В последние годы политика Индии в Центральной Азии активизировалась. Выход Индии на авансцену в качестве крупного игрока мировой экономики и обладателя ядерного потенциала позволил стране играть активную роль среди ближайших соседей, особенно в Центральной Азии и Афганистане. Две важные вехи знаменуют изменение политики Индии в регионе.
В 2003 году Премьер Mинистр Индии посетил Таджикистан и объявил о решении отремонтировать и модернизировать авиабазу Айни. В последующих сообщениях предполагалось, что Индия использует авиабазу Айни для восстановительных работ в Афганистане.
В августе 2005 года Индийская государственная нефтегазовая корпорация ONGC объединилась с Industrial Group Лакшми Mиттала и сформировала ONGC Mittal Energy Limited (OMEL) с целью приобретения энергетических ресурсов в Казахстане. Однако тогда OMEL проиграла Китайской национальной нефтегазовой корпорации CNPC в приобретении Канадской нефтяной компании PetroKazakhstan, предлагавшаяся ей цена в $3.9 миллиарда была огромна для Индийской компании на тот момент. Тем не менее торговый оборот Индии в странах Центральной Азии с незначительной цифры $43.96 миллиона в 1996 к концу 2008 года вырос до $366.73 миллионов [1].
По мнению Стефана Бланка, к необходимости расширения своего присутствия в Центральной Азии Индию привела не только угроза терроризма и потребность в надежном энергоснабжении, но и осознание необходимости вырваться из границ Южной Азии и поставить точку в усматриваемых Индией совместных китайско-пакистанских попытках окружить ее. Он делает вывод, что присутствие Индии в Центральной Азии вероятно будет расти и, вполне возможно, приведет к политической и экономической конкуренции с другими крупнейшими азиатскими игроками, особенно с Китаем [2].
В эпоху быстрого экономического роста, энергия стала жизненно необходима для промышленного и технологического развития страны. Индия является одной из таких стран, на повестку дня которой поставлена задача по быстрому экономическому росту. В 1991 году Страна была доведена до такой ситуации, когда диверсификации энергоресурсов стала одним из главных приоритетов правительства Индии. Этим же объясняется заинтересованность Индии в постсоветских странах Центральной Азии, особенно интерес к Казахстану и Туркменистану[3].
Считается, что республики Центральной Азии могут уменьшить зависимость Индии от Западно-Азиатской нефти. Тем не менее многие эксперты считают, что Казахстан, Туркменистан и Узбекистан вряд ли смогут наладить свой энергетический экспорт преимущественно из-за своих геополитических недостатков [4].
Как указывалось выше, Республика Казахстан обладает значительными ресурсами нефти и газа. Доказанные запасы нефти и газа составляют по разным источникам в 2,8-5,5 млрд. тонн и 1,8-2,4 трлн. куб. м., соответственно. Добыча нефти и газа растет динамично. Дипломатические отношения между двумя государствами были установлены 23 февраля 1992 г. Первый официальный визит в Индию Президента РК Н. А. Назарбаева состоялся в феврале 1992 г. В ходе данного визита были подписаны: Декларация об основных принципах и направлениях межгосударственных отношений, Соглашение по торгово-экономическому взаимодействию, Соглашение между Государственным банком Индии и Банком внешнеэкономической деятельности Казахстана. Важными событиями, повлиявшими на развитие двусторонних отношений в энергетической сфере, являются:
- подписание в ходе официального визита Президента РК в Индию в декабре 1996 г. Конвенции об избежание двойного налогообложения и Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, что особенно важно для развития инвестиционного сотрудничества, в том числе в нефтегазовой сфере;
- получение на саммите 2005 г. в Астане Индией статуса наблюдателя в ШОС вместе с Пакистаном и Ираном. ШОС - это региональная организация, в которую входят Россия, КНР, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан. Одним из главных элементов деятельности ШОС являются развитие сотрудничества в сфере безопасности (противодействие международному терроризму) и энергетики. Рассматриваются перспективы создания новой энергетической структуры, базовой основой которой является «паназиатская солидарность», где ШОС будет играть главную роль. Предполагается соединить в единую нефтегазовую трубопроводную сеть стран-производителей углеводородов - страны Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии и России и стран-потребителей - КНР и Индию. Начало сотрудничества между Индией и Казахстаном в нефтегазовой сфере было положено 22 февраля 2001 г. В ходе визита нистра иностранных дел Республики Казахстан Е.А. Идрисова в Нью-Дели, где Е.А. Идрисов провел переговоры с Mинистром иностранных дел Дж. Сингхом и Mинистром нефти и газа Р. Наиком. Индийской компанией OVL была выражена заинтересованность в участии в разработке нефтегазовых месторождений на шельфе казахстанского сектора Каспийского моря. В феврале 2002 г. состоялся визит Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Индию. Во время визита между Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым и премьер-министром Индии А.Б. Ваджпаи была подписана Совместная декларация, в которой нефть и газ были определены в качестве приоритетного направления двустороннего сотрудничества. В 2002 г. OVL получила для освоения доли в месторождениях «Алибекмола» (15%) и «Курмангазы» (10%). Однако они оказались невыгодными для дальнейшего освоения. В 2004 г. Казахстан предоставил Индии для изучения два участка на Каспии - «Mахамбет» и «Сатпаев». В феврале 2005 г. в ходе Пятого заседания ка-захстанско - индийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому, промышленному и культурному сотрудничеству между национальной компанией «KazMunayGas» и OVL был подписан Mеморан-дум о взаимопонимании.
Согласно Mеморандуму участок «Сатпаев» был определен как наиболее перспективный для дальнейшей совместной деятельности. Переговоры были завершены только в январе 2009 г., в результате которых было подписано соглашение о принципах работы между «KazMunayGas» и «ONGC Mittal Energy Limited» (OMEL) относительно участка «Сатпаев». Индии было предоставлено 25% доли в совместном предприятии. Индийская сторона заявила, что Нью-Дели придает большое значение сотрудничеству с Астаной в обеспечении своей энергетической безопасности, и выразила надежду, что подписание данного Соглашения положит начало долгосрочному взаимовыгодному сотрудничеству в области нефти и газа. В ходе визита премьер-министра Индии M. Сингха в Казахстан в апреле 2011 г. OMEL и «KazMunayGas» подписали соглашение о совместном освоении нефтяного месторождения «Сатпаев», которое расположено на северном участке казахстанского участка Каспийского моря в 90 км. от побережья. Площадь блока оценивается в 1,482 кв. км. с запасами нефти 256 млн. тонн [5]. Наряду с этим в 2005 г. «Лукойл Оверсиз» - дочерняя компания «Лукойл» продала 50% акций компании OMEL за 980 млн. долл., которая разрабатывает месторождения «Алибек-мола», «Кожасай», «Северное Бузачи», «Караку-дук» и «Арман». Попытки приобрести в том же году канадскую нефтедобывающую компанию «PetroKazakhstan» столкнулись с конкуренцией со стороны китайской компании CNPC, которая перекупила контрольный пакет акций у компании OMEL. В данной сфере является перспективным сотрудничество в области дальнейшего освоения казахстанского сектора Каспийского моря ^OCM). Инвестиции в проекты являются выгодным вложением капитала. В 2002 г.
было выявлено 120 перспективных участков нефтегазовых месторождений с извлекаемыми запасами нефти и газа в 4,356 млрд. тонн и 518 млрд. куб. м. Вместе с тем в 2005 г. индийская компания BPCL импортировала казахстанскую компанию в порту Джейхан и переправила через Суэцкий канал в порт Mумбаи. Ранее в 2002 г. Индия по системе «swap-поставок» приобрела 162 тыс. тонн нефти через территорию Ирана. В 2005 г. бывший министр нефти и газа Индии Ш. Айяр предложил построить нефтепровод от иранского терминала Некка в Бандер-Аббас. Перспективным является также сотрудничество Индии и Казахстана в сфере нефтепереработки и нефтеочистки. В Индии действует программа «нефть в обмен на технологии». Индийская компания RIL обладает технологиями очистки сырой нефти в соответствии с мировыми стандартами от тяжелых сортов нефти до легких. К тому же Индия может оказывать сервисные услуги в нефтепереработке.
Газопровод (ТАТИ). В апреле 2008 года представители Туркменистана, Афганистана, Пакистана и Индии (ТАПИ) согласовали договоренности по строительству амбициозного 1680-километрового трубопровода для транспортировки 30 миллиардов кубических метров природного газа в год к 2015 году, в том числе и сроки начала строительства - 2010 год, при этом четырехсторонняя техническая рабочая группа в тот же период резко подняла стоимость реализации проекта до $7,6 млрд. (почти в два раза больше начальных оценок).
Вместе с тем после этой встречи реализация проекта, включая и переговорный уровень, была фактически приостановлена, в том числе ввиду ухудшения ситуации в Афганистане.
В апреле 2010 Проект газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) был обсужден в ходе встречи министра внешних дел г-на С. M. Кришна с Президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов в рамках работы по улучшению сотрудничества между Индией и Туркменистан в углеводородном секторе. В результате этой встречи проект был реанимирован, с мая того же года консультации продолжились. 11 декабря 2010 года лидеры Афганистана, Туркмении, Пакистана и министр нефти и газа Индии подписали межправительственное соглашение о строительстве газопровода. Однако начальные планы по строительству газопровода начиная с 2010 года были сорваны, в том числе ввиду расхождения по вопросу ценообразования на поставляемый газ и финансовых условий транзита.
TAPI является жизненно важным для поддержания высоких темпов экономического роста Индии, в то же время афганское правительство надеется зарабатывать 160 миллионов долларов США в год на транзитных сборах, что впоследствии сможет оживить экономику Индии и Туркменистана в углеводородном секторе.
Трубопровод будет нести туркменский газ через территорию Афганистана и Пакистана в Индию, территория прохождения трубопровода будет согласована со всеми тремя странами пропорционально их потребности [6]. Предварительный маршрут запланирован от туркменского месторождения Давлетабад через Герат и Кандагар (Афганистан), Кветта (Пакистан) до местности Фазлака на индо-пакистанской границе. Mе-сторождение Давлетабад является важнейшим источником экспортных поставок Туркменистана по российскому и китайскому направлениям. Этот трубопровод вполне способен оказаться очень прибыльным мероприятием [7].
Индийско-Казахстанское сотрудничество в области ядерной энергии. В рамках официального визита с 24 по 27 января 2009 в Дели был подписан Mеморандум о взаимопонимании [8]. Свои подписи под документом поставили Председатель правления и Управляющий Директор NPCIL г-н Шреянс Кумар Джайн и Президент АО «НАК «Казатомпром» г-н Mухтар Джа-кишев.
Подписанный Mеморандум отражает интересы двух компаний по совместному сотрудничеству в самом широком спектре вопросов, включая добычу и поставки природного урана, поставки казахстанской урановой продукции в форме топливных таблеток и сборок для Индийской атомной энергетики, и обучения персонала. Документ также описывает заинтересованность АО «НАК «Казатомпром» в рассмотрении технико-экономического исследования проектов атомной энергетики для Казахстана на базе атомных станций тяжеловодных реакторов индийского дизайна. «Как отметил Г-н Джайн, «^емо-рандум явился результатом взаимного желания начать серьезные обсуждения по долгосрочному сотрудничеству». В свою очередь, Г-н Джаки-шев сказал, что «подписанный документ является своевременным, взаимовыгодным и демонстрирует желание стран значительно расширить диапазон деловых и политических связей» [9].
Таким образом, наличие в Центральной Азии крупных запасов нефти, газа, угля, урана и рост потребления в Индии на данные виды ресурсов повышают геополитическое значение региона для страны. После нефтяного кризиса 1973 г. импортеры нефти, в частности Индия, пришли к выводу о том, что для обеспечения бесперебойности импорта необходимо регулировать ее поставки от непосредственного источника - месторождения до потребителя. Поэтому большое значение приобрело понятие «множественность источников», которое является важной аксиомой энергетической безопасности. В связи с этим становятся ясны мотивы Индии по поводу ее экономического присутствия в регионе.
References
1 New Theme, New Delhi, January-February 2006. - P. 7.
2 The Asia Time, 29 June 2002 and Stephan Blank, The India-Iranian Connection and its Importance for Central Asia, Eurasianet, 3/12/03.
3 Gidadhubli, R,G. Oil Politics in Central Asia, Economic and Political Weekly, January 1999.
4 claws. in/index. php?action=master&task=432&u_id=57
5 Vivek S. Raj. Understanding the Foreign Policy of India. Of yesterdays, present and years to come. New Delhi, 2011
6 economictimes. indiatimes. com, Krishna discusses TAPI gas pipeline project with Turkmenistan.
7 fpa. org
8 thaindian. com, Nazarbayev to sign indo Kazakh civil nuclear agreement.
9 livemint. com. Uranium deal NPCIL to ink pact