Посмотрев на прохожих, они увидят людей, которые одеты в самую обыкновенную одежду, такую же, как у них на родине, например в США или Великобритании. В этом и состоит проблема, ведь если, к примеру, мы посетим Индию, мы сразу же столкнемся с большим количеством девушек в сари и мужчин в индусской одежде. А в Казахстане в повседневном стиле отсутствует национальный колорит, особенно в городской среде. А ведь одежда и повседневная атрибутика являются самым ярким культурным показателем народа, который непосредственно демонстрирует наши культурные ценности и многовековую историю костюма.
Мы не предлагаем повсеместно носить классический национальный костюм, но считаем, что внедрение каких-либо элементов в образ только улучшат представление о нашем народе и помогут создать новый национальный бренд.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ -БОГАТСТВО НАРОДА
Национальная одежда казахов вобрала в себя все лучшее, что смогли создать народные умельцы на протяжении долгих веков. В ней нашли отражение и образ жизни народа, и род занятий, и эстетический вкус. В элементах одежды отчетливо прослеживается влияние этнических компонентов. На традиционный костюм казахов большое влияние оказал, прежде всего, кочевой образ жизни. Народные мастера в разные времена создавали одежду такой, чтобы она была удобна для езды на коне, согревала в зимнее время года и защищала от жары летом. Большое влияние на формирование казахского костюма также оказали соседние народы, с которыми казахи находились в тесной взаимосвязи. В казахских костюмах можно найти черты, присущие, к примеру, национальной одежде туркмен, узбеков, русских, татар, каракалпаков, алтайцев и киргиз.
Казахская национальная одежда имеет многовековую историю, отражает национальный опыт трудовой деятельности. На протяжении веков казахская национальная одежда отличалась простотой и рациональностью. Для одежды казахов всегда были характерны общность форм для всех слоев населения, но с определенной социальной и возрастной регламентацией. Красоту одежде придавали отделка мехом, вышивкой, украшениями. Традиционными материалами для нее были кожа, мех, тонкий войлок, сукно, которые казахи изготовляли сами. Одежду шили и из привозных материалов - шелка, парчи, бархата, являвшихся своеобразным мерилом обеспеченности ее обладателей. Широко использовались также и хлопчатобумажные ткани. Особенность и в то же время закономерность казахской одежды была в том, что она видоизменялась в зависимости от образа жизни и рода занятия казахов. Она всегда соответствовала времени года и создавалась с учетом степной цивилизации.
Существовала большая разница между одеждой женщин и мужчин. Если одежда мужчин-кочевников, к примеру, в основном не менялась, то наряды девушек, молодых женщин со временем подвергались некоторым изменениям. Отличалась друг от друга девичья и женская одежда. Приведем несколько видов национальной одежды, которые носили женщины казахского народа в прошлом. Одна из них - это койлек (рубашка-платье), древнейший вид нательной женской одежды. Позднее под койлек начали носить нижние рубашки без рукавов (иш койлек), которые шили из легкой белой ткани без рукавов, с узкими плечами и широким вырезом горловины, реже с маленьким вырезом под горло и разрезом спереди, который завязывался тесемками. Рубашку-платье шили из разных тканей: для повседневной носки - из дешевых, праздничную - из дорогих.
Платье выполнялось из цельного куска ткани сложенного пополам. От подмышек до линии низа оно сшивалось по боковым срезам. Иногда в них вшивали треугольные клинья. Рукава также выполнялись из прямоугольного куска ткани, сложенного пополам. Их делали прямыми, широкими. Платье имело глухой ворот, отложной или стоячий воротник и прямой разрез спереди, закрывающийся к рукавам, и к низу пришивали два-три ряда оборок. К концу XIX века возник новый покрой этого платья, постепенно вытеснивший старый. Платье стали делать отрезным по линии талии. Лиф шили по-прежнему туникообразным, в ширину одного полотнища, и к нему пришивали прямую, очень широкую юбку, собранную в сборку или заложенную в складки. Горловина оформлялась стоячим воротником с разрезом, который иногда обшивали планкой и делали застежку на три-четыре пуговицы с прорезными петлями.
В начале ХХ века в покрое платьев казашек появились новшества, характерные и для остальных видов одежды: скошенное плечо, пройма, манжет, на который собирался низ рукава, выточки или складки на спине и плечах, делавшие лиф более облегающим фигуру, юбка из косых расширяющихся клиньев. Очень красиво и гармонично с платьем сочетался камзол, легкая распашная одежда, сшитая по фигуре с расширяющимися книзу полами. Камзолом иногда называли безрукавную одежду, а с рукавами - бешметом. Известны и другие названия. Камзолы шили из бархата и других ярких тканей, на одинарной подкладке из ткани или шерсти. Молодые девушки носили камзолы более ярких цветов, чем женщины среднего или пожилого возраста. Праздничные камзолы отличались украшением, богатой вышивкой, позументом. От проймы в боковые швы вшивали треугольные клинья, сильно расширявшие низ изделия. Очень популярен был во все времена у женщин шапан. Это старинная верхняя одежда женщины наподобие современного широкого халата с длинными рукавами. Для теплого времени года его шили легким, а для холодного - с шерстяной подкладкой, простеганной вместе с верхом. Старинные халаты имели открытый ворот, а более поздние - отложной воротник. Праздничный шапан шили, как правило, из дорогой ткани, иногда украшали тесьмой золотистого цвета, вышивкой и полосками из меха. Нарядные, богато украшенные шапаны сохранялись как обрядовая свадебная одежда. Головные уборы казашек, как и женщин многих народов, помимо прямого назначения являлись еще своего рода указателем их семейного положения. Девушки носили головные уборы двух типов: тюбетейку (такыя) и теплую шапку с меховой опушкой (борик), отделанную по околышу мехом выдры, лисицы, бобра. Такыя, как правило, украшалась: к макушке обычно пришивался пучок перьев филина, игравший роль оберега. Позднее для украшения использовались позумент, кисти из ткани и серебряные монеты. У богатых девушек бытовали оригинальные тюбетейки из яркого бархата, расшитые орнаментом. К их верхушке пришивался широкий кусок той же ткани, который закрывал всю верхушку и спускался шлейфом. Особое внимание заслуживает головной убор казахской невесты - саукеле, представляющий высокую конусовидную шапку. Оказывается, он являлся обязательной частью приданого и готовился задолго до замужества девушки. Саукеле надевали невесте во время свадебного обряда, затем некоторое время после замужества молодая женщина носила его по праздникам. Женский головной убор состоял из двух частей: нижней -кимешек, надеваемой на голову, и верхней - в виде тюрбана, наматываемой поверх нижней части убора. Обе части убора выполнялись обязательно из белой ткани.
Мужской одежде, в отличие от женской, были присущи практичность и простота покроя. Мужская одежда состояла из нескольких частей: распашной нательной рубашки (жейде), нижних штанов - из легкой ткани и верхних - из сукна, замши, овчины или плотных хлопчатобумажных тканей. Более зажиточные изготавливали верхние штаны из замши или бархата с вышивкой. Как и в женской одежде, легкой верхней одеждой были камзолы с рукавами или без них, чаще с закрытым воротом и стоячим воротником. Основным видом верхней одежды был также шапан. Теплая мужская одежда была однотипна: тулуп или иначе тон из верблюжьей или овечьей шерсти обычно простегивались. Обязательной частью мужской одежды были пояса из кожи или ткани, а у более богатых - из бархата и шелка. Постоянным головным убором мужчин была тюбетейка, поверх которой надевали другие головные уборы - или тюбетейки из различных тканей, плотных хлопчатобумажных и дорогих: бархата, шелка, сукна, одноцветных и полосатых. Делали их на матерчатой подкладке, простеганной вместе с верхом. Частая строчка придавала тюбетейке твердость. Тюбетейки издавна украшались вышивкой, узорными строчками. Верхние головные уборы у казахов были разнообразными. Летом они носили борик или легкую войлочную шляпу -калпак, зимой надевали шапки особого покроя -тымак из меха. В старину мужская и женская обувь практически не отличались друг от друга, главное их отличие было по сезонам. Очень распространенными были у женщин и у мужчин бескаблучные сапоги - ичиги, а иначе они назывались - мәсы. На них надевали кожаные калоши - кебис, которые снимали, как правило, при входе в дом.
Особенное место уделяется ювелирному искусству казахов. Современные искусствоведы единодушны в том, что женские украшения не только подчеркивали красоту, оттеняли и разнообразили одеяние, обозначали ее положение в обществе, свидетельствовали о достатке рода, но и несли сакральную функцию, выполняли роль оберегов, амулетов, родовых знаков и т.п. Как правило, украшались (оберегались) виски, лобная часть лица, грудь, запястья, солнечное сплетение. Украшения были праздничными и повседневными и казашки носили их постоянно в течении всей своей жизни.
Наиболее распространены у казашек серьги рации со вставками из камней, пластинчатые, и височные украшения в форме полумесяца, проволочные и т.д.
НОВОЕ - ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Мы считаем, внедрение одежды с национальными оттенками вполне реально, и она будет доступной и красивой для рядового потребителя.
Экономический аспект. Текстильное производство в Казахстане можно поднять за два года. Такие конкретные сроки называют в Ассоциации предприятий легкой промышленности. Для этого нужно лишь три условия - первое -создать равные условия на внутреннем рынке, второе - снизить НДС до 7%. И третье -инвестиции. Правительство видит выход в создании кластеров. Уже был прецедент, когда налог снизили до нуля. В течении двух лет даже убыточные предприятия увеличили темп роста до сорока процентов. И третье - инвестиции. В Казахстане есть предприятия готовые вкладывать в свое производство, говорит Любовь Худова (Президент Ассоциации предприятий легкой промышленности). Между тем, правительство не бездействует. Оно старается решить проблемы легкой промышленности. При чем подход в этом вопросе - глобальный. Он представляет собой - кластерное производство. Одним из приоритетных считается - хлопковый кластер. Конечным его итогом будет создание производств по переработке хлопкового волокна. В Южно-Казахстанской области в июле была создана специальная экономическая зона "Он-тустык". На этой территории будет построены около двадцати текстильных производств. Они будут перерабатывать сто тысяч тонн хлопка из 150ти производимых в стране. Главная на сегодня задача - привлечение инвесторов, говорит Арман Жетписбаев, директор экономической зоны "Онтустык". Для этого правительство создает все условия. Предприятия, работающие на СЭЗ, будут освобождены от НДС, корпоративного, земельного, имущественного налогов. На 10 лет. Можно добавить невысокие цены на сырец, доступные цены на энергоносители, наличие человеческих ресурсов, то по себестоимости эти предприятия будут конкурентно способные. Слабо развит сектор предприятий, осуществлявший отделку тканей. Тем не менее, с развитием производства хлопчатобумажных тканей будет восстановлен и данный сегмент хлопково-текстильной отрасли страны. По предварительным оценкам данный сегмент может быть достаточно прибыльным и не требует таких больших инвестиций в оборудование. Развитие данного сегмента имеет большое значение для создания более конкурентоспособной текстильной отрасли. Текстильная промышленность Шри-Ланки достигла больших успехов, развивая именно этот сегмент производственной цепочки. Не имея достаточно развитой текстильной промышленности, Шри-Ланка сконцентрировала строительство кластера на покраске, печати и отделке. Достигнув высоких результатов в качестве, дизайне и скорости покраски, печати и отделке, текстильный кластер Шри-Ланки стал конкурентоспособен на мировом рынке.
Опыт Шри-Ланки и других стран, применивших данный путь развития кластера, будет применен в процессе отбора инвестиционных проектов и строительства предприятий текстильной промышленности на территории СЭЗ «Оң-түстік».
Культурно-образовательный аспект. Внедрение национальных мотивов в повседневную одежду будет своеобразным толчком в формировании и поддержании казахстанского патриотизма, ведь увидев «новую» одежду любой человек заинтересуется и начнет узнавать об обычаях и традициях больше, чем знал до этого момента. С другой стороны, Казахстан - это многонациональное государство и другие этносы Казахстана могут на общих правах выпускать современную одежду со своими национальными особенностями - это укрепит наш авторитет в глазах иностранных граждан и укрепит их веру в мирное сосуществование стольких национальностей в одном государстве.
Если рассматривать молодежь, то она заинтересуется техникой изготовления той или иной вещи и будет посещать специальные курсы по обучению, например технике валяния. Тем самым мы сохраним, а возможно и возродим те виды прикладного искусства, которые стали утрачиваться.
Социальный аспект. Мы поможем многим людям. Во-первых, это стабильный заработок фабричным рабочим. Во-вторых, понадобятся учителя и преподаватели в дома творчества и технические училища, чтобы преподавать прикладное искусство по разным отраслям, а приедут они из аулов, где нет работы, но зато сохранены обычаи и традиции. В-третьих, мы даем возможность для самореализации молодым дизайнерам и модельерам.
Запустив производство, мы в первую очередь, заинтересуем наших граждан, а все новое -это всегда модно и любопытно. Следовательно, мы добьемся популярности на родине, и сам с собою сформируется наш национальный бренд -одна из тех черт, по которой и будут узнавать Казахстан.
Одни из первых шагов в использовании национальной изюминки в современной одежде сделала дизайнер Салтанат Баймухамедова, которая представляла свою коллекцию в Париже, где произвела огромное впечатление на западную публику своей национальной колоритностью, яркостью красок и необычным орнаментами.
В заключении хотелось бы сказать, все мы прекрасно понимаем, с чем именно в большинстве случаев ассоциируется Казахстан у иностранных граждан. Но воплотив в жизнь данный проект, мы разработаем целое веяние моды национальных мотивов в стиле одежды, интерьера, предметов мебели и т.д., что и приведет к формированию нового национального бренда, а национальный бренд - своеобразная особенность народа и граждан одного государства, та отличительная особенность, по которой и будут узнавать нас на мировой арене, и пусть это будут не только политические заслуги, но и культурные.
Литература
- Материалы, предоставленные всемирной сетью Интернет;
- Программа развития специальной экономической зоны «Оңтүстік» на 2007-2015 года;
- Пресс-релиз «Фонда развития предпринимательства «Даму»