Идеи нравственности и духовности в трудах казахских просветителей

История духовности - это история человечества, история отдельно взятого народа. Начиная с древних времен, для самобытности культуры народа принимались имманентные формы духовности, являющиеся содержанием этой культуры. При этом у каждой нации была и остается своя собственная жизнь, обусловленная спецификой ее хозяйствования, в свою очередь порождающей особенности ее быта, обычаев, традиций, норм нравственности и правил поведения. Социальная жизнь в Казахстане развивалась далеко не без влияния мировой социальной мысли. Вместе с тем у неё были свои неповторимые черты, обусловленные своеобразием казахского кочевого быта. Анализ исторических основ казахского народа показывает, что вопросы формирования нравственности и духовности молодого поколения всегда были одной из актуальных проблем и по сей день. «Одна из главных задач нашего государства сегодня — воспитание поколения, хорошо знающего традиции родной культуры, любящего историю своего народа — поколения, которому можно доверить будущее страны... В стране растет активное и целеустремленное молодое поколение, свободно владеющее несколькими языками, освоившее современные информационные технологии. Молодое поколение, не усвоившее духовные ценности своего народа, уроки родной истории, может захлебнуться волной глобализации и пойти на поводу различных догматических течений. Это означает, что наш долг - воспитать молодых казахстанцев в духе патриотизма, любви к родному народу», — отметил Президент [Назарбаев Н.А.] В наследии великих мыслителей разрабатывались формы и методы нравственного воспитания, его содержание и цели. В философских работах, выдающихся ученых выражена основная направленность общественной жизни тюрков, обращенная к духовнонравственным основам человека. Понимание слитности человека и Вселенной, индивида и мира, знания, души и тела, духа и тела. Эта линия оказалась главной для тюрок, у которых нравственный аспект деяний превышал все другие. Жизнь казахского народа, его история и мышление получили свое отражение в устном народном творчестве - фольклоре, имевшем для казахского народа особое значение.

Среди мыслителей XV-XVII вв. особо выделяется Асан-Кайгы (Асан печальный), настоящее имя - Хасан Сабитулы. Казахский жырау, поэт-философ, родился во 2-й половине XIV в. в Поволжье, скончался в 60-е гг. XV в. Период его жизни совпал с процессом сложения казахского народа. Существует версия о киргизском происхождении Асан Кайты, которая может быть оправдана общностью и близостью казахского и киргизского народов. Его звали и Асаната, благодаря высокому авторитету. Он был вещим певцом, певцом импровизатором- жырау, углубленным в коренные проблемы казахского бытия, потому основное место в его творчестве занимают философско-дидактические жанры: толгау, терме, шешендіксоздер (крылатые слова), назидания и афоризмы. Заслуживает внимание его мысль о моральной воспитанности, о добре и зле, плохом и хорошем человеке. Асан Кайты был очень влиятельным сановником хана Золотой Орды, впоследствии во времена политической борьбы в Восточном Дешт-и- Кыпчаке был сторонником султанов Керея и Жанибека, противников хана Абулхаира, основавших, казахское ханство. Был идеологом этого ханства, сторонником объединения всех казахских родов в одно государство. Асан Кайты чувствовал сильную зависимость кочевого скотоводческого быта от природных условий, джутов, стихийных бедствий. Отсюда легенда о поисках Асаном Кайты обетованной земли - ЖерУюк с обильными пастбищами и полноводными реками, мягким климатом и множеством зверей и рыб, где люди живут без нужды и горя, вражды и угнетений. На верблюде Жермая он объездил все стороны света, но нигде не нашел обетованной земли, где все люди жили бы счастливо и царило бы равноправие. Асан Кайты считал, что Обетованная земля должна стать местом счастья и равноправия людей. И независимо от условий жизни человек должен быть искренним и честным, боясь как огня "ложных показаний", "дурного слова", потому что именно с ними связано "зло" на земле. Потому он и вошел в народную память как неутомимый искатель счастливой земли, выразитель чаяний людей. Отсюда и прозвище "печальный", связанное с его мироощущением и с личной жизнью жырау.

Также, одним из выдающихся сынов казахского народа, забытых во времена тоталитарной системы, является Мухаммед Хайдар Дулати, живший и творивший в сложную эпоху. Полное имя Дулати звучало Мырза Мухаммед Хайдар бон Мухаммед Хусаин Дуглат Кореген. Родился Дулати в 1499 году в Ташкенте, умер в 1551 году в Индии. Дулати является представителем древнего казахского племени Дулат, которое играло важную роль в образовании первого Тюркского каганата. По словам великого Бабура М.Х. Дулати был разносторонне образованным человеком, хорошо знал прошлую и современную историю Казахстана, Средней Азии, Моголистана, фольклор и мудрость своего народа. Дулати был прекрасным историком и писателем своего времени. Свидетельством его высокого образования и обширных знаний истории и культуры народов Евразии является его знаменитый и замечательный труд "Тарихи Рашиди", написанный в зрелом возрасте в 1541-45 годах в Кашмире на персидском языке, который тогда для тюркского мира служил языком науки и культуры. В этом труде он оставил для потомков бесценные сведения - опираясь на передававшиеся от поколения к поколению рассказы о прошлом дулатов, легенды могулов, секретные документы, сохранившиеся во дворцах могулских ханов, свидетельства очевидцев и свои наблюдения. Автор также пользовался историческими произведениями таких известных ученых прошлого, как Жувейни, Жамал Карши, Рашид ад-Дин Али Иазди, Абдуразак Самарканди. Все это позволяет характеризовать данное произведение как исторический справочник, основанный на ясных архивных данных. Мухаммед Хайдар Дулати оставил очень ценные сведения, касающиеся средневековой истории казахов. «Тарихи Рашиди» содержит много сведений о формировании Казахского ханства, последовавших событиях в Семиречье и Восточном Дешт-и-Кыпчаке, падении Могулистана, феодальных войнах, установлении дружеских союзов между казахами, кыргызами и узбеками в борьбе против внешнего врага. В работе также имеется много ценных данных о социально-экономическом положении Южного и Восточного Казахстана в XV-XVI вв., городской и земледельческой культуре, исторической географии Семиречья, Средневековом Казахстане. Этот труд широко использовался многими авторами в XVI-XX веках как первоисточник по истории огромной территории расселения тюркских и соседних народов, он не теряет актуальности и в наше время. Этот главный труд Дулати переведен на английский, турецкий и казахский языки, еще в прошлом веке Вельяминов-Зернов перевел на русский язык части, конкретно относящиеся к истории казахов. О Дулати, его трудах и государственной деятельности писали крупнейшие русские ученые Вельяминов-Зернов, В.В. Бартольд и другие. В Казахстане стали уделять большое внимание к Дулати, также как и к другим выдающимся деятелям прошлого после "Хрущевской оттепели" и особенно после получения Республикой Казахстан независимости. Была проведена специальная конференция, посвященная его 500-летию под эгидой ЮНЕСКО. Жизнь Мухаммед Хайдара Дулати и его творчество заслуживает более углубленного изучения, а знание о нем - широкого распространения среди людей.

Большой вклад в развитие духовности также внес известный казахский ученый, целитель, автор солидного лечебно-этнографического произведения «Врачебное повествование» - Отейбойдак Тлеукабылулы (1388-1478). В свое время он был знаком с такими историческими личностями, как Жанибек хан, Жиреншешешен. О. Тлеукабылулы был широко известным общественным деятелем, участвовал в решении вопросов, связанных с судьбой народа. Данные о жизни О. Тлеукабылулы, даты его рождения и смерти, взяты из его книги «Врачебное повествование». Так, он пишет о себе, что книгу начал писать в возрасте 70 лет по просьбе Жанибек хана и что закончил ее в возрасте 85 лет в 1473 году, когда умер Жанибек хан. Есть также данные, что Отейбойдак умер в возрасте около 90 лет. Врачебные, целительские качества передались Отейбойдаку от его предков. Освоив накопленный им богатый целительский опыт, О.Тлеукабылулы посвятил этому делу всю свою жизнь и привел народную медицину в научную систему. Таким образом, он смог поднять медицину своего времени на высокий уровень. На этом поприще он, как и аль-Фараби, пренебрег жаждой славы, богатства, всем, что свойственно простым смертным, и всю жизнь посвятил изучению тонкостей целительства. Книга «Врачебное повествование» дошла до сегодняшнего дня, благодаря его родственникам. Пройдя через испытания временем, только четвертая часть богатого наследия дошла до наших дней. Остальная часть была сожжена хунвейбинами во время культурной революции в Китае. Эта книга дает достаточно много сведений об опыте традиционной народной казахской медицины. То, что он, используя различные соединения (смеси) свыше 1000 видов лекарств, предлагает свыше 4000 рецептов, убеждает нас в том, что Отейбойдак был опытным целителем и выдающимся ученым. Об особой историко-этнографической значимости данного труда свидетельствует то, что в книге упоминаются лечебные свойства 728 видов лекарств растительного происхождения, 318 видов лекарств животного происхождения, 318 видов лекарств, полученных из металлов и металлоидов, а также упоминание около 500 анатомических терминов. Бесценный труд «Врачебное повествование» - свидетельство глубины и богатства казахского языка уже в те времена. В 1994 году книга была издана на арабском языке в Урумчи (Китай), в 1996 году на казахском языке в Алматы. В 1997 году правительство Китая присудило книге премию «Государственная первая книга». Для изучения наследия О. Тлеукабылулы в Китае созданы 2 государственного медицинского центра. Установлен памятник О. Тлеукабылулы (2002) на джяйлау

Шалкоде в Райымбекском районе Алматинской области. Его именем названа улица в Алматы. Таким образом, О. Тлеукабылулы был не только ученым- целителем, но и прозорливым мыслителем и патриотом, хорошо знающим жизнь, обычаи, миропонимание, духовную культуру своего народа.

Еще один из представителей казахского просветительства является - Кадыргали Жалаири (ок. 1555-1607) - великий казахский ученый, видный дипломат, выдающийся политический деятель, живший в XVI веке, автор исторического сочинения «Джамиат-таварих». Как историк он оставил народу очень ценный исторический труд. Это «Джамиат-таварих» - «Сборник летописей» - историческое сочинение, излагающее события, происходившие на территории Казахстана и Средней Азии в XIII-XV веках. Написано на смешанном казахско- чагатайском языке с широким применением народных пословиц и поговорок, употребляемых казахами и поныне. По оценке Шокана Уалиханова, эта работа К. Жалаири один из важных источников по истории Казахстана, а по полноте сведений о казахах она занимает одно из первых мест. Опираясь на фактический материал, можно по праву считать Кадыргали Жалаири родоначальником письменных сочинений на подлинно казахском языке. Выдающиеся казахские ученые Каныш Сатпаев и Алькей Маргулан ставят его имя в ряд с именами таких прославленных историков Средней Азии и Монголии, как Бабур, Бенан и СенанСэцен. Находясь при султане Ораз-Мухаммеде, Кадыргали пишет в 1600 году свою знаменитую книгу «Сборник летописей». Сочинение состоит из трех частей: описание правления Бориса Годунова; краткий перевод книги Рашид ад- дина «Джамиат-таварих»; краткий перевод родословной ханов от Орыс хана до султана Ораз-Мухаммеда. Основную цель написания книги Кадыргали видит в том, чтобы доказать что Ораз-Мухаммед достоин ханского престола. Вторую цель он видит в том, чтобы «показать правоту и справедливость царя Бориса Годунова, а также показать, что высокочтимого хана Ора-Мухаммеда на ханский трон посадил его превосходительство царь» (И. Березин «Библиотека восточных источников», том 1, Казань, 1854). Труд К. Жалаири ценен также сведениями о том, какой султан, хан как умер и где похоронен. Тауекел хана он называет «Главой исламского государства». «Ораз-Мухаммед умер в 1610 году геройской смертью в кровавой битве между Лжедмитрием и Василием Шуйским». Исследованием жизни и творчества К.Жалаири занимались в разные годы казахский ученый Ш. Уалиханов, русские востоковеды И. Березин и В.Вельяминов-Зернов. Значительный вклад внесли татарские ученые А. Рахим, М. Усманов, современный историк М. Сафаргалиев и др. Исследователи Казахстана А. Маргулан, Э. Масанов, К. Жунисбаев, И. Мингулов, Р. Сыздыкова и др. уделяли значительное внимание этому источнику. Ш. Уалиханов высоко оценил научное значение книги, назвал ее бесценным памятником казахского языка. Единственная копия «Сборника летописей» была вручена библиотеке Казанского университета татарским ученым И. Халфиным. В сборнике восточных рукописей, где была напечатана эта копия, есть следующее вступительное слово профессора И. Березина: «Мы не знаем, как называлась эта книга, но мы знаем что основная часть книги представляет собой краткий перевод известного произведения Рашид ад-дина, а потому можно назвать рукопись его именем». Поэтому он предложил дать труду К. Жалаири название «Джамиат-таварих» - «Сборник летописей», пока не будет найдена другая копия, по которой можно будет выяснить подлинное название книги. М. Койгельдиев в статье, опубликованной в 1994 году в журнале «Қазақтарихы» пишет: «К сожалению, название рукописи, данное автором, отсутствовало и в копии, найденное позже в Петербурге. Поэтому название рукописи так и осталось в виде «Джамиат- таварих». Это обстоятельство послужило препятствием для ученых-историков дать объективную оценку оригинальным сведениям К. Жалаири, дало им повод рассматривать этот труд только как тюркский вариант произведения Рашид ад- дина».

Со сложным историческим периодом борьбы казахского ханства против джунгарского нашествия в конце XVII — начале XVIII веков связана деятельность выдающихся биев, которые сыграли огромную роль в общественной жизни казахского народа. «Легенды века», с именами которых связана целая эпоха истории Казахского ханства. Именно так академик С. Зиманов называл трех великих мудрецов казахской степи: Толе би, Казыбек би, Айтеке би. Три великих предка в тяжелые времена истории казахского народа сумели внушить народу великую истину: «Тот, кто на крутом перевале истории лишился единства, тот лишается и жизни». Этим выдающимся личностям суждено было стать первыми, кто заговорил о единении казахов. «Впредь жить в согласии и мире» — призывал великий бий Среднего жуза Казыбек Би Калдибекулы, обладавший невероятным ораторским даром, который во многом предопределил его судьбу. Известный академик, исследователь С. Зиманов писал: «Казыбек би рос и воспитывался в традиционной степной культурной среде, где к нему относились как к одаренному ребенку. Его готовили в общественные деятели, учили освоению устного духовного богатства народа, основам и технике красноречия, овладению мудростью». Всю жизнь Казыбек би желал честности, порядочности и мира. Его судебные решения, отличающиеся справедливостью и афористичностью, превращались в поучительные и по сей день пословицы и поговорки. Не случайно в народе был справедливо прозван «правдиво рассуждающим».

Его великие заслуги в формировании мировоззрения казахского народа безграничны. Ему принадлежат слова, являющиеся основными канонами внешней политики Казахского общества. Он - один из организаторов освободительной борьбы против джунгарских завоевателей, совместно с батырами Кабанбаем и Богенбаем создал народное ополчение, активно участвовал в управлении государством во времена ханов Тауке, Самеке, Абилмамбета и Абылая, Казыбек Би также оказывал влияние на внешнюю и внутреннюю политику Казахского ханства,тем самым только доказывая свой статус мудрого дипломата и прекрасного манипулятора. Он проводил весьма своеобразные переговоры и умел сразить даже своим острым умом и точным словом любого собеседника, пусть это даже его заклятый враг. Казыбек би обладал очень яркой идеалистической натурой, в своих решениях он был тверд и решителен, в своих высказываниях резок и прямолинеен. Всех, кому довелось повстречаться с ним он мог расположить к себе не только своими красноречивыми фразами, но и благими поступками.

Другим не менее выдающимся из биев был Айтеке би - бий Младшего Жуза. Один из главных авторов степного свода законов «Жеты Жаргы» («Семь уложений»), способствовавший замене кровной мести, принципа кровь за кровь принципом «справедливого наказания» и «откупа», дабы остановить цепь кровавой вендетты между казахскими родами. Помощник и советник Тауке-хана, сам батыр, вместе с Тауке участвовал в отражении джунгарского нападения на Сайрам. Совместно с Тауке-ханом, получившем название «великого», «благословенного», поскольку он сплотил казахские земли в рамках единого централизованного государства, имеющего собственную конституцию, он содействовал установлению определённого равновесия в отношениях с джунгарами и русскими, способствовал объединению усилий казахов, каракалпаков и киргизов против джунгарского нашествия.

Ему принадлежит выражение о том, что бий должен быть на высоком нравственном уровне, дабы оставить в душах современников и потомков яркий след своими разумными решениями.

Выдающийся общественный деятель, бий Старшего жуза, оратор и поэт, один из авторов свода законов "Жетижаргы" - Толе би. Находчивость, мудрость и тонкость суждений Толе би нашли признание еще при его жизни у Бухара, Казыбека, Айтеке. Вошло в историю выражение, относящееся к Толе: "У благой мысли есть источник, у ее автора - духовный отец Майкы". Имеется в виду, что он впитал в себя дух Майкы би. Сыныржырау, Асан Кайты, Жиренши считали Толе би опорой для ханов, отмечали его красноречие и заботу о нуждах простых людей.

C написанием и претворением в жизнь "Семи заповедей" Таукехана имя Толе прочно вошло в сознание народа. Повысился авторитет Толе би в связи с его призывом к народу взяться за земледелие, перейти от кочевья к оседлости, сочетая разведение скота с устоями городской жизни, учиться хорошим примерам у соседних народов, дабы позаботиться о грядущих поколениях. "Кто отца видел, стрелять научится, кто мать видел, шубу шить умеет", - говорил Толе. Признанного бия и советника Таукехана М.Ж. Копеев оценил, как непревзойденного борца за создание казахами централизованного государства, его заслуга как политика - в содействии консолидации, объединению народа. Толе би был сторонником равноправия женщин и мужчин. Своей невестке Данагуль он говорил: "Не избегай свекра. Это - устаревший обычай". Толе призывал народ к терпеливости и настойчивости. «Много было красноречивых и таких, которые мнили себя вождями, говорил Толе, а не смогли собрать воедино казахов, вот почему страдают они от внешнего насилия, чуждаются друг друга, терпят поражение даже от немногочисленных врагов. Если народ будет силен единством, братской солидарностью, то он станет образцом для последующих поколений. И дух батыров будет вдохновлять к победе. Руководитель оправдает свое предназначение помыслами о благе и единстве народа, а себялюбивый джигит, как бы себя не восхвалял, максимум в ауле будет известен, ради выгоды своей продаст друга» - Толе би.

Толе би гордился тем, что во времена славного Таукехана ему посчастливилось быть рядом с глашатаями справедливости Айтеке, Казыбеком, чьи имена станут символами для будущих поколений. "Нет более прославленного батыра, чем Кабанбай, нет бия, который бы превзошел Толе бия", - писал М.Ж. Копеев. Жизнь Толе би можно охарактеризовать его же словами: "Для народа счастье не в богатых людях, а в мудрых".

Потенциал духовного наследия культуры неисчерпаем. Обеспечивая превращение культурных достижений прошлого и настоящего, из элементов богатейшего духовного наследия в актуальные составляющие современного межкультурного и межэтнического пространства, духовное наследие непосредственно воздействует на ум и душу человека, обеспечивает возможность конфессионального взаимоуважения всех членов нашего общества. Культура духовной жизни - активный фактор нравственной деятельности человека. В ней укоренены мудрость души и корень духовного воспитания личности. На основе её постигаются глубина человеческого бытия, необъятность его нравственных и социальных отношений. В культуре мудрости объединяются усилия и идеи, создаются общечеловеческие и национальные ценности, собираются воедино достижения человеческого общества с глубокой древности до наших дней. Ценности народа составляют его культурное наследие. Знакомство с национальной культурой надо начинать с ее наследия как выразителя непрерывного и многостороннего сотрудничества. Наследие духовное определяется с трех позиций: как "явление духовной жизни людей, быта, 3 уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников" (Ожегов С.И.) как благоприятный фактор для консолидации умственных усилий людей и построения новой культуры.

 

Литература:

  1. «Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан» от 16 ноября 2009 года №521.
  2. «Народный учитель Кумаш Нургалиев. Педагогическая династия» - Алматы, 2005 г. - 336 с.
  3. Нуртазина Р.Б. http://phil.kazmkpu.kz/ru/component/content/category/41-kafedra-russkogo- уагука-і-1йегаЩгу#нуртазина-рафика-бекеновна
  4. Лемберг Р.Г. http://www.kpinfo.org/histonTnain/goldennames/123-lembergrgb
  5. Кубраков Г.М. По заветам Макаренко (Опыт Мамлютской школы-интерната): Кн. для учителя (М. Просвещение. 1987).
Год: 2015
Категория: Педагогика