духовные модели поведения. Ключевые слова: мифологема, «мифология богини», тюркская матриархальная мифология, эпический синкретизм, бинарный символизм.

Актуальность исследования обусловлена интересом современного литературоведения к проблемам мифопоэтики и локального текста. «Мифология богини» в этом отношении является репрезентантом характерных особенностей мифопоэтики литературного произведения. Подобная постановка проблемы позволяет рассмотреть обращение писателя к матриархальной традиции как инициативному, обогащающему наследованию культурного опыта. Анализ матриархального текста, как и любого другого, может основываться на рассмотрении одного из доминирующих признаков. Мы акцентируем в качестве «опорной категории» мифопоэтическую образность произведения, которая постепенно складывается в достаточно цельную картину «второй реальности», бинарную действительности, дающую ей нравственно-эстетическую оценку.

Изучая устойчивый комплекс матриархальной мифологии как «знака жизни», мы обращаемся к исследованию Антипенко А.Л. [1,10] и опираемся на его основные выводы. Ученый определяет семиотическую структуру «мифология богини» как нравственно-эстетический аксиологический комплекс, воплощенный в матриархальных образах, символизирующий идею новой жизни. Текст «мифологии богини» может быть прочитан условно как самостоятельный миф. Характер и деятельность сияющей богини носят бинарные черты, вписывающиеся в логику «жизнь - смерть - жизнь». В её чертогах господствует забвение- смерть, преодолев которые возможно возвращение к новой жизни. Она ткёт узор судьбы, направляет на путь (дан), готовит испытания. Она «прекрасно поет», предлагает герою «угощение», «омовение» и удостаивает его «своей любви» (брак с богиней), наставляет героя, если он оказывается способным удержаться и сохранить облик человека. Голос богини звучит в её вечной песне правды, символизирующей память как средство рано или поздно сделать возвращение возможным. «Хранительница памяти» обеспечивает цикличность схемы «жизнь - смерть - пение - мудрость - память». «Поэты» рассматривались в качестве своеобразных «любимцев» богини, которым та «сохраняет память».

Способы понимания и расшифровки мифов могут быть разными. Мы опираемся на точку зрения А.Ф. Лосева, который считал мифы «лирической импрессией», чудом. Вместе с тем ученый трактует миф не как «бытие идеальное, но жизненно ощущаемую и творимую вещественная реальность», по его мнению, мифическая отрешенность, является в то же время и чисто телесно-вещественным бытием» [4, 328]. В связи с этим мы считаем, что телесно-вещественный комплекс «мифологии богини» - это воплощение ценности жизни, родства, единства, мира, возрождения, причастности родной земле, семье, гармонично сопряженной с памятью, мудростью, милосердием и всепрощением; это торжество любви над смертью.

Доминирующая функция комплекса мифологем в произведении объясняется генетической связью романа-трилогии с эпическим фольклорным произведением. Мифологические черты в эпических жанрах имманентны произведениям, что объясняется «генетической» связью с фольклорным эпосом, где мифологемы функционируют как «рудименты» древнего мировоззрения и как способ поэтизации. Поскольку универсальность мифологических образов (мифологем) проверена временем, они воплощают некие сущности, значимые и способные к семантическому расширению конфликты. Усвоенный миф становится своеобразным ориентиром, как в жизненной практике, так и в художественной деятельности. Описание в романе временного фона начинается с XV по XVIlI века, на котором развернуты такие события, как построение Белой орды Кереем и Джанибеком, их постоянная борьба за власть с чингизидами, присоединение к Российской империи казахского народа.

Рамки «архетипического пространства» романа «Кочевники» в аспекте матриархальной мифологии, по нашему мнению, включают: бинарность; мотив поедания; идею «относительной смерти»; «уход» с диалектической неизбежностью, предполагающий «возвращение»; трапезу; омовение; посвящение (брак); забвение; сияние; «пение Сирен»; «дан» - жизненное начало. Влияние мотивного комплекса «мифологии богини» в романе является двусторонним: с одной стороны, влияние античное (общее для многих культур), с другой стороны - тюркское (общее для тюркских народов).

Итак, начнем с бинарности, поскольку все остальные мотивы находятся под его влиянием. В мифологии древних тюрков мы обнаруживаем бинарный символизм, например, в образе богини Умай, олицетворяющей земное начало и плодородие. Возможно, считалась супругой Тенгри - бога неба. Кроме того, образ Жалмауыз Кемпир (Мыстан Кемпир) в мифологии казахов и киргизов - демоническое существо в образе старухи, нередко с семью головами. Обычно олицетворяет злое начало - людоедка, похитительница детей; в образе лёгкого она плавает на поверхности воды, а когда приближается человек, превращается в семиглавую старуху, шаманку-волшебницу, хозяйку родового огня, владычицу и стража «страны смерти». Обращает на себя внимание и мифологема «Жезтырнақ», в переводе с казахского языка "медный коготь", - злое демоническое существо в облике красивой молодой женщины с медным носом и медными когтями. Жезтырнак обладает чудовищной силой и громким пронзительным голосом, своим криком она убивает птиц и мелких животных.

Бинарность в романе «Кочевники» проявляется особо. Синкретичный образ богини изображают группы женских персонажей, например, в разделении на «токал» и «байбише». В полигамной семье первую жену называли байбише, которая пользовалась уважением как мужа, так и всех окружающих. Все домашнее хозяйство вверялось ее заведыванию. Остальные жены имели презрительную кличку «токал» и работали главным образом под командой «байбише». «Буквальный перевод слова «токал» - куцая. Например, безрогую козу называют «тоқал ешкі».. .Отсутствие саукеле на голове невесты давало повод сравнивать ее с безрогой козой, ибо большинство образов как положительных, так и отрицательных у дореволюционных казахов связывалось с различными видами скота» [2,113]. Бинарность проявляется также в образах женщин-воинов. Данные женские образы позиционируются как противоположность типичным образам, которые были созданы в рамках традиционных патриархальных стереотипов. Бинарность достигается с помощью многолинейности.

Мотив поедания жертвы в романе Ильяса Есенберлина реализуется через постоянно повторяющееся описание женской привлекательности как объекта желания обладать, подчинить себе. На наш взгляд, женские персонажи в романе ничуть не отличаются от «людоедок». В романе нет ни одной некрасивой женщины, все описываются великолепными, божественными, манящими, что вызывает слабость у мужчин. Таким образом, мы можем оценить мужчин как потенциальную жертву «богинь»: «Ресницы Жахан были опущены, а когда она подняла голову, черные их стрелы вонзились в ханское сердце... И каменное сердце Джаныбека забилось, затрепыхалось, как воробей в силках...» [3,173]. Это женское изящество, подобно чарам.

Немаловажным мотивом в «мифологии богини» является трапеза. «Богиня» готовит пищу для мужчины. В нашем случае, это «опьяняющий напиток». Характерно, что во множестве традиций обнаруживается тенденция к приготовлению опьяняющего напитка из какого-то одного определённого вещества. C мифологической (а отчасти и с физиологической) точки зрения к опьяняющим напиткам, приводящим к определённым изменениям в состоянии мифологического персонажа, относятся и кумыс [8, 256-258]. Женщины в романе знают тайну волшебного напитка: «Жахан-бике принесла ему кумыс в плоской чаше, налила из нее большую серебряную пиалу и села пониже мужа. Медленными плавными движениями оживляла она напиток, источавший аромат полыни и степных цветов» [3, 318]. Женщина готовит напиток, олицетворяющий единство, причем независимо от положения: и ханская жена, и жена чабана.

Омовение служит символом очищения, то есть принятия новой жизни. А новая жизнь - основная идея «мифологии богини». В романе принятием новой жизни служит омовение хана в молоке сорока белых кобылиц. Число сорок связанно с ритуалами в иудейской, христианской и исламской традициях для определения важных, критических периодов времени, периодов духовной подготовки и испытания (очищения, наказания, ожидания, поста или изоляции).

Мотив сияния в «мифологи богини» является ключевым. Практически все образы женщин в романе «Кочевники» сопровождает свет [7]. Например, в женских именах, Жахан-бике (имя «Джахан» с туркменского переводится как «свет» [5]), Нурбике («нур» в переводе с казахского языка означает «сияние», «луч», «блеск», «луч света»); Куньсана, Кунимжан (в переводе с казахского языка «кун» означает «солнце»), Зейнеп (имя от арабского слова «зейнаб», которое означает «свет», «красота», «украшение» [5]. Айганым (в переводе с казахского языка «ай» - «луна»), В именах героинь романа присутствуют значения драгоценных металлов, камней. Например, Алтыншаш (в переводе с казахского «алтын» означает «золото»), Кумис (в переводе с казахского - «серебро»), Гаухар (в переводе с казахского языка означает «жемчуг», «бриллиант»). Жемчужина олицетворяет лунное начало, свет, символ рождения и возрождения [5]. Во многих именах присутствует белый цвет, символизирующий невинность, материнские заботы, высшую Божественную власть, цвет жизни, развития и процветания: Аккозы - в переводе с казахского языка означает «белый ягненок»; Акбала - с казахского языка «ақ» - «белый ребенок»; Акторгын означает «белая кисея». Также немаловажным атрибутом казахских женских имен являются весна, цветы. Весна символизирует духовное обновление, пробуждение новой жизни. Корень «гул» - цветок, красота, изящество - часто встречается в казахских женских именах [6]. В одежде, как правило, убранстве ханской жены, предполагается наличие сияющего золота.

Рудимент обряда посвящения (брака с богиней) - обилие свадеб в трилогии. Но в трилогии брак являлся способом уладить отношения, женщина словно подарок (трофей). Этот мотив напрямую связан с мотивом забвения, мотивом упыря и жертвы, символизирующими пренебрежение матриархальными ценностями. Однако увлечение насилием над женщинами влечет за собой последствия, которые язык мифа обобщенно описывает как «недород», «мельчание».

В мифологии богини часто встречаются с вождями или просто воинами, не оглядывающихся на женщин. Это воины полностью принадлежащие новой, по сравнению с матриархальной, «военной мифологии» - мужской. «Мифология упыря» является составляющей «воинской мифологии». Главное для упыря - это убивать. Ханы очень часто любой ценой хотят сохранить свой статус, получая женщин в подарок, таким образом, они снова и снова приближают свою духовную и физическую смерть. Это отлично выписано в образе Абылая и акцентировано в образе одержимого смертью Кенесары (его внука). Эти ханы преображаются в мифических вурдалаков или живых мертвецов, не способных оценивать себя или задумываться о последствии своих поступков. Насколько возрастает их власть над людьми, настолько же они становятся безнаказанными и одержимыми пролитием крови. Зомби не могут классифицировать фрагменты собственного опыта и опыта предков. Заметим, что Абылай уходит на пике могущества, а Кенесары полностью раздавлен. Неслучайно он появляется в конце романа как живой мертвец (без головы), лишенный любимой жены Кунимжан (женщина - солнце - земля - жизнь). Другой (новой) жизни хан Кене не хотел.

Возникает парадокс: мужчина, вступающий в брак, стремится продлить свою жизнь, но вместо этого он, пренебрегающий женщиной (мать, жена, дочь), превращается в живого мертвеца. Здесь нельзя не отметить род чингизидов: в романе «Кочевники» - это выморочный род. Они говорят о чести, достоинстве, но на самом деле, у них звериные повадки. Например: чингизид Абулхаир-хан убил свою родную дочь Гаиф-Жамал, сын его, Суюнчик, был готов приговорить родную мать к смерти. Мать в восприятии сына чингизида - волчица. Сначала она его выкармливает, затем она становится соперницей, затем наступает момент, когда ее необходимо убить. «Мифология богини» и «мифология бога» должны быть синкретичны, их противопоставление ведет к катастрофам.

В романе роль сирен на себя берут жырау и женщины, взывающие могучих ханов услышать правду, но и те не желают слушать, поэтому предпочитают «залепить уши воском».

Ильяс Есенберлин выдвигает в качестве материального воплощения духовных ориентиров казахов ханов Джаныбека и Керея, создателей Белой Орды, в отношениях с женщинами, сыновьями, отцами бывшие «почти откровенными в своей «ориентации на матриархальные ценности». Однако казахи в романе во всех отношениях представляют собой практически диаметральную противоположность этому идеальному состоянию, исключая период правления Жанибека и Керея, - это два разных типа состояния народа, взятых в своем логическом пределе.

Мифологема «дан»-путь, связующая комплекс матриархальной мифологии, помогает автору доказать, что движение сбилось с пути потому, что носители народного духа пренебрегали ценностями, реализованными в отдельные периоды жизни народа. Если облачаемый властью (хан, поднимаемый на белой кошме, омываемый молоком белых кобылиц), т.е. посвящаемый, не уделяет должного внимания родине, семье, в самом широком смысле этого слова, то это может привести к утрате направления и не произойдет «возвращение к жизни», т.е. можно вступить на путь жестокого кровопролития во имя якобы «великой» цели и стать живым мертвецом, а женщин превратить в жезтырнаков - стенающих рабынь, вдов и сирот, рвущих на себе волосы.

Обозначая границы «мифологии богини» и «мифологии бога», мы отмечаем, что женские божества олицетворяли землю, материнство и взросление, возмужание. Перспектива народа или отдельного человека, не пренебрегающего ценностями «мифологии богини», - это путь гармонии и любви, цивилизации, где главная ценность - вечная жизнь, только ради этого можно идти на жертвы. Подмена понятий приводит к жестокой дикости и безнравственности, которые иногда внешне выглядят как сильное государство. Мы обосновываем корректность анализа мифологического текста в авторском произведении, доказывая генетическую связь романа-трилогии с эпическим фольклорным произведением, где мифологемы функционируют как «рудименты» древнего мировоззрения и как способ поэтизации.

Новая жизнь - основная идея мифологии богини - воплощается в рамках «архетипического пространства» романа «Кочевники». Присутствие архетипических мотивов в мифе может быть расценено как условие вечного существования, и аллюзивное обращение к ним в литературном произведении становиться развернутой метафорой обновления и целостного гармоничного бытия как отдельного человека, так и целого народа.

 

Литература:

  1. Антипенко А.Л. Мифология богини. - M.: Ладомир, 2002.
  2. Бежкович А.С. Этнографические рисунки Вл. Плотникова по быту казахов/Советская Этнография № 4. - M.: Издательство Академии наук ССР, 1953. [Режим jocTyna:http://www.booksite.ru/etnogr/1953/1953 4.pdf (время обращения 30.01.17г.)]
  3. Есенберлин И. Кочевники Алма-Ата: Жазушы, 1989. - 672 с.
  4. Лосев А.Ф. Обозрение всех диалектических моментов мифа с точки зрения понятия чуда //Диалектика мифа. - M.: Правда, 1990. - 942 с.
  5. Казахские женские имена. [Режим доступа: http://vvision.kz/post/418402(время обращения 30.01.17г.)].
  6. Символы /Значение, теория и практика символов [Режим доступа http://symbol.grimuar,info/белый-цвет-65,html (время обращения 30.01.17г.)].
  7. Свет. /Энциклопедия символы и знаки [Режим доступа http://sigils.ru/symbols/svet.html (время обращения 30.01.17г.)].
  8. Топоров В. Н. Путь. И Мифы народов мира: Энциклопедия. M., 1980. -T 2. - С.256-258.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.