Республика Казахстан - многонациональное государство, в котором в мире и согласии проживают представители более ста национальностей. Полиэтничность населения, уходящая корнями вглубь многовековой истории, в сочетании с современной политикой национальной толерантности, создает благоприятные условия для роста самосознания и духовного возрождения всех национальных групп, проживающих в республике. Одной из ярких диаспор в Казахстане является еврейская диаспора.
Первыми евреями на территории Казахстана были так называемые николаевские солдаты и их потомки, которые поселились в городе Верный (сейчас Алматы) после предоставления крепости статуса города в 1867г. К концу 1870-х гг. сложилась еврейская община города. В мае 1884г. была открыта синагога, находившаяся в маленьком деревянном здании. В 1897г. в Верном проживали 99 евреев, в уезде вместе с городом — 177. В 1908г. в Верном было зарегистрировано еврейское молитвенное общество [1]. В 1910г. в Верном было 206 евреев, в Актюбинске — 35, в Акмолинске (ныне Астана) — 154. На территории Казахстана оседали только те евреи, которые имели право жительства за пределами черты оседлости. Среди евреев, проживавших на территории Казахстана в начале 20 века, было много врачей: А. Рязанский, создавший в Верном больницу Красного Креста, М. Розенблюм и другие; фармацевты, владельцы промышленных и ремесленных предприятий: Гирш Гамбург (завод по производству безалкогольных напитков), М. Л. Бленд (большая мебельная мастерская) и другие [2].
В 1920-30-х гг. еврейское население увеличивалось как за счет молодежи, приезжавшей из местечек черты оседлости на стройки пятилеток, так и благодаря большому числу политических ссыльных, отправленных в Казахстан. В 1926г. в Казахстане проживали 3600 евреев, в 1939г. — 19 200 [3]. В Алма-Ате жил накануне последнего ареста М. Гоц, в 1928-29 гг. находился в ссылке Л. Троцкий. В Актюбинске в ссылке жил член ЦК Бунда М. Губин (1886-1937), арестованный и расстрелянный в ноябре 1937г. В Алма-Ате был расстрелян М. Либер [4].
В 1941-45 гг. многие евреи были эвакуированы в Казахстан, в первую очередь в Алма-Ату. Среди них были известные кинорежиссеры, операторы, работавшие в Центральной объединенной киностудии: Г. Рошаль, С. Эйзенштейн, Ю. Райзман (1903-91); в Алма-Атинской студии кинохроники: Д. Вертов. Евреи, приехавшие из западных регионов страны, жили и работали в Казахстане и в послевоенные годы. Многие из них сыграли выдающуюся роль в развитии искусства республики, среди них: Е. Бруси-ловский — один из основоположников казахского музыкального искусства; П. Зальцман (1912-85), художник, ученик П. Филонова, главный художник Казахфильма; главные режиссеры Алма-Атинского театра русской драмы Я. Штейн (в 1945-57 гг.), А. Локшин (в 1960-х гг.) [5].
В 1959г. еврейское население Казахстана составляло 28 тысяч человек, в 1970г. — 27 700.
В 1948-53 гг. во время борьбы с «космополитами» в Казахстан, в частности в Караганду, были сосланы многие евреи-интеллигенты, среди них: Н. Коржавин, переводчик Ю. Айхенвальд (1928-93), поэт, математик А. Есенин-Вольпин (родился в 1924г.) [6].
В 1950-60-х гг. рост еврейского населения Казахстана был связан с приездом евреев в составе групп, посланных на освоение целинных и залежных земель (1954-1960), на развитие промышленности, науки и культуры Казахстана. Так, управляющим треста «Целинтрансстрой» был Л. Лямин, начальником «Целинэнерго» В. Левин. Первыми целинными совхозами руководили Лия Гольдберг, И. Пимштейн, С. Франк. В создании первого вуза города Акмолинска (Целинограда) — Акмолинского сельскохозяйственного института — активно участвовал профессор М. Гендельман (родился в 1913г.), в 1961 -83 гг. был ректором института. В этом институте кафедру почвоведения в 1958-65 гг. возглавлял М. Половицкий (родился в 1918г.), кафедру планировки сельскохозяйственных районов и населенных мест — М. Спектор (родился в 1934г.) [7]. Значительное число ученых-евреев возглавляли кафедры в других вузах Казахстана.
В 1970-80-х гг. численность еврейского населения Казахстана сократилась. Многие евреи репатриировались в Израиль или выехали в США, Канаду, Австралию и другие страны мира. В 1968-91 гг. из Казахстана выехали на постоянное место жительства в различные страны 4 800 евреев. Некоторые еврейские семьи уезжали в Россию, в первую очередь в Москву и Ленинград. По переписи 1979г., в Казахстане проживали 23 500 евреев, по переписи 1989г. — 19 900.
С конца 1980-х гг. началось возрождение еврейской жизни Казахстана. В 1989г. в Алма-Ате был создан еврейский культурный центр «Шалом». В 1990г. начала выходить газета «Шалом». В 1990-х гг. создавались различные организации евреев Казахстана: Региональный центр Ва'ада СССР (впоследствии Ва'ад Казахстана), Ассоциация еврейской молодежи Казахстана, межреспубликанский фонд содействия изучению и развитию еврейской культуры «Дрор» (президент А. Фиглин, родился в 1948г.), отделений «Маккаби», Бней-'Акива, Бней-Брит. В Алматы были открыты еврейский детский сад, две воскресные школы. Были созданы культурный центр «Бет Исраэль», общество дружбы Казахстан—Израиль. Создавались еврейские общины и культурные центры в других городах Казахстана. В начале 1993г. в Астане был организован еврейский культурный центр «Алеф». В апреле 1994г. была открыта еврейская воскресная школа «Мехина».
В 1994г. главным раввином Казахстана стал представитель движения хасидов Хабада И. Э. Кохен (родился в 1972г.). С 1997г. начал действовать Еврейский общинный дом, в котором разместились синагога и библиотека.
В 1990-2000-х гг. многие евреи Казахстана уехали в Израиль, США, Канаду, Австралию и другие страны. Так, в Казахстане, согласно переписи 1999г., проживали 6800 евреев (местные еврейские организации называют более значительное число)[8].
По данным различных источников в настоящее время в Казахстане проживают евреев от 7000 до 45000 человек. Но в переписи населения республики за 2009 год евреи вообще не упоминаются...
Агентство Республики Казахстан по статистике огласило данные о численности и этническом составе населения страны. "Численность населения республики на 1 января 2010г. по оперативным данным с учетом переписи населения 2009г. составила 16196,8 тыс. человек. Доля казахов на начало 2010г. составила 63,6%, русских - 23,3%, узбеков -2,9%, украинцев - 2,0%, уйгур - 1,4%, татар -1,2%, немцев - 1,1%, других этносов - 4,5%", -отмечается в официальном отчете. Евреи среди крупных этнических общин не упоминаются, и значит, были включены в определение "другие этносы" (общая численность - 714.200 человек).
Сегодня еврейская диаспора стала неотъемлемой частью многонационального Казахстана. В отношениях между Казахстаном и Государством Израиль некоторую роль играют восстановление достоинства этнических евреев Казахстана. Дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Государством Израиль были установлены 10 мая 1992г. Посольство Израиля в Казахстане функционирует с августа 1992г., посольство Казахстана в Израиле — с мая 1996г. В декабре 1995г. и в апреле 2000г. президент Казахстана Н. Назарбаев посетил Израиль с однодневным визитом. Были подписаны различные соглашения об укреплении двусторонних связей. В 2003г. израильский экспорт в Казахстан равнялся 28,2 миллиона долларов, а импорт из Казахстана в Израиль — 1,1 миллиона долларов, в 2004г. объем взаимной торговли составлял 300 миллионов долларов.
В начале 2000-х гг. ведущими еврейскими организациями Казахстана были: Еврейский конгресс Казахстана (ЕКК) и Ассоциация «Мицва». Выходили три еврейские газеты: «Давар», «Шалом», «Мабат». Еврейские общины функционируют в Алматы, Астане, Караганде, Кокшетау, Кзыл-Орде, Уральске, Чимкенте, Темиртау, Семипалатинске и в других населенных пунктах. Большую помощь еврейскому населению оказывает Джойнт, поддерживающий в различных городах Казахстана благотворительные центры «Хесед» [9].
В 2002г. президент Еврейского конгресса Казахстана, президент Евразийской промышленной ассоциации, председатель Совета директоров Евразийского банка А. Машкевич) на учредительном съезде Евроазиатского еврейского конгресса (ЕАЕК) в Москве был избран его президентом. Штаб-квартира ЕАЕК находится в Казахстане. ЕАЕК играет большую роль в развитии иудейско-исламского диалога, в поисках путей улучшения отношений между евреями и мусульманами. Этой цели была посвящена Первая международная конференция мира и согласия, созванная по инициативе президента Казахстана Н. Назарбаева 13-16 февраля 2003г., в которой участвовали президенты Таджикистана, Киргизстана, министры иностранных дел Азербайджана, Афганистана, Турции, руководители ряда международных еврейских организаций.
В сентябре 2004г. в Астане была открыта крупнейшая в Центральной Азии синагога «Бейт Рахель—Хабад Любавич», названная в честь матери А. Машкевича (на средства возглавляемой им организации ЕАЕК и ЕКК эта синагога была построена).12-13 ноября 2002г. ЕАЕК и «Мицва» организовали в Алматы международную конференцию «Из истории евреев в Казахстане». 12 мая 2004г. прошла Вторая международная конференция «Евреи в Казахстане. История, религия, культура».
С распадом Советского Союза, обретением Республикой Казахстан независимости в 1991 году заложили основы коренных изменений политики по отношению к культурам этнических групп, в том числе евреев. Каждая диаспора получила возможность начать процесс возрождения своих традиционных этнических культур, национального образа жизни, укрепления национального менталитета, формы возрождения культуры и общественной деятельность еврейской диаспоры обрели большую содержательность и гибкость.
Оба государства, признавая вклад еврейского населения в развитие суверенной Республики Казахстан, подтверждают взаимный интерес в соответствии с действующим законодательством. Об этом свидетельствует тот факт, что евреям Казахстана на основе их свободного волеизъявления предоставлялась и предоставляется возможность поддержания и развития своего языка, культуры, национальных традиций, религиозной самобытности.
Только сохраняя и развивая свою этническую самобытность и культуру, казахстанские евреи смогут достойно представить себя как интегральную часть в многонациональной семье народов Казахстана в деле укрепления и развития дружественных взаимоотношений. Посильно способствовать прогрессу и безопасности своей прародины в современном мире нового тысячелетия.
Казахстану необходимо межнациональное согласие, которое обеспечит социальную стабильность и гражданский мир. В целях дальнейшей консолидации этносов, проживающих в республике, важно исследовать как истоки формирования, так и само явление - межнациональное согласие. Прошлое и настоящее этнических групп может служить ключом к пониманию этих проблем, что послужит гарантом стабильного роста и развития страны.
Литература
- Бек Д.С., «Еврейская история», 1897г.
- «Еврейский вопрос», пер. С.Харитонского, Киев, тип. Петра Барского, 1905г., стр.40
- ЦГА РК. ф.44, оп.1, д.3532, л.9
- ЦГА РК. ф. 51, оп.1, д.36, л.30
- Пасманик Д.С., «Судьбы еврейского народа», Москва, изд-во «Сафрут», 1917г., стр.237
- «Из истории евреев в Казахстане ХІХв - начало ХХв», Ассоциация «Мицва» РК, Алматы, 2002, выпуски 1,2,3.
- И.Гринберг, «Евреи Алматы», Алматы, 2003 г.
- Итоги переписи населения 1999 г. Республики Казахстан, Алматы, 2001.тт.1 -4
- Кабульдинов З.Е., «Народы Казахстана: история и современность», Астана, Арман, 2008, стр.200