АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается роль хуннов (гуннов) и его наследственных правителей в контексте этнополитических процессов, имевших место на огромных территориях Центральной Азии и Европы в IV-V вв. н.э.
Ключевые слова: этногенез, «евразийство», хунны (гунны), «Великое переселение народов», пассионарное напряжение, этнополитические процессы.
История хуннов (гуннов), давших мощный толчок «Великому переселению народов» в Европе, занимает важное место в истории не только Востока, но и Запада. Именно на IV-VII века падает пик миграционных процессов, захвативших практически весь европейский континент и радикально изменивших его политический, этнический и культурный облик. Гунны явились в Европу из Центральной Азии. В IV веке до н. э. китайцы называли их главными противниками в Азии. Недаром, еще во 2 веке до н.э., во время правления известного китайского императора Цинь-Ши Хуанди начала возводиться знаменитая Великая Китайская стена, целью которой было сдержать наступательные порывы кочевников Центральной Азии. Л.Н. Гумилев был одним из первых исследователей, который описал обобщающую историю кочевых племен на основании сведений из письменных источников, в которой нашли свое отражение процессы в этнополитической истории Центральной Азии того периода.
Оценка научного вклада Л.Н. Гумилева в развитие исторических знаний о хуннах (гуннах), безусловно, является актуальной задачей «евразийства». Многие исследователи считают, что в переводе с китайского хунну означает «злой раб, невольник»: «хун» - злой, «ну» - раб. Хотя существует и другая версия: древние китайские источники утверждают, что название «хунну» они получили из-за реки Орхон, с которой тесно связана их история. В течение 200 лет в европейской исторической науке проблема тождества азиатских хунну III в. до н.э. и европейских гуннов IV-V вв. н.э. считалась нерешенной. В свое время, исследуя эту проблему, Гумилев Л.Н. писал: «...были ли гунны хуннами, - нельзя ответить ни да, ни нет. Перешедшая в Европу часть хуннов была группой, сложившейся в результате естественного отбора, и эта группа унаследовала далеко не все стороны культуры азиатских хуннов. Она вынесла только военные навыки и развила их. Затем сделала свое дело кровосмешение и метизация и, наконец, соседство с новыми культурными народами Факт же миграции несомненен, и, более того, именно он объясняет те глубокие различия, которые образовались между азиатскими культурными хуннами и их деградировавшей европейской ветвью...» [2].
Известный исследователь по проблемам этногенеза хуннских племен, профессор К.А. Иностранцев, пришел к выводам, которые имеют основополагающее значение и сейчас. К.А.Иностранцев в 1926 г. предложил применить название «гунны» для европейской ветви хуннов, чтобы избежать путаницы. Он отождествляет хуннов и гуннов. Действительно, гунны сохранили свой язык, обычай, обряды, этническое сознание, свою идентичность, о чем свидетельствуют сообщения (записи) римских и китайских авторов [3]. Высказанная профессором Иностранцевым мысль, подтверждается венгерской исследовательницей, доктором истории и археологии Борбалой Обрушански, которая отмечает: «Чаще всего восточные племена носят китайское имя хунну или сюнну, а западные - гунны. Однако ученые уже давно пришли к выводу, что это один и тот же народ. На международных конференциях этот вопрос уже не поднимается, хотя есть ученые, которые не признают этот факт.
Однако, китайские летописцы последовали за предками Аттилы в Центральную Азию, где как раз в это время в армянских, иранских и индийских источниках начали появляться сведения о новом враге» [4]. В трудах Л.Н.Гумилева отмечается, что в IV в. до н.э. хунны образовали мощную державу - племенной союз двадцати четырех родов, возглавляемый пожизненным правителем - шаньюем и иерархией племенных князей, «правых» (западных) и «левых» (восточных). Отсчет у хуннов шел не с севера, как у нас, а с юга. Первоначальное слияние этнических субстратов в момент энергетического взрыва всегда ведет к усложнению этнической системы, то есть новый этнос всегда богаче и мощнее, чем предыдущие. Хунны разгромили восточных соседей, которых китайцы называли дун-ху, отвоевав у китайцев Ордос, оттеснили согдийцев на запад и покорили саянских динлинов и кипчакские племена.
Так создалась могучая держава хунну, население которой достигло 300 тысяч человек. Хуннам предстояло великое будущее. Все народы на протяжении своего исторического существования этнографически меняются, и хунны не были исключением. Их история может быть восстановлена с III века до н.э., когда осуществилось превращение конфедерации родов в степную державу [5]. Образование государства хунну завершилось в 204г.до н.э. Возвышение государства происходит при Модэ шаньюе (209174г. до н.э.), сыне Тумэн-шаньюя (225-209г. до н.э.), родоначальника хуннов. При исследовании политического устройства кочевников Центральной Азии Л.Н. Гумилев сделал вывод, что ими были выработаны свои оригинальные организационные формы общественного устройства. Так, держава хунну была построена на родовом принципе, где власть принадлежала господствующим родам, в рамках этого принципа была охвачена вся общественно-политическая система хунну вместе с покоренными племенами. Л.Н. Гумилев отнес хуннское общество к высшей ступени патриархально-родового строя. Ученый дает трактовку социального строя хунну как патриархальную родовую державу, существенным элементом которой была консервация патриархально-родовых отношений. Именно последнее обстоятельство и определило появление организационно политической формы как родовая империя.
Дальнейшая эволюция хуннского общества, по мнению Л.Н. Гумилева, шла от трансформации родовой державы к военной демократии, что связывается с процессами разложения родовых отношений. Родовой строй остался социальной основой державы хунну, и это положение законсервировалось до подчинения хуннов империи Хань в середине I в. до н.э.[2]. В эту эпоху сложился и развился тот облик хуннской культуры, который некоторые ученые считали для хуннского общества характерным. Действительно, общество хуннов достигло относительно высокой степени развития; структура управления была сложной и вместе с тем гибкой; искусство - разнообразным, так как оно впитывало в себя постороннее влияние. Земледелие широко распространилось, и потребность в хлебе стала регулярной; общение с Китаем было тесным и плодотворным, что выражалось в стремлении установить торговлю, которая позволила отказаться от грабительских набегов [2]. В истории широко известно имя гуннов и их маневренной конницы. Причины побед хуннов Л.Н.Гумилев объясняет: «Хунну были в фазе этнического становления и пассионарного подъема. Понятие «войско» и «народ» у них совпадали. Поэтому с 202 г. по 57 г. до н.э. малочисленные, но героические хунну сдерживали ханьскую агрессию Китая. И только ловкость китайских дипломатов, сумевших настроить против хунну окрестные племена и вызвать в среде самих хуннов междоусобную войну, позволила империи Хань счесть хуннов покоренными и включенными в состав империи» [6]. Л.Н.Гумилев подчеркивает специфическую этническую черту хуннов - отказ от истребительных войн, великодушие к побежденным. «Повода считать хуннов неполноценнее европейцев, как современных, так и древних, нет. Скорее, наоборот, надо отдать должное уму и такту хуннов ... » - пишет Л.Н.Гумилев [7].
Хунны находились в фазе этнического становления и пассионарного подъема. Истоки неизбежного характера хунно-китайских войн кроются не в стремлении территориальных захватов хунну или в приписываемой им природной свирепости, а в государственной традиционной идеологии императорского правительства династии Хань. Ведь, по мнению Л.Н. Гумилева, контакты между народами могли происходить и в форме мирного торгового обмена. В то же время подчеркивается, что узкоспециализированное хозяйство кочевников вынуждало их постоянно взаимодействовать с оседлоземледельческими народами. Рост пассионарного напряжения в этнической системе благотворен для нее лишь до определенной степени. После фазы подъема наступает как бы «перегрев», когда заявляет о себе избыточная энергия.
Наглядно это выражается в междоусобных войнах и расколе на два-три самостоятельных этноса. Раскол - процесс довольно затяжной. У хуннов он начался в середине I века до н.э. и закончился к середине II веке н.э. Раскол, произошедший в хуннском обществе, привел к распаду державы на северных и южных хунну, и соответственно привел к потере былого ее могущества. Как считает ученый, он был обусловлен процессом разложения родов и внешними обстоятельствами: наступившим периодом усыхания в Великой степи и сложившейся неблагоприятной для хунну внешнеполитической ситуацией. И тогда хунны разделились на четыре ветви.
Одна подчинилась сяньбийцам, вторая поддалась Китаю, третья, «неукротимые», отступили с боями на берега Яика и Волги, четвертая, «малосильные», укрылись в горах Тарбагатая и Саура, а потом захватили Семиречье и Джунгарию. Эти последние оказались наиболее долговечными. Они частью смешались на Алтае с кыпчаками и образовали этнос куманов (половцев), а частью вернулись в Китай и основали там несколько царств, доживших до Х в. Эти последние назывались тюркуты, а их потомки - тунгуты - слились с монголами в XIII в. [6]. В 395-397г.г. гунны вторглись в Сирию, Каппадокию и Месопотамию, в 408г. - во Фракию, в 415г. - в Иллирию, к 420г. они обосновались в Паннонии (современная территория Венгрии). Это были земли бывшей римской провинции, занимавшей западную часть территории современной Венгрии, северную часть современнй Югославии и восточную часть современной Австрии. Л. Н. Гумилев писал: «Победив и присоединив к себе аланов, гунны стали во главе огромного племенного союза... В семидесятых годах IV в. они перешли р.Дон и победой над остготами открыли новый период истории, известный под названием «Великое переселение народов...» [8].
Тот факт, что именно хунны двинулись на запад, подтверждает, считает Б. Обрушански, находки монет, которые рассказывают нам о том, какое новое государство они основали. Согласно последним исследованиям, гунны жили в Евразийской степи вплоть до VI века [4]. Европейская империя гуннов, основателями которой были Мунжу и Октар, просуществала с 375 по 454 гг. и оставила заметный след в мировой цивилизации.
Византийцы даже называли империю гуннов «Гардарика» - царство городов. Империя Европейских гуннов наивысшего расцвета достигла при Аттиле (Едиль) (400-453 гг.). Аттила (Едиль) - 14-ый потомок царя северных гуннов Чжичжи-шаньюя. Аттила (Едиль) - великий полководец. Его хотели видеть «своим» германцы и славяне. Венгры до сих пор считают его своим предком. Древние славяне его называли - Атыл и сложили песню о нем. Он вошел во многие поэмы древней Германии и скандинавских стран под именем Атли или Этцель.
По мнению одного из видных ученых Казахстана, доктора исторических наук, профессора К.Т.Жумагулова: «С историей гуннов в Европе IV-V веков начинается история Евразии, «евразийства. Помимо войн и переселений она являет собой и пример многогранного взаимодействия Востока и Запада, синтеза традиций и культур, которые имели многочисленные последствия, повлиявшие, в свою очередь, на становление качественно новой цивилизации и общественных отношений. Это и определяет выбор темы изложения, в центре внимания которой находятся, прежде всего, события, связанные с международными отношениями в Европе в середине V в. в связи с противостоянием и войнами между гуннской державой, с одной стороны, и двумя Римскими империями, с другой» [9].
Гунны завоевав почти всю Европу, вернулись в степи Казахстана и Центральной Азии. Гунны так и не восприняли ни китайскую, ни иранскую, ни эллино-римскую цивилизацию. Л.Н.Гумилев объясняет это так: «Просто им больше нравились скифы, т.е. степные просторы скифии» [6]. Гунны были, можно сказать, первыми евразийцами, они участвовали в этногенезе ряда народов не только Азии, но и Европы. Гуннский союз в Средней Азии способствовал объединению племен и сложению таких народностей, как казахи, киргизы, туркмены и др. Последние исторические и археологические исследования вновь подняли вопрос о роли этого народа в мировой истории. Всемирно-историческое значение гуннской истории заключается в том, что гуннское нашествие на Запад, совершая «Великое переселение народов» способствовало падению великой Римской империи, освободив многие народы от рабства. Здесь следует отметить, что, если азиатские хунну (гунны) более или менее изучены в науке, то этого нельзя сказать о гуннах в Европе. «...история эта займет свое достойное место в исследованиях специалистов по истории Запада.
Однако, в русскоязычной литературе, включая и советскую медиевистику, история гуннов в Европе почти не освещалась, за исключением отдельных кратких обзоров. По-видимому, здесь сказалось и влияние ряда поколений западноевропейских авторов, характеризовавших движение гуннов как некое движение «азиатов», уничтожавших якобы европейскую культуру.
И это не случайно, поскольку эти ученые черпали сведения у позднеантичных и раннесредневековых хронистов, используя их не критически и без достаточного анализа и сопоставления с другими видами исторических свидетельств. Однако, на современном этапе развития науки, наряду с методом сочетания данных различных типов и классов источников (природно-географические, этнографические, археологические, письменные и др.), которые не просто дополняют, но и корректируют друг друга, широкое развитие должны получить междисциплинарные изыскания» - пишет Жумагулов К.Т. [9]. Научные труды Л.Н. Гумилева, посвященные хунну, в целом достаточно адекватно отразили исторические реалии, социально-политические и этнические процессы в хуннском обществе.
Считаем, что хотя у Л.Н.Гумилева не имеются научных работ, посвященных европейским гуннам, его работы по истории и этногенезу хунну могут служить методологической основой изучения этнополитических процессов в гуннском обществе.
На наш взгяд, период истории азиатской империи хуннов (с Ш в. до н.э. до I в. до н.э.), затем казахстанский период (с I века н.э. по IV век н.э.), далее период империи европейских гуннов (с IV до 2 пол. V в. н.э.) и, наконец, историю аварского и эфталитского тюркского каганатов (V-VII вв. н.э.) необходимо рассматривать во взаимосвязи и взаимодействии, при этом проследив этническую, социокультурную, политическую и хозяйственную преемственность этих государств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гумилев, Л.Н. История народа хунну / Л.Н. Гумилев. - М: Эксмо, 2008. - 640 с.
- Гумилев, Л.Н. Некоторые вопросы истории хуннов / Л.Н. Гумилев // Вестник древней истории. 1960. - № 4.- С. 55-57.
- Иностранцев, К.А. Хунны и гунны / К.А. Иностранцев. - М: Молодая гвардия/ - 1988. - 324 с.
- Обрушански, Б.Б История Венгрии / Б.Б. Обрушански. - СПб: Наука и жизнь/ - 1992. - 256 с.
- Гумилев, Л.Н. Хунну / Л.Н. Гумилев. - М: Молодая гвардия, 1960. - 325 с.
- Гумилев, Л.Н. Из истории Евразии / Л.Н. Гумилев. - М: Наука, 1993. - 421 с.
- Гумилев, Л.Н.Тысячелетие вокруг Каспия / Л.Н. Гумилев. - М: Научная жизнь/ - 1993. - 386 с.
- Гумилев, Л. Н. Хунну. Срединная Азия в древние времена / Л.Н. Гумилев. - М: Молодая гвардия, 1960. - 427 с.
- Жумагулов, К.Т. Гунны в Европейской истории // Казахстанская правда. - 1996. - 26 августа.- С. 6-7.