У азербайджанского народа имеется система верований различного содержания и форм, возникших в определенное историческое время и прошедших этапы развития. Одним из сохранившихся в первозданном виде по сей день подобных верований является особое отношение к животным вообще и к домашним в особенности. Проведенные археолого-этногра-фические исследования свидетельствуют о существовании и поныне различных верований, связанных с животными [4; 5; 8; 14; 15; 18].
В Азербайджане верования и религиозные взгляды, связанные с животными, являясь частью системы первобытных представлений, отличаются определенными специфическими чертами. В формировании данных особенностей помимо факторов природно-географических условий, а также важную роль сыграли общественно-политические и социально-экономические отношения, имевшие место в различное время, а также обычаи и традиции, присущие той или иной религии. Религиозные представления и верования первобытных людей, беспрерывно изменяясь, развивались от простого к более сложному, приобретали разные формы и содержание, поскольку само человеческое общество не стояло на месте. Когда собирательство сменялось производственным хозяйством возникло скотоводство и земледелие, матриархат уступил место патриархату, появилось имущественное неравенство. Эти изменения, произошедшие в экономике, общественных образованиях и быту, безусловно, в искаженном виде нашли отражение сознании и религиозных взглядах людей. Религиозные представления, изменяясь, получали новое содержание, первобытные верования приобретали новые формы [8, 14].
Не составляет исключения с этой точки зрения исторический этап энеолита и период ранней бронзы в Азербайджане. В это время в экономике первобытного общества произошли серьезные изменения. Факты доказывают более быстрого развития на территории Азербайджана одного из основных отраслей хозяйства -скотоводства. Стало известно, что прежние поселенцы того периода держали как крупный, так и мелкий рогатый скот и свиней. Обнаружен даже факт приручения лошади (Аликомектепе) в последний период энеолита [21, 6]. Все вышесказанное о развитии скотоводства в Азербайджане в период энеолита и ранней бронзы доказывают и обнаруженные остеологические материалы. Например, более 43,3 % найденных в Аликомектепе костей домашних животных принадлежат быкам. За ними на втором месте находятся кости мелкого рогатого скота, составляя 36,2 %, на третьем - лошади - 7,5%, на четвертом - свиней - 6,1 %, на пятом - диких животных - 5 %, на шестом - собак - 2,6 % от общего числа [23, 153].
Но в отличие от энеолита, в период ранней бронзы количество скота растет. Если в первый период в скотоводческом хозяйстве преобладал крупный рогатый скот, то в последующем число мелкого рогатого скота стало неуклонно увеличиваться. Можно предположить, что в этот период скотоводство, достигнув еще большего развития, наряду с земледелием, стало основой производственного хозяйства местного населения. Охота же, потеряв свои позиции, стала вспомогательной отраслью хозяйства [3, 143; 17, 216].
Кроме того, ведущую и значительную роль домашних животных в хозяйстве и быту древних людей можно видеть на следующем примере. Так, в памятниках Азербайджана исследуемого периода найдено множество сверл, шил и игл, вырезанных из трубчатых костей крупного и мелкого рогатого скота. Эти орудия применялись при обработке шкур и кожи, изготовлении одежды, обуви и других бытовых предметов [20, 222-223].
Из описаний упомянутых выше остеологических материалов становится ясно, что в указанных периодах домашние животные занимали более значительное место в хозяйстве и быту населения. Мы считаем, что одним из основных и решающих факторов, способствовавших приданию первобытным религиозным представлениям, верованиям, обрядам и церемониям нового содержания и формы, а также появлению новых верований у скотоводческих племен Азербайджана была именно их хозяйственная деятельность в VI-III тысячелетиях до н.э.
Мы абсолютно разделяем мысль ученого-этнографа Г.А. Кулиева [19, 168)] о том, что ряд связанных с животным миром верований на раннем этапе носивших тотемистический характер впоследствии основывались на значении животных в хозяйстве. Неслучайно, что большинство найденных памятниках Азербайджана периода энеолита и ранней бронзы фигуры и изображений животных отражают домашний скот. По нашему мнению, археолог Г.С. Исмаилзаде [7, 33] справедливо связал первобытные представления и верования энеолита и ранней бронзы, в первую очередь, с общественными отношениями и основными отраслями хозяйства того периода, особенно земледелием и скотоводством.
Известно, что во время археологических раскопок в древних поселениях в жертвенниках, на которых проводились религиозные обряды, храмах были обнаружено большое количество костей домашних животных, их фигурок и изображений. В качестве примера можно указать четыре фигурки животных - трех собак и быка, найденных в памятнике энеолитического периода в Беюк-Кесик. По настоящее время найдена всего одна глиняная фигурка, относящаяся к периоду энеолита в поселении Чалагантепе в Карабахе - голова свиньи. Но она, в отличие от фигурки быка из Беюк-Кесик и последующих фигурок Кура-Араксинского периода, исполнена иначе по стилю, содержанию и в более крупном размере [10, 31 ]. Последние фигуры еще раз показывают, что в период энеолита бык за пользу в хозяйстве стал объектом верований древнего человека.
Вера в быка присутствовала и в период ранней бронзы и носила, в основном, обрядовый характер. Так, в святилище, обнаруженном в VI строении на раскопках Кюльтепе II, вблизи круглого очага найден четырехугольный выступ с очагами в форме головы быка. Здесь, предположительно, исполнялись обряды, связанные с верой в быка [13, 283]. Неслучайно, что, как указывает археолог О.Г. Абибуллаев, из 24-х фигурок, найденных в Кюльтепе I, 21 изображает быка [17,141 ]. Четыре фигурки из поселения ранней бронзы Махта I изображают быка, остальные - барана, корову и лошадь [1, 65].
В недрах очага памятника Баба-Дервиш также обнаружена маленькая глиняная фигурка быка /22, 56-58/. Скорее всего, данный очаг тоже во время религиозных обрядов, связанных с верованием в быка /22, 90-91/. Интересно, что следы этого древнего обычая встречаются и в памятнике Амиранис-Гора в Грузии. В недрах одного из его очагов обнаружена небольшая фигурка, олицетворяющая священного быка [20, 215]. По археологическим материалам удалось определить, что во время религиозных церемоний и обрядов в жертву приносились, в основном, крупный рогатый скот. Следы подобной церемонии обнаружены и в памятнике Гаракопектепе [7, 34].
Для древних людей и мелкий рогатый скот, игравший значительную роль в скотоводческом хозяйстве, также был объектом поклонения. Например, в памятнике Аликомектепе часто встречаются захоронения челюстей мелкого рогатого скота, окрашенные красной охрой. Этот обычай, обнаруживаемый, в основном, в детских могилах, по всей видимости имел магический смысл и связан с верой воскресения и плодовитость [23, 169]. Вблизи селения Калантар-Диза Ордубадского района во время археологических раскопок в в некрополе Плов-даг-2 установлено, что в некоторых 11-ти курганных захоронений (№ 8), в ногах человеческих останков положено некоторые кости мелкого рогатого скота, в основном, с головы и ног [6, 32]. Кроме того, на круглых жертвенниках в пяти или четырехугольных камерах, примыкающих к могиле, встречаются кости мелкого рогатого скота, украшенные агатами или бусинками из белой пасты [6, 33].
Еще одним животным полезным в скотоводческом хозяйстве была собака. Доказательством того, что и собака была объектом поклонения для древнего человека, являются три ее фигурки из памятника Беюк Кесик /10, 40/. Особое отношение древнего населения Азербайджана к собаке, веру в нее можно усмотреть в обычае захоронения этого животного вместе с останками человека. Например, во время раскопок в Кюльтепе в могиле № 41 на глубине 17 м рядом с останками человека обнаружен скелет собаки [16, 37], а в могиле № 12 на глубине 14,6 м скелет человека и собачий череп [16, 41 ]. Схожий обычай можно наблюдать и других народов. Например, обычай класть собачий череп в детскую могилу широко распространен у эскимосов. Объясняется этот обычай следующим образом: поскольку собака с легкостью находит дом хозяина, то и в потустороннем мире она поможет «беспомощному» ребенку найти путь в обиталище духов [24, 123].
Изменения, произошедшие в зоолатриичес-ких (от греч. «зоо» - животное и «латрея» -поклонение, обряд) представлениях в связи с развитием скотоводства, можно проследить по наскальным рисункам. Так, скотоводы создали множество изображений, посвященных магическим обрядам. В качестве примера можно указать рисунки козла и барана на камне № 15 (слева) Кичикдаша в Гобустане. Внутри изображений двойными волнистыми линиями условно символически обозначены детеныши животных. Множество точек на козленке исследователь Н. Рзаев расценил как символ размножения и плодовитости [12, 35].
Подобные случаи наблюдаем и на других памятниках. Например, в Гемигая чаще встречаются рисунки мелкого рогатого скота. Как известно, козы обеспечивали древних людей такими необходимыми продуктами как мясо и молоко, а их кожа широко использовалась в быту. Поэтому неслучайно, что коза заняла определенное место в религиозных представлениях древних людей. В Гемигая отмечены рисунки козы, в первобытных религиозных представлениях отражавшие плодовитость и изобилие [11, 89].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что большинство фигур животных, наскальных рисунков и остеологического материала, обнаруженного в памятниках энеолита и периода ранней бронзы, относятся к домашним животным, широко представленным в скотоводческом хозяйстве. Целью проведения религиозных обрядов древними скотоводами было развитие своих хозяйств, увеличение поголовья домашних животных, защита их от болезней, диких животных и стихийных бедствий, а также получение богатого урожая. В скотоводческих праздниках, являющихся составной частью духовной культуры Азербайджанского народа -«Праздник пастуха», «Кочевье в горы», «День пастуха», «День кочевья», в независимости от региона, можно видеть следы верований и обрядов, связанных с плодородием. Так, в праздничные дни скотовод для защиты животных, увеличения плодовитости успеха кочевья исполнял магические обряды. Например, для защиты от сглаза, скот трижды водили вокруг очагов и святилищ, животные украшались гирляндами и лентами /25/. Кроме того, крупный и мелкий рогатый скот был охвачен вниманием и заботой, для защиты от сглаза на рога надевались амулеты, соль, уголь и кусочки железа, завернутые в тряпку. Бить и обижать их считалось грехом. По бытовавшему в Азербайджане поверью «семью того, кто бьет скот постигнет несчастье» /9, 224/. Одним из животных, имевших особое значение в скотоводческом хозяйстве, была собака. Неслучайно, что по азербайджанскому поверью, нашедший собачий зуб и положивший его в карман, может ночью безбоязненно идти куда хочет [2, 47]. В народе также бытует обычай для защиты от сглаза насаживать собачий череп на жердь и вбивать ее в определенном месте сада [2, 53; 10, 222]. Учитывая роль лошади в человеческом хозяйстве, в первобытных представлениях народа нашли отражение реальный и мифический образ этого значимого в хозяйстве животного [5, 114]. Как видим, в обычаях и традициях, церемониях и верованиях нашего народа особое отношение к домашним животным, точнее говоря, к животным, имеющим важное значение в скотоводческом хозяйстве носит базисный характер.
Таким образом, считаем, что заметное место верований и представлений, связанных с домашними животными как в археологически памятниках, так и в устном народном творчестве по большей части было связано с ролью и значением того или иного животного в быту и хозяйстве нашего народа с древних времен по сей день. Так, поскольку традиции производства и созидания в Азербайджане, считающемся одним из культурных центров древнего Востока, стали развиваться на более ранних этапах верования и представления о животных принимали новое содержание и форму. Если в период господства собирательства верования, связанные с дикими животными не были широко распространены, то с установлением и развитием производственного хозяйства стали быстро распространяться верования, связанные с домашними животными. Одним словом, после зарождения производственных традиций, в особенности скотоводства в складе мышления древних людей, связанном с переходящими по наследству архаичными представлениями и образами, произошли коренные изменения, образы диких животных сменились домашними, символы удачной охоты трансформировались в символы плодородия.
Литература
На азербайджанском языке:
1. A§urov S.H. Naxcivanin ilk tunc dovrii keramikasi. Baki: Nafta-Press, 2002, 158 s.
2. Azәrbaycan folkloru antologiyasi. Naxcivan folkloru. Baki: Sabah, 1994, 388 s.
3. Cәfәrov H.F. Azәrbaycan е.ә. IV minilliyin axiri-I minilliyin әл^әііәггМә. Baki: Elm, 2000, 187 s.
4. Bhrmdov R. Azәrbaycan vә tiirkrran xalqlarinin inamlarinda paralelbr // Tarix vә onun problembri, 2001, № 3/4, s. 155-158
5. №vilov H.A. Martda irarak... Baki: Azәrnәsr, 1993, 122 s.
6.1brahimov B.l. Plovdag-2 nekropolu / 2003-2004-cii illәrdә aparilmis arxeoloji vә etnoqrafik tәdqiqatlarln yekunlarina I^sr olunmus elmi sessiyanin materiallari (col tәdqiqatlarl vә ш/әгі problemlәr). Baki: Nafta-Press, 2005,s. 32-33
7.1smayilov Q.S. Qurucay vә Kбndәlәn9ay vadisindә qәdim mәdәniyyәt і/іәгі. Baki: Elm, 1981, 65 s.
8.Quliyev N., Bәxtiyarov A. Azәrbaycanda qәdim dini ayinlәr vә onlarin mәisәtdә qaliqlari. Baki: Azәrnә§r, 1968, 110 s.
9.Mәrasimlәr, adәtlәr, alqi§lar^. Baki: Gәnclik, 1993, 352 s.
10. Miiseyibli N.B. Boyuk ^sik eneolit dovrU ya§ayi§ mәskәni. Baki: Nafta-Press, 2007, 228 s.
11. Museyibli N.B. Gәmiqaya. Baki: Ca§ioglu, 2004, 318 s.
12. Rzayev N. Qayalar dani§ir. Baki: Elm, 1985, 94 s. 13.Seyidov A.Q. Naxfivan e^. VII-II minilliklәrdә. Baki:Elm, 2003, 339 s.
14. §ahbazov T.S. Azәrbaycanda at ayininin Ьә/і xususij^tterira dair / 2003-2004-cu illәrdә aparilmis arxeoloji vә etnoqrafik tәdqiqatlarln yekunlarina hәsr olunmus elmi sessiyanin materiallari (col tәdqiqatlarl vә nәzәri problembr). Baki: Nafta-Press, 2005, s. 156-158
15. §ahbazov T.S. Azәrbaycanda heyvan kultunun bәzi xйsusiyyәtlәrinә dair// Azәrbaycan Arxeologiyasi vә
Etnoqrafiyasi, 2004, № 2, s. 236-242
На русском языке:
16. Абибуллаев О.А. Погребальные памятники из поселения Кюлтепе/ Археологическая исследования в Азербайджане, Баку: Издательство АН Азерб. ССР,1965, с. 29-44
17. Абибуллаев О.А. Энеолит и бронза на территории Нахчыванской АССР. Баку: Элм, 1982, 316 с.
18. Гавилов Г.А. Культ и понятия о «чистых» и «нечистых» животных в мифологии азербайджанцев// Tarix vә onun problembri, 1997, № 1, s. 229-231
19. Гулиев Г.А. Этнографические проблемы скотоводческого хозяйства Азербайджана в XIX - начале ХХ в.Баку: Элм, 1996, 208 с.
20. Дадашев А.Н. Земледельческо-скотоводческая экономика обществ эпохи палеометалла на территории Азербайджана. Баку: Издательство Бакинского Университета, 2000, 396 с.
21. Джвахишвили А.И., Нариманов И.Г., Кигурадзе Т.В. Южный Кавказ в VI-IV тыс. до н.э. / Кавказ в системе палеометаллических культур Евразии, Тбилиси: Мец-ниереба, 1987, с. 5-9
22. Исмаилов Г.С. Археологическое исследование древнего поселения Баба-Дервиш (III тысячелетие до н.э.).Баку: Элм, 1978, 104 с.
23. Нариманов И.Г. Культура древнейшего земледель-ческо-скотоводческого населения Азербайджана. Баку:Элм, 1987, 260 с.
24. Тейлор Э. Первобытная культура. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1939,568 с.
25.Общие сведения о народных праздниках Азербайджана. history.azerall.info/ts gen/rus/etn/eta^.!^