Туризм - сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие далеко в прошлое. История туризма - это временная периодизация туризма, преследующая выделение внутренне однородных этапов в его развитии [1, с.152].
Слово «tourist» появилось в английском языке в начале XIX века и в переводе с английского означает: тот, кто совершает поездку ради собственного удовольствия или расширения культурного кругозора. По определению ООН «турист» - это лицо, пребывающее в данной местности сроком более чем на одну ночь и менее чем на год [2, с.321]. Казахстан, обладая уникальными природными ресурсами и самобытной культурой кочевого народа, имеет огромный нереализованный потенциал для развития туризма на международном и региональном рынках. Туристический потенциал рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия позволяет республике гармонично интегрироваться в международный рынок туризма и достичь интенсивного развития туризма в стране. Это обеспечит устойчивый рост занятости и доходов населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличение притока инвестиций в национальную экономику. Одним из обязательных объектов туристического бизнеса является наличие на территории Казахстана исторических, краеведческих, мемориальных и других видов музеев.
Для музея туризм означает, прежде всего, инициативность в создании, как нового культурного продукта, так и системы музейных услуг, помогающих формированию и удовлетворению запросов реального и потенциального потребителя. Уже сегодня он выступает как мощный фактор модернизации, определяющий эволюцию части местных музеев в сторону музейно-образовательных и музейно культурных центров, быстро осваивающих технологию гостеприимства. Музей в соединении с возможностями туризма развивает не столько свои традиционные цели и задачи, сколько трансформирует их в сторону усиления досуговой и коммуникативной функций. Туристы сегодня посещают музей для того, чтобы просто отдохнуть, развлечься, получить заряд положительных эмоций. Однако прежде чем показать роль и значение современных музеев в Казахстане необходимо изучить историю возникновения и основные направления культурной деятельности музеев на заре их образования.
Зарождение музеев на территории дореволюционного Казахстана обусловлено историкокультурными предпосылками, сложившимися в казахской степи, развитием культуры и общественной жизни во второй половине XIX века, когда активизировалась деятельность научных обществ, статистических комитетов, действовавших на территории Казахстана.
Положительное влияние на процесс зарождения музеев оказало существование в России таких крупных музеев, как Румянцевский музей, музей антропологии и этнографии Академии наук, Дашковский этнографический музей, Кунсткамера. Кроме них в России действовали несколько специализированных музеев, в том числе Этнографический музей Русского Географического общества, коллекции которого затем были включены в состав Этнографического музея Академии наук и другие. Возникновению музеев способствовало участие казахских этнографических коллекций почти во всех всероссийских и некоторых международных выставках музейных предметов.
Самым старейшим из дореволюционных музеев, созданных на территории Казахстана, является Центральный Государственный музей Казахстана (ЦГМК). Первый музей республики был создан еще в 1831 г. под названием музея Оренбургского края при Неплюевском военном училище и связан с именем Оренбургского губернатора графа Сухтелена. Однако фактически главным его организатором был выдающийся русский исследователь, писатель, этнограф Владимир Иванович Даль. Исторический отдел Музея Оренбургского края располагал большим количеством этнографических и археологических коллекций, историкобытовых предметов и документального материала. Среди них пергаментная копия Грамоты Екатерины II от 1770 года Нуралы хану, утверждающая его в «ханском достоинстве», документы о продаже казахских детей в рабство, которая вполне "законно" практиковалась на территории Казахстана и многое другое [3, с.24].
Основатель Оренбургского музея В.И. Даль служил чиновником особых поручений при генерал- губернаторе В.А.Перовском. По профессии был врачом. Чрезвычайно важной сферой его деятельности в Оренбургском крае следует считать широкую разработку им этнографии казахов, глубокий интерес к устному поэтическому творчеству. В.И.Даль близко общался с казахским населением на казахском языке, бывал в аулах и подолгу жил в них. Он постоянно привлекал к собиранию музейных предметов и к работе в музее местное население. В.И.Даль приглашал посетителей на экспозиции и выставки, можно сказать, что посетители музея - были первыми туристами.
Однако переломным временем в истории Оренбургских научных обществ и учреждений явился период конца ХIХ-начала XX века. В 1887 г. была учреждена Оренбургская Ученая архивная комиссия. После этого значительно оживилась деятельность Оренбургского отдела Русского Географического общества. Усилиями ученых и энтузиастов вновь оживилась деятельность Оренбургского музея. Оренбургская Ученая архивная комиссия обратилась к общественности края с призывом восстановить музей, собирать экспонаты для него. Музей был восстановлен и приведен в порядок [4, с.58].
Музейное дело развивалось и в других регионах Казахстана. В Западной Сибири крупным культурным центром стал Омск, в котором было сосредоточено административное управление казахами Сибирского ведомства. Организация музейного дела на востоке республики тесно связана с музейным строительством в Сибири, где к концу XIX в. насчитывалось 18 музеев [5, с.190].
В мае 1877 г, состоялось открытие Западно- Сибирского отдела Русского географического общества (ЗСОРГО). В его "Положении" ставилась задача "в устройстве собственного музея: естественноисторических, этнографических и археологических предметов". Музей был учрежден при ЗападноСибирском отделе через год после открытия самого отдела , то есть в 1878 г. [6, с.19-20].
В числе 18 Сибирских музеев был Семипалатинский, созданный 11 сентября 1883 г. областным Статистическим комитетом. Одновременно была открыта при статкомитете общественная библиотека [7,с.4]. Семипалатинск в это время служил перевалочным пунктом для купеческих караванов, провозивших товары в Китай, Семиреченскую область и обратно, путешест-венников, которые часто ездили вместе с торговцами. Таким образом, можно сказать, что в нем всегда было много посетителей. Основанию музея и библиотеки в Семипалатинске способствовало поступление денежных средств от приплаты при продаже ценностей на бирже. В частности, при продаже китайским правительством китайского серебра в возмещение убыт- 34 ков, понесенных русскими подданными Зайсан- ском уезде в 1867 г., из этих средств было ассигновано на организацию музея и библиотеки 1500 руб- лей[8, с.3].
Большой вклад в становление музея и библиотеки при статкомитете внес М.И.Суворцев, который с момента открытия музея и вплоть до 1897 г. являлся его заведующим и многое делал для пополнения музея различными коллекциями по археологии, этнографии, ботанике, зоологии, истории и горному делу. Становлению музея оказали содействие П.Е.Маковецкий - советник при областном управлении, а также сам губернатор А.П.Проценко, он же председатель статкомитета [9, с.7].
Статкомитет разослал по области, разработанные им рекомендации по методике сбора музейных редкостей и порядок передачи их на хранение в созданный музей, приглашал посетителей посещать экспозиции музея. Таким образом, развивался туризм в этом регионе. На призыв комитета откликнулась прогрессивная интеллигенция, в том числе политический ссыльный Н.И.Долгополов, который во время своих поездок по области собрал ценные экспонаты по этнографии казахов, часть из них была пожертвована ему отцом Абая - Кунанба- ем. Ряд экспонатов передал музею сам Абай [10, с.40].
В 1896 г. Семипалатинский областной музей принял участие во Всероссийской Промышленной и Художественной выставке в Нижнем Новгороде и занял похвальные места с присуждением диплома II-го разряда [11, с.7].
На протяжении с 1902 по 1910 гг. приводились в порядок все коллекции музея, значительно пополненные новыми экспонатами. В обращении Общества изучения Казахстана к 25-летию Семипалатинского Отдела Русского Географи-ческого общества говорится: «Прошло 25 лет и вот итоги: создан музей, ныне занимающий одно из лучших зданий в городе. В нем собраны значительные и систематизированные коллекции по археологии, этнографии, зоологии, флоре, сель-скому хозяйству, горной промышленности и т.д.» [12, с.16].
В развитии культуры и просвещения населения города, в изучении края значительна заслуга братьев Белослюдовых. Они много сил и знаний отдали становлению Семипалатинского областного историко-краеведческого музея.
Подвижническая деятельность братьев Белослюдовых знаменательна тем, что они впервые в Казахстане в 1906г. создали музей нового типа - домашний. Для создания своего музея они провели археологические и этнографические исследования в окрестностях Семипалатинска. Сосуды, ковши, наконечники стрел, ножи различных конфигураций, кинжалы, старинные монеты создали основу для экспозиции музея братьев Белослюдовых. С целью сбора новых материалов они совершают поездки по юго-западному Алтаю. Проводят выездные экспозиции и экскурсии по музею. Много туристов посещали эти экспозиции и выставки. В 1909 г. собирают этнографический материал в районе озера Зайсан. В результате многолетнего труда в своем домашнем музее братья Белослюдовы собрали огромное количество экспонатов, которые расположили по отделам: геология и минералогия, палеонтология и антропология, доисторическая археология, старинные вещи (рисунки, книги, рукописи и т.д.), нумизматика, этнография, а также картинная галерея. А.Н.Белослюдов долгое время заведовал Семипалатинским областным музеем, в 1915-1916 гг. был его консерватором. Он наладил учет хранящихся в музее предметов, аккуратно отмечал в книге поступления необходимые сведения. Семипалатинский музей имел в своем фонде более 700 этнографических предметов, в том числе 463 казахских, 31 русских, 40 татарских, 19 узбекских [13, с.12].
Третьим культурным и научным центром, где развивалось музейное дело, на территории Казахстана было Семиречье (Жетісу). Находясь в ведении Туркестанского генерал-губернаторства в 1867 г. на территории Семиречья была организована Се- миреченская область. Осенью 1854г. было построено укрепление Заилийское, впоследствии оно было переименовано в Верное. Затем в город Верный, сыгравший большую роль в развитии социально-экономической и культурной жизни казахского народа.
Определенный вклад в изучение истории культуры, этнографии южных казахов в конце XIX - начале XX вв. внесли Туркестанские ученые, краеведы, зачинатели туристической работы, объединившиеся вокруг научных обществ и культурнопросветительных учреждений Ташкента. Крупным исследователем и собирателем казахских песен, пословиц и поговорок, сказок, эпических поэм был Абубакир Ахметжанович Диваев (1856-1933). После окончания Неплюевского кадетского корпуса в Оренбурге он служил в военно-народном управлении Ташкента. Диваев был профессором Среднеазиатского государственного университета в 35
Ташкенте, превосходно знал нравы и обычаи казахов и проявлял по выражению Бартольда "горячую симпатию к бедному люду" [14, с.299].
Первым директором, главным хранителем фондов Семиреченского музея и экскурсоводом был краевед В.Е.Недзвецкий. Его подвижническая деятельность позволила значительно пополнить фонды музея, систематизировать собранные коллекции, проводить выставки, которые пос-мотрело много посетителей, издать ряд работ, имеющих научное значение в наше время.
Возглавляя Семиреченский областной музей, Не- дзвецкий внес значительный вклад в его становление и развитие. Некоторые экспонаты из раздела «Живая природа», демонстрируемые до сих пор в Центральном музее Казахстана, изготовлены в свое время Недзвецким. По просьбе ученых П.П. Семенова-Тян Шанского, Г.Л.Суворова,
Н.В.Насонова и других Недзвецкий бескорыстно собирал для них коллекции фауны Жетісу в двух экземплярах. Один оставляя в местном музее, а второй высылал ученым, получая взамен описание этих коллекций. Таким образом, данные музейные коллекции являлись результатом коллективного труда: усердного собирателя Недзвецкого и российских ученых-исследователей Семиречья.
История формирования музейного дела в Казахстане, как объектов туризма, говорит о том, что культура казахского народа является законной преемницей ее многовекового наследия. Предпосылки зарождения музеев в дореволюционное время теснейшим образом связаны с историкокультурными процессами, происходящими в казахском обществе. Казахская культура унасле-довала многие традиции материальной и духовной культуры скотоводческих и земледельческих племен и сохранила их до наших дней, творчески обогатив новыми мотивами.
Развивая художественно-прикладное искусство, казахский народ создал блестящие образцы уникальных предметов, которые являлись основой коллекций музеев в Казахстане и успешно демонстрировались на международных и всероссийских выставках. Эти экспозиции всегда вызывали огромный интерес у посетителей музея, которые посещали их как: ученые, краеведы, туристы. Необходимостью усиления колониального режима, освоения природных богатств, познания природы, географии, истории и культуры была обусловлена организация работы по изучению территории Казахстана. В этих целях сюда направлялись военные экспедиции и торговые караваны, путешественники, строились пограничные укрепленные линии, казачьи форпосты, опоясывали запад, север и восток Казахстана. Однако наряду с колониальной администрацией в крае работали и представители российской интеллигенции, которые являлись бескорыстными подвижниками науки, просвещения, культуры и краеведения. Они оказали большое влияние на развитие демократической мысли, вокруг них группировались местные краеведческие и научные силы.
Музеи были необходимыми учреждениями при решении научных задач статистических комитетов, научных обществ. Такая потребность привела к бурному росту музейной сети разных типов в России и, конечно, способствовала созданию трех крупных музеев Казахстана. Несмотря на все положительные моменты на плодотворной работе музея сказывалась крайне слабая материальнотехническая база, отсутствие подходящего помещения для размещения имеющихся экспо-натов. Все это тормозило пополнение музеев новыми предметами. В связи с этим наблюдалось уменьшение посетителей. Самым слабым местом в работе дореволюционных музеев были кадры. Специальных учебных заведений по подготовке музейных работников не было. В музеях работали энтузиасты, любители-краеведы, конечно на общественных началах, т.к. денежных средств едва хватало на содержание и оборудование музея. Директора, консерваторы музеев были высокообразованными людьми, на должности избирались на собраниях и заседаниях научных обществ и комитетов. Часто они выполняли одновременно все функции в музее от директора до экскурсовода. Конечно, нельзя говорить о развитии туризма в этот период, в современном понятии. Хотя экспозиции музеев посещало местное население, путешественники и просто заинтересованные люди.
Несмотря на известные трудности, благодаря усилиям ученых и краеведов, местных знатоков казахской культуры и истории в дореволюционное время были созданы необходимые предпосылки для зарождения, развития и деятельности музеев, которые были первыми объектами туризма в Казахстане.
Список использованных источников
- .Вуколов В.Н. История и теория международного туризма. – Алматы.- 2002.- с.152.
- . Биржаков М.Б. Введение в туризм. Издание 9-е, переработанное и дополненное. - СПб.: «Издательский дом Герда».- 2007.- с.321.
- . Баталова А. Музеи Казахстана // Советский музей. - 1938.- № 8 -с. 24.
- . Жиренчин А.М. Из истории Центрального музея Казахстана // Вестник АН КазССР. - 1974. - № 8. - с.58.
- .Равикович Д.А. Из истории организации сибирских музеев в XIХ веке // История музейного дела в СССР.- М., 1957.- с.190.
- .Семенов В.Ф. Очерк 50-летней давности ЗСОРГО // Записки ЗСОРГО.- Омск, 1927. - Т.39. - с. 19- 20.
- Адрианов А.А. Краткий исторический очерк Семипалатинского музея.// Труды Семипалатин-ского окружного музея.- Семипалатинск, 1929.- вып. 2 - с. 4.
- Адрианов А.А. Краткий исторический очерк Семипалатинского музея.// Труды Семипала-тинского окружного музея.- Семипалатинск, 1929.- вып. 2 - с. 3.
- Махонин А.С. Музеи Казахстана и их ближайшие задачи // Вестник Центрального музея Казахстана. - Алма-Ата, 1930.- № I.- с.7.
- Черных С.Е. С берегов Иртыша. - Алма-Ата, 1981. - с. 40.
- Труды Семипалатинского окружного музея. - Семипалатинск, 1929. вып.2, - с.7.
- Касымбаев Ж.К. Семипалатинск в канун Октябрьской революции.- Алма-Ата, 1970. - с.16
- Адрианов A.А. Краткий исторический очерк Семипалатинского музея // Труды Семипала-тинского окружного музея. - Семипалатинск, 1929.- Вып.2 - с.12.
- Записки Восточного отделения Русского археологического общества. - 1896- т.1Х. - с.299.