Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Чувства боязни у героев А.П. Чехова

Чехов отличается от других русских писа­телей своей многогранностью и неуловимостью. Именно поэтому до сих пор никто не причислял его к каким-либо литературным группировкам. Постоянно идет спор о том, кем был Чехов и можно ли его считать писателем-реалистом, натуралистом или символистом.

По мнению Ж. П. Барричелли, Чехов - писа­тель-натуралист и его творчество направлено на то, чтобы показать жизнь как она есть /1, 30/.

Сам Чехов считал жизнь предметом своего творчества, он любил изображать ее правдиво и объективно. Он оставался верен этому принци­пу до последних дней своей жизни. Поэтому неудивительно, что многие литературные кри­тики называют его «свидетелем русской жизни» конца 19-го века.

Вопрос о присутствии ощущения испуга и боязни в произведениях Чехова впервые был затронут в статье Н.И.Ульянова "Мистицизм Чехова". В этой статье автор обсуждает интерес Чехова ко всему непостижимому и мисти­ческому. Эта тема редко затрагивалась в крити­ческих работах и до сих не получила достой­ного освещения в литературоведении. В исклю­чительно важной работе Н.А. Энгельгардта "Ис­тория русской литературы 19 столетия" указы­вается на наличие элементов пессимистической мистики в творчестве Чехова /7, 61/.

Чувства боязни и страха пронизывают почти все произведения Чехова. Они встречаются еще в раннем творчестве писателя, например, в рассказах "Страхи", "Казак", "Шампанское", "Красавицы", "Огни" и "Степь" вплоть до позд­них его произведений, таких, как "Палата № 6", "Страх" и "Черный монах" и другие. Даже пье­сы писателя пронизаны подобными ощущения­ми. Герой рассказа "Страх" Дмитрий Петрович Силин боится всего. По мнению автора расс­каза, он "болен боязнью жизни" /9/.

Героя, по мнению Чехова, пугает непонят­ное и непостижимое. Например, Силин боится ужасных событий, катастроф и самых обыкно­венных событий. Он боится самой жизни. Все, что непонятно в окружающем мире, для него ­угроза. Он размышляет и пытается найти ответы на волнующие его вопросы о смысле жизни и человеческого существования. Он убежден в том, что люди понимают то, что видят и слы­шат, а он ежедневно отравляет себя своим собственным страхом.

По мнению П.Н. Долженикова, существует только одна истина, в которой нельзя усом­ниться - люди не знают себя и окружающий мир. Невозможность познания настоящей прав­ды - удел человека и поэтому, естественно, его рефлексия на действительность наполнена стра­хом. Вывод Чехова таков - все люди должны бояться жизни /3, 86/.

Герой рассказа не способен понимать окру­жающих его людей, не понимает также, почему они страдают и в чем цель их жизни. Он даже боится их: "Я вижу, что мы мало знаем и поэ­тому каждый день ошибаемся, бываем неспра­ведливы, клевещем, заедаем чужой век, расхо­дуем все свои силы на вздор, который нам не нужен и мешает нам жить, и это мне страшно, потому что я не понимаю, для чего и кому все это нужно" /9/.

Герой рассказа все время пытается скрыться и уединиться. Он как будто убегает от жизни. Он оставляет службу в Петербурге из-за того, что испытывает чувства страха и боязни и решает жить в одиночестве в своей усадьбе. И тут он получает второй сильный удар, когда его супруга и друг предают его. Когда он узнает об этой измене, тот же страх гонит его из дома -: "Руки у него дрожали, он торопился и огляды­вался на дом, вероятно, ему было страшно"/ 9/.

Неудивительно, что герой рассказа сравни­вает себя с новорожденной мошкой, чья жизнь состоит из одних ужасов.

В рассказе «Палата №6» тема страха вновь выходит на первый план. Герой рассказа Ан­дрей Ефимович тоже боится всего и всех. Боль­ше всего он остерегается действительности. Да­же сама природа для него выглядит страшной. Пугающими кажутся и самые обыкновенные ве­щи и предметы, как например гвозди на заборе и далекий пламень костопального завода. В рас­сказе читаем: "Вот она действительность! -подумал Андрей Ефимович. Были страшны и луна, и тюрьма, и гвозди на заборе, и далекий пламень в костопальном заводе" /9/.

В пьесе "Дядя Ваня" наша тема продолжает свое развитие. Таинственный мир в пьесе сим­волизирует образ профессора Серебрякова. Критик-чехововед пишет следующее: "Но "Дядя Ваня" не только констатирует непонятность ми­ра для человека и весь ужас того положения, когда все лучшее в нас, все жизни человеческие уходят неизвестно на что, в зияющую пустоту по имени профессор Серебряков, но в ней изображается и драма человека в этом мире, драма дяди Вани, который, как и все герои пьесы, не сознает неведомость для него окру­жающей жизни и истинных причин своей траге­дии" /7, 86/.

Трагедия героя произведения состоит в том, что он всю жизнь свою посвятил служению профессору Серебрякову. Почти 25 лет работал на него, не думая о себе. И вдруг он понял, что все эти годы за гения он принимал обычного бездарного человека, лишенного всяких чувств. Это его заключение не может найти нисвоего подтверждения, ни опровержения.

И вновь боязнь перед непостижимостью жизни можно видеть и в рассказе "Человек в футляре". Эта боязнь заставляет героя отойти от жизни. Герой рассказа Беликов все время пытается спрятаться от жизни в свой футляр. Его футляр сделан из циркуляров и предпи­саний, за выполнением которых он постоянно следит. Он полон страха перед жизнью. Его страх неопределенный. Он боится всего и вмес­те с тем ничего конкретного. Самое ненавистное для него - невыполнение правил и отступление от регламента. Даже самые мелочи повергают Беликова в мистический ужас. "Действитель­ность раздражала его, пугала, держала в пос­тоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни" /9/.

В своей работе "Отрешенность и вовлечен­ность" Сергей Лишаев говорит о феномене стра­ха и испуга и его воздействиина писателя: "Чехова феномен страха интересовал с разных сторон. Не в последнюю очередь он интере­совал его как аффект, толкающий человека к созданию укрытий, футляров, в которых можно спрятаться от пугающей реальности. Однако у нас нет достаточных оснований для того, чтобы говорить о том, что именно страх толкнул Вой­ницкого в объятия профессора. Скука и тоска, охватившие недоопределенную, недооформлен-ную душу, жажда определиться, пребыть, стать (ведь быть — значит быть кем-то, знать, чего ты хочешь, к чему стремишься, что считаешь важ­ным) кажутся нам более вероятной причиной его поклонения Серебрякову, чем собственно страх"/10/.

Если Силин из-за испуга перед жизнью пы­тается спрятаться в своей усадьбе, то Беликова страх перед жизнью заставляет спрятаться в футляре из правил и строгих закон в конце кон­цов, навсегда спрятаться под землей.

У Чехова есть очень известный цикл расска­зов на эту тему - тему футляра. Герои этих всех рассказов боятся жизни и людей и стараются всё время спрятаться и уединиться. Герой рас­сказа "О любви" Алехин всего боится и предпо­читает уединение. Он уединяется в своей усадь­бе, хотя у него была хорошая возможность заниматься литературой. Он даже боится своей любви и мучает себя, когда перебарывает в себе это чувство и теряет свою любимую женщину.

В рассказе "Страхи" уже само название ука­зывает на доминирование этой темы в творчес­тве писателя. В рассказе повествователь вспо­минает события из своей жизни, когда ему было страшно. В этом произведении автор продол­жает линию, начатую еще в "Человеке в фут­ляре", где чеховский герой боится самых обы­денных ничтожных событий. Больше всего героя пугает нарушение правил сложивщейся картины мира. "Непонятное оказывается нас­только страшным, что самое жуткое объяснение происходящего, даже с помощью чертей и ведьм, было бы спасением для героя от перво­бытного ужаса, овладевающего им" /4/.

Мы читаем в рассказе: "Мы стояли на горе, а внизу под нами находилась большая яма... На дне этой ямы, на широкой равнине... ютилось село... Меня охватило чувство одиночества, тоски и ужаса, точно меня против воли бросили в эту большую, полную сумерек яму" /9/.

В небольшом рассказе "Шампанское" на­чальник дорожного полустанка встречает с же­ной Новый год и вдруг роняет бутылку шампан­ского на пол, из-за чего его супруге становится страшно и она кричит в ужасе - "нехорошая примета. Это значит, в этом году с нами слу­чится что-нибудь недоброе" и, хотя, может быть ничего и не произойдет, но у героев уже есть повод ужасаться и ощушать беспокойство.

Природа играет важную роль в пробуж­дении чувства страха перед жизнью в душе человека. Страх перед жизнью у героев Чехова всегда возникает внезапно, и это ощущение ужаса постепенно берет вверх над героем. Толч­ком для возникновения подобных ощушений является природа. Часто герои произведений Чехова под воздействием природы начинают смотреть на мир новыми глазами. Вообще, тема природы играет важную роль в творчестве писа­теля и трудно найти какое-либо из его произ­ведений, где отсутствует природа. Не зря Чехо­ва называли «поэтом». Как замечает И.Н.Сухих, «пейзаж стал у Чехова самостоятельным сюже­том и предметом специального интереса». В его повести "Степь" природа становится целостным образом и персонажем. Природа однообразна, она повторяется: ежедневный восход солнца, ежедневное наступление утра, ежегодная смена зимы весной. Однообразие природы наводит героев Чехова на мысль об однообразии самой человеческой жизни. Он рождается и проживает свою короткую жизнь, похожую на жизнь миллионов людей. Тогда тоска заполняет его сердце и ему становится очень скучно жить. Очень трудно человеку найти смысл своей жизни. И тогда страх овладевает душой, "какая-то метафизическая скука, чувство беспредель­ной пустоты, ненужности, ничтожности всего. Русский человек не любит жить - вот изуми­тельное открытие Чехова. Кажется, не только русский человек, но и русская природа не любить жить" /8, 67/.

Приведем пример из рассказа "В родном углу": "Громадные пространства, длинные зи­мы, однообразие и скука жизни вселяют беспо­мощность, положение кажется безнадежным, и ничего  не  хочется  делать-все бесполезно...............

Нескончаемая равнина, однообразная, без одной живой души, пугала ее, и минутами было ясно, что это спокойное зеленое чудовище поглотит ее жизнь, обратит в ничто" /9/.

Таким образом, мир природы вызывает та­кие чувства, как однообразие, скуку и бессмыс­ленность. Природа пробуждает в душе героев Чехова тоску и страх потому, что человек видит отражение собственной жизни, свою беспомощ­ность и бессмысленность.

Непонимание обрекает героев Чехова на одиночество. Многие чеховские герои чувст­вуют одиночество, переживают из-за него и страдают. В рассказе "Дом с мезонином" герой чувствует себя одиноким и ненужным. В "Рас­сказе неизвестного человека" герой говорит: "Я почувствовал, что я опять одинок... Мне теперь страшно одному" /9/.

В творчестве Чехова часто появляется мо­тив некой пугающей и таинственной силы, которая очень могущественна. Она обладает способностью направлять движения людей, ког­да они совершают бессмысленные или жестокие поступки. Р.Е. Лапушин отмечает, что "зло, насилие у Чехова в своей первооснове, как пра­вило, бескорыстны" /6, 62/.

Сила эта присутствует повсюду. В обыден­ной жизни, в человеке самом, в природе. Она таинственна и страшна. Эта страшная гнетущая сила повергает человека в ужас и в то же время завораживает его: "Трудно было понять, кто кого сживал со света и ради чьей погибели зава­рилась в природе каша, но, судя по неумол­каемому, зловещему гулу, кому-то по полю, бушевала в лесу и на церковной крыше, злобно стучала кулаками по окну, метала и рвала, а что-то побежденное выло и плакало" /9/.

Герой рассказа "Ведьма" Дьячка, считает, что эта страшная сила позволяла его жене уп­равлять ветрами и почтовыми тройками. Герой рассказа "Случай из практики" доктор Королев гуляет ночью по фабрике и видит дьявола, в которого не верит. В рассказе дьявол предстает некой неведомой и таинственной силой. Герою кажется,что вся фабричная жизнь подчинена дьяволу, все служит только ему. Все рабочие и хозяева подчиняются этой сверхъестественной силе.

"Чехов не верил ни в Бога, ни в черта, ни в светлое будущее. Так случилось. "- Какая бы великолепная заря ни освещала вашу жизнь, все же в конце концов вас заколотят в гроб и бросят в яму. - А бессмертие? - Э, полноте!". Это из "Палаты № 6". Страшный, трезвый взгляд на се­бя и окружающее сжирал его. Может, это и была его главная болезнь. "Человек должен быть верующим или искать веры. Иначе его жизнь пуста.". В этих словах Маши мне слы­шится страшное, почти кричащее, признание самого А.П. Чехова" /5/.

Герои чеховских произведений боятся и страшатся загадочности окружающего мира, их пугает то, что они не понимают и мало знают его. Страхи и испуги героев оправдываются. Во многих рассказах события объясняются разны­ми сверхъестественными силами, однако в конце оказывается, что все было реально и обы­денно. Герои Чехова в своих поисках искать смысла жизни всегда переживают страх перед ней. Герой рассказа "Огни" задается таким вопросом: "В чем смысл жизни человека, если он все равно умрет и обратится в глину?" Судь­ба объединяет трех разных по своим характерам людей: инженера Ананьева, барона Штенберга и рассказчика. И хотя они были вместе очень мало, но они смогли найти много общего между собой, особенно когда был задан вышеупомя­нутый вопрос о смысле жизни.

Студента Штенберг ужасает мысль о смер­ти, поэтому он очень равнодушен к жизни. В рассказе читаем: "Ничего я пока не вижу хоро­шего ни в определенном деле, ни в опреде­ленном куске хлеба, ни в определенном взгляде на вещи. Все это вздор. Был я в Петербурге, теперь сижу здесь в бараке, отсюда осенью опять уеду в Петербург, потом весной опять сюда Какой из всего этого выйдет толк, я незнаю, да и никто не знает...Стало быть и толковать нечего... " /9/.

Инженер Ананьев тоже живет страхом перед жизнью. Его очень пугает, что он может уме­реть, не оставив после себя никакого следа. Его страхи похожи на переживания студента.: "Мне было тогда не больше 26 лет, но я уже отлично знал, что жизнь бесцельна и не имеет смысла, что все обман и иллюзия, что по существу и результатам каторжная жизнь на Сахалине не отличается от жизни в Ницце, что разница между мозгом Канта и мозгом мухи не имеет существенного значения, что никто на этом свете ни прав, ни виноват, что все вздор и чепуха и что ну его все к черту!" /9/

Рассказчик в подтверждение размышлений своих героев говорит в конце рассказа "Да, ничего не поймешь на этом свете". Такие же мысли мы встречаем и у героя рассказа «Палата №6». Андрей Ефимович также пологает, что жизнь страшна и непонятна. Он постоянно думает о смерти и им овладевает страх."Зачем мозговые центры и извилины, зачем зрение, речь, самочувствие, гений, если всему этому суждено уйти в почву и в конце концов охладеть вместе с земной корой, а потом мил­лионы лет без смысла и цели носиться с землей вокруг солнца? Для того, чтобы охладеть и потом носиться, совсем не нужно извлекать из события человека с его высоким, почти божес­ким умом, словно в насмешку, превращать его в глину" /9/. Сам факт смерти пугает героев про­изведений писателя. Однако чеховские герои не боятся самого факта ухода от жизни в небытие. Они боятся смерти потому, что она для них выражает бессмысленность земного существо­вания.

Герой рассказа "Скрипка Ротшильда" не боится смерти. Намного больше он боится бесполезности жизни. Он даже видит в смерти только пользу, что ему не нужно будет ни пить ни есть,ни платить податей, ни обижать людей. Однако его мучает вопрос: зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит безпользы?

У Чехова сама природа живет со страхом перед смертью. В повести "Степь" наблюдаем, как трава не хочет умереть, считает это прежде­временно и несправедливо "... это пела трава ; в своей песне она, полумертвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренно убеждала кого­то, что она ни в чем не виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха; вины не было бы, но она все-таки просила у кого - то прощения и клялась, что ей невы­носимо больно, грустно и жалко себя... " /9/.

Однако Чехов и его герои боятся больше бессмысленности и несправедливости самой жизни, а не смерти. Как уже было отмечено выше, автор не верил в бога и смотрел на верующих людей, особенно интеллигентных с недоумением. Интересно, что писатель все время пытался скрывать этот факт от окружав­ших его людей.

О рассказе Чехова "Дом с мезонином" Денис Драгунский пишет следующее:" Идеал Чехова -радикальная левая утопия: "Как иногда мужики миром починяют дорогу, так и все мы сообща, миром, искали бы правды и смысла жизни, и - я уверен в этом - правда была бы открыта очень скоро, человек избавился бы от этого постоян­ного мучительного, угнетающего страха смерти, и даже от самой смерти" " /2/.

Из всего вышесказанного мы приходим к выводу о большой значимости этой темы в творчестве писателя.

Чувства боязни и страха пронизывают почти все произведения Чехова. Герои Чехова неизменно испытывают чувство боязни и страха перед жизнью и смертью. Сам факт смерти пугает героев произведений писателя. Природа играет важную роль в пробуждении чувства страха перед жизнью в душе человека. Пейзаж пугает героев своей загадочностью. Одна из причин проявления чувства страха у героев Чехова- это неспособность понять окружающее.

Многие чеховские герои чувствуют одино­чество, переживают из-за него и страдают. В творчестве Чехова часто появляется мотив некой пугающей и таинственной силы, которая очень могущественна. 

 

Литература

  1. Барричелли Ж.П. Основные тенденции изучения творчества Чехова в современном литературоведении США. Русская литература в зарубежных исследованиях 1980-х годов. М.1994.
  2. Денис Драгунский, Соседи. Конспекты о Чехове. "Октябрь" 2007. № 1. Сайт: журнальный зал.
  3.  Должеников П.Н. Страшно то, что непонятно//Театр.1991.№ 1.
  4. Должеников П.Н. Тема страха перед жизнью в прозе Чехова// Чеховиана. М.1995
  5. Кама Гинкас, Максим Осипов, Елена Степанян, Настоящий Чехов,
  6. "Знамя" 2010.№ 6. Сайт: журнальный зал.
  7. Лапушин Р.Е. Трагический герой в палате №6. От невольной вины к совести. Чеховиана.М.1995.
  8. Мережковский Д.С. Старый вопрос по поводу                                   
  9. Сайт: Произведения А.П.ЧеховаЪпр:// my- chekhov.ru.
  10. Мережковский Д.С. Чехов и Горький// Эстетика  и критика нового таланта// Эстетика и критика. М.,1994.Т.1.
  11. Лишаев С. Отрешенность и вовлеченнность. "Нева" 2010. № 9. Сайт: журнальный зал.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.