Для всех образовательных систем решающим вопросом является стоимость образования - в частности, вопрос о создании образовательных учреждений для всех детей, которые должны учиться. Довольно часто ошибочно считается, что образование требует больших расходов, тогда как для того, чтобы учить всех детей, необходимы лишь незначительные приспособления.
По данным многочисленных исследований, инклюзивное образование является не только экономически-эффективным, но и рентабельным, притом равенство способствует достижению отличных результатов.
Страны мира, которые ввели практику инклюзивного образования, имели возможность убедиться в нецелесообразности параллельного существования различных систем управления, организационных структур и услуг, и признать вариант специальных школ нереальным с финансовой точки зрения. Например, можно утверждать, что национальные бюджеты часто ограничены, официальная помощь на целевое развитие отсутствует, а родители не могут позволить себе прямо или косвенно оплачивать расходы, связанные с образованием своих детей. Семьям учащихся с инвалидностью или особыми потребностями часто приходится решать, что для них является приоритетом: отдать ребенка в обычную школу, оставить его дома или отдать в специальное заведение, чтобы впоследствии дать ему возможность самостоятельно работать и жить. Поэтому инклюзивное образование может считаться слишком дорогим для правительств, учреждений и даже родителей.[1]
Финансовая поддержка, необходимая для достижения «образования для всех», составляет:
- сумму, которой хватило бы на четыре дня военных действий всех стран мира;
- половину суммы, которая ежегодно тратится на игрушки в Соединенных Штатах Америки;
- меньше той суммы, которую европейцы ежегодно тратят на компьютерные игры или на минеральную воду;
- менее 0,1 процента ежегодного валового национального продукта всех стран мира.
Однако, рассматривая общество как целостную систему, более уместно задать вопросы о расходах общества в тех условиях, когда оно не предоставляет образование всем детям. В таком контексте становится понятно, что наиболее рентабельным является обеспечение образования для всех детей. Ведь образование является той основой, от которой зависит выживание человечества и развитие нации. Это важная инвестиция, где компромиссы недопустимы. Поэтому вместо того, чтобы сосредотачиваться на сокращении расходов, правительствам необходимо изучить пути минимизации бесполезного расходования ресурсов и способы оптимального их использования для повышения экономической эффективности образования.
В странах с недостаточными ресурсами был разработан ряд мероприятий, направленных на распространение инклюзивного образования. К ним относятся:
- каскадные модели профессионального развития на основе подготовки тренеров;
- установление контактов между студентами университетов и школами для прохождения педагогической практики в пределах допрофессиональной подготовки;
- реорганизация специальных учебных заведений в ресурсные центры для оказания профессиональных консультаций и поддержки объединениям обычных общеобразовательных школ;
- развитие потенциала родителей и привлечение ресурсов общества;
- привлечение самих учащихся к программам «равный - равному»;
- формирование классов, в которых учатся дети разных возрастов и с разными способностями.
Обеспечение школьного образования для всех детей, которые должны учиться, и предоставление дополнительной поддержки тем, кто сталкивается с трудностями, должны уменьшить необходимость тратить большие средства на повторное обучение таких лиц в школах или на курсах и значительно сократить расходы общества на поддержку этих лиц в дальнейшей жизни.
Бережное использование имеющихся ресурсов является межотраслевой темой: то, как осуществляется управление использованием ресурсов, влияет на политику и стратегии, структуры и системы и практическую деятельность.[2]
Поэтому важно наладить деловые отношения между правительствами и другими потенциальными партнерами по финансированию развития инклюзивного образования. Например, единый подход к финансированию услуг в сфере образования является важным шагом вперед в этом направлении. В то же время значительный объем средств можно найти благодаря повышению рентабельности образования. Институциональная среда, в которой осуществляется расходование государственных средств, требует значительно большего внимания. Это предполагает оптимизацию использования финансовых средств с целью достичь лучшего соотношения затрат и выгод - то есть расходов на образование и получаемых результатов.
Обеспечение ресурсов, направленных на оказание поддержки всем ученикам, является еще одной межотраслевой темой. Сюда относятся те ресурсы, которые служат приложением к тому, что может школьный преподаватель выделить своим ученикам. Однако наиболее важной формой поддержки является информация, предоставляемая из ресурсов, имеющихся в распоряжении каждой школы. Речь идет о детях, оказывающих поддержку детям; преподавателях, оказывающих поддержку преподавателям; родителях, как партнерах в процессе обучения своих детей; общине, которая оказывает помощь школе и другим центрам обучения. Объединение усилий (и человеческих ресурсов в том числе) должно стимулировать развитие инклюзивного образования.
Итак:
- Внедрение процесса инклюзии в качестве руководящего принципа требует осуществления важных изменений и преобразований в системе образования, а также в обществе. Этот процесс часто подвергается ряду проблем. В частности, к ним относятся: дискриминационное отношение и взгляды; отсутствие понимания и необходимых навыков; ограниченные ресурсы; ненадлежащая организация.
- Принятие изменений, которые влекут за собой процесс инклюзии, является частью процесса обучения. Это означает, что школы должны способствовать созданию такой среды, в которой преподаватели учатся на уже накопленном опыте, а их ученики должны учиться на основе выполнения задач и видов работ, в которых они участвуют. Преподаватели, которые могут подтвердить, что они учатся в классе, скорее всего будут способствовать успешному обучению своих учеников.
- Существует несколько важных факторов, которые способствуют успешному осуществлению изменений, а именно: ясность цели, реальные задачи, мотивация, поддержка и оценка. Переход к инклюзии является постепенным процессом, который должен основываться на четко сформулированных принципах, охватывающих развитие всей системы. Для того, чтобы уменьшить количество барьеров, преподавательскому составу и другим заинтересованным сторонам нужно принять определенные меры, которые должны охватывать всех жителей местной общины, местные органы образования и средства массовой информации. Некоторые из этих мер включают: мобилизацию общественного мнения; достижение консенсуса реформирования законодательства; проведение анализа ситуации на местах и оказание поддержки местным проектам.
- Некоторые аспекты изменений можно эффективно измерить. К таким измеряемым показателям относятся: непосредственные выгоды для учащихся; более широкое влияние на стратеги, практические методы, идеи и убеждения; активное участие учащихся; послабление дискриминации (например, гендерного признака, инвалидности, принадлежности к меньшинству и т.д.); укрепление партнерских отношений и развитие сотрудничества между министерствами на национальном и местном уровнях управления, а также на уровне общины; создание и укрепление системы образования; совершенствование технологии и педагогики с целью охватить всех учащихся.[3] Ключевыми идеями социальной инклюзии являются:
- Понимание и признание того, что люди различаются между собой по своему социальному, экономическому и культурному происхождению, особенностями индивидуального развития и это - нормальное явление.
- Лидеры в общине несут ответственность за создание единства и гармонии в социальной среде.
- Социальным группам необходимо оказывать помощь, чтобы они пользовались в обществе равными правами. Нужно понимать, что существуют разные отношения к людям из разных социальных групп.
- Существуют возможности создания учебной среды для учащихся с разным уровнем индивидуального развития.
- Понимание вопроса динамики взаимоотношений между меньшинством и большинством, в том числе и рисков, связанных с процессом интеграции.
Изоляция людей по возрастным, материальным, гендерным, расовым, этническим, религиозным или другим признакам препятствует полноценному развитию общества. Общественно-активная школа должна служить своему местному сообществу и пытаться преодолевать имеющиеся барьеры. Обязанность школы - делать все, чтобы устранить институциональные барьеры для обеспечения максимального участия всех детей и взрослых в жизни школы.[4]
«Социальная инклюзия» - один из стандартных показателей общественноактивной школы, признанный в европейском сообществе, и одно из самых современных требований времени, связанное с формированием в России справедливого демократического общества с равными правами и возможностями.
Инклюзия (с англ. - «Приобщение к кому-то или к чему-то») – новый термин, который вошел в отечественный словарный запас в конце ХХ в. Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию о правах человека, в которой провозгласила, что права человека не зависят от пола, цвета кожи, национальности, религии и т.п.
Это очень важно для людей, которые имеют какие-либо ограничения, связанные со здоровьем, знаниями, особым временным состоянием, для людей, которые маломобильны и требуют дополнительных усилий для «включения» в социальную сферу.
Именно поэтому стандарт «Социальная инклюзия» имеет важное значение для формирования демократического государства и развития социальных стандартов.
Понимание и признание того, что люди различаются по своему социальному, экономическому и культурному происхождению; что лидеры в сообществе несут ответственность за создание единства и гармонии в социальной среде; понимание вопроса динамики взаимоотношений между меньшинством и большинством (в том числе рисков, связанных с процессами интеграции детей с проблемами здоровья в традиционные учебные заведения) - это главные составляющие данного стандарта общественноактивной школы.[5]
Изменение акцентов в трактовке концепции инвалидности приводит к необходимости обеспечения комплексного подхода в создании условий, способствующих реализации людей с инвалидностью прав наравне с другими гражданами страны. Для этого в школе необходимо создать соответствующие условия для:
- признания и уважения в отношении каждого лица;
- предоставления возможностей для обучения и развития, творческого интеллектуального роста каждого человека;
- причастности и участия каждого в принятии решений;
- общего пользования физическим и социальным пространством (например, общественными местами - библиотеками, театрами, парками и т.п.);
- финансовой поддержки социальных программ, так чтобы люди с инвалидностью могли в полной мере, наравне с другими, участвовать в жизни общества.
Во многих развитых странах социальная инклюзия - это общая практика, направленная на решение многих социальных проблем, включая неравномерность доходов, неравенство в сферах охраны здоровья, образования, трудности обеспечения жильем и тому подобное. Сегодня социальная инклюзия - это часть рамочных законов Европейского Союза. Ее четкие границы трудно определить: каждая страна имеет свое понимание социальной инклюзии. Однако повсеместно признается, что социальная инклюзия касается интересов и прав всех людей, включая тех, кто находится в социальных учреждениях, а социальноинклюзивное общество - это такое общество, где все люди ощущают свою ценность, где уважается разность и непохожесть индивидов, а основные потребности удовлетворяются для того, чтобы сделать возможной достойную жизнь.
За последнее десятилетие социальная политика многих европейских стран относительно инклюзии претерпела существенные изменения: от концепции«добавления» к акт ивной сфере жизни людей, имеющих инвалидность, - до концепции «полноправной жизни в обществе равных возможностей».
Специализированное учреждение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры рассматривает инклюзии в образовательной сфере как динамический метод позитивного реагирования на многообразие ученического контингента и отношения к индивидуальным различиям не как к проблемам, а как к возможностям для обогащения учебного процесса.
Традиционно в большинстве стран мира применения концепции и методов инклюзии в образовательной сфере главным образом ограничиваются контингентом учащихся, которых относят к категории лиц с особыми потребностями, детей-инвалидов, а также беженцев.
Инклюзия в нынешнем виде берет начало со специального образования, которое в своем развитии прошло несколько этапов, на которых рассматривались различные способы учета особенностей детей с инвалидностью (с особыми потребностями). Практические достижения специального образования были перенесены в общий образовательный поток в рамках подхода, который получил название «интеграция». В образовании концепция интеграции возникла как альтернатива школьным моделям обучения в специальных заведениях. Интеграция предусматривала привлечение учеников, которых причисляют к категории лиц с особыми потребностями, к обучению в общеобразовательных школах. Реструктуризация и укрепление материально-технической базы, увеличение количества специальных классов и специальных педагогов в обычных школах, «интеграция» учащихся с особыми потребностями в обычные классы и обеспечение их учебными материалами были и до сих пор являются главными составляющими, необходимыми для применения моделей интеграции. Но главная проблема этого шага заключается в том, что включение специального образования в общий поток не сопровождалось изменениями в организации работы обычной школы, ее учебных планов, программ и методик обучения. Поэтому отсутствие организационных изменений оказалось одним из наиболее существенных препятствий для внедрения инклюзивной образовательной политики.
После пределы распространения, цели, содержание и ожидаемые результаты по интеграции в образовании существенно изменились. Эти изменения в целом связаны с признанием того, что интеграционная модель, которая основывалась только на закрытии специальных школ и «вступлении» учащихся к обучению в общеобразовательных школах не соответствовала разнообразию потребностей учащихся.[6]
Введение инклюзии в сфере образования предусматривает разработку и введение широкого спектра учебных стратегий для более гибкого реагирования на многообразие потребностей учащихся. Основой концепции инклюзивного образования являются принципы, что все дети и молодые люди, несмотря на разное культурное и социальное происхождение и разные уровни учебных возможностей, должны иметь одинаковые возможности в обучении во всех типах учебных заведений. Итак, идеология инклюзивного образования направлена на предоставление каждому ребенку, всем обособленным и уязвимым группам (женщины и девушки, национальные меньшинства, коренные народы, дети с особыми потребностями, дети с инвалидностью) возможностей для результативного обучения.
Список использованной литературы:
- Голубева, Л.В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / Л.В. Голубева. - М.: Учитель, 2011. - 852 c.
- Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ / Коллектив авторов. - М.: Владос, 2011. - 901 c.
- Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. - М.: Владос, 2013. - 168 c.
- Пасторова, А. Ю. Инклюзивное образование: исследования и практика в Санкт- Петербурге / А.Ю. Пасторова. - М.: Издательство СПбГУ, 2012. - 439 c.
- Староверова, М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие: моногр. / М.С. Староверова. - М.: Владос, 2018. - 638 c.