Резюме. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме толерантности у старшеклассников. В данной статье был проведен анализ психологической литературы, который позволил охарактеризовать и определить причины, негативно сказывающиеся на формировании толерантности у старшеклассников. Это повышенная конфликтность, агрессивность, эгоизм, инфантилизм, низкие коммуникативные способности некоторых старшеклассников, являющиеся следствием не разрешаемых вовремя противоречий.
Каждый возрастной период характеризуется специфичной для него социальной ситуацией развития человека, ведущим видом деятельности, а также центральными новообразованиями, которые должны сформироваться у человека в процессе прохождения определенного этапа развития. Старший школьный возраст совпадает с первым этапом юношества. Ранней юностью называют годы учебы в школе, ее продолжительность от 15 - 16 до 18 лет.
Недоброжелательность, агрессивность, нетерпимость к индивидуальности окружающих - наиболее остро данные проблемы проявляются в старшем школьном возрасте, поэтому необходимо организовать процесс формирования толерантного поведения у старшеклассников.
Толерантность выступает важным условием гармонии общественных отношений, так как отсутствие терпимости ведет к крайне нежелательным социально - политическим последствиям.
Российский психолог А.Г. Асмолов считает, что толерантность основана на «позитивном поиске продуктивного компромисса между непохожими друг на друга людьми» и позволяет «поддерживать гарантию разнообразия» [1]. Так же А. Г Асмолов, вводит термин
«интолерантность», в который вкладывает как обычную невежливость, так и геноцид, умышленное уничтожение людей.
По мнению Г.В. Иванченко толерантность предполагает «осознание индивидом того, что мир многомерен, а значит и взгляды на этот мир различны» [2].
С.К. Бондырева в определении толерантности видит «доминанту отказа от агрессии», а также «способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов» [3]. Она не отрицает «врожденную толерантность», а «приобретенную толерантность» определяет как сформированность у человека установок, привычек, ценностей, мировоззрения, направленных на проявление данного качества.
Наиболее общее и точное, по мнению многих авторов, определение дается в Декларации принципов толерантности, которую приняли государства-члены Организации
Объединенных Наций 16 ноября 1995 года, в статье 1 «Понятие толерантности» [4]. Во- первых, толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Во-вторых, толерантность – это не уступка, снисхождение или притворство. Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
В-третьи, толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в тои числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных актах в области прав человека. В- четвертых, проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Толерантность старшеклассников проявляется в готовности индивида к активным осмысленным действиям, которые направлены на выстраивание конструктивного взаимодействия с теми объектами, которые обладают признаками новизны и «инаковости», а также обеспечивает устойчивость индивидуальности каждого человека, гармоничное развитие личности в социуме и её успешную адаптацию.
Старший школьный возраст (14-18 лет) представляет собой в буквальном смысле слова «Третий мир», существующий между детством и взрослостью. Этот период самый сложный, т.к. формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу, закладываются основы нравственности и происходит становление личности. В этом же возрасте стабилизируются черты характера и формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возраста связаны со стремлением к личностному самосовершенствованию – самопознание, самовыражение, самоуважение. Таким образом, ранняя юность находится на промежуточном этапе между «детством» и «взрослостью». Они еще не взрослые, но и не дети. Часто им говорят, что они уже не маленькие и должны вести себя как взрослые, хотя сами взрослые не относят их к своей возрастной группе. У юношей и девушек появляются новые обязанности, новые возможности и меняется сфера их деятельности. На этом этапе у них появляется чувство взрослости [5].
Учащиеся 15-16 лет вступают в пору юности. Существует ли психологическая специфика усвоения учебного материала старшими школьниками, отличающая этот процесс от предыдущего и последующего этапов обучения? Вопрос этот далеко не праздный. Дело в том, что после бурных, скачкообразных моментов интенсивного физического и психического развития в подростковом возрасте старшеклассники вступили в более плавную и «спокойную» его фазу. Типичные возрастные характеристики развития здесь не выступают так выпукло и ярко, как прежде, во многом затушевываясь типологическими свойствами и индивидуальными особенностями личности. Между тем возрастное своеобразие этого периода развития отличается большей определенностью. Оно сказывается на всех сторонах учения и школьной жизни старшеклассников. Для того чтобы в каждый момент работы точно знать, на какие силы учащегося можно смело опираться, на что не стоит рассчитывать, а что и вовсе желательно нейтрализовать, необходимо отдавать себе полный отчет в психологическом содержании данного периода развития. Без этого мы существенно ослабим свое влияние на школьников, лишим себя мощных рычагов воздействия на их деятельность и личность.
В этом возрасте складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Стабилизируются черты характера и основные формы межличностных отношений, появляется стремление быть похожим на старших, изменяются содержание и роль подражания в развитии личности (оно становится управляемым). Появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков. Происходит формирование системы личностных ценностей.
Современный старшеклассник является продуктом современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. По своему физическому развитию сегодняшние школьники 17 лет соответствуют молодым людям 22 лет 30-х годов. В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника.
Центральным психологическим процессом юношеского возраста является развитие самосознания. На основе формирующегося самосознания происходит самоопределение личности старшеклассника, частным проявлением которого является профессиональное самоопределение. Старшеклассника отличает обращенность в будущее, его ожидание и предчувствие. Для того чтобы выбрать профессию, он должен соотнести свои возможности с требованиями, которые предъявляются человеку данной профессиональной деятельностью. Близость вступления в мир взрослых своеобразно окрашивает все поведение старшеклассников, проявляясь, в частности, в их общественной направленности и в повышении требовательности к себе и другим. Старший школьник миновал эпоху подростковых кризисов и конфликтов. В этом возрасте отмечается улучшение коммуникативности и общего эмоционального самочувствия индивида, большая дифференцированность его эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, повышение самоконтроля и саморегуляции.
Одновременно старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом. Старшеклассник, достигший физической зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права и обязанности, что и любой другой школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а возможности проявления инициативы во многом ограничены современными формами школьной жизни. Такое искусственное затягивание детства чревато, как известно, опасными последствиями. Инфантильность, отсутствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественная позиция, потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе – нередкие явления наших дней. Кроме того, имеются, к сожалению, у их появления, как правило, бывает то, что пробуждающиеся у них гражданственные чувства и интересы встречаются с формализмом и демагогией со стороны старших. Кроме того, в последний год в школе иногда наблюдается некоторое расслабление, которое можно обозначить как феномен «последнего года детства».
А.Н. Леонтьев и его последователи, исследуя периодизацию психического развития ребенка, положили в основу принцип последовательной смены трех "ведущих видов деятельности" - игры, учения и труда. Соответственно, для юношеского возраста характерно стремление к выбору и овладению профессиональной деятельностью [6, с. 48].
Д.Б. Эльконин называет период от 11 до 18 лет "подростничеством", подразделяя его на две фазы. Ведущим фактором развития 11-15 летних Д.Б. Эльконин определяет общение в сфере общественно-полезной деятельности. У 15-18 летних ведущей становится учебнопрофессиональная деятельность, благодаря которой у юношей формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание.
Л. И. Божович [7, с. 391] в описании юношеского возраста главное внимание сосредотачивает на развитии мотивационной сферы личности: определении своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Решающее значение придается динамике "внутренней позиции" формирующейся личности. "Внутренняя позиция" складывается из того, как ребенок на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Именно эта внутренняя позиция обуславливает определенную структуру его отношения к действительности, к окружающим и к самому себе. Через эту внутреннюю позицию и преломляются в каждый данный момент воздействия, идущие от окружающей среды.
Главное новообразование юношеского возраста по Л.С. Выготскому - то, что теперь в процесс развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор - личность самого человека. В связи с возникновением самосознания для юношеского возраста становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей.
По наблюдениям многих педагогов и психологов, юность является временем нарушения равновесия, субъективно переживаемого в виде состояний смутного беспокойства, не всегда оправданных порывов. В проявляемой активности нет последовательности, так как она ищет нужное русло, жизненные цели еще не ясны, в них нет строгой сообразности, жизненный опыт ограничен и контроль над собой еще не установлен.
Проблему толерантности, следует рассматривать в рамках более широкой проблемы «Я и Другой». Ведь сама суть феномена толерантности раскрывается через такие понятия как понимание другого, заинтересованность в другом, сочувствие другому, настроенность на диалог с другим. Толерантность, как видим, связывается с нравственным аспектом человеческих взаимоотношений. Это одно из проявлений ценностного отношения человека к другому человеку, что роднит толерантность с такими феноменами как альтруизм (от лат. «другой»), гуманность (от лат. «человек»).
Опираясь на работы, посвященные проблеме происхождения феномена ценностного отношения человека к другим людям (Ч. Дарвин, К. Кесслер, П. Кропоткин, В.П. Эфроимсон), можно сделать вывод о том, что появление такого человеческого качества как толерантность (наравне с гуманностью и альтруизмом) восходит к эпохе зарождения самого человечества. Его можно отнести к родовым, сущностным свойствам человека. Но их актуализация не происходит сама по себе. Она зависит как от условий, создаваемых в обществе, так и от усилий самого человека.
Ценностное отношение человека к другим во многом - результат конституирования личностью самой себя (Н. Бердяев, А. Камю, М. Хайдегер, К. Ясперс). Эта специфическая человеческая способность проистекает из главной характеристики человеческого существования - свободы. Свободное действие требует преодоления индивидом своей эгоистической природной склонности, следуя которой, он, напротив, действует в силу естественной необходимости (И. Кант, Ж.П. Сартр, К. Ясперс). Значимость свободы состоит и в том, что ее отсутствие порождает пагубную потребность человека в авторитарном лидере, в слиянии с толпой, в групповых мифах, в ненависти к «чужим» как средстве внутригруппового сплочения, то есть приводит к низвержению ценности человека (Э. Фромм).
Психология также связывает феномен ценностного отношения человека к другим людям с процессом его самоактуализации, реализации своего предельного потенциала, направляемого заложенными в человеческой природе так называемыми «бытийными ценностями» (А. Маслоу, К. Роджерс). Стремление человека к самоактуализации порождает такое явление как неадаптивная активность - предъявление новых требований к себе, совершение самоотверженных поступков. Неадаптивная активность проявляется как стремление к преодолению своих природных границ и реализации своей родовой, общественной сущности (В.А. Петровский). Именно этим феноменом можно объяснить наличие таких человеческих качеств, которые не отвечают эгоцентристским интересам индивида. И одно из них - толерантность.
Препятствием для формирования толерантности является и склонность старшеклассников к «группомыслию», «заражению фанатизмом», несвободному, а потому и безответственному следованию за лидерами (А.Г. Асмолов). Отрицательно сказываются и социальные стереотипы (В.С. Агеев, И.С. Кон, Н.М. Лебедева, В.Ф. Петренко, Т.Г. Стефаненко, Г. Тэджфел). Стереотипы усваиваются уже в детском возрасте, они устойчивы, но могут изменяться. Важной рубежной точкой в преодолении стереотипов является момент появления собственного мнения ребенка в отношении иных культур (Г. Тэджфел). Снижают культурные предрассудки ситуации межкультурных контактов, их частота и разнообразие (Д. Берри, Р. Калин, Т.Г. Стефаненко).
Переход от подросткового возраста характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие молодого человека. Они касаются физиологии организма, социальных отношений между подростками и взрослыми людьми, сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. В этом возрасте складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Стабилизируются черты характера и основные формы межличностных отношений, появляется стремление быть похожим на старших, изменяются содержание и роль подражания в развитии личности (оно становится управляемым). Появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков. Происходит формирование системы личностных ценностей [8].
Эмпирические исследования, наблюдения, опросы старшеклассников свидетельствуют о преобладании поляризированного сознания (юношеский максимализм), конфликтности, методов прямого, силового воздействия в решении различных коммуникативных задач, то есть об отсутствии у большинства молодых людей толерантности в общении. Значительное их число (больше 70%) индифферентно относятся к проблемам страны, национальным конфликтам. Поэтому задачей системы образования является не только подготовка профессионально грамотного работника, но и человека самостоятельного, обладавшим толерантностью как основой для своей жизненной позиции.
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:
1. Воспитание у молодежи миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:
2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования [9].
- Асмолов А.Г. О смыслах понятия толерантность // Век толерантности: Научнопублицистический вестник. – М., 2001.
- Иванченко Г.В. Толерантность при социокультурном разнообразии: психологические аспекты // Электронное приложение к журналу «Ежегодник Российского Психологического Общества». Психология и культура: Материалы 3 съезда РПО (25-28 июня 2003 г.).
- Бондарева Г. Формирование толерантной личности школьника // История. -2002. - № 20.
- Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 генеральной конференции Юнеско от 16.11.1995г. – www.tolerance./ru/toler-deklaracieya.php.
- Кон И.С. Психология старшеклассника – М., 1980.
- Леонтьев А.H. Деятельность.Сознание.Личность М.: Политиздат, 1975. – 304 с., с. 48.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - С.311.
- Зеер Э.Ф., Водеников В.А. и др. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки ремесленников-предпринимателей. – Екатеринбург, 2001.
- Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. // Первое сентября. – 2005. – № 1.