Общеизвестным является тот факт, что ни одно явление культуры, и литературы в том числе не может развиваться изолированно. Процесс взаимодействия и взаимовлияния литератур может осуществляться как в результате непосредственных контактов, так и опосредованно. В различных национальных литературах могут, подчас, встречаться сходные темы, и исследование сходных тем возможно с самых различных позиций. В свою очередь, позиция, с которой тот или иной автор подходит к решению проблемы, поставленной в произведении, формируется под влиянием многочисленных факторов: историческая ситуация, социум, индивидуальное отношение, идейно - эстетические принципы, национальные традиции, личный, и профессиональный опыт. Отсюда следует совершенно закономерный вывод: при исследовании произведений даже со сходной тематикой, применение единых критериев невозможно. К примеру, произведения выдаю щихся современных азербайджанских авторов, таких как Эльчин, Анар, Акрам Айлисли не могут исследоваться с тех же позиций, с которых исследуются произведения Фитцджеральда, Фолкнера, Хемингуэя. Являясь, в определенном смысле, современниками, названные авторы относятся к разным школам, традициям. Кроме того, каждый из них выделяется своим индивидуальным мировоззрением и прозаическим стилем. Внимание их привлечено разными проблемами, подход к различным аспектам реальной жизни у них также разнится. С этой точки зрения, творчество двух разных, на первый взгляд, писателей-азербайджанца Акрама Айлисли и американца Скотта Фитцджеральда-представ-ляется показательным явлением творчество Айлисли и Фитцджеральда сходно с точки зрения выбора тематики, предмета художественного изображения, по своему мироощущению, настрою и тонкому восприятию чувств и ощущений своих героев. И вместе с тем, каждый из авторов создает свой, неповторимый художественный мир.Так, герои Айлисли до конца своей жизни не могут расстаться с чистыми, святыми и поэтическими чувствами, поддерживавшими их в молодости. Более того, эти люди смотрят на всю жизнь сквозь призму этих же светлых чувств и все человеческие отношения и самих людей также оценивают именно с этих позиций. Таковы учитель Джанали («Сезон цветных платьев»), Алиаббас («Рассказанное цветку вишни»), Казым («Желтый свет ив»). При сопоставлении названных героев Айлисли с героями Фитцджеральда, в глаза сразу же бросается следующая особенность: у американского писателя сознание, вся внутренняя жизнь слов - оно раздваивается: внешне, в своей деятельности, и в своей внутренней жизни - это совершенно разные, подчас противоположные личности. Таковы, в частности, Гэтсби («Великий Гэт-сби»), Дик Драйвер («Нежная ночь»). Эти герои наделены чистой душой, им свойственны вера в людей, красота помыслов, духовность. Именно эти качества помогают Гэтсби, Драйверу и другим героям Фитцджеральда не падать духом в самые трудные минуты, не поддаваться силам зла. Сам писатель высказывался об этом следующим образом: «Главная задача - хранить чистые, человеческие чувства, и писатель не может оставаться в стороне от этой задачи» [3,52- 58].
Проблема сохранения человеческих чувств является первостепенной также и для Акрама Айлисли. В связи с этим, обзор творчества Айлисли и Фитцджеральда, выявление общих и отличительных черт их творчества, и обозначение факторов, определяющих эти черты, представляет большой интерес. Подобное сопоставление может проводиться в двух аспектах: первый аспект - идейно-тематические сходства и различия в творчестве Айлисли и Фитцджеральда; второй аспект - сходства и различия, проявляющиеся в художественном почерке, в средствах отражения жизни. Здесь же следует отметить один, очень существенный момент: cходные черты, параллели могут рассматриваться скорее как аналогичное звучание, нежели непосредственное влияние. Эта аналогия порождена, в свою очередь, аналогичностью исторической ситуации, в которой жили и творили оба писателя.
Необходимо вновь оговориться: Фитцджеральд начал свой творческий путь после Первой Мировой войны, Айлисли - после Второй Мировой войны. Ни один из них не принимал непосредственного участия в военных действиях. Однако фактор «войны», положившей конец миллионам человеческих жизней, перечеркнувшей многие мечты и идеалы, безусловно, оказал решающее влияние на творчество, формирование мировоззрения, психологию и жизненную позицию обоих писателей.
Фитцджеральд, подобно большинству американской молодежи, после Первой Мировой войны потерял веру в идеалы, разочаровался в так называемой, «американской мечте». Этот момент ярко проявился в характере многих его героев, в том числе, в характере Гэтсби. Потеря аналогичных иллюзий у Айлисли происходит в результате краха Советского государства, коммунистического режима, якобы ведущего народы СССР в «райскую, счастливую» жизнь. Здесь налицо очень важный момент: на первый взгляд, Айлисли не создавал произведений, непосредственно критиковавших коммунистический режим. Однако, возврат в Бузбулаг -доминирующий мотив его творчества - был, по сути своей, антисоветским призывом. Этот возврат был полной противоположностью, противоречием идеологической программе коммунистических лидеров, желавших ассимилировать все народы, жившие в составе СССР в один, так называемый, «советский народ». Этот идеал возврата в Бузбулаг был, по существу, идеей возвращения каждого человека, а в его лице -каждого народа к своим истокам и корням, к сохранению национального самосознания, достоинства, языка, и самое главное - нравственности, духовных и моральных ценностей, народной мудрости, накапливаемой веками. Как отмечает исследователь Нурлана Алиева, в основе этого призыва стояло понятие «национального», противопоставленного коммунистической безличности. Человек может быть по-настоящему счастлив только на родной земле, в родной, духовно близкой ему среде, в окружении, близком ему по духу [2, 163]. В основе Бузбулага стояла именно эта позиция, это мнение.
В определенном смысле, здесь рассматривается аналогия с героями Фитцджеральда - у обоих писателей герои мечтают о счастливой жизни. У обоих писателей мечты о счастье очень сильно связаны с материальным благополучием, и это, безусловно, является результатом влияния среды и всей жизненной реальности в целом. Герои романа Фитцджеральда «Долина шлаков» живут в бедном районе, и образцом такой «счастливой жизни», райским уголком для них является, к примеру, Уэст-Эгг или Ист-Эгг, т.е. районы проживания богатых, респектабельных людей. Для героев Айлисли, живущих в Баку или переехавших в своё время в другие города и республики бывшего СССР, таким святым, желанным местом является Бузбулаг. У обоих писателей герои стремятся обрести пространство, среду для ощущения подлинного счастья, т.е. обрести идеал. Вместе с тем, в основе этих стремлений, исканий, лежит различное, подчас противоположное чувство, мироощущение.
Так, у Фитцджеральда герои стремятся, прежде всего, попасть в «ареал богатых» и жить в материальном достатке, т.е. осуществить, так наъываемую, «американскую мечту». Герои Айлисли - Казым, Гадир, Мирза Манаф и другие, мечтают вернуться в родную деревню, утолить свою духовную жажду, удовлетворить свои моральные, нравственные потребности. В отношении к этому вопросу у двух писателей налицо существенная разница: Фитцджеральд рассматривает проблему больше в социальном аспекте. Герои Фитцджеральда, попав в среду «богатых», видят их нравственную ущербность, никчемность, бессмысленность жизни, прожигаемой ими иногда даже сознательно, осознают крушение своих идеалов, иллюзорность своей «высокой» мечты, и в конечном итоге, терпят моральный и жизненный крах, некоторые, подобно Гэтсби, погибают и физически. Для героев Айлисли, приехавших из сельской местности в Баку, подобное разочарование, моральный крах начинается после приезда в заветный город - Баку, после столкновения с реальностями городской жизни. В отличие от героев Фитцджеральда, герои Айлисли не погибают физически. Кроме того, у Айлисли герои даже переживая внутренние потрясения, никогда не реализуют своей мечты вернуться в Бузбулаг. Вместе с тем, пройдя через моральное и нравственное поражение, эти герои, порой, способны ощущать и чувство победы. В этом также заключается одно из коренных отличий героев Айлисли от героев Фитцджеральда. И если моральное поражение выражено в образах Гадира, Рамазана, то победа выражена в образах Галандара, Манафа, и других.
Подобный финал, безусловно связанный с различиями в политической и социальной обстановке, в которой жили оба писателя, является в то же время показателем различий в их мировоззрении и художественном стиле. Для героев Фитцджеральда всё решают общественные, социальные отношения. По этой причине, при изменении человеческих отношений к худшему, герои Фитцджеральда не находят ничего, способного поддержать их морально. Именно это ведёт их к закономерной смерти или к духовному краху. У героев Фитцджеральда гармония нарушена не только с окружением, социумом, но и с самой природой. Для них единственным выходом из душевных потрясений является замена одних отношений другими. Так, горечь от душевного потрясения, пережитого от возлюбленной Николь, Дик пытается компенсировать любовью, которую питает к нему Розмари. В отличие Николь, Розмари Дика искренне любит и понимает, поддерживает морально. Дик же залечивает свои душевные раны, полученные от человека, которому желал добра и спас жизнь новыми отношениями. Таким образом, решение проблемы не выходит за рамки социальных отношений. Для героев Айлисли характерна именно гармония с природой, более того, именно гармония, единение с природой является единственным и неизбежным средством решения проблем. Природа у Акрама Айлисли изображена в самых разных образах -образах гор, ущелий, облака, солнца, рек, цветов. И все же основным носителем культа природы является дерево. Не случайно, большинство названий произведений Акрама Айлис-ли связано с названиями деревьев, например, «Черешня», «Сказка одинокого граната», «Желтый свет ив», «Рассказанное цветку вишни» и т.д. Трилогия Айлисли также называется «Люди и деревья». Герои Айлисли, чувствуя изменение отношений с неискренними, оторвавшимися от своих корней, генов, людьми, вновь обращаются к природе и получают моральное право опереться на нее, вновь подняться на ноги и обрести силы и идти дальше, вперёд. Для маленького Садыга подобной опорой является дерево граната, для Казыма - свет, излучаемый жёлтой ивой, для Галандара - дерево вишни, белые цветки которого словно готовы с ним заговорить.
Для Галандара, без чьей-либо поддержки учащегося в вузе отличника, и многих его сокурсников, примером нравственности является Тахир муаллим, проявляющий отеческую заботу о студентах. Смерть Тахир муаллима накануне распределения разбивает все их надежды и мечты. Галандар, который потерял единственную свою опору, опять возвращается к вишнёвому дереву. Несомненно, что дерево здесь носит символический характер. Это символ человеческой нравственности неиспорченной, чистой, и каждый, кто может найти в своей душе эти качества, способен найти опору, поддержку в природе. В безнравственном обществе человек, не имеющий высоких качеств неизбежно приходит к моральному краху. Это ясно видно на примере Гадира, героя повести «Леса на берегу Куры». Гадир, испортивший отношения с земляками, с женой Салтанат, потеряв внутреннюю гармонию, словно забыл язык лесов. И в отличие от Галандара, этот фактор становится решающим в моральном разрушении Гадира, так как, шелест родных лесов не находит отзвука в его душе.
Проблема морального, нравственного краха, поражения человека, раз- рывающегося между бизнесом, материальностью, желанием заработать как можно больше, и моральными и духовными потребностями - в решении этих коренных вопросов человеческого бытия у Фитцджеральда и Айлисли можно найти определенные аналогии. Так, «Великий Гэтсби», «Нежная ночь», «Последний магнат» - т.е. основные романы Фитцджеральда, ряд новелл и рассказов, посвящены именно этой проблеме - проблеме человеческого выбора, метаний, разочарований. У Акрама Айлисли наблюдается постановка аналогичных проблем и отличное от Фитцджеральда их решение. У американского писателя эта проблема ставится снова и снова, каждый раз по- новому, и в конце произведения находит самое тяжелое решение - человек, потерпевший моральный крах, либо погибает физически, либо кончает моральным и духовным самоубийством.
У Айлисли отображение процесса подобного морального и духовного краха наблюдается на протяжении всего творческого пути. Создаётся впечатление, что все произведения азербайджанского прозаика объединяются в единое полотно, т.е. проблема ставится, но отнюдь не всегда решается. Вопрос чаще остаётся открытым. И только в одном из последних произведений Айлисли - романе - репортаже « Масан-Герань» этот вопрос находит своё последнее и чёткое решение. В предыдущих произведениях писателя герои, внутренняя гармония которых была нарушена обществом, находили выход в единении, гармонии с природой, то в «Масан-Герань» даже герань, олицетворяющая природу, не может прийти на помощь герою, стать его духовной опорой. Главный герой романа «Масан-Герань», всю жизнь выращивавший герань, теряет свои саженцы - они ломаются, гибнут из-за сильного ветра. Это происшествие глубоко символично. Сокрушительный ветер -символ разрушительных приоритетов, ценностей, порожденных новым временем. Уничтоженная, сровнявшаяся с землей герань может восприниматься как образ несбывшихся надежд Масана, его разрушенных, погибших идеалов. Финал романа «Масан-Герань» словно олицетворяет крушение почти полувекового «культа дерева», конец идиллии Бузбулага. Т.е. романтическая парадигма терпит крушение. И с этой точки зрения, позиция Айлисли сближается с позицией Фитцджеральда. Подобно Фитцджеральду - гражданину самой передовой страны капитализма, и писателю, отразившему неумолимое уничтожение капитализмом человеческой индивидуальности и духовности, азербайджанский писатель отказывается от идеи романтического спасения надежд и иллюзий, и с большой реалистичностью отражает жесткие жизненные реалии Азербайджана, также вернувшегося к капиталистическому образу жизни. В соответствии с этим, лиризм, так явно проступавший в ранних повестях и рассказах Айлис-ли, в последних произведениях писателя уступает место жесткому, публицистическому накалу.
Таким образом, обобщая сходные и отличительные черты в творчестве Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда и Акрама Айлисли, можно с уверенностью утверждать, что аналогии, существующие в творчестве двух писателей порождены характером времени, в котором они творили и особенностями человеческой психологии. В то же время налицо существенные различия в постановке проблемы, решении и наконец, в жизненной позиции каждого из писателей. Подобно Фитцджеральду, оказавшему серьезное влияние на американскую литературу ХХ века, Айлисли, несомненно, является одним из видных азербайджанских прозаиков, сказавших веское слово в национальной прозе второй половины ХХ века. Азербайджанская проза в 60-х годах прошлого столетия создала произведения, идущие в ногу с мировым литературным развитием. В период глобализации и интеграции культур это является серьезным фактором, определяющим значимость современного азербайджанского литературного сознания.