Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Влияние субкультур на жизнь подростка

В последнее десятилетие молодежные субкультуры являются одной из важных ценностей современной молодежи. C помощью разнообразных направлений молодежь является носителем «нестандартных» ценностей. Наше общество не однородно. Каждый человек - это особенный микромир, со своими интересами, проблемами, заботами, Но при этом у многих похожие интересы и запросы. Порой, чтобы их удовлетворить, необходимо объединиться с другими людьми, ведь вместе легче достигнуть цели. Таков социальный механизм образования субкультур - объединение людей по интересам, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

«Каждый ребенок имеет право на свободу слова и выражение своего мнения, свободу совести, развитие своей общественной активности, получение и распространение информации, соответствующей его возрасту, добровольное участие в общественных объединениях, а также в других формах некоммерческих организаций и мирных собраниях, разрешенных законодательством Республики Казахстан» [1].

Согласно закону Республики Казахстан «О государственной молодежной политике», молодежь в целях самостоятельного решения социальных, культурных, образовательных задач, направленных на защиту их прав и интересов, удовлетворение потребностей и успешную социализацию, имеют право создавать и участвовать в деятельности различных организаций: молодежных и детско-юношеских; добровольческих; профессиональных союзов; детско-юношеских, молодежных, студенческих спортивных лиг; молодежных творческих союзов; молодежных клубов по интересам [2].

Одним из наиболее ярких периодов становления личности, характеризующимся стабилизацией черт характера и основных форм межличностного общения является подростковый возраст.

Подростковый возраст во многом является определяющим в жизни каждого человека. Подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот короткий период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Подростничество - это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск, ради другого и т.п. Дружба дает также возможность через доверительные отношения глубже познать другого и самого себя.

Поиск себя и самовыражение вынуждают подростков искать примеры для подражания и идеалы. В этот период процесс формирования самосознания, происходит по средствам «примерки» на себя качеств, принадлежащих тем, кого подросток считает своим идеалами. Проблема только в том, что эти идеалы могут быть очень разными, а их качества слишком противоречивыми, чтобы сформировать из них единую полноценную личность. В связи с этим, добиться нужного сходства с идеалами, заведомо, невозможно, что и является центральной проблемой несущей в себе массу переживаний по этому поводу [3].

Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Систему норм и ценностей, отличающую группу от большинства общества, называют субкультурой. Понятие «субкультура» неоднозначно, её можно рассматривать:

  1. с точки зрения психологии:
  • трансформированную профессиональным мышлением систему ценностей традиционной культуры;
  • особую форму организации людей, определяющую стиль жизни и мышления ее носителей, отличающуюся своими обычаями, нормами, интересами;
  • совокупность некоторых негативных интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры [4];
  1. с точки зрения философии - свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение [5];
  2. с точки зрения культурологии - это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её [6];
  3. с точки зрения педагогики - совокупность специфических социальнопсихологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.д.)влияющих на стиль жизни и мышления определённых номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве "мы", отличного от «они» (остальные представители социума) [7].

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, атрибутикой, одеждой, ее основой могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

По мнениюю В.А. Гришина характерными особенностями субкультур являются:

  • безнравственность, равнодушие, безразличие - т.е. состояние свободы от обязанностей и ответственности;
  • проявление своей сущности - т.е. субкультура как средство самовыражения и солидарности;
  • социализирующая роль - т.е. роль семьи, школы, окружающей среды;
  • нутреннее единообразие и внешний протест - протест против установленной системы власти, против всего старшего поколения;
  • маргинальность - промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами;
  • образ - элементы костюма, прическа, косметика;
  • манера поведения - особенности невербального компонента общения (экспрессия, мимика, походка, жестикуляция и т.д.);
  • сленг - специфический словарь и его использование [8].

В настоящие время субкультуры получили очень широкое распространение, которые охватывают все слои общества. Наиболее восприимчивыми являются подростки, которые отличаются своим поведением, привычками и мировоззрением. Нередко они становятся представителями какой-нибудь субкультуры, имеющей свои правила и тенденцию развития. Влияние субкультур на подростков является одной из самых актуальных проблем, волнующих родителей, классных руководителей, общество в целом.

Подростковые субкультуры, представляют собой отдельную систему ценностей и моделей поведения, ту безопасную, для подростка, зону, в которой он может сохранять и формировать свою индивидуальность. Подростковая субкультура - это некая попытка построить сообщество единомышленников и утвердить свой собственный стиль жизни, отличающийся как от детского, так и взрослого. Именно это и помогает выйти из конфликта пубертатного возраста не менее эффективным способом, чем следование нормам установленным родителями. Субкультуры не только дают возможность подростку установить свои правила и ритуалы, но и, как бы, разрешают ему те или иные способы проявления самовыражения.

Наиболее распространенными субкультурами среди подростков на сегодняшний день являются скинхеды, готы, анимешники и панки.

  1. Скинхеды - название произошло от англ, скин хэд - бритая голова. Это неофашистские молодежные группировки (средний возраст 17-18 лет) закрытого типа, военного образца, проповедующие культ сильной личности, расизм, шовинизм, культ черной магии, систематически занимаются физической подготовкой. Скинхеды любят слушать военные гимны и марши, музыку в стиле «металл» середины 80-х годов. Скинхеды не скрывают своих взглядов, в качестве приветствия вытягивают вперед руку. Часто молодежную группировку возглавляет взрослый человек с профашистскими взглядами. На собрания, которые проводят скинхеды, чужие не допускаются. Идеология скинхедов - подчинение сильной личности, все слабые и немощные не имеют права на жизнь, в ее основе лежат идеи национал-социализма и антисемитизма. По отношению к другим субкультурам скинхеды: ненавидят гранджеров, рэперов, хиппи, рэйверов и людей с другим цветом кожи; к металлистам и большинству рокеров либо равнодушны, либо симпатизируют им; байкеров побаиваются.
  2. Готы - название произошло от англ, готик - варварский, грубый. Это одна из самых старых и влиятельных существующих субкультур, стабильно продолжающих поддерживать уровень популярности среди подростков (средний возраст 15-19 лет). Идеология движения готов основана на идее романтизации смерти, боли, мучений, на исповедании эстетики смерти, тления. Отсюда соответствующие стиль некромантического деканданса в атрибутике и аксессуарах, а также преимущественно в черные цвета одежды.

Для данной субкультуры характерна общая тенденция к театральности, позёрству и гипертрофированной заботе о специфическом имидже, к извращенной форме эстетства, внимание к сверхъестественному и эксцентричному. Поэтому они охотно заимствуют кладбищенскую, вампирскую и хипповскую эстетику. Для готов характерны депрессивное психологическое состояние, искусственная стимуляция, либо имитация такого состояния, как вариант - романтически-депрессивный взгляд на жизнь, меланхолия и равнодушие ко всему происходящему. По отношению к другим субкультурам готы предпочитают нейтральную зону.

  1. Анимешники - название произошло от яп. анимэ - японская анимация. Массовое увлечение подростков и молодежи (средний возраст 15-27 лет) аниме- фильмами привело к формированию данной субкультуры. Характерными признаками анимешников являются: сборы в компаниях, в интернете или вживую, где они делятся впечатлениями и обсуждают просмотренные аниме, обмениваются фильмами. Анимешники часто употребляют смайлики, как в смсках, так и в школьных тетрадках или студенческих конспектах. Анимешников сложно назвать сформированной субкультурой за неимением какой-то общей идеи или ценностей, скорее, это клуб по интересам.
  2. Панки - название произошло от англ, панк - гнилой, гнильё, отбросы. Это молодёжная субкультура, возникшая в конце 1960-х - начале 1970-х годов в Великобритании, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике. По своему внешнему виду, назвать их красивыми или стильными никак нельзя (что не скажешь о тех же металлистах или эмо). Отличительные черты панков - ирокезы на голове, кожаные куртки на голое тело или рванные майки, массовый пирсинг на лице и пренебрежение ванной и душем. Панки поддерживают тесную взаимосвязь с другими субкультурами, такими как готика и психобилити.

C данными субкультурами подростки пытаются осознать себя и найти свое место в жизни. Нередко их поискам сопутствуют не самые полезные эксперименты, в результате которых появляются такие проблемы, как подростковая наркомания, алкоголизм. В последнее время стали распространяться различные субкультуры, в которых некоторые ценности отклоняются от общепризнанных.

На подростков субкультуры в зависимости от содержания оказывают различное влияние, оно может быть как положительным, так и негативным. Негативное влияние проявляется как активизация качеств личности, с которыми пытается бороться общество. В некоторых течениях может пропагандироваться нетерпимость к определенным группам людей и жестокость, например, скинхеды отличаются расизмом и могут совершать незаконные действия, которые соответствуют их идеологии. При этом среди представителей субкультуры такое поведение является нормой, поэтому они могут не осознавать полной ответственности за свои поступки. Некоторые подростки начинают ощущать вседозволенность и попадают в неприятности. В этом случае влияние субкультур корректирует мировоззрение человека, настраивая его против других членов общества. Положительное влияние субкультур проявляется в приобретении необходимых навыков социализации и умении приспосабливается к другим людям [9].

Субкультуры помогают подросткам реализовать свои желания. Например, на фоне их агрессии существует потребность в общении, которую можно удовлетворить только среди так называемых «своих». Тех, кто не принадлежит этой группе, подростки воспринимают настороженно. Этим свойством субкультуры поддерживают подростковую отчужденность. Благодаря сформированной группе подростки повышают свой авторитет в глазах сверстников. Они очень дорожат этими возможностями, именно поэтому так негативно реагируют на попытку окружающих взрослых принудительно разорвать их связь с другими членами субкультуры.

C точки зрения адаптации подростков к жизни влияние субкультур может быть как положительным, так и отрицательным. В первом случае подростки получают необходимые навыки и приспосабливаются к другим людям. В неформальных подростковых группах не только снимают напряжение после учебы, сколько тренируются в исполнении социальных ролей, развитии самосознания и солидарности. Многие родители считают иначе, их дети благодаря взаимодействию со сверстниками могут получить важные жизненные уроки. Это происходит в то время, когда советы со стороны и нравоучения практически не принимаются во внимание молодежью.

Однако существует и ряд негативных последствий. В некоторых течениях может пропагандироваться нетерпимость к определенным группам людей и жестокость (например, скинхеды отличаются расизмом и могут совершать незаконные действия, которые соответствуют их идеологии). При этом среди представителей субкультуры такое поведение является нормой, поэтому они могут не осознавать полной ответственности за свои поступки. Некоторые подростки начинают ощущать вседозволенность и попадают в неприятности. В этом случае влияние субкультур корректирует мировоззрение человека, настраивая его против других членов общества.

Во всех субкультурах существуют не только законы поведения, но и правила, которые диктуют определенный внешний вид. Подростки отдельных течений могут удивлять и даже шокировать взрослых многочисленным пирсингом, неестественным цветом волос, довольно странной модой на одежду и аксессуары. Часто непонимание между обществом и подростками возникает именно на этой почве. Молодежь не терпит вмешательства в личную жизнь [9].

Подростковая субкультура возникает из потребности к самовыражению, самоутверждению в обществе и невозможности по той или иной причине ее удовлетворения. Причем для молодого человека вполне достаточно достигнуть определенного возраста, чтобы стать признанным членом молодежной неформальной группы, куда взрослому путь навсегда закрыт. Чтобы осознать влияние субкультур на подростков, необходимо понять смысл их существования. Ведь различные молодежные течения возникают вследствие определенных тенденций общества. Агрессия в субкультурах становится ответом на несправедливость взрослых, военные конфликты и неправильное воспитание, а броский внешний вид свидетельствует о бунтарстве против норм. То есть, молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей.

 

Литература:

  1. Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345-П О правах ребенка в Республике Казахстан. http://online.zakon.kz/Document/7doc id=1032460
  2. Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике» от 7 июля 2004 года№ 581. Ст.27. httD://online.zakon.kz/Document/?doc id=1049268&doc id2=31414739
  3. Моздор Н.В. Наши дети // Семейная сессия. - 2008. - № 9 (36). - С. 25.
  4. Баева И. Психология молодежной субкультуры: риск и перспективы роста // Социальная педагогика. - 2010. - 2. - С. 117-125.
  5. Абдирайымова Г. Проблемы молодежной субкультуры // Мысль. - 2004. - №11. - с.74-76.
  6. Латышева Т.В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы.// Социологические исследования. -2010. - 6.-С. 93-101.
  7. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — M., 2002. - С. 280.
  8. Гришин В.А. Субкультура и ее проявление в молодежной среде // Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы. - M.: Изд-во НИИ культуры. 1990.
  9. Павлов Б.С. Над опасным «социальным придоньем» (о девиантной субкультуре подростков) // Социс. - 2013. - №2,- С. 69-80.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.