Вопросы политико-правовой истории Казахстана относятся к фундаментальным исследованиям по своей теоретической и практической значимости, в системе юридической науки. В связи с этим изучение проблем государственного строительства Казахстана сквозь призму исторического развития, является по своей сущности доминирующим направлением развития современной юридической науки, как теория и история государства и права, история политической и правовой мысли, которая дает возможность проанализировать значимые аспекты для формирования национального, демократического и правового государства в Республике Казахстан.
После провозглашения Казахстаном суверенитета, его геополитическое положение, многонациональный состав населения, состояние развития этнической идентичности и национальной идеи ставят проблему глубокого, разностороннего, свободного изучения истории развития государственности. В начале 20 века основные идеи и принципы национально-государственного устройства казахского края, представленное автономным управлением в составе Российской Федерации, провозглашали лидеры национально-демократического движения «Алаш».
В начале ХХ в. проблема национально-государственного устройства была исключительно важным и целевым направлением политической борьбы лидеров передовой национально-демократической интеллигенции в период двух революции 1917 г., и в годы гражданского противостояния. Доминантой в настроениях национально-демократической интеллигенции (крупные лидеры, первые юристы-казахи – Б.Каратаев, М.Шокай, Ж.Акбаев, Ж.Сейдалин, Ж.Досмухамедов, У.Танашев, Ш.Бекмухамедов и др.) была идея и принципы автономно-территориального устройства Казахстана в составе Российской Федерации.
Получившая образование в лучших российских университетах передовая казахская интеллигенция в начале ХХ века ясно осознавала необходимость коренных политических и конституционных перемен в жизни общества. Во всей своей творческой и практической деятельности ею выдвигались такие конституционные идеи как равноправие, неприкосновенность личности, политические свободы, автономия, ликвидация неграмотности, сохранение родного языка, разделение властей, верховенство закона и др.
В этот период необходимо было выработать идейные принципы нового государства, основы отношения к Временному правительству и Учредительному собранию, определить условия и особенности вхождения Казахстана в новое Российское государство. Одной из важнейших задач того времени была консолидация нации и национальной интеллигенции вокруг единой политической организации. До формирования партии такую роль выполняла газета «Казах», ставшая впоследствии органом партии. Почву для формирования партии, безусловно, подготовило активное участие в общероссийской политической жизни Алихана Букейханова, Ахмета Биримжанова, Бакытжана Каратаева, Мухамеджана Тынышпаева и многих других.
Еще в 1905 году в Уральске по инициативе Букейханова, Сейдалина, Тынышпаева, Сыртанова и других казахских интеллигентов состоялся съезд делегатов пяти областей, на котором было принято решение создать «казахскую конституционно-демократическую партию». В июне 1906 г. подобный съезд состоялся и в Семипалатинске.
В программе этой партии, опубликованной в газете «Фикер», издававшейся в Уральске, основные требования были следующими: принятие закона о передаче всей казахской земли в собственность казахам, приостановление переселения из внутренних областей России в степь, открытие для казахских детей школ, медресе, университетов и другие.
В 1910 году А. Букейханов писал в своей работе «Киргизы. Формы национального движения в современных государствах»: «В ближайшем будущем в казахской степи среди киргизов (казахов) возможно появление, в соответствии с двумя политическими направлениями, двух политических партии. Одной из них под названием национально-религиозной будет ставить своей целью объединение казахов с другими мусульманами. Другая – западного направления.… Если первая в качестве образца будет иметь мусульманские, татарские партии, то последняя – русскую оппозиционную, а именно – партию «народной свободы».
По мнению исследователя истории движения «Алаш», профессора К. Нурпеисова, в годы после первой русской революции среди казахской интеллигенции было немало сторонников либерального направления. Среди них Ахмет Биримжанов и Жанайдар Сейдалин в Костанае, Есенгали Турмухамедов в Актобе, Бакытжан Каратаев в Уральске [1].
После февральской революции в Казахстане по инициативе казахской национальной интеллигенции начало формироваться движение «Алаш». Документальные источники свидетельствуют, что казахская интеллигенция, объединившаяся вокруг А. Букейханова, на протяжении 1905-1916 гг. многократно выступала за реализацию умеренных реформ. Эти предложения в целом, сводились к прекращению или изменению административного управления казахским обществом со стороны колониального аппарата, хотя бы в областях и уездах. Другим направлением общественно-политической деятельности казахской интеллигенции стали компании по приостановлению, а затем прекращению деятельности переселенческих управлении. В-третьих, казахская интеллигенция предпринимает попытки утвердить себя на политической арене общества в качестве важной политической силы [2].
Весной и летом 1917 г. в атмосфере общественного подъема и ожидании реальных перемен прошли казахские съезды в крупных областях. Наиболее крупными были 1-ый Тургайский съезд (Оренбург 2-8 апреля, свыше 300 делегатов, председатель А. Байтурсынов), 1-ый Семиреченский (Верный 12-23 апреля, 81 делегатов, председатель И. Джайнаков), 1-ый Уральский (Уральск, 19-22 апреля, более 800 делегатов председатель Ж. Досмухамедов), Омский (Омск, 25 апреля – 5 мая, около 150 делегатов, председатель А. Турлыбаев). На Тургайском съезде присутствовали также делегаты от Акмолинской, Семипалатинской, Сырдарьинской областей, Букеевской орды.
Все эти форумы выступили в поддержку новой власти и продолжение войны до победного конца, за упразднение отжившей системы местного управления и введение земства, всеобщее обязательное бесплатное обучение на родном языке, удовлетворение религиозных нужд населения. Особое место в их решениях занял земельный вопрос. Изъятие земель предлагалось проводить лишь после землеустройства самих казахов на основе решении учредительного собрания, до которого немедленно вернуть им незаселенные участки переселенцев. Их требования подтвердил 1 всеказахский съезд, подготовленный А. Букейхановым и его сторонниками.
Съезд (21-28 июля 1917 г. в Оренбурге собрались представители всех населенных преимущественно казахами областей) выдвинул требование территориально-национальной автономии в рамках Российской демократической Федерации. Были избраны 8 делегатов на Всероссийский мусульманский съезд, а также на съезд федералистов в Киеве и выдвинуты 79 кандидатов в Учредительное собрание. Тогда же произошел отход «Алаш» от кадетов. 24 июня 1917 г. газета «Казах» указывала, что ни одна из программ действующих партии «не соответствует целям казахского общества». Избранный на 8-ом съезде кадетов в состав ЦК А. Букейханов в июле заявил о выходе из партии. Одной из причин такого решения он назвал несогласие со стремлением кадетов сохранить частную собственность на землю и унитарное государственное устройство. Кроме того, он выступал за отделение церкви от государства. По его инициативе на 1-ом всеказахском съезде было заявлено о намерении, создать самостоятельную национальную партию [3].
Трансформация движения «Алаш» в партию началась летом 1917 г. В отличие от всего предшествующего периода, развитие «Алаш» в 1917 году значительно ускорилось: от культурного просветительства и оппозиционного либерализма его сторонники перешли к организации политической структуры с четким национально-государственными, демократическими приоритетами, существенно расширили свое влияние в массах. Этот процесс был тесно связан с выборами в Учредительное собрание. В каждой области по решению 1-го всеказахского съезда выдвигались принятые им единые списки кандидатов. Одновременно создавались партийные органы [4].
21 ноября 1917 г. в газете «Казах» был опубликован проект программы партии «Алаш». Первоочередные задачи в нем носили общедемократический характер: всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическая федеративная республика Россия с президентом и законодательной Думой во главе, равенство входящих в нее автономии, демократические свободы, отделение церкви от государства, равноправие языков и т.д.
Проект программы партии по структуре соответствовал конституциям европейских государств того времени и включал в себя основные конституционные положения.
Авторы проекта и передовая казахская интеллигенция поддерживала перемены в России и выступала за Всероссийское учредительное собрание, которое утвердило бы федеративное демократическое устройство России. Они предложили такие новые прогрессивные идеи – принцип разделения государственной власти на ветви, всеобщий характер выборов, создание автономии для всех национальностей, равноправие независимо от религии, происхождения и пола, принцип презумпции невиновности, неприкосновенность судей и биев, о суде присяжных, о свободе религии и др.
Так, первый раздел проекта программы назывался «Форма государства» и в нем рассматривался вопрос о форме правления и государственном устройстве. Провозглашалась, что Россия должна быть демократической республикой. Во главе правительства будет избираемый на определенный срок президент. Авторы проекта предлагали демократичную избирательную систему: всеобщие, равные, прямые и тайные выборы без различия происхождения, пола, религии, тогда как первые советские конституции отвергали всеобщий характер выборов.
Раздел «Основные права» содержал все основные идеи прав и свобод человека, которые сегодня закреплены в конституциях демократических государств. Религия отделялась от государства. Признавался принцип презумпции невиновности, который только в 70-е годы был включен в советские конституции. В разделе «Правосудие и суд» провозглашались равенство людей перед судом, неприкосновенность судей и биев, ведение судопроизводства на языке местного населения. Элементом демократичности судопроизводства является установление рассмотрения тяжких преступлении судом присяжных, что имеет место не во всех постсоветских конституциях.
Данный проект программы, по словам Н.А. Назарбаева, «несла в себе больше конституционализма, нежели все конституции советской модификации» [5].
О численном составе партии достоверных сведении нет, по подсчетам ученого К. Нурпеисова, членами партии и сочувствующими, чьи имена нам сегодня известны, были примерно 270 человек [6].
2-ой Всеказахский съезд (5-13 декабря 1917 г., г. Оренбург) единогласно постановил образовать территориально-национальную автономию областей.
В постановлении съезда отмечалось следующее: Автономии казахских областей присвоить название «Алаш». Конституция автономии «Алаш» утверждается всероссийским учредительным собранием. Всем, кто живет среди казахов, гарантируются права меньшинства. Во всех учреждениях автономии «Алаш» представители всех нации должны быть представлены пропорционально. Представляется также экстерриториальная и культурная автономия тем, кто без территории окажется в пределах автономии «Алаш». Всем, кто живет среди казахов, гарантируются права меньшинства. Во всех учреждениях автономии «Алаш» представители всех нации должны быть представлены пропорционально. Представляется также экстерриториальная и культурная автономия тем, кто без территории окажется в пределах автономии «Алаш». В целях спасения области «Алаш» от общего развала анархии, организовать временный народный совет «Алаш-Орда», состоящий из 25 членов, 10 мест из которых предоставить русским и другим народам, живущим среди казахов. Местом пребывания «Алаш-Орда» временно избрать Семипалатинск. «Алаш-Орда» должна немедленно взять в свои руки всю исполнительную власть над казахским населением. «Алаш-Орда» обязана в ближайшее время созвать учредительное собрание автономии «Алаш» на началах, выработанных им применительно к существующим правилам о производстве выборов в общее российское учредительное собрание. «Алаш-Орда» уполномочивается съездом:
1) заключать займы;
2) вести переговоры в блоках с другими автономиями, причем само заключение договора предоставляется учредительному собранию «Алаш».
К учредительному собранию «Алаш» народный совет обязан предоставить выработанный им проект конституции автономии «Алаш» [7].
«Россия должна стать демократической федеративной республикой (демократия – народная власть, федерация – союз великих государств). Каждое отдельное государство в федеративной республике автономно и управляется само собой на одинаковых правах и интересах», подчеркивалась в программе «Алаш» [8].
Лидеры Западной группы объявление автономии начали с создания казахской народной милиции. С этой целью в январе 1918 г. в Каратюбе был проведен съезд, где собралась вся интеллигенция Уральской области. Вели съезд Жаhанша и Халел Досмухамедовы. Участвовали в работе съезда Кенжин, Касабулатов, Мырзагалиев, Каратлеуов, Жолдыбаев, Хангереев, Ипмагамбетов и Алибеков. На повестке дня были поставлены самые значительные вопросы: выборы правительства, создание войска, сбор средств на их содержание [9]. На этом съезде была заложена основа по подготовке создания собственного правительства и вооруженных сил.
Джамбейтинский съезд, который начал свою работу 18 мая 1918 г. образовал временное правительство, выделив Уральскую область в особую территорию под названием «Уильский Ойялат». В официальных документах созданное правительство так и называлось «Уильским Ойялатом», который являлся правительством зауральной части Уильской области, т.е. самостоятельная территория [10].
Созданное временное правительство «Уильский Ойялат» был разделен на пять уездов: Чингирлауский вместо прежнего Уральского, Джамбейтинский вместо Лбищенского, Сагизский вместо Гурьевского, Темирский и Уильский – новые [11].
Решением съезда был избран состав временного правительства из семи человек, персонально – Жаhанша Досмухамедов – юрист, выпускник Санкт-Петербургского императорского Университета, председатель правительства. В некоторых источниках говорится, Жаhаншу провозгласили ханом «Уильского Ойялата», т.е. соединенными с должностями современной европейской конструкции, премьером и военным министром. Халел Досмухамедов – врач, выпускник Санкт-Петербургской военно-медицинской академии, занял должность заместитель председателя. Даулетше Кусябгалиев – имел два диплома, выпускника Санкт-Петербургского университета и военно-медицинской академии, возглавил совет правительства. Салык Омарулы – потомок Сырым батыр Датулы, занял должность министра земледелия. Джангожа Мергенов – министра внутренних дел. Хазрат Сагидолла Изтелеуов – министра духовных дел. Иса Канжасаров – министра финансов и др. Джамбейта была определена центром «Уильского Ойялата», где находилось и само правительство [12].
С 11 сентября 1918 г. постановлением заседавшего в городе Уфа руководства «Алаш-Орды» для управления Западной частью автономии «Алаш» было образовано отделение «Алаш-Орды», а правительство «Уильского Ойялата» было упразднено.
На основе установленного изображения круглой печати Западного отделения «Алаш-Орды», стало известно официальное наименование и организационно-правовая форма правительства – «Отделение по управлению Западной частью автономии Алаш», а по середине надпись – «Алаш-Орда» [13]. Поэтому часто бытующее в истории Казахстана наименование «Западная Алаш-Орда» или «Западное отделение Алаш-Орды» является лишь композиционным названием, которая начала официально функционировать с 11 сентября 1918 г [14].
Образование отделения по управлению Западной частью автономии «Алаш» было продиктовано велением времени и вызвано сложившимися условиями:
1. Военные события, развернувшиеся на территории современного Казахстана, препятствовали связи двух крупнейших областей. Выступление казачества грозило перерезать ветки Самаро-Ташкентской железной дороги и таким образом, территории казахских областей разделить на две части.
2. Слабое развитие путей сообщения не давало возможности управлять из одного какого-нибудь центра. В западное отделение к тому же входили Букеевский и Тургайский районы.
3. Напор и стремление Жаhанши и Халела Досмухамедовых в сложившихся сложных и противоречивых условиях создать свое самостоятельное правительство ускорило отделение Западного правительства «Алаш-Орды» [15].
Западное отделение «Алаш-Орды», имевшее больше интеллигентных сил сравнительно с восточным, достигло относительно больших результатов. В области гражданского управления оно сравнительно быстро закончило начатую еще до большевистского переворота работу введения на всей своей территории земского и городского самоуправления, создала судебную власть, руководствующуюся всеми ранее действовавшимися общероссийскими уголовными и гражданскими кодексами и уставами Александра 2-го; урегулировало также и полицейскую часть управления.
Приступая к организации вооруженной силы, Западное отделение нашло, что обучения военному искусству казахских частей в первую очередь является необходимостью в создании кадра знающих казахский язык, быт и нравы, а также психологию казахов офицеров, поэтому отделением была создана военная школа [16].
Данные события воссоздают конкретно-историческую картину деятельности и положения «Алаш-Орды» в сложных военно-политических условиях, подтверждают последовательность ее лидеров в отстаивании программных установок движения. Пытаясь сохранить верность провозглашенной в декабре 1917 г. цели защиты национальных интересов, лидеры Западного отделения «Алаш-Орды» вместе с тем ориентировались на успехи белого казачества в этот период [17].
В этом отношении лидеры казахской интеллигенции стали своего рода ядром новой генерации политиков, стремившихся соединить традиции казахского общества с началами Западной демократии и передовой общечеловеческой культуры, они стремились достичь автономного управления краем законным конституционным путем, посредством политической борьбы. Лидер, возглавивший Западное отделение «Алаш-Орды» Ж. Досмухамедов, как и большинство казахских деятелей, выступал за демократическую федеративную республику, которую должно было установить Учредительное Собрание. Он считал, что в Казахстане также должен быть установлен демократический строй с автономным самоуправлением края в целом и земским самоуправлением на местах, при этом идеалом представлялся общественно-политический строй США. В результате лидеры национально-демократической интеллигенции твердо решили не допускать советизации Казахского края. Таким образом, уже к лету 1917 г. у части лидеров Алаш возникли автономистские и антисоветские настроения, хотя практического выражения они пока не получили [18].
4 июня 1920 г. Президиум ВЦИК на основе своего прежнего решения от 4 апреля 1919 г. предложил КирВРК, СибВРК и Челябинскому губисполкому широко оповестить и разъяснить казахскому населению, что ВЦИК «находит своевременным допустить бывших членов правительства Алаш-Орды к советской работе и категорически запрещает преследование их за прошлую их деятельность».
Как считал Ж. Досмухамедов, это было сделано после их письменного доклада, врученного лично Ленину и Сталину. Тем не менее, он и другой член Западного отделения, Иса Кашкинбаев – не были допущены к участию в известном августовском совещании в Наркомнаце по вопросам образования Казахской АССР. Вообще же Ж. Досмухамедов и другие алашординцы отнеслись положительно к провозглашению КАССР, состоявшемуся в октябре 1920 г., так как считали, указывал он в 1938 г., что какая бы ни была в России власть - большевистская или буржуазно-демократическая, все равно сам факт объявления Казахстана республикой создает прецедент и научит казахов самоуправлению [19].
Движение «Алаш» и деятельность его ярких представителей оставили заметный след в политической истории Казахстана в начале 20 века. Имеющиеся источники и полученные выводы, их обобщение и анализ дают нам возможность утверждать, что деятельность лидеров движения «Алаш» явилось заметным общественно-политическим явлением в политической истории казахского народа в лучших их устремлениях к национальной государственности.
П Р И М Е Ч А Н И Я
- 1. Телебаев Г. Первая либеральная // Казахстанская правда, 2001 г. 13 сентября.
- 2. Нурпеисов К. Роль и место партии «Алаш» в общественно-политической жизни Казахстана // Столичное обозрение, 1998, 16 ноября.
- 3. Аманжолова Д.А. Казахский автономизм и Россия. История движения Алаш, Москва, Россия молодая, 1994, с.25,26.
- 4. Там же, с.26.
- 5. Матаева М. Конституционная история Казахстана и стран Центральной Азии. ХХ век (сравнительно-правовое исследование), «Елорда», Астана, 2006, с.126.
- 6. Нұрпейісов К. Алаш hәм Алашорда, Алматы, 1995, 238 б.
- 7. Алаш-Орда, сборник документов, Алма-ата, Айкап 1992, с.69-71
- 8. Там же, с.88.
- 9. Сейфуллин С. Тернистый путь, Алма-ата 1975, с.180
- 10. АП РК, ф.811, оп.7, д.29, л.134, 135
- 11. ЦГА РК, ф.1227, оп.1, д.7, л.42
- 12. АП РК, ф.811, оп.7, д.5, л.57,135
- 13. ЦГА РК, ф.681, оп.1, д.119, л.2, Тәж-Мұрат М. Батыс Алаш-Орда. Ақтөбе 2003, 21б.
- 14. Тәж-Мұрат М. Батыс Алаш-Орда. Ақтөбе 2003, 21б.
- 15. Алаш-Орда, сборник документов, Алма-ата, Айкап 1992, с.96-99
- 16. ГА РФ, ф.1701, оп.1, д.6а, л.158-160
- 17. Аманжолова Д.А. Казахский автономизм и Россия. История движения Алаш, Москва, Россия молодая, 1994, с.87
- 18. Д.А. Аманжолова, В.В. Рыскулов «Председатель Западного отделения Алаш-Орды Ж. Досмухамедов и судьбы казахской интеллигенции в период Сталинских репрессий », Центральноазиатский исторический сервер, Москва 2004 г., с.3-4
- 19. Там же, с.7-15.