Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Об «идолах» в современном научном познании

«Идолы» - это препятствия стоящие на пути научного познания, которые были названы Фрэнсис Бэконом «призраками». Логической основой появления таких «идолов» является самая элементарная форма человеческого мышления протекаемое в форме простого атрибутивного суждения. Потребность сохране­ния и воспроизводства таких «призраков» в современном обшестве уже имеет психологи­ческие, социально-политические, идиологиче-ские и экономические основы. Атрибутивное суждение «S есть P» — это суждение о принад­лежности (или об отсутствии) предметам свойств (атрибутов). Например, «Роза красная» или «Роза протяженная». «Протяженность» универсальный атрибут всей материи.Но роза как любая живая материя растет, птица летает, а человек еще и мыслит. Такие свойства как «расти», «летать» и «мыслить» кажется никак не вытекает из атрибута «протяжения». Но если скажем: у розы есть растительная душа, поэтому она растет; у птицы есть животная душа, поэтому она летает; а у человека есть разумная душа, поэтому он думает, тогда психологически кажется непонятные свойства становятся вроде понятными. Но это само­обман. Ибо, растительная душа, животная душа и разумная душа - носители свойств «расти», «летать» и «мыслить как особые субстанции не существуют. Точно такими же «идолами» являются гипотетические субстанции флогис­тон, теплород, эфир, витальность и.т.д. Как известно, опыты Румфорда и Дэви нанесли теории теплорода сокрушительный удар. а после экспериментов Майкельсона - Морли и Физо Эйнштейн (в 1905 году) предложил вовсе отказаться от рассмотрения эфира как излишней для теории сущности.

Все в природе временно (приходят и уходят), то есть в определенное время порож­даются и в определенное время уничтожаются. Согласно атрибутивному суждению «S есть P» должна быть некая особая вне природная Абсолютная субстанция ответственная за этот процесс порождения и уничтожения - это Бог. В результате секуляризационных процессов происходивших в западной цивилизации в XV -XVI веках функция порождения (и уничто­жения) абсолюта трансформировалась в катего­рию взаимодействия. Так, в современной кван­товой теории поля (в отличие от квантовой механики) «частицы»,уже не рассматриваются как некие неуничтожимые элементарные объекты, а порождаются и уничтожаются с помощью полевых операторов рождения и уничтожения [1] в соответствии со статисткой Ферми или Бозе.

Как показывает история развития естест­вознания на каждом эволюционном витке разви­тия человеческой цивилизации представители религиозной исследовательской программы пытаются постоянно воспроизводить «идолы» под видом (маскировкой) современных научных терминов. Так внеприродная Абсолютная порождающая сила становится Космической энергией, а Божественный разум - Космической информацией или Космическим информацион­ным полем Вакуума, в котором якобы зако­дировано вся история развития Вселенной. Такие переименования связаны или с недопониманием (заблуждение) или с явной фальсификацией истинных смыслов научных терминов энергия и информация. Единственная субстанция - субъект во Вселенной - это материя; а движение - это её универсальный атрибут, то есть процесс смены состоянии материи под действием взаимодействия. Энергия не субстанция, а является категорией, которая выражает меру (степень) движения и взаимодействия; например: кинетическая энергия движения или энергия электро-магнит-ного взаимодействия и т. д. Любое материальное взаимодействие одновременно является и информационным взаимодействием (отраже­нием), т.е. информация без материального носи­теля не бывает. Сознание человека является самой высшей (идеальной) формой атрибута отражения материи присущее только человеку. Сознание - это информация об окружающем мире закодированная в материальном носителе, т. е. в нервной системе человека. Нервные клетки могут находиться только в двух состояниях: в активном, возбужденном (1) и пассивном (0); поэтому информация об окру­жающем мире кодируется в цифровой (0,1) форме: в вербальной форме в левом полушарии мозга, а в чувственно - образной форме в пра­вом полушарии мозга. Сознание, хотя и кодируется в нервной системе, но представляет другое, то есть это символ другого; например, понятие электрон представляет реальный электрон.

В любой теоретической системе сущестуют субстанциональные и функциональные понятия; например, понятие «электро - магнитное» поле субстанциональное понятие, а фундаментальное понятие квантовой механики «волновая функ­ция» функциональное понятие. В теоретических системах о человеке понятия душа,дух,Бог сущестуют как функционально-психологи­ческие понятия выполняющие для конкретного индивида компенсаторно-терапевтические фун­кции самоуспокоения, т.е. поддержания психо­логического равновесия.

Наука как таковая ставит целью прежде всего нахождение объективной истинны, то есть идеального образа подлинно реального (в отличие от мифо-религиозного) бытия. Фило­софия, как натурфилософия является истори­ческой первой формой научного естествозна­ния. Античные натурфилософы пытались объяснить Природу из самой себя под углом зрения единого порождающего основания; другими словами, они дали первую модель становления бытия вообще как системы, порождаемое из единого субстанционального основания. Любая наука на теоретическом уровне сталкивается с подобной проблемой - уста­новления того «логического пространства», в котором многообразие вещей отождествляются и превращаются в различные его «точки» (модусы). Для античных натурфилософов такой всеобщей субстанцией выступала материя, в какой - либо конкретной форме. Так у Анаксимандра - это апейрон, а у Гераклита - огонь.

С открытием антиномии бытия и небытия элеатами, которая фиксирует двойственную природу материи, появляется проблема станов­ления субстанции, т.е. бытие существует как переход из одного состояния в другое. В этом процессе, по Пармениду, субстанция остается тождественным самому себе (А=А), которая умопостигаема как вечное и целостное бытие; а чувственно-созерцаемые единичные телесные вещи - это мир множественности и изменчи­вости (видимость).

Другими словами, Парменид и Зенон откры­ли универсальные параметры субстанциаль­ности: как ее вечность и целостность, но за счет отказа от формообразовательного процесса как видимость. Далее в античной философии были обоснованы две взаимо - противоположные концепции в понимании природы субстанции и механизма ее формообразования.

Для Демокрита субстанция - это атомы, которые вечны и неделимы; ибо если бы они были бесконечно делимы, то в пределе этой операции деления мы бы получили нуль; а сумма нулей дает нуль, что противоречит существованию реального мира. Многообразие различных вещей - это комбинация атомов. В атомной концепции Демокрита зафиксирована идея о дискретной корпускулярной природе бытия вообще, что экспериментально и теоретически обосновано в квантовой теории. Например, «атом», т.е. квант электромагнитного поля - это фотон (Эйнштейн, 1905 г.).

Механизм порождения многоообразия - это комбинация атомов. Демокрит понимал этот процесс как сцепление атомов («крючки», т.е. механически); другими словами он свел проб­лему порождения качественного многообразия к колличественному многообразию - к различным сочетаниям атомов, что неудовлетворительно.

В противоположном подходе исходят из принципа органической целостности. Для Платона природа, как и общество, органические системы, в которых каждые элементы (тела) выполняют определенные функции. Так, государство - это иерархия многообразных видов деятельностей. Поэтому справедливость по Платону - это справедливое распределение этих видов деятельностей согдасно природе, сути людей; ибо по природе у каждого индивида своя комбинация, т.е. соотношение души и тела. Функции вещей,т.е., то ради чего эти вещи - эта сфера сущности (понятия). Итак, единичная вещь - это тело, т.е. материя выполняющая эту функцию наиболее совершенно в составе более широкого целого; а вещь, как субстракт - это материя, т.е. только возможность.

Функция, активность (например, мышление)-     это деятельность особой субстанции - души. Душа - бестелесная и вечная субстанция, а тело-     временное ее жилище. Платон открыл язык науки, т. е. мир поятии. Интеллектуальная деятельность - это мыслительная деятельность с понятиями. Проблема формообразования трактуется Платоном, как проблема порождения разнообразных видов понятии (функции). Итак, Платон пытается решить антиномии бытия и небытия удвоением мира на мир идей (мир истины) и на действительность (мир подобий) и в его натурфилософии появляется такая субстанция как душа. Антиномии бытия и небытия открытые элеатами являются универ­сальными и вечными, т. е. на каждом истори­ческом этапе развития естествознания эти антиномии воспроизводятся на новой основе. В попытке решении этих антиномии появляются новые формы субстанции или новые виды «идолов» в современном научном познании.

Принцип Декарта «я мыслю, следовательно существую» ясно и отчетливо показывает, что мышление есть деятельность порождаюшее само себя, т.е. продуктом этой деятельности является идеальный объект (в рациональной или в чувственно - образной форме). В онтологии Декарта мыслительная деятельность - это деятельность души, а духи обеспечивают связь между мышленим и телом.Эта проблема о связи между идеальным и телесным в современной нейропсихологии с материалистических пози­ции решается следуюшим образом (см. Рис.1).

Сенсорная информация S по нейронному каналу (s-т-л )поступает в лобную долю коры мозга где происходит сравнение текущей информации с ожидаемой прошлой информа­цией в памяти (гп). Разность: текущей инфор­мация - ожидаемая информация по нервному каналу (л-г) доходит до гипоталамуса где пре­вращается в психическую энергию. Далее эта энергия активизирует гипофиз и через гормо­нальную деятельность приводит в движение моторную систему (мс) с реакцией (R).

Сознание, мышление - это функция не особой субстанции души или духа, а идеальная функция сложноорганизованного объекта -материального мозга. То есть сознание - это не субстанция (не Абсолютный дух, не Косми­ческий разум), а как человеческое сознание появляется только на вершине естественного эволюционного процесса разития материаль­ного мира. Реальный формообразовательный эволюционный процесс в природе и обществе идёт без вмешательства сверхестественных сил (духов, души). Физическая форма материи в определенных «точках» пространства-времени, т. е. когда постепенно накапливается и дости­гается мера (бифуркационная точка [2]) физиче­ской формы бытия, спонтанно порождает химическую форму материи как продукт химического взаимодействия. А химическая форма материи в органическом модусе эволю­ционного формообразования в определенных «точках» пространства-времени, т.е. когда появляются более сложные гиперциклические связи [3], спонтанно порождает клеточный уро­вень организации биологической формы материи.

С онтогенезом человека появляются специ­фические формы социальных взаимодействии, которые порождают различные формы со­циальных систем эволюционизирующие из менее совершенных к более совершенным (мобильным и универсальным) формам. Меру бытия всех форм материи в Универсуме определяет физическая форма материи.Ибо физическая форма материи-это субстанция порождающая все многообразие форм бытия материального мира.А все модусы физической формы материи на различных структурных уровнях организации: от мира элементарных частиц до мира Галактик являются различными более конкретными модификациями Абсолют­ной субстанции-Ферми-Бозонного поля.Ибо элементарные частицы существуют только в двух взаимо-противоположных формах: это фермионы с получётными спинами, подчиняю­щиеся статистике Ферми-Дирака; и бозоны с чётными спинами,подчиняющиеся статистике Бозе-Эйнштейна.

Ферми-Бозонное поле как Абсолютная субстанция порождает само себя (causa sui) и все свои более совершенные модификации в Универсуме. Действительно,спонтанное измене­ние состояния фермионного поля (соответ­ствующий универсальным законам сохранения или принципу неопределённости Гейзенберга) -это ферми ток, который порождает противо­положное бозонное поле. Например, внутри ядра переход протон-нейтрон является ферми током, порождающим противоположное мезон-ное поле. Обратно, спонтанное изменение сос­тояния бозонного поля, т.е. бозонные токи могут порождать фермионные поля или сами бозон-ные поля. И вообше: изменение ферми тока во времени спонтанно порождает противополож­ный вихревой (rot) бозонный ток, и наоборот.

Нейтрино есть самое наипростейшее состоя­ние фундаментального фермионного поля с массой покоя равной нулю и движущееся со скоростью света. Фотон есть самое наипростей­шее состояние фундаментального бозонного поля. Около 14 млрд лет назад в период Боль­шого взрыва существовали только фотоны и нейтрино,движущиеся со скоростью света в бесконечно горячей Вселенной, т.е. энергия была только в кинетической форме.

В материальном мире структурные элементы вещества-это фермионы, в основном протоны, нейтроны, электроны и т.д; а бозоны выполняют функцию переносчиков (квантов) полей взаимо­действия. А в период Большого взрыва ве­щество и поле находились в равновесии; и вообше все взаимодействии были эквивалент­ными (тождественными). В результате осты­вания Вселенной исходная энергия постепенно переходит из кинетической в потенциальную форму. Уже через 1 секунду после Большого взрыва температура упала примерно до 10000 миллионов градусов. Далее происходит процесс дифференциации фундаментального ферми-бозонного поля на отдельные модусы, на каждом циклически устойчивом (т.е. взаимо-порождающем) структурном уровне организа­ции которых господствуют определённые формы взаимодействия. Так, например, на ядер­ном уровне господствует сильное взаимодей­ствие, а на атомном уровне электро-магнитное взаимодействие. Нуклонное ферми-бозонное поле (р,п,мезоны) само себя порождает внутри ядра, т. е. появляется закон сохранения нуклон-ного числа. Эти законы сохранения нуклонных и лептонных чисел обеспечивает устойчивость этих физических систем.

 

Литература

  1. Дж.Д. Бьеркен, С.Д. Дрелл, Релятивистская квантовая теория. Т. 1. -М., 1978.
  2. И. Пригожин, И. Стенгерс. Порядок из хаоса. -М., 1986.
  3. М. Эйген, Р. Винклер. Игра жизни. - М., 1979. 

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.